Главная / Начальные классы / конспект урока по чтению Мамин - Сибиряк "Приёмыш"(2 класс)

конспект урока по чтению Мамин - Сибиряк "Приёмыш"(2 класс)

Конспект урока литературного чтения по теме: «Д.Н.Мамин - Сибиряк. Приёмыш». Урок проведен по УМК «Начальная школа XXIвека», автор учебника Л.А.Ефросинина.

Цели: формирование навыков учебной деятельности, формирование учебных компетенций по литературному чтению.

Задачи: Обучающие: познакомить с содержанием рассказа; знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения; вырабатывать навыки правильного беглого чтения, навыки чтения вслух, чтения про себя; работать над навыками выразительного чтения.

Развивающие: развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас; развивать память, мышление, воображение.

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, пробуждать эмоциональные чувства учащихся.

Оборудование:

- выставка книг Д.Н.Мамина - Сибиряка для детей,

- "Толковый словарь" Ожегова,

- мультимедийный проектор

- компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point.

- лист ответов, кроссвордов,

- иллюстрации к рассказу «Приёмыш»

- портреты писателей.

Ход урока:

Слайд №1.

I. Организационно-мобилизующее начало.Организация детей на работу. Мотивация к успешной деятельности.

- Садитесь ребята!

- Ребята, у нас сегодня гости – это учителя из других школ района. Они пришли для того, чтобы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться. Вы – учиться, а я учить. Покажем?

- Тогда начинаем работать.


  1. Формирование общеучебных навыков и культуры труда.

- Хороший результат можно получить только тогда, когда в классе тишина, а на рабочем месте полный порядок.

- Проверим своё рабочее место.

  1. Учебник «Литературное чтение» (рабочая тетрадь)

  2. Дневник

  3. Лист ответов для выполнения заданий.

  4. Письменные принадлежности.

Замечательно. Все дети готовы.

II. - Начинаем наш урок с минутки чтения. (Слайд 2).

- Будем тренироваться читать быстро, правильно, чётко, красиво, выразительно без ошибок. Работаем дружно! Прочитайте про себя.

А теперь я начну читать – а вы продолжите. - Проверим?

Самый лучший день - сегодня.
Самый лучший отдых - работа.
Самая лучшая работа та, которую ты любишь.
Самое большое богатство - здоровье.
Самый большой дар - любовь.

- Какое хорошее слово – ЛЮБОВЬ. Сколько можно много вложить в него. Мы будем сегодня учиться на уроке проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает.

(Слайд №3) 2). Разминка. Артикуляционная гимнастика – чтение скороговорки. Цель: отрабатывать дикцию (звуки). - Я вам дам задание. - Прочитайте, пожалуйста.

Летели лебеди с лебедятами.

- Назовите жанр произведения. – Для чего люди придумывали скороговорки?

1.Игра со словами, со звуками. 2.Это один из жанров устного народного творчества. В старину люди, таким образом, развлекались. – Вот и мы с вами сейчас потренируемся. – Вместе медленно – быстрее, но не громко. - А теперь устроим соревнования мальчиков и девочек. Кто дружнее, правильнее и быстрее? – А теперь все вместе! - Молодцы!

- Ребята, я одно слово спрячу, а потом достану.

III.Сообщение темы урока. Цель: определение темы урока. Целевые установки. Воспитание навыков сознательной дисциплины.

Приступаем к изучению новой темы. Произведение, которое мы будем читать, вызывает разные чувства и эмоции. А чтобы узнать название произведения, вы должны потрудиться. Вам надо отгадать кроссворд, но он не простой, а с секретом. Если сможете правильно отгадать, то прочитаете название произведения. Проверим ваш уровень начитанности. Вам придется вспомнить русских и зарубежных писателей, а также их произведения. Ответы будете записывать в лист ответов. Готовы?

Самое главное – терпение и тишина. Дети кладут перед собой Лист ответов и готовятся к фиксации слов – отгадок. Осуществляется самоконтроль: на мультимедийной доске появляются слова - отгадки. Дети проверяют свою работу. При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь детям, которые в ней нуждаются.



1

П

у

ш

к

и

н


2.

Н

е

к

Р

а

с

о

в


3.

Л

е

б

е

д

И



4.

П

е

р

е

п

Ё

л

к

а


5.

Г

р

и

М

м





6.

К

р

Ы

л

о

в





7.

Ш

а

р

л

ь



Слайд № 4.

1. Известный писатель и поэт. Писал для детей и взрослых. Его знаменитые сказки:

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Слайд № 5 Пушкин А.С.


Слайд № 6.

2.Русский поэт. Его знаменитая поэма «Крестьянские дети».

Слайд № 7. Некрасов


Слайд № 8.

3. Название произведения Льва Николаевича Толстого: «Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, не отдыхая, над водой».

Слайд № 9. Лебеди.


Слайд № 10.

4. Название произведения Ивана Тургенева: «… герой вырос, начал стрелять, но

настоящим охотником не сделался».

Слайд №11. Перепёлка.


Слайд №12.

5. Немецкие сказочники. Их произведение «Бременские музыканты».

Слайд №13. братья Гримм.


Слайд №14.

6. Русский баснописец. Басни: «Свинья под дубом»,

Слайд №15. Крылов И.А.


Слайд №16.

7. Имя французского писателя, который написал «Красную шапочку», «Подарки феи»

Слайд №17. Шарль Перро


Слайд № 18.

- Кроссворд заполнен. Вы проявили знания о писателях и их произведениях. Я очень довольна. А теперь прочитайте название произведения, которое будем читать.


  1. Подготовка к восприятию нового материала.


Слайд №19. Слово появляется на мультимедийной доске.


Ребята, а что обозначает это слово?

Ответы детей.


- Ребята, а теперь я достану то слово, которое спрятала. Как вы думаете, почему я поместила «лебедя» со словом «Приёмыш».

Ответы детей.


  1. Этап осмысления.


1).- Ребята, а вы знаете – это произведение написал очень хороший человек.

Находим произведение по оглавлению в учебнике или по закладке.

Кто автор произведения?


2).Слайд № 20. Сведения об авторе.


- У меня есть помощники, которые готовы рассказать о биографии Дмитрия Наркисовича Мамина - Сибиряка.

- А что такое биография?

Описание чьей – либо жизни.

Об авторе рассказывают подготовленные ученики.

1. Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк родился в семье священника. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка.

2. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.

3. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы.

4. Особая страница его творчества - рассказы для детей. За рассказы "Зимовье на Студеной" и "Емеля и охотник" Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию. " Это счастье писать для детей",- говорил он.

5. Записал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она давно умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал " Алёнушкины сказки".

Она очень нравится всем детям. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на наших "братьев меньших".

Вывод: Мамин - Сибиряк любил природу. Судьба его связана с Уралом. И в своих рассказах он часто описывает богатую природу Урала. Поэтому его часто называют певцом Урала. Простые, добрые, скромные герои его книг, с прекрасной душой помогают понять и полюбить природу.

- Может быть такой человек злым?

- А какие произведения может написать этот человек?

(добрые, хорошие).


- Ваши ответы были достойными. Я очень рада.

VI. Работа с текстом.

Слайд № 21.


1). Чтение рассказа.

Ребята, читать рассказ мы будем по частям. При чтении встретятся незнакомые слова. Значения этих слов будут появляться на экране.

Слайд №22.

1. Лебедь – птица.


Слайд №23.

2. Заводь – небольшой залив,


Слайд №24.

3. жил бобылём – одинокий человек,

божья тварь – всё живое,


Слайд №25.

4. невод - сеть для ловли рыбы,

особняком учат – отдельно от других,

сгрудятся в стадо - соберутся,

грезилось по ночам – снилось, казалось.


- Какие чувства испытывали вы?

(тоски, печали, грусти)

Слайд № 26. Картина прощания.


VII.Обобщение по уроку.


- Каким человеком был Тарас?

(добрым, ласковым, нежным)


- Чему учит этот рассказ?

(добру, отзывчивости, любить и защищать природу).


- Работу на уроке мы с вами, ребята, проделали большую. Давайте подведём итог нашей работы. Проверим наши знания. Предлагаю вам задание - тест. Возьмите листок и ручку и записывайте только буквы правильных ответов.

Внимание на экран.


Слайд № 23 – 29.


Слайд №30. - А теперь проверим, что у вас получилось?

МОЛОДЦЫ!


- Действительно, вы сегодня МОЛОДЦЫ!

- Спасибо за урок!


VII.Домашнее задание.

- А вот дома вам предстоит выполнить следующее задание……..

С. 15 – 20 читать.

- Откройте дневники и запишите.


IX. Итог урока.

- Что понравилось?

- Что не понравилось?

- Какой вывод по уроку можно сделать?

На следующих уроках мы узнаем о героях, об отношении автора, будем выполнять творческие задания.


X. Слайд №31 и №32.

Прозвенел уже звонок,

Значит, закончился урок.




1








2









3









4











5








6










7







Ф.И.__________________

hello_html_81b00e6.gif



1 задание.













2 задание.


1

2

3

4

5

6

7








hello_html_m66da6c12.pnghello_html_6f90504f.png

7


конспект урока по чтению Мамин - Сибиряк "Приёмыш"(2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока литературного чтения по теме:                                                                «Д.Н.Мамин - Сибиряк. Приёмыш».                                                                            Урок проведен по УМК «Начальная школа XXIвека»,                                                               автор учебника Л.А.Ефросинина.                                                   

Цели: формирование навыков учебной деятельности, формирование учебных компетенций по литературному чтению.

Задачи:                                                                                                                                           Обучающие: познакомить с содержанием рассказа; знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения; вырабатывать навыки правильного беглого чтения, навыки чтения вслух, чтения про себя; работать над навыками выразительного чтения.

Развивающие: развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас; развивать память, мышление, воображение.

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, пробуждать эмоциональные чувства учащихся.

Оборудование:

                     - выставка книг Д.Н.Мамина - Сибиряка для детей,

                     - "Толковый словарь" Ожегова,

         - мультимедийный проектор

                     - компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point.

               - лист ответов, кроссвордов,

               - иллюстрации  к рассказу «Приёмыш»

                     - портреты писателей.

Ход урока: Слайд №1. I. Организационно-мобилизующее начало.Организация детей на работу. Мотивация к успешной деятельности.

- Садитесь ребята!

-  Ребята, у нас сегодня гости – это учителя из других школ района. Они пришли для того, чтобы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться. Вы – учиться, а я учить. Покажем?

- Тогда начинаем работать.

 

I.                  Формирование общеучебных навыков и культуры труда.

- Хороший результат можно получить только тогда, когда в классе тишина, а на рабочем месте полный порядок.

- Проверим своё рабочее место.

1.     Учебник «Литературное чтение» (рабочая тетрадь)

2.     Дневник

3.     Лист ответов для выполнения заданий.

4.     Письменные принадлежности.

Замечательно. Все дети готовы.

II.  - Начинаем наш урок с минутки чтения. (Слайд 2).

- Будем тренироваться читать быстро, правильно, чётко, красиво, выразительно без ошибок. Работаем дружно!                                                 Прочитайте про себя.

А теперь я начну читать – а вы продолжите.                                                                      - Проверим?

Самый лучший день - сегодня.
Самый лучший отдых - работа.
Самая лучшая работа та, которую ты любишь.
Самое большое богатство - здоровье.
Самый большой дар - любовь.

- Какое хорошее слово – ЛЮБОВЬ. Сколько можно много вложить в него. Мы будем сегодня учиться на уроке проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает.

(Слайд №3)                                                                                                                      2). Разминка. Артикуляционная гимнастика – чтение скороговорки. Цель: отрабатывать дикцию (звуки).                                                                                  - Я вам дам задание.                                                                                                  - Прочитайте, пожалуйста.                                                                                                      

Летели лебеди с лебедятами.

- Назовите жанр произведения.                                                                                                  – Для чего люди придумывали скороговорки? 

1.Игра со словами, со звуками.                                                                                             2.Это один из жанров устного народного творчества. В старину люди, таким образом, развлекались.                                                                                                                                   – Вот и мы с вами сейчас потренируемся.                                                                           – Вместе медленно – быстрее, но не громко.                                                                  -  А теперь устроим соревнования мальчиков и девочек. Кто дружнее, правильнее и быстрее?                                                                                                              – А теперь все вместе!                                                                                                     - Молодцы!

- Ребята, я одно слово спрячу, а потом достану.

III.Сообщение темы урока.                                                                             Цель: определение темы урока. Целевые установки. Воспитание навыков сознательной дисциплины.                                                                                                                                      

Приступаем к изучению новой темы. Произведение, которое мы будем читать, вызывает разные чувства и эмоции. А чтобы узнать название произведения,  вы должны потрудиться. Вам надо отгадать кроссворд, но он не простой, а с секретом. Если сможете правильно отгадать, то прочитаете название произведения. Проверим ваш уровень начитанности. Вам придется вспомнить русских и зарубежных писателей, а также их произведения. Ответы будете записывать в лист ответов. Готовы?

Самое главное – терпение  и тишина. Дети кладут перед собой Лист ответов и готовятся к фиксации слов – отгадок. Осуществляется самоконтроль: на мультимедийной доске появляются слова  - отгадки. Дети проверяют свою работу. При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь детям, которые в ней нуждаются.

 

 

1

П

у

ш

к

и

н

 

2.

Н

е

к

Р

а

с

о

в

 

3.

Л

е

б

е

д

И

 

 

4.

П

е

р

е

п

Ё

л

к

а

 

5.

Г

р

и

М

м

 

 

 

 

6.

К

р

Ы

л

о

в

 

 

 

 

7.

Ш

а

р

л

ь

 

                         


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Слайд № 4.

1. Известный писатель и поэт. Писал для детей и взрослых. Его знаменитые сказки:  

    «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

 Слайд № 5                 Пушкин А.С.

 

Слайд № 6.

2.Русский поэт. Его знаменитая поэма «Крестьянские дети».

Слайд № 7.               Некрасов

 

Слайд № 8.

3. Название произведения Льва Николаевича Толстого: «Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, не отдыхая, над водой».

Слайд № 9.                   Лебеди.

 

Слайд № 10.

4. Название  произведения Ивана Тургенева: «… герой вырос, начал стрелять, но 

     настоящим охотником не сделался».

Слайд №11.                Перепёлка.

 

Слайд №12.

5. Немецкие сказочники. Их произведение «Бременские музыканты».

Слайд №13.                братья Гримм.

 

Слайд №14.

6. Русский баснописец. Басни: «Свинья под дубом»,

Слайд №15.              Крылов И.А.

 

Слайд №16.

7. Имя французского писателя, который написал «Красную шапочку», «Подарки феи»

Слайд №17.              Шарль Перро

 

Слайд № 18.

- Кроссворд заполнен. Вы проявили знания о писателях и их произведениях. Я очень довольна. А теперь прочитайте название произведения, которое будем читать.

 

III.           Подготовка к восприятию нового материала.

 

Слайд №19. Слово появляется на  мультимедийной доске.

 

Ребята, а что обозначает это слово?

         Ответы детей.

 

- Ребята, а теперь я достану то слово, которое спрятала. Как вы думаете, почему я поместила «лебедя» со словом «Приёмыш».

          Ответы детей.

 

IV.            Этап осмысления.

 

1).- Ребята, а вы знаете – это произведение написал очень хороший человек.

     – Находим произведение по оглавлению в учебнике или по закладке.

     – Кто автор произведения?

 

2).Слайд № 20. Сведения об авторе.

 

- У меня есть помощники, которые готовы рассказать о биографии Дмитрия Наркисовича Мамина  - Сибиряка.

- А что такое биография?

Описание чьей – либо жизни.

Об авторе рассказывают подготовленные ученики.

1. Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк родился в семье священника.  Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка.

2. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.

3. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы.

4. Особая страница его творчества - рассказы для детей. За рассказы "Зимовье на Студеной" и "Емеля и охотник" Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию. " Это счастье писать для детей",- говорил он.

5. Записал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она давно умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал " Алёнушкины сказки".

–Она очень нравится всем детям. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на наших "братьев меньших".

 Вывод: Мамин - Сибиряк любил природу. Судьба его связана с Уралом. И в своих рассказах он часто описывает богатую природу Урала. Поэтому его часто называют певцом Урала. Простые, добрые, скромные герои его книг, с прекрасной душой помогают понять и полюбить природу.

- Может быть такой человек злым?

- А какие произведения может написать этот человек?

(добрые, хорошие).

 

- Ваши ответы были достойными. Я очень рада.

VI. Работа с текстом.

Слайд № 21.

 

1). Чтение рассказа.

– Ребята, читать рассказ мы будем по частям. При чтении встретятся незнакомые слова. Значения этих слов будут появляться  на экране.

Слайд №22.

1. Лебедь – птица.

 

Слайд №23.

2. Заводь – небольшой залив,

 

Слайд №24.

3. жил бобылём – одинокий человек,

    божья тварь – всё живое,

 

Слайд №25.

4. невод -  сеть для ловли рыбы,

    особняком учат – отдельно от других,

    сгрудятся в стадо - соберутся,

    грезилось по ночам – снилось, казалось.

 

- Какие чувства испытывали вы?

                 (тоски, печали, грусти)

Слайд № 26. Картина  прощания.

 

VII.Обобщение по уроку.

 

- Каким человеком был Тарас?

(добрым, ласковым, нежным)

 

- Чему учит этот рассказ?

(добру, отзывчивости, любить и защищать природу).

 

- Работу на уроке мы с вами, ребята, проделали большую. Давайте подведём итог нашей работы. Проверим наши знания. Предлагаю вам задание - тест. Возьмите листок и ручку и записывайте только буквы правильных ответов.

Внимание на экран.

 

Слайд № 23 – 29.

 

Слайд №30.   - А теперь проверим, что у вас получилось?

МОЛОДЦЫ!

 

- Действительно, вы сегодня МОЛОДЦЫ!

- Спасибо за урок!

 

VII.Домашнее задание.

- А вот дома вам предстоит выполнить следующее задание……..       

   С. 15 – 20 читать.

  - Откройте дневники  и запишите.                      

 

IX. Итог урока.

       -  Что понравилось?

       -  Что не понравилось?

       -  Какой вывод по уроку можно сделать?

На следующих уроках мы узнаем о героях, об отношении автора, будем выполнять творческие задания.

 

X. Слайд №31 и №32.

                      Прозвенел уже звонок,

                        Значит, закончился урок.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

                           

                      Ф.И.__________________

                     

 

 

1  задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  задание.

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Можарова Наталья Викторовна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2779
Номер материала 8276
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓