Тема: Значение крови и ее
состав.
Лабораторная работа № 5. Сравнение крови
человека и крови лягушки.
Цель
урока:
1.
Познавательный аспект.
А. Формирование специальных знаний.
§
Сформировать знание о составе крови.
§
Сформировать знание о строении и функций клеток
крови.
§
Сформировать знания о количестве основных клеток в
крови.
Б. Развитие умений, которые были сформированы
ранее.
§
Развить знания о крови в целом.
§
Развить умение устанавливать взаимосвязь между
строением и функциями крови.
§
Развить знания о заболеваниях крови.
§
Развить знания о диагностике заболеваний, влияющих
на картину крови.
§
Развить умение анализировать и оценивать факторы
риска для здоровья.
В. Формирование общих умений.
§
Формировать умение контролировать ход своей
деятельности при работе с текстом и таблицей по тексту.
§
Формировать умение работать во времени на всех
этапах урока.
§
Формировать научное мировоззрение.
2.Развивающий аспект.
§
Обогатить словарный запас учащегося следующими
терминами и понятиями:
эритроцит,
гемоглобин, малокровие, лейкоцит, лимфоцит, фагоцитоз, тромбоцит.
§
Развивать умение сравнивать на примере сравнения
клеток крови человека и лягушки..
§
Развивать умение систематизировать при работе с
текстом и таблицей.
§
Развивать навыки самостоятельной работы на всех
этапах работы.
3. Воспитательный аспект.
Продолжить работу
над формированием системы нравственных ценностей:
ü
честности как высшей нравственной ценности
ü
умения критично оценивать результаты
ü
сознательного отношения к дисциплине и
самостоятельности.
ü
уважения друг к другу.
ü
стимулировать развитие познавательного интереса.
Тип
урока: Урок изучения и
первичного закрепления новых знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент
Приветствие.
Девизом нашего урока будет
великая Китайская мудрость «Скажи, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай
мне действовать самому, и я научусь»(Слайд 2)
Слово учителя:
С давних времен люди считали кровь магической
жидкостью. Кровью клялись в вечной верности, кровью скрепляли подписи в
договорах, окропляли землю, чтобы получить богатый урожай.
Удивительные свойства крови издавна вызывали
интерес у людей. Например, способность человека регулировать и поддерживать
температуру своего тела; сложные механизмы саморегуляции действовали, несмотря
на колебания температуры окружающей среды.
Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить и
объяснить, с чем связаны удивительные свойства крови, ознакомимся с форменными
элементами крови, и с биологической точки зрения найдем причины заболеваний крови.
2. Мотивация.(Слайд 3)
К. Бернар, назвал кровь «зеркалом организма»,
ценнейшим источником информации?
Кровь – носительница жизни.
-Я считаю, что мы докажем, что эти
прекрасные высказывания верны.
3.Актуализация опорных знаний.
1)Какого цвета кровь?
2)Как вы думаете, какую роль кровь играет для
нашего организма?
3)Впервые кровеносная система возникла у каких
представителей животного мира?
4)Из чего же состоит кровь?
4.Изучение нового материала.(Слайд 4)
1)
Состав крови:
1. Плазма
– 60 %:
1) Вода – 90 %;
2) Органические
вещества:
Белки;
Жиры;
Углеводы
(глюкоза).
3) Минеральные
вещества (K, Na, Ca, Mg, Cu, Cl).
2. Форменные
элементы:
Эритроциты
Лейкоциты
Тромбоциты
Плазма –полупрозрачная желтоватая жидкость, состоящая из
воды, минеральных солей, белков, жиров, углеводов. Основная часть плазмы -вода,
90%.
Функция плазмы: перенос питательных веществ к органам тела,
и доставка вредных веществ к органам выделения.
2)Форменные элементы крови
А теперь мы с вами составим портрет форменных элементов
крови.
Прослушаем выступления учащихся и совместно будем заполнять
таблицы, которые лежат у вас на партах
Выступления учащихся
1)Кириллова Дарья.
Мы самые красивые, имеем форму двояковогнутых
дисков, а диаметр наш всего 7-8 мкм. Нас много в крови, ведь наша
площадь 3000 квадратных метра, что в 1500 раз больше площади поверхности тела
человека! Мы самые ответственные в организме, мы даём ему кислород, а
забираем углекислый газ. Без кислорода не могут жить почти все живые организмы
на планете Земля. Мы самые сильные, потому что живём 120 суток!
Эритроциты
Эритроциты – красные тельца кровяные,
Ведь они совсем не простые,
Дыхательную функцию выполняют,
Эритроциты нам дышать помогают.
Похожи на двояковогнутый диск
Эритроциты среди кровяных телец знамениты.
Мы их уважаем
И множество их свойств знаем.
Эритроциты нам нужны, чтобы длилась наша жизнь!
2)Иванов Илья В.
Мы - лейкоциты, наша главная сфера действий –
защита. Мы играем главную роль в специфической и неспецифической защите
организма от внешних и внутренних патогенных агентов. Все наши виды способны к
активному движению, мы можем проходить через стенку капилляров и проникать в
ткани где и поглощаем , и перевариваем чужеродные частицы.
Лейкоцит - это жизнь.
Лейкоцит – это щит.
Лейкоцит - без него нельзя, продолжительность жизни
обеспечит всегда.
3)Иванов Илья Ф.
Мы тромбоциты, красного цвета пластинки, мельчайшие
форменные элементы крови, наши размеры всего 1.5-2 мкм. В большом количестве
циркулируем в крови, нас 1,5 триллиона. А в одном литре крови – 200-400
на 10 в 9 степени!!! Мы бесцветные, безъядерные и лишены ядра. Но мы
красивой округлой или овальной формы, посмотрите на нас
Живём мы очень мало, всего 8 дней, но успеваем
выполнить важную функцию в организме человека-свёртывание крови при повреждении
кровеносных сосудов. Мы очень легко разрушаемся когда сталкиваемся с
шершавыми краями раны, при этом и освобождаем из себя
фермент тромбопластин , который включается в цепную
реакцию образования тромба, и ,содержащийся в плазме крови неактивный
фермент протромбин переходит в растворимую стадию- тромбин. А он, в свою
очередь, действует на растворимый белок в плазме крови фибриноген,
который превращается в нерастворимый волокнистый белок фибрин и он в
своей сети запутывает форменные элементы крови и образуется пробка – тромб,
которая и закупоривает сосуд. Вот какая у нас важная работа и мы её выполняем
всего за 4 минуты!
Причём мы не разрушаемся в сосудах без
повода, чтобы кровь не свернулась, так как нас сопровождают
противосвёртывающие факторы крови, да и сами сосуды настолько гладкие, что при
соприкосновении с ними мы не разрушаемся! Но способность наша может уменьшаться
при снижении факторов свёртывания (снижение количества тромбоцитов,
протромбина, фибриногена) и тогда незначительное ранение может повлечь смерть
человека. Так происходит при наследственном заболевании гемофилии. Сильное
увеличение нашего количества может свидетельствовать о наличии опухолевых
заболеваний, а нехватка нас в крови может быть вызвана ответной реакцией
организма на введение лекарственных препаратов.
Я клетка тромбоцит.
Я свёртываю кровь и образую тромб.
Этот процесс сложный имеет много стадий,
Чтоб это всё понять, не нужно много знаний.
Форменные
элементы крови.
1. Название
клеток.
|
1.1. Тромбоциты
|
1.2. Лейкоциты
|
1.3. Эритроциты
|
2. Внешний вид.
|
|
|
|
3. Наличие ядра
в зрелой клетке.
|
|
|
|
4. Содержание
в 1 мм3
крови.
|
|
|
|
5.
Продолжительность
жизни
|
|
|
|
6. Функция
клеток крови.
|
|
|
|
7. Место
образования
в организме.
|
|
|
|
8. Характерные
свойства.
|
|
|
|
9. Разнообразие во
внутреннем
строении.
|
|
|
|
10. Способность к
самостоятельному
выходу
из кровеносных
сосудов.
|
|
|
|
Параметры для таблицы.
2. Внешний вид.
|
2.1. Похожи на
двояковогнутый диск;
2.2. Разнообразные
по форме клетки;
2.3. Мелкие
округлые или удлинённые клетки.
|
3. Наличие ядра в
зрелой клетке.
|
3.1.Имеют ядро
. 3.2. Не имеют ядра.
|
4. Содержание в 1
мм3 крови.
|
4.1. 200-300 тыс.
клеток.
4.2. Около 5 млн.
клеток.
4.3. 4-9 тыс.
клеток
|
5.
Продолжительность жизни.
|
5.1. Около 120
суток.
5.2. 5-10 дней.
5.3 От нескольких
часов до нескольких лет.
|
6. Функция клеток крови.
|
6.1. Участвуют в
иммунитете.
6.2
Участвуют в свёртывании
крови.
6.3
Участвуют в переносе
газов.
|
7. Место
образования в организме.
|
7.1. Развитие
начинается из стволовых клеток костного мозга, а в дальнейшем некоторые
дозревают в лимфатической системе.
7.2. Развитие
начинается из стволовых клеток костного мозга путём отщепления участка
цитоплазмы от крупных клеток.
7.3. Развитие
начинается из стволовых клеток костного мозга, где ядерная клетка теряет ядро
и далее переходит в кровяное русло.
|
8. Характерные свойства.
|
8.1. Способны к
активному самостоятельному движению, напоминающему движение амёбы.
8.2. Способны
приклеиваться к повреждённой сосудистой стенке.
8.3. Содержат
белки, участвующие в определении группы крови, а сами клетки обладают большой
эластичностью.
|
9. Разнообразие во
внутреннем строении.
|
9.1. Отсутствует,
все клетки сходны по строению.
9.2. Имеется, их
делят на две группы – зернистые и незернистые.
|
10. . Способность к самостоятельному выходу из
кровеносных сосудов.
|
10.1. Клетки не
способны выходить из системы сосудов.
10.2. Клетки легко
покидают сосуды и вновь в них возвращаются.
|
! Вопрос: Какие
особенности имеются в строении эритроцитов? Что интересного в форме клеток?
Ученики: Эритроциты имеют форму двояковогнутого
диска.
Учитель: Оказывается при такой интересной форме
площадь поверхности эритроцитов в 1,6 раза больше, чем площадь поверхности шара
такого же диаметра.
Вопрос: Способствует ли увеличение площади поверхности лучшему
выполнению функций эритроцитов?
Ученики: Да. Чем больше поверхность эритроцита, тем
больше переносится молекул кислорода.
Физкультминутка
3)Выполнение лабораторной работы
Учащиеся рассматривают микропрепараты крови
лягушки и человека. Сравнивают. (Слайд 7)
( с.72 учебника)
Вопрос: Чем отличаются эритроциты человека и лягушки?
Ученики: Размерами. Эритроциты человека меньше, чем
у лягушки.
Учитель: Оказывается, чем меньше эритроциты, тем
лучше они выполняют свои функции. Как вы думаете, почему?
Ученики: Быстрее передвигаются.
Учитель: Действительно, меньшие размеры эритроцитов
человека увеличивают полезную емкость, лабильность крови, поэтому скорость
движения крови увеличивается. Внесем краткие данные в таблицу.
(Учитель записывает на доске, ученики – в
тетрадях.)
Вопрос: (используя таблицу «Эритроциты») В каком направлении шла
эволюция эритроцитов?
Вопрос: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Значит, эволюция шла в направлении уменьшения размеров
эритроцитов.
Учитель: Раньше считалось, что у королей и принцесс
кровь голубая. Благородной считалась белая незагорелая кожа с просвечивающими
голубыми жилками.
Вопрос: Какого цвета кровь? Почему?
Ученики: Красная, т.к. присутствует белок
гемоглобин.
Учитель: (Указывая на записи) Когда и где
происходят эти процессы?
Hb + O = HbO (оксигемоглобин)
Ученики: В легких, при обогащении крови кислородом.
Hb + CO2 = HbCO2
(карбогемоглобин)
Ученики: в органах и тканях, которые отдают
продукты обмена.
Hb + CO = HbCO (карбоксигемоглобин)
Ученики: при отравлении угарным газом.
Учитель: Как оказать первую помощь при отравлении
угарным газом?
Ученики: При необходимости привести в чувство с
помощью нашатырного спирта. Вынести на свежий воздух, чтобы в легкие поступал
кислород.
Учитель: А вы знаете, что отравление угарным газом
может быть добровольным. Как вы думаете, когда?
Ученики: При курении.
Вопрос: Какая форма лейкоцитов? Какие преимущества они имеют
в связи с этим?
Ученики: Непостоянная, поэтому они могут проникать
даже через стенки капилляров, способны к активному движению. Способ питания –
фагоцитоз.
Учитель: Все сведения внесем в таблицу.
Интересная страница.
Кровь относится к быстро обновляющимся тканям.
Физиологическая регенерация форменных элементов крови осуществляется за счёт
разрушения старых клеток и образования новых органами кроветворения. Главным из
них у человека и других млекопитающих является костный мозг. У человека
красный, или кроветворный, костный мозг расположен в основном в тазовых костях
и в длинных трубчатых костях.
Среднее количество крови в теле взрослого человека
6—8 % от общей массы, или 65—80 мл крови на 1 кг массы тела, а в теле ребёнка —
8—9 %. То есть средний объём крови у взрослого мужчины составляет 5000—6000 мл.
Нарушение общего объёма крови в сторону уменьшения называется гиповолемией,
увеличение объёма крови по сравнению с нормой — гиперволемия.
Протяженность кровеносной системы человека может
доходить до 100 000 километров и, по подсчетам А.Карреля, для ее заполнения
требуется 200 000 литров, т.е. по 2 литра крови на один километр, тогда как наш
организм располагает лишь 5-7 литрами. Грубо говоря, кровеносная система
человека заполнена на 1/40 000 ее потенциального объема.
Почему у взрослого человека кровь в сосудах не
свёртывается? У него стенки сосудов гладкие , поэтому тромбоциты не
разрушаются , из них не выходит тромбопластин. Кроме того , в
организме здорового человека есть вещества ,которые образуются в лёгких и
печени , и предотвращают внутрисосудистое свёртывание крови. Это так называемые
пртивосвёртывающие факторы крови.
Все эритроциты тела человека , сложенные в
один «столбик»,образовали бы цепь длиной 62000 км. На оси такой длины могли бы
вращаться несколько таких планет, как Земля.
Лейкоциты в организме человека живут 2-4 дня, а
эритроциты - 3-4 месяца.
В человеческом организме около 100 000 км .
сосудов.
В спокойном состоянии, лежа, человек потребляет за
сутки 400- 500 литров кислорода.
Каждый эритроцит содержит около 270 миллионов
молекул гемоглобина.
Срок жизни достигает нескольких месяцев (есть
несколько типов лейкоцитов, поэтому так разнообразны сроки их жизни). У
взрослого человека ежечасно отмирает миллиард эритроцитов, 5 миллиардов
лейкоцитов и 2 миллиарда тромбоцитов. На смену им приходят новые клетки,
вырабатываемые в костном мозге и в селезенке. За сутки заменяется примерно 25
граммов крови.
Костный мозг взрослого человека, рыхлая масса,
наполняющая внутренние полости некоторых костей, весит в среднем 2600 граммов.
За 70 лет жизни он дает 650 килограммов эритроцитов и тонну лейкоцитов.
4) Давайте ребята мы на несколько минут станем
врачами. Нам нужно применить полученные сегодня на уроке знания, и
продиагностировать заболевание по анализу крови.(Слайд 9-12)
Диагностика
заболеваний по анализу крови.
Название
элемента
крови
|
Норма
(в мм3)
|
Возможные отклонения
от нормы
|
О чём
свидетельствует указанное отклонение
|
Гемоглобин
Эритроциты
|
12-16 г%
4-5 млн
|
6 г%
2,65 млн
|
|
Лейкоциты
|
4-9 тыс
|
12 тыс
|
|
Тромбоциты
|
180-320 тыс
|
150 тыс
|
|
Проверьте свою работу, сравнив её с
правильными ответами на экране. Исправьте ошибки.
5) Закрепление знаний по изученной теме.
Выполнение теста.
1 вариант.
А1. Одной из
причин малокровия может быть:
1)
жизнь в горах
2)
повышенное содержание
эритроцитов
3)
недостаток железа в пище
4)
недостаток сахара
А2.
Свёртывание крови начинается с распада:
1)
эритроцитов
2)
тромбоцитов
3)
лимфоцитов
4)
фагоцитов
А3. В
ходе воспаления гибнут клетки, которые осуществляют защиту организма от
болезнетворных бактерий; смесь таких погибших клеток образует гной. К какой
группе форменных элементов крови относят эти клетки?
1)
эритроциты
2)
лейкоциты
3)
кровяные пластинки
4)
В-лимфоциты
А4. Что здесь
относится к кроветворному органу?
1)
сердце
2)
мозг
3)
печень
4)
красный костный мозг
А5. Группа
крови:
1)
наследуется и
сохраняется всю жизнь
2)
не наследуется
3)
наследуется, но может
измениться в течение жизни
4)
зависит от условий жизни
человека
|
2 вариант.
А1. Симптомом
заболевания может служить содержание в 1 мм3 крови:
1) 5 млн эритроцитов
2)
14 тыс. лейкоцитов
3)
7 тыс. лейкоцитов
4)
300 тыс. тромбоцитов
А2. Функция лейкоцитов:
1)
транспорт кислорода
2)
транспорт углекислого
газа
3)
участие в свёртывании
крови
4)
защита организма от
инфекций
А3. Белок, придающий крови красный цвет и образующий нестойкие
соединения с кислородом и углекислым газом:
2)
фибриноген
3)
гемоглобин
4)
протромбин
5)
адреналин
А4. Какие из
этих клеток способны к фагоцитозу?
1)
тромбоциты
2)
эритроциты
3)
лейкоциты
4)
ни один из них
А5.
Несовместимость крови донора и больного связана с:
1)
половой принадлежностью
2)
расовой принадлежностью
3)
тканевой
несовместимостью
4)
психической
несовместимостью
|
6) Домашнее задание.
Прочитать параграф 15., подготовить познавательный материал о форменных
элементах крови.
7)Итоги урока.
Оценивание.
Форменные
элементы крови.
1. Название
клеток.
|
1.1. Тромбоциты
|
1.2. Лейкоциты
|
1.3. Эритроциты
|
2. Внешний вид.
|
|
|
|
3. Наличие ядра
в зрелой клетке.
|
|
|
|
4. Содержание
в 1 мм3
крови.
|
|
|
|
5.
Продолжительность
жизни
|
|
|
|
6. Функция
клеток крови.
|
|
|
|
7. Место
образования
в организме.
|
|
|
|
8. Характерные
свойства.
|
|
|
|
9. Разнообразие во
внутреннем
строении.
|
|
|
|
10. Способность к
самостоятельному
выходу
из кровеносных
сосудов.
|
|
|
|
Параметры для таблицы.
2. Внешний вид.
|
2.1. Похожи на
двояковогнутый диск;
2.2. Разнообразные
по форме клетки;
2.3. Мелкие округлые
или удлинённые клетки.
|
3. Наличие ядра в
зрелой клетке.
|
3.1.Имеют ядро
. 3.2. Не имеют ядра.
|
4. Содержание в 1
мм3 крови.
|
4.1. 200-300 тыс.
клеток.
4.2. Около 5 млн.
клеток.
4.3. 4-9 тыс.
клеток
|
5.
Продолжительность жизни.
|
5.1. Около 120 суток.
5.2. 5-10 дней.
5.3 От нескольких
часов до нескольких лет.
|
6. Функция клеток
крови.
|
6.1. Участвуют в
иммунитете.
6.4
Участвуют в свёртывании
крови.
6.5
Участвуют в переносе
газов.
|
7. Место
образования в организме.
|
7.1. Развитие
начинается из стволовых клеток костного мозга, а в дальнейшем некоторые
дозревают в лимфатической системе.
7.2. Развитие
начинается из стволовых клеток костного мозга путём отщепления участка
цитоплазмы от крупных клеток.
7.3. Развитие
начинается из стволовых клеток костного мозга, где ядерная клетка теряет ядро
и далее переходит в кровяное русло.
|
8. Характерные
свойства.
|
8.1. Способны к
активному самостоятельному движению, напоминающему движение амёбы.
8.2. Способны
приклеиваться к повреждённой сосудистой стенке.
8.3. Содержат белки,
участвующие в определении группы крови, а сами клетки обладают большой
эластичностью.
|
9. Разнообразие во
внутреннем строении.
|
9.1. Отсутствует,
все клетки сходны по строению.
9.2. Имеется, их
делят на две группы – зернистые и незернистые.
|
10. . Способность к самостоятельному выходу из
кровеносных сосудов.
|
10.1. Клетки не
способны выходить из системы сосудов.
10.2. Клетки легко
покидают сосуды и вновь в них возвращаются.
|
Выполнение теста.
1 вариант.
А1. Одной из
причин малокровия может быть:
5)
жизнь в горах
6)
повышенное содержание
эритроцитов
7)
недостаток железа в пище
8)
недостаток сахара
А2.
Свёртывание крови начинается с распада:
5)
эритроцитов
6)
тромбоцитов
7)
лимфоцитов
8)
фагоцитов
А3. В
ходе воспаления гибнут клетки, которые осуществляют защиту организма от
болезнетворных бактерий; смесь таких погибших клеток образует гной. К какой
группе форменных элементов крови относят эти клетки?
5)
эритроциты
6)
лейкоциты
7)
кровяные пластинки
8)
В-лимфоциты
А4. Что здесь
относится к кроветворному органу?
5)
сердце
6)
мозг
7)
печень
8)
красный костный мозг
А5. Группа
крови:
5)
наследуется и
сохраняется всю жизнь
6)
не наследуется
7)
наследуется, но может
измениться в течение жизни
8)
зависит от условий жизни
человека
|
2 вариант.
А1. Симптомом
заболевания может служить содержание в 1 мм3 крови:
1) 5 млн эритроцитов
5)
14 тыс. лейкоцитов
6)
7 тыс. лейкоцитов
7)
300 тыс. тромбоцитов
А2. Функция лейкоцитов:
1)
транспорт кислорода
2)
транспорт углекислого
газа
3)
участие в свёртывании
крови
4)
защита организма от
инфекций
А3. Белок, придающий крови красный цвет и образующий нестойкие соединения
с кислородом и углекислым газом:
6)
фибриноген
7)
гемоглобин
8)
протромбин
9)
адреналин
А4. Какие из
этих клеток способны к фагоцитозу?
5)
тромбоциты
6)
эритроциты
7)
лейкоциты
8)
ни один из них
А5.
Несовместимость крови донора и больного связана с:
5)
половой принадлежностью
6)
расовой принадлежностью
7)
тканевой
несовместимостью
8)
психической
несовместимостью
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.