Инфоурок Биология КонспектыКонспект урока по биологии "Строение, размножение и развитие плаунов". 6 класс

Конспект урока по биологии "Строение, размножение и развитие плаунов". 6 класс

Скачать материал

6 класс

Тема урока: Строение, размножение и развитие плаунов.

Цель урока: сформировать у учащихся представление об особенностях  строения, размножения плаунообразных на примере плауна булавовидного,  познакомить учащихся с жизненным циклом плаунообразных. 
Базовые понятия и термины:  Плаунообразные, спорофит, гаметофит,  спороносный  колосок,  антеридий, архегоний. 
                                                                                      

ХОД УРОКА

1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2. Контроль  ранее изученного.

1.        Вставь пропущенные слова:

Мхи появились на нашей планете около______ млн. лет назад. Их предками были_____ . Моховидные – это многолетние растения, обычно ______, приспособленные к обитанию во _______ местах. Мхи вызывают _____; отмирая, они образуют ______ .

У моховидных имеется характерная особенность – чередование половых поколений. Половое поколение - _______, представляющий собой _____ с _______ и образующий половые клетки ______, больше выражен, чем бесполое- ______, на котором формируются споры.


2. Тестовая  работа «Мохообразные,
папоротники, хвощи, плауны.


Вариант 1

1. Наука, изучающая мхи:

А) альгология      В) микология      С) ботаника     Д) лихенология    Е) бриология

2. На заростке папоротника образуются:

А) зооспоры      В) гаметы      С) семена     Д) споры    Е) корни

3. Заросток папоротника имеет:

А) корень      В)  ризоиды     С) стебель     Д) листья    Е) корневище

4. Листья полевого хвоща располагаются:

А) очередно      В) супротивно      С) одиночно     Д) мутовчато    Е) попарно

5. Из споры папоротника развивается:

А) зародыш      В) молодое растение      С) заросток     Д) цветок    Е) зигота

6. Заросток папоротника – это:

А) первичный корень      В) стебель      С) длинная нить     Д) зеленая пластинка    Е) корневище

7. Образуется из проросшей споры папоротника:

А) заросток      В) предросток      С) проросток     Д) росток    Е) плод

8. Споры мха созревают:

А) в ризоидах      В) в корне      С) в коробочке     Д) в листьях    Е) на стебле

9. Орган, которого нет у папоротника, несмотря на легенды:

А) спора      В) стебель      С) цветок     Д) лист    Е) корень

10. Тонкие нитевидные многоклеточные выросты наружной оболочки мхов:

А) гифы   В) ризоиды  С) корни  Д) мицелий  Е) корневища

Вариант 2

1. Побеги хвоща состоят:

А) из цельного листа   В) членистый стебля со спороносными колосками  С) таллома  Д) переплетенных гиф с водорослями  Е) мицелия

2. Листья хвощей:

А) сложные, крупные   В) чешуевидные, зеленые имеющие хлорофилл  С) чешуевидные, бурые и часто лишены хлорофилла  Д)   зеленые, широкие   Е) зеленые, длинные и тонкие

3. Наибольший расцвет папоротникообразных на Земле приходится на:

А) девонскоий период   В) юрский период  С) каменноугольный период  Д) ордовикский период  Е) архейский период

4. К группе листостебельных мхов относится зеленый мох:

А) маршанция   В) кукушкин лен  С) буксбаумия  Д) рогатый печеночник  Е) нет верного ответа

5. В отличие от зеленых и других мхов у торфяных мхов:

А) нет корней   В) нет ризоидов  С) есть ризоиды  Д) нет ни корней ни ризоидов  Е) нет верного ответа

6. Среди высших споровых растений появились раньше других:

А) папоротниковидные   В) голосеменные  С) хвощевидные  Д) плауновидные  Е) нет верного ответа

7. Сначала образуются споры, из которых развиваются заростки. На нижней стороне заростков образуются женские и мужские гаметы , после их слияния образуется зигота, из которой развивается зародыш, это жизненный цикл:

А) плауновидных   В) хвощевидных  С) папоротниковидных  Д) моховидных  Е) нет верного ответа

8. По какому из указанных признаков мхи относят к высшим растениям:

А) есть ризоиды   В) есть хлорофилл  С) есть органы растения  Д) по всем указанным признакам 

9. Мхи отличаются от многоклеточных водорослей тем, что у них есть:

А) ризоиды   В) органы  С) хлорофилл  Д) половое поколение

10. Хвощи живут:

А) во влажных условиях   В) в условиях недостатка влаги  С) в засушливых условиях  Д) в любой среде обитания

 


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Е

В

В

Д

С

Д

А

С

С

В

2

В

С

С

В

Д

А

С

С

В

А

 

 

 

3.Изучение новой темы. 
Рассказ  учителя.
«Исторические сведения». 

 Общие сведения об отделе Плауновидные: распространение, многообразие видов, происхождение.

В северных хвойных лесах легко зацепиться ногой за стелющееся по земле длинное растение. Вы его приподнимаете , а оно тянется без конца. Называется это растение плаун, или ликоподий, что обозначает «волчья нога».

Плаунвымирающий потомок древнейших на земле деревьев. Предки плауна – вымершие лепидодендроны – чешуедревы, деревья высотой около 30 метров и до 2 метров в поперечнике. Много тысяч лет назад покрывали землю сплошным лесом. По отпечаткам на горных породах и каменном угле ученые восстановили общий вид предков плауна. Это были деревья с купой шиловидных листьев наверху, сидящих на стволе спиралью. Нижние листья постепенно опадали и оставляли ромбические следы. Поэтому весь ствол лепидодендронов словно разграфлен и несколько напоминает вафлю. Потомок мощного дерева лепидодендрона – наш современный плаун – выродился в малозаметное, стелющееся по земле растение.

1. Строение плаунов.
Стелющиеся по почве и густо усаженные мелкими, с бесцветным волоском на конце листочками стебли плауна так сильно ветвятся, что порой образуют сплошной ковер. Приподнимающиеся на 10-15 см веточки вильчато разветвляются, образуя на концах бархатистые на ощупь цилиндрические спороносные колоски, которые несут не смачивающиеся водой споры.
Многолетние  вечнозеленые растения
Стебель ползучий (1 -3 м в  длину), с придаточными  корнями  и  вертикальными  побегами. (годовой  прирост  ползучего  стебля – 50 – 100 см.)
На  побегах   расположены  мелкие  чешуйчатые  листочки.
Все растение -  спорофит.
Споры  богаты  масламиплавают  по  поверхности  воды
Древние  плауны  были   представлены  древесными  формами.   Современные  плауны -  исключительно  травянистые растению.
2. Жизненный цикл  и размножение  плаунов.

Вегетативное размножение происходит путем отмирания старых корневищ и обособления нескольких новых, снабженных придаточными корнями молодых участков корневищ и побегов. У некоторых видов формируются выводковые луковички или почки.

Споры образуются в спорангиях, которые располагаются в пазухах отдельных листьев (спорофиллов), похожих на обычные вегетативные листья, или собраны в колоски, спорофиллы которых отличаются по форме, размерам и окраске от вегетативных листьев. От момента заложения спорангия до времени высыпания зрелых спор у разных видов проходит несколько месяцев или даже лет.

От  образования  споры  до  прорастания  зародыша  спорофита проходит 12 – 20  лет

3.Разнообразие  и значение  плаунообразных.
К  плаунообразным относят  около  400 видов  растений.  На  нашей территории  распространены  три  вида
1. Плаун дифазиаструм 
2. Плаун  булавовидный 
3. Баранец  обыкновенный

Споры плаунов применяют как обволакивающее средство в качестве детской присыпки и как присыпку при пролежнях. Спорами пересыпают пилюли, чтобы они не склеивались. В народной медицине отваренный в постном масле порошок прикладывают к язвам. Споры употребляли при бессоннице и как легкое слабительное. Траву применяют при желудочно-кишечных заболеваниях, болезнях печени и мочевого пузыря.
При заготовке сырья запрещается выдергивать все растение целиком, вытаптывать заросли, так как   это ведет к их гибели. Заготавливают спороносные колоски, когда они приобретают желтый оттенок. Лучше всего собирать их ранним утром или поздно вечером, в пасмурную погоду, когда растение покрыто росой, или в сырую погоду, когда споры при заготовке почти не рассеиваются.
Действующие вещества
Споры содержат около 50% жирного масла; кроме того, в них обнаружены целлюлозообразный коленгидрат (споронин), гидрокофейная кислота и сахароза. Важнейшие компоненты травы - несколько очень ядовитых алкалоидов, а также флавоноиды

5 . Закрепление и систематизация  знаний.

Таблица: Сравнение плаунов и хвощей

Параметр

Плауновидные

Хвощевидные

Произошли от..

 

 

Внешнее строение

Стебель

 

 

Лист

 

 

Корень

 

 

Виды побегов

 

 

Вегетативное размножение с помощью

 

 

Цикл развития

 

 

 

Расположение спорангиев

 

 

Представители

 

 

Значение в природе и применение человеком

 

 

6. Подведение итогов урока  и  домашнее задание

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по биологии "Строение, размножение и развитие плаунов". 6 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор риск-менеджмента

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: сформировать у учащихся представление об особенностях  строения, размножения плаунообразных на примере плауна булавовидного,  познакомить учащихся с жизненным циклом плаунообразных. 
Базовые понятия и термины:  Плаунообразные, спорофит, гаметофит,  спороносный  колосок,  антеридий, архегоний. 

ХОД УРОКА

1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2. Контроль  ранее изученного.

1.        Вставь пропущенные слова:

Мхи появились на нашей планете около______ млн. лет назад. Их предками были_____ . Моховидные – это многолетние растения, обычно ______, приспособленные к обитанию во _______ местах. Мхи вызывают _____; отмирая, они образуют ______ .

У моховидных имеется характерная особенность – чередование половых поколений. Половое поколение - _______, представляющий собой _____ с _______ и образующий половые клетки ______, больше выражен, чем бесполое- ______, на котором формируются споры.


2. Тестовая  работа «Мохообразные,
папоротники, хвощи, плауны.


Вариант 1

1. Наука, изучающая мхи:

А) альгология      В) микология      С) ботаника     Д) лихенология    Е) бриология

2. На заростке папоротника образуются:

А) зооспоры      В) гаметы      С) семена     Д) споры    Е) корни

3. Заросток папоротника имеет:

А) корень      В)  ризоиды     С) стебель     Д) листья    Е) корневище

4. Листья полевого хвоща располагаются:

А) очередно      В) супротивно      С) одиночно     Д) мутовчато    Е) попарно

5. Из споры папоротника развивается:

А) зародыш      В) молодое растение      С) заросток     Д) цветок    Е) зигота

6. Заросток папоротника – это:

А) первичный корень      В) стебель      С) длинная нить     Д) зеленая пластинка    Е) корневище

7. Образуется из проросшей споры папоротника:

А) заросток      В) предросток      С) проросток     Д) росток    Е) плод

8. Споры мха созревают:

А) в ризоидах      В) в корне      С) в коробочке     Д) в листьях    Е) на стебле

9. Орган, которого нет у папоротника, несмотря на легенды:

А) спора      В) стебель      С) цветок     Д) лист    Е) корень

10. Тонкие нитевидные многоклеточные выросты наружной оболочки мхов:

А) гифы   В) ризоиды  С) корни  Д) мицелий  Е) корневища

Вариант 2

1. Побеги хвоща состоят:

А) из цельного листа   В) членистый стебля со спороносными колосками  С) таллома  Д) переплетенных гиф с водорослями  Е) мицелия

2. Листья хвощей:

А) сложные, крупные   В) чешуевидные, зеленые имеющие хлорофилл  С) чешуевидные, бурые и часто лишены хлорофилла  Д)   зеленые, широкие   Е) зеленые, длинные и тонкие

3. Наибольший расцвет папоротникообразных на Земле приходится на:

А) девонскоий период   В) юрский период  С) каменноугольный период  Д) ордовикский период  Е) архейский период

4. К группе листостебельных мхов относится зеленый мох:

А) маршанция   В) кукушкин лен  С) буксбаумия  Д) рогатый печеночник  Е) нет верного ответа

5. В отличие от зеленых и других мхов у торфяных мхов:

А) нет корней   В) нет ризоидов  С) есть ризоиды  Д) нет ни корней ни ризоидов  Е) нет верного ответа

6. Среди высших споровых растений появились раньше других:

А) папоротниковидные   В) голосеменные  С) хвощевидные  Д) плауновидные  Е) нет верного ответа

7. Сначала образуются споры, из которых развиваются заростки. На нижней стороне заростков образуются женские и мужские гаметы , после их слияния образуется зигота, из которой развивается зародыш, это жизненный цикл:

А) плауновидных   В) хвощевидных  С) папоротниковидных  Д) моховидных  Е) нет верного ответа

8. По какому из указанных признаков мхи относят к высшим растениям:

А) есть ризоиды   В) есть хлорофилл  С) есть органы растения  Д) по всем указанным признакам 

9. Мхи отличаются от многоклеточных водорослей тем, что у них есть:

А) ризоиды   В) органы  С) хлорофилл  Д) половое поколение

10. Хвощи живут:

А) во влажных условиях   В) в условиях недостатка влаги  С) в засушливых условиях  Д) в любой среде обитания

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Е

В

В

Д

С

Д

А

С

С

В

2

В

С

С

В

Д

А

С

С

В

А

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 916 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.01.2015 1362
    • DOCX 23.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Толошная Наталья Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Толошная Наталья Ивановна
    Толошная Наталья Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10563
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 274 человека

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе