Волкова
Татьяна Викторовна,
учитель биологии,
специалист
высшей категории высшего уровня, ГУ
«Средняя школа № 19 отдела образования
акимата города Костаная»
Класс: 7
Тема урока: Тип
Иглокожие. Общая характеристика. Многообразие видов.
Цели: познакомить учащихся с особенностями строения типа Иглокожие.
Задачи урока:
Образовательные: имеющую знания об особенностях строения и жизнедеятельности иглокожих;
рассмотреть многообразие иглокожих и их роль в водных природных сообществах;
Развивающие: продолжить развивать умения анализировать, сравнивать, решать
проблемные вопросы;
Воспитательные:
воспитывать чувства бережного
отношения к природе.
Оборудование: таблицы с изображением схемы строения иглокожих; влажный препарат,
видеофильм.
Ход урока:
I.
Орг. момент.
Здравствуйте ребята! Садитесь! Сейчас
повернитесь друг другу и улыбнитесь вот с таким хорошим настроением начнём
урок.
II. Актуализация опорных знаний.
А).
Фронтальный опрос:
1. Перечислите
причины, по которым насекомых называют господствующим классом в биосфере?
2. Какие функции
выполняют у насекомых конечности?
3. Каково значение инстинктов
в жизни насекомых?
4. В чем
проявляется усложнение организации насекомых по сравнению с другими
членистоногими?
5. Какие типы
развития характерны для насекомых?
6. Какое
биологическое значение для насекомых имеет развитие с полным превращением?
7. Какие
особенности строения и поведения насекомых обеспечивают их широкое
распространение и высокую численность?
Б). Укажите,
какие утверждения верны (обведите номера правильных ответов):
1 вариант:
1. Кровеносная
система у членистоногих незамкнутая.
2. Гемолимфа –
бесцветная или желтоватая жидкость.
3. Все насекомые
способны к полету.
4. Насекомые –
животные раздельнополые.
5.
Постэмбриональное развитие у паукообразных (кроме клещей) – прямое, без
образования личинки.
6. Все насекомые –
растительноядные животные.
2 вариант:
выберите неверные
утверждения.
1. К насекомым относятся все трахейнодышащие
членистоногие, имеющие по 3 пары ног. (Да.)
2. У всех насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка. (Да.)
3. Ноги у насекомых находятся на груди и на брюшке. (Нет.)
4. Насекомые едят все, что содержит органические вещества, некоторые из них –
даже перья, шерсть, древесину и пластмассу. (Да.)
5. У насекомых, как и у ракообразных, по 2 пары усиков. (Нет.)
6. Усики насекомых могут быть нитевидными, перистыми, веерообразными и другими.
(Да.)
7. У взрослых насекомых, живущих в воде, развито жаберное дыхание. (Нет.)
8. Органы выделения насекомых – мальпигиевы сосуды. (Да.)
9. Кровь насекомых течет только по кровеносным сосудам. (Нет.)
10. У большинства насекомых сердце трубчатое. (Да.)
11. Вышедшие из куколок насекомые растут и несколько раз линяют. (Нет.)
12. У всех насекомых самца и самку по внешнему виду различить нельзя. (Нет.)
13. Мухи и бабочки могут лапками передних ног пробовать раствор на вкус. (Да.)
14. У жуков наружные жесткие крылья не участвуют в полете. (Да.)
15. Развитие всех насекомых, имеющих по две пары крыльев, проходит с полным
превращением. (Нет.)
III. Изучение новой темы:
А). Разнообразие
форм тела иглокожих, особенности покрова и симметрии тела.
Форма тела:
- пластинка
(морские маргаритки);
- причудливый
цветок (морские лилии);
- звезда (морские
звезды);
- шар (морские
ежи);
- диск (морские
ежи);
- червеобразная
(голотурии).
Возникновение у иглокожих радиальной симметрии. По мнению ученых,
предки иглокожих были прикрепленными и у них возникла радиальная симметрия.
Потом они стали ползать по дну, но не очень быстро, и радиальная симметрия им
не мешала. Несмотря на внешнее несходство, иглокожие – довольно близкие родственники
хордовых. Один из самых древних иглокожих имели двустороннюю симметрию, хвост,
возможно, жаберные щели и некоторые другие признаки, характерные для иглокожих.
Б). Самая
характерная особенность иглокожих – водососудистая (амбулакральная) система.
Уникальная особенность иглокожих – наличие амбулакральной системы.
Амбулакральные ножки для многих иглокожих основные органы передвижения. При
сокращении ампул, расположенных в разветвлениях каналов, внутрь ножки
нагнетается вода, и та распрямляется и выпячивается. На конце ножки есть
присоска, смазанная слизью. Присосавших ко дну, ножка сокращается; в результате
вода снова выходит в ампулу, а тело подтягивается.
В). Строение
пищеварительной системы в связи с употреблением разной добычи.
Некоторые классы иглокожих, например, неправильные морские ежи и
морские огурцы, имеют признаки двусторонней симметрии, которая проявляется даже
внешне, а в пищеварительной системе рот смещен к переднему краю, а анальное
отверстие – к заднему. В целом, пищеварительная система разная у
представителей разных классов.
Так, морские лилии
используют амбулакральные ножки не для передвижения, а для захвата пищи; рот и
анальное отверстие находятся рядом, так как кишечник образует петлю. Пищей
служат мелкие организмы и частично детрита. Мелководные морские звезды –
хищники, некоторые из могут заглатывать добычу целиком, растягивая при этом
рот, который расположен на нижней стороне тела (анальное отверстие
располагается на верхней стороне, но обычно оно не функционирует, а порой и
вовсе отсутствует). Другие морские звезды способны выворачивать желудок наружу,
обволакивая им добычу (моллюсков, ракообразных, морских ежей). У морских ежей в
глубине ротового отверстии имеется особый жевательный аппарат – «Аристотелев
фонарь», на вершине которого расположены пять очень прочных челюстей, могущих
высовываться изо рта. С их помощью ежи соскребывают пищу с камней. Некоторые
виды могут сверлить челюстями норы в скалах ( и даже в стальных сваях).
Г). Примитивное
строение нервной системы.
Органы чувств развиты слабо.
Д). Особенности
размножения и развития иглокожих, способность к регенерации.
Е). Многообразие
иглокожих, особенности классификации.
Работа в
группах:
Используя
материал учебника на стр. 172- 174 параграфа 44 под редакцией К. Кайыма, заполнить
таблицу
1 группа – класс
Морские ежи.
2 группа – класс
Морские лилии.
3 группа – класс
Офиуры (Змеехвостики).
4 группа – класс
Голотурии (Морские огурцы).
Класс морские
звезды
|
Класс Морские ежи
|
Класс Морские
лилии
|
Класс Офиуры
(Змеехвостики)
|
Класс Голоту-рии
(Морские огурцы)
|
Свободно живущие
|
Свободно живущие
|
Есть оседлые формы
|
Свободно живущие
|
Свободно живущие
|
Имеют форму уплощенной звезды
|
Шарообразные
|
Имеют форму звезды
|
Имеют форму звезды
|
Похожи на огурец
|
Резкой границы между диском и лучами нет
|
Лучей нет
|
Лучей нет
|
Очень длинные лучи, резко ограниченные от
диска
|
Тело не расчленено на лучи
|
В стенке тела многочисленные известковые
пластинки
|
Множество пластинок; под-вижные иглы
|
Игл нет
|
Иглы и изве-стковые пластинки
|
Иглы на поверхности нет
|
IV. Закрепление.
1. Какие
особенности внешнего строения иглокожих?
2. В чем значение и
особенности строения водно – сосудистой системы?
3. Что такое
«Аристотелев фонарь»?
4. Приведите
примеры разнообразия классов иглокожих и их представителей?
5. Какова роль
иглокожих в водных природных сообществах?
На конкретных
примерах докажите относительность приспособленности иглокожих к среде обитания.
V. Д/З: параграф 44
Творческое задание:
нарисовать на альбомном листе роль иглокожих в природе и жизни человека.
VI. Рефлексия.
Игра «5 пальцев»
1.
Информация была интересна.
2.
Я знаю особенности строения иглокожих.
3.
Мне понравилось, как я работал на уроке
4.
Я удовлетворен работой своей группы
5.
Я готов к выполнению домашней работы
Если
вы загнули все 5 пальцев – материал усвоен успешно
Если
4 пальца – вы хорошо поработали на уроке
Если
3 и меньше – возможно вам надо лучше разобраться в вопросах темы
Желаю
Вам дальнейших успехов и хорошего настроения
Благодарю
Вас за плодотворную работу на уроке и предлагаю провести рефлексию
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.