Инфоурок Биология Другие методич. материалыКонспект урока по биологии "Сезонные явления в жизни птиц"

Конспект урока по биологии "Сезонные явления в жизни птиц"

Скачать материал

 

 

Тема  урока:  Сезонные  явления  в  жизни  птиц.

 

Цель  урока:  сформировать  знания  о  приспособленности  птиц  к  сезонным  явлениям  природы.

 

Задачи  урока:

 

 Образовательные:

   ◦  продолжить  формирование  понятия  о  птицах,  их  приспособленности    

         к  среде  обитания;

   ◦  рассмотреть  причины  миграций  птиц;

   ◦  установить  способы  ориентации  птиц  во  время  полетов;

   ◦  уточнить  методы  изучения  перелетов.

Развивающие:

   ◦  развитие  познавательного  интереса  учащихся;

   ◦   развитие  интеллектуальных  способностей;

   ◦  развитие  предметных  и  общенаучных  умений  и  навыков;

   ◦    развитие  навыков  самообразования.

Воспитательные:

   ◦     формирование  коммуникативных  качеств,  культуры  общения;

   ◦     воспитание  бережного  отношения  к  природе,  ответственности  за 

        все  живое.

Методы  преподавания: информационно-рецептивный,  репродуктивный, практический.

Тип  урока:  урок изучения нового материала

 

ХОД  УРОКА

 

      І.Организация  учебной  деятельности  учащихся  на  уроке.

 

Сообщение  темы,  цели  и  задач  урока. Стимулирование  мотивации  учебной  деятельности  при  обучении.

 

      ІІ. Проверка  знаний  и  умений.

 

   Самостоятельная  работа учащихся.

 

ЗАДАНИЕ 1.  „да”  или  „нет”

1.      Органы  размножения  у птиц – парные  яичники  у  самок  и  семенники  у  самцов.  ( НЕТ, у  самок  яичник один ).

2.      У  птиц  высокий  уровень  обмена  веществ  ( ДА,  это  верно ).

3.      Кожа  птиц  лишена  желез  ( ДА, это верно, есть одна  железа – копчиковая )

4.      Формирование  яйца  у  птиц  происходит  в  яичниках ( НЕТ, во время продвижения яйцеклетки по яйцеводу  к  клоаке )

5.      Яйцо  покрыто  известковой  оболочкой,  пронизанной  порами,  через  которые  осуществляется  газообмен  зародыша  с  внешней  средой. ( ДА ).

6.      Органы  выделения  птиц -  почки  и  мочевой  пузырь с мочеточниками. ( НЕТ, мочевой  пузырь у птиц  отсутствует ).

 

ЗАДАНИЕ 2. Закончить  предложение:

 

1.      Яйцо  птицы  содержит....( запас  питательных  веществ  и  воды, необходимых  зародышу  для  развития ).

2.      Для  успешного  развития  зародыша  необходимы.....( определенная  влажность  среды  и  достаточно  высокая  температура – 37ْ С -  38ْ С )

3.      Выводковыми  называются  птицы.... (птенцы  которых  сразу же  после  рождения покрыты  густым  пухом,  могут  видеть,  могут  добывать  еду  самостоятельно,  подражая  действиям  родителей )

4.      Гнездовыми  называются  птицы..... ( птенцы которых  рождаются голыми, глаза и ушные  отверстия у них некоторое время  закрыты, не способны  поддерживать  постоянную температуру  тела, не  могут  передвигаться  и  нуждаются  в  кормлении )

5.      Птицы проявляют  заботу о потомстве и в таких  формах:... ( закрывают  птенцов от жары и непогоды, чистят гнезда  от помета, защищают от врагов )

6.      В  яйце  подвешенный  желток  подвижен  и  располагается  так.... ( что  зародышевый  диск  всегда  находится  вверху – ближе  к  теплому  телу  насиживающей  птицы )

 

III. Актуализация  опорных  знаний  и  мотивация  учебной  деятельности.

 

      Обсуждение  вопроса:  как  вы  думаете,  с  чем  могут  быть  связаны  массовые  перелеты  птиц?

 

ІV. Изучение  нового  материала

 

Изложение  нового  материала  сопровождается  показом  слайдов.

Рассказ  учителя. Показ  слайдов ( слайды № 2,3.)

Жизнь  птиц  осуществляется  ритмически  и  связана  с  изменением  их  обмена  веществ,  поведения,  популяционной  организации и др.  Биологический  ритм  обусловлен  сезонным  изменением  условий  и  характером  наследственных  приспособлений  птиц  к  среде. Изменение  светового  режима  в  нашей  стране  служит  сигналом,  влияющим  на  гормональную  систему,  которая  и  определяет  годовой  режим  состояния  организма  птиц.  В  тропиках  таким  сигналом  является  влажность – чередование  сухого  и  влажного  периодов.  Дополнительным  сигналом  могут  быть  количество  и  виды  кормов.  Таким  образом,  годовой  жизненный  ритм  складывается  из  ряда  биологических  периодов,  в  каждом  из  которых  преобладает  то  или  иное  биологическое  явление:  спаривание,  откладка  яиц,  линька,  миграции  и т.д.

 

Основные  периоды  годового  цикла.

 

1.      Подготовка  к  размножению ( увеличение  половых  желез,  миграции  птиц  к  местам  гнездовий,  образование  пар.)Показ слайдов. (слайд № 4)

На  участке  гнездовья  самец  начинает  петь. Пением  он  зазывает  самку  и  оповещает  самцов  своего  вида  о  том,  что  место  занято. Иногда  он  дерется  с  соперниками,  не  позволяя  им  устраиваться  на  занятой  территории.  Здесь  же  самец  и  самка  кормятся,  позднее  строят  гнездо.

  Многие  птицы  соединяются  в  пары  лишь  на  один  сезон.  Так  ведут  себя  гуси,  большинство  мелких  видов   воробьиных. У  уток  и  фазанов  самец  и  самка  держатся  вместе  только  до  периода  насиживания  яиц.  Хищные  птицы,  аисты,  цапли  и  др.  птицы  живут  парами  многие  годы.

2.      Размножение  и  вывод  молоди ( постройка  гнезд,  откладывание   яиц,  их  насиживание, выкармливание  молоди ). Показ  слайдов (слайд № 5,6 )

Большинство  птиц  откладывают  яйца  в  гнездо,  которое  чаще  строит  самка,  иногда  самец,  а  нередко  они  работают  вместе:  самец  подносит  материал,  а  самка  его  укладывает  и  скрепляет.  Простые  чашеобразные  гнезда  строят  крупные  птицы,  грачи,  голуби. У  зябликов  и  щеглов гнезда полушаровидные,  одетые  снаружи  мхом  и  лишайником. Многие  лесные  птицы  -  дятлы,  поползни,  синицы,  мухоловки  -  откладывают  яйца  на  дно  дупла.  Утки,  журавли,  куриные  -  устраивают  гнезда  прямо на земле.  Кукушка  своего  гнезда  не  строит,  а  10-12  яиц  по  одному  откладывает  в  разные  гнезда.

   Насиживанием  бывают  заняты  часто  оба  родителя,  которые  сменяют  друг  друга  на  гнезде.  Обычно  насиживающие  птицы  время  от  времени  переворачивают  яйца  в  гнезде.  Этим  достигается  их  более  равномерное  прогревание,  что  способствует  быстрому  развитию  зародыша.  Некоторые  птицы  совсем  не  насиживают  яйца. Например,  сорные  куры  Австралии   закапывают  свою  кладку  в  землю,  где  зародыш  в  яйце  развивается  под  влиянием  окружающей  среды.

   В  период  гнездования  -  один  из  ответственных  периодов  жизни  птиц  -  их  нельзя  тревожить.

   Уход  за  птенцами  очень  сложен.  Родители  не  только  обогревают  и  кормят  их,  прилетая  с  пищей  до  400 раз  в  течение  дня,  но  еще  спасают  от  перегрева  солнечными  лучами  или  от  непогоды.  Убирая  помет  из  гнезда,  взрослые  птицы  сохраняют  здоровье  птенцов,  позволяют  их  крыльям  правильно  развиваться.

3.      Линька  птиц.

После  размножения  у  птиц  начинается  линька  -  смена  оперения,  неодинаково  протекающая  у  разных  видов.  Постепенно  линяют  воробьи,  синицы,  скворцы  и  др.  У  гусей  линька  бурная:  особи  на  период  линьки ( 2 – 5 недель )  теряют  способность  к  полету.  Пингвины  при  линьке  теряют  все  перья  сразу. Они  вынуждены  спокойно  стоять  на  одном  месте  14 – 15  дней, пока  не  появятся  новые  перья.  Все  это  время  пингвины  обходятся  без  пищи.

Необходимость линьки, т. е. периодической смены оперения, объясняется обнашиванием  и  выцветанием пера. Под  влиянием солнца, влаги, сухости окраска  пера меняется: черный цвет становится буроватым, темно-бурый — бледно-бурым, серый — буровато-серым и т. д.   Еще  большее   значение имеет стирание краев пера, сопровождающееся нарушением его структуры, так как мелкие сцепляющие бородки частично разрушаются. Особенно обнашиваются слабопигментированные или непигментированные части пера. Эти изменения к тому же более значительны в наиболее ответственных при полете элементах оперения — маховых и рулевых перьях.

Обнашивание пера невыгодно влияет на летательные свойства птицы. Наиболее интенсивная линька у взрослых птиц происходит после окончания периода размножения. Чередование процессов размножения и линьки может найти частичное объяснение в том, что оба они требуют затраты большого количества энергии и поэтому едва ли могут происходить в организме птицы одновременно. Нормальный ход линьки требует хорошего питания организма, ослабление питания вызывает замедление в ходе линьки и неправильности в структуре пера (на больших перьях появляются поперечные вдавления, идущие по опахалу и делающие перо непрочным).

Пока  перо  еще  не достигло половины нормальной длины, рост его идет быстро, а потом замедляется. У  мелких  птиц  перья растут  медленнее, чем у крупных. У воробья  второстепенное маховое вырастает со скоростью, немного превышающей 4 мм в день, у балобана ежедневный прирост маховых в последнем периоде роста составляет 6—7 мм в день. У каждого вида птиц линька идет в совершенно определенное время и в определенной последовательности.

4. Подготовка  к  зиме.            

  Птицы  мигрируют  в  поисках  корма,  интенсивно  питаются, в   

связи  с  чем  усиливаются  процессы  обмена,  идет  накопление  жира. Некоторые  заготавливают  семена,  плоды,  насекомых  и  их  личинок ( поползни,  синицы,  сойки,  кедровки  ),  трупы  мышевидных  грызунов.

   По  отношению  к  территории  птиц  делят  на  оседлых,  кочующих  и  перелетных.

 

5.      Перелеты  птиц. Показ  слайдов ( слайды № 7 – 13 )                   

 Осенний отлет начинается после того, как молодняк научится летать. Перед отлетом птицы часто образуют стаи и кочуют иногда на большие расстояния. Места с холодным климатом птицы покидают осенью раньше, чем более теплые края; весной на севере они появляются позже, чем на юге. Каждый вид птиц улетает и прилетает в определенное время, хотя, конечно, погода оказывает влияние на сроки отлета и прилета.

Птицы одних видов летят поодиночке, других — группами или стаями. Для многих видов характерен определенный порядок расположения птиц в стае. Вьюрки и другие воробьиные летят беспорядочными группами, вороны — редкими цепочками, кроншнепы и кулики-сороки — «шеренгой», гуси и журавли — «углом». У большинства птиц самцы и самки летят одновременно. Но у зяблика самки улетают осенью раньше самцов, а  у  аистов самцы прилетают весной на родину раньше самок.

Молодые птицы иногда отлетают на зимовку раньше старых. Одни птицы летят днем, другие — ночью, а днем останавливаются на кормежку. Скорость полета птиц на пролетах относительно невелика. Например, у перепела — 41 км/час. Наибольшая скорость у черного стрижа — 150 км/час. Высота перелета — средняя. Многие мелкие воробьиные летят низко над землей. Еще ниже — при встречном ветре, сильной облачности, осадках. Крупные виды летят примерно на высоте 1—2 тыс. м, средние и мелкие — около 1000—500 м. Однако в области Гималаев горные гуси на пролете наблюдались на высоте около 8 тыс. м над уровнем моря.

При такой скорости полета птицы могли бы за относительно короткое время достигнуть области зимовки или гнездовья. Но на самом деле перелет обычно растягивается на долгое время. Считают, что птицы при дальних перелетах покрывают за день от 150 до 200 км. Таким образом, например, воробьиные птицы затрачивают на перелет из Европы в Центральную Африку 2-3 и даже 4 месяца.

При весеннем перелете птицы обычно летят быстрее, чем при осеннем. Некоторым птицам приходится покрывать при перелетах очень большие расстояния. Полярные крачки с Крайнего Севера Америки летят зимовать за 10 тыс. км на юг Американского континента, на юг Африки и даже в Антарктику. Щурки, гнездящиеся в Азии, зимуют в Южной Африке. Около 30 видов птиц, гнездящихся в Восточной Сибири, зимуют в Австралии, дальневосточные кобчики — в Южной Африке, некоторые американские кулики — на Гавайских о-вах. В ряде случаев «сухопутные» птицы вынуждены пролетать над открытым морем от 3 до 5 тыс. км.

Направление перелетов определяется не только местонахождением зимовок и гнездовий, но и лежащими на их пути местами, благоприятными для кормежки и отдыха. Поэтому далеко не все птицы в северном полушарии летят осенью с севера на юг. Многие североевропейские пернатые летят осенью на запад и юго-запад и зимуют в Западной Европе. Бывает и так, что птицы определенного вида из северо-восточной полосы Европейской части России летят в южном направлении к Каспийскому морю, а их родичи из Западной Сибири — на юго-запад.

6.      Методы  изучения  перелетов. Показ слайдов ( слайды № 16 – 17 )

Ученые  изучают  перелеты  птиц.  Науке  помогают  в  этом  непосредственные  наблюдения. Например,  устроив  несколько  наблюдательных  пунктов  на  морском  побережье,  где  пролетают  стаи  птиц,  можно  установить  скорость  перелета  стаи,  количество  птиц  в  них.

  Наблюдением  устанавливаются  также  сроки  прилета  птиц  весной  и  отлета  осенью,  а  эти  сроки  повторяются  из  года  в  год  с  большой  точностью. Кроме  того,  замечательные  результаты  дает  кольцевание  птиц. Изучение  перелетов  птиц  методом  кольцевания  окончательно  доказало,  что  для  каждой  птицы  и  для  каждого  относящегося  к  данному  виду  птичьего  населения  определенного  района  перелеты  происходят  между  местом  гнездования  и  местом  зимовки,  причем,  как  правило,  птица  возвращается  весной  туда  же,  где  она  вылупилась  или  гнездилась  в  предыдущем  году.  Это  тесно  связывается  с  неоднократно  отмеченной  консервативностью  птиц в  отношении  места  обитания.  Конечно,  отдельные  отклонения  от  указанной  общей  схемы  бывают,  но  это  исключения.  Кольцевание  птиц -  один из методов мечения животных; широко используется для изучения биологии диких птиц. Пойманной птице надевают на лапку лёгкое (обычно из алюминия) кольцо (с номером и условным адресом); регистрируют время и место кольцевания и сообщают в центры кольцевания. Центр кольцевания СССР обменивается информацией об окольцованных птицах с центрами кольцевания более чем 50 стран всех континентов. Впервые с научной целью К. п. было применено в Дании (1899). С тех пор в разных странах помечено кольцами более 30,5 млн. птиц. Сведения о птицах с кольцами, попавшими в руки охотника, научного работника, юнната и т.д., пересылают в центр кольцевания, который и выясняет, когда и где птица была окольцована. Птиц кольцуют на месте гнездования, на пути пролёта, во время линьки или на зимовке. Проводят индивидуальное и массовое К. п. При индивидуальном кольцевании птицу кольцуют для того, чтобы сделать её заметной при непосредственном наблюдении в природе; для этого надевают крупное кольцо с номером, который можно прочесть в бинокль, или цветные пластмассовые метки. Этим методом обычно пользуются для изучения поведения отдельных особей и в ряде опытов. При массовом К. п. изучается население (популяция) птиц определённой местности. Для этого в определённом пункте ежегодно кольцуют сотни и тысячи особей. Анализ полученных сообщений о встречах окольцованных птиц позволяет судить о путях и сроках перелётов птиц

V. Обобщение  и  систематизация  знаний  учащихся

Обобщающая  фронтальная  беседа  по  ходу  изучения  нового  материала. Обсуждение,  что  узнали  на  занятии. Учащиеся  отвечают  на  вопросы:

 - на  какие  группы  делят  птиц  по  способу  перенесения  неблагоприятных  условий?

 - как  птицы  ориентируются  во  время  миграций?

 - какие  способы  помогают  следить  за  птицами?

Работа  учащихся  в  тетрадях  по  данной  теме.

Заполнение  таблицы «Сезонные  явления  в  жизни  птиц»

Период

Особенности  поведения

Весенний  период

 

Гнездование

 

Осенний  период

 

Зимовка

 

 

VI. Подведение  итогов

VII. Домашнее  задание:  изучить § 45

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по биологии "Сезонные явления в жизни птиц""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Карьерный консультант

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Представляю  урок  изучения  нового материала "Сезонные  явления  в жизни  птиц".  Урок  сопровождается  презентацией. Ребятам  можно  предложить  подготовить  несколько  сообщений  по основным  периодам  годового  цикла. Это могут быть сообщения "Линька птиц" или  "Методы  изучения  перелетов  птиц", "Кольцевание  птиц". От этого урок  только выиграет.  Учитель может дополнить  сообщение учеников  интересными фактами. Материала для  изложения много. Из  предложенного можно выбрать  самое  важное. На этапе  обобщения учащиеся заполняют таблицу, которую  учитель может  проверить избирательно.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 291 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контроль знаний по биологии в 10 классе. Контрольные работы
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: Глава 2. Структура и функции клетки
  • 01.10.2020
  • 6983
  • 67
«Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 3551
    • DOCX 70.5 кбайт
    • 334 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лавриненко Светлана Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 17827
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 556 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эволюция классической музыки до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мозг и психотерапия: влияние, методы и направления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек