1. Орг. момент
|
Учитель: Добро пожаловать всем в лесную гостиную
Флоры. Хозяевами сегодня будете вы – шестиклассники, а кто будет гостем, вы
совсем скоро узнаете. А ведь хозяева должны быть готовы к встрече гостей и
для этого мы вспомним изученное:
- какое царство живой природы мы изучаем?
- какая наука изучает царство растений?
- а что изучает систематика?
- какие систематические единицы вы знаете?
- с какими отделами мы уже знакомы?
- что общего у всех уже изученных отделов?
|
Демонстрация слайда № 1«В гостях у флоры» и
№2 «Флора» (картина Рембрандта).
Слайд №3 «Отделы растений»
|
2.Изуче-ние новой темы
|
Кроме споровых растений есть семенные.
Чем отличается размножение спорами от размножения
семенами?
( учащиеся делают вывод о преимуществе семенного
размножения).
К семенным относится два отдела: покрытосеменные и
голосеменные. Какие же растения относятся к голосеменным, каковы их общие
признаки и значение в природе и для человека – это цель сегодняшнего
урока.
( учащиеся записывают тему урока в тетрадях).
Среди голосеменных нет трав, а только деревья и
кустарники и есть древние виды, и современные.
Наиболее распространены Хвойные – это ель,
лиственница, пихта, можжевельник, секвойи, кипарис. Всего 560 видов. По
сравнению с цветковыми вроде бы немного, но роль их в природе и жизни
человека велика, ведь хвойные леса составляют более трети всех лесов планеты,
а царицей всех северных лесов называют сосну. Именно ей и ее подругам сегодня
все внимание, т.к. именно они сегодняшние гости лесной гостиной. Им слово:
( сообщения учащихся о сосне, ели, лиственнице,
можжевельнике. В зависимости от класса сообщения можно сократить или
изменить. Сообщения строго регламентируются и используется не учебник, а
дополнительная литература:справочники, энциклопедия и интернет-ресурсы.)
(После сообщений учащихся учитель обобщает
сказанное, делает вывод об особенностях строения, размножения и развития
голосеменных, их усложнении по сравнению со споровыми. Учащиеся записывают
вывод в тетрадях.)
|
Слайд№4 «Отдел Голо-
семенные»
Демонстрация рисунков, фотографий хвойных растений.
Слайды № 5-10 «Хвойные растения»
|
2.1
Музы-
кальная пауза
3.Закрепление нового материала
|
Звучит спокойная музыка с пением
птиц, учитель, дав детям отдохнуть, продолжает:
Красота и величавость сосновых лесов(боров) всегда
вдохновляла художников. На холстах Ивана Ивановича Шишкина – устремленная в
небо мощь красного бора, темень глушняка, прекрасно сочетаются и медведи. С
полотен Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал. «Сосной
запахло»,- восторженно говорили люди на выставке его картин.
Его последняя работа «Корабельная роща» - одно из
самых больших и самых совершенных своих творений. Такие отборные, стройные
сосны шли на строительство. Оттого и название – корабельная.
Беседа с учащимися по
картинам. Обмен мнениями, впечатлениями.
Игра «Узнай меня». На карточках детям раздаются
рисунки хвойных деревьев – одному ряду, а рисунки веток хвойных деревьев –
другому ряду и гербарии. Детям необходимо дать название хвойного растения по
внешнему виду дерева или его ветки и объяснить, по каким признакам они это
определили. Если верно определено дерево и его ветка, то, соединив ветку с
деревом, на обратной стороне карточек появится пословица «Где сосна взросла,
там она и красна».
|
Демонстрация картин Шишкина слайды №11-14
Карточки с пословицей крепятся на магнитную доску
|
Закреп-
ление нового материала
|
Недаром сосна считается царицей всех северных лесов,
ей посвятили свои произведения не только художники, но и поэты. Учащиеся
читают стихи М.Ю.Лермонтова «На севере диком», С.Я.Маршака «Протянула мне
лапу сосна», П.Бровки «О, этот ствол…».
Любят сосну и за ту огромную пользу, которую
приносит она человеку. Сосна лечит, дарит красоту и здоровье. Сообщения
учащихся о пользе смолы, хвои и хвойного леса.
Кроссворд. Дети работают группами с последующей
проверкой и анализом ошибок.
С сосной связано немало легенд, поверий, традиций. Например,
на Украине был обычай, если у молодых родителей рождается дочь, они сажают во
дворе сосну, а у нас все знают старинную традицию – ставить в доме украшенное
хвойное дерево в честь праздника Нового года.
Немаловажное значение хвойные имеют и в народном
хозяйстве, ведь сосна относится к тем редким деревьям, которые идут в дело
целиком, без остатка, от корней до вершины. Сообщения детей о значении древесины,
кедровом орехе, янтаре.
В настоящее время из-за огромных лесозаготовок, а
так же лесных пожаров, строительства дорог и городов хвойные в значительной
степени истреблены. Потеря лесных богатств – одно из экологических бедствий.
В Красную книгу России занесено уже 11 видов голосеменных. В нашей стране за
20 лет сосна вырублена на площади почти 15 млн. га. Все меньше шишкинских
корабельных рощ. Скудеет тайга сосной. Ее замещают осина и береза. А это
плохо для здоровья человека, ибо кислородопроизводительность сосны
оценивается в 1,5 раза выше, чем у березы, и в 3 раза выше, чем у осины.
Хвойные – индикаторы загрязнения воздуха, они чувствительны к его чистоте. В
зонах сильного загрязнения хвоя сосны приобретает темно-красную окраску, в
хвоинках накапливаются ядовитые вещества, устьица их забиваются копотью, а
затем хвоя отмирает и опадает, просуществовав всего год при норме 3-4 года.
В нашей области хвойные леса занимают 12%.
Самый крупный – Бузулукский бор, который
находится в 150 км от г. Самары на границе с Оренбургской областью. Его
площадь – 110 тыс. га на песчаных почвах представляет собой гигантскую
защитную полосу на границе со знойными степями и пустынями Казахстана. И если
представить хоть на минуту, что этого бора здесь не будет, тогда мы ничего не
знали бы, кроме постоянных песчаных бурь и ураганов. Это еще раз подтверждает
то, что мы должны заботиться о зеленых наших друзьях и беречь их.
|
Тихо звучит музыка
Демонстрация хвойного мыла, зубной пасты, кремов и
др.
Слайд №15 «кроссворд» (с вопросами)
Слайд№16 «кроссворд» (с ответами)
Демонстрация карты Самарской области
|
4.Подведение итогов урока
|
Итак, вы очень много узнали сегодня нового,
интересного и полезного. Сделайте вывод: какие особенности голосеменных
позволили выделить их в отдельный отдел. Назовите их общие признаки. В чем их
значение в природе и для человека. В чем их усложнение по сравнению со
споровыми? Учащиеся делают вывод.
В заключении главная хозяйка лесной гостиной Флора
приглашает в рубрику «Это интересно».
Подведение итогов урока и запись
домашнего задания(§42).
Сочинение по картине Шишкина.
«Живите в покое и силе,
Как вечная сказка земли,
Зеленые сосны России –
Бессмертные сестры мои».
|
Слайд№18-19 «Это интересно» (заниматель-
ные факты о секвойях, гинкго, змеевидном дереве).
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.