Главная / Биология / конспект урока по биологии "Отдел Голосеменные"

конспект урока по биологии "Отдел Голосеменные"


Урок по биологии (ботаника) 6 класс.

Автор: учитель биологии ГБОУ СОШ с.Майское Радаева Наталья Владимировна

Класс, программа: 6 класс, программа И.Н.Пономаревой

Тема «Отдел Голосеменные»

Цель: изучить представителей отдела голосеменных, их общую характеристику; расширить знания о хвойных растениях, их особенностях, значении в народном хозяйстве, их роль в экологии и для здоровья человека. Совершенствовать навыки развития речи и закрепить полученные знания по теории сочинения на практике через систему творческих интегрированных заданий.

Универсальные Учебные Действия

Личностные:

  • формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

  • формировать их мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • формировать коммуникативные навыки.

Метапредметные:

  • формировать умения и навыки познавательной деятельности (информационный анализ отличительных особенностей представителей голосеменных и представителей других отделов царства растений, общая характеристика отделов);

  • формировать самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности;

  • формировать навыки устной и письменной речи, творческие способности и использовать их в учебной и познавательной деятельности при решении практических задач.

Предметные:

  • формирование первоначальных представлений о представителях отдела Голосеменные, их отличительных особенностях, давать им общую характеристику, называть их;

  • формирование понимания значимости отдельных видов голосеменных растений;

  • формирование осознания необходимости применения достижений биологии для сохранения здоровья;

  • приобретение опыта применения научных методов познания.



Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: интегрированный урок биология-литература

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, фотографии и рисунки хвойных растений, портрет И.И. Шишкина, репродукции картин, гербарий голосеменных растений, коллекция шишек, карта Самарской области.


Ход урока.


На доске написан девиз урока: «Жизнь растительного мира интересна и полна тайны, разгадать которую еще предстоит человеку».


Этапы урока

Содержание урока

Наглядное сопровожде-

ние

1. Орг. момент




Учитель: Добро пожаловать всем в лесную гостиную Флоры. Хозяевами сегодня будете вы – шестиклассники, а кто будет гостем, вы совсем скоро узнаете. А ведь хозяева должны быть готовы к встрече гостей и для этого мы вспомним изученное:

- какое царство живой природы мы изучаем?

- какая наука изучает царство растений?

- а что изучает систематика?

- какие систематические единицы вы знаете?

- с какими отделами мы уже знакомы?

- что общего у всех уже изученных отделов?

Демонстрация слайда № 1«В гостях у флоры» и

2 «Флора» (картина Рембрандта).


Слайд №3 «Отделы растений»


2.Изуче-ние новой темы





























Кроме споровых растений есть семенные.

Чем отличается размножение спорами от размножения семенами?

( учащиеся делают вывод о преимуществе семенного размножения).

К семенным относится два отдела: покрытосеменные и голосеменные. Какие же растения относятся к голосеменным, каковы их общие признаки и значение в природе и для человека – это цель сегодняшнего урока.

( учащиеся записывают тему урока в тетрадях).

Среди голосеменных нет трав, а только деревья и кустарники и есть древние виды, и современные.

Наиболее распространены Хвойные – это ель, лиственница, пихта, можжевельник, секвойи, кипарис. Всего 560 видов. По сравнению с цветковыми вроде бы немного, но роль их в природе и жизни человека велика, ведь хвойные леса составляют более трети всех лесов планеты, а царицей всех северных лесов называют сосну. Именно ей и ее подругам сегодня все внимание, т.к. именно они сегодняшние гости лесной гостиной. Им слово:

( сообщения учащихся о сосне, ели, лиственнице, можжевельнике. В зависимости от класса сообщения можно сократить или изменить. Сообщения строго регламентируются и используется не учебник, а дополнительная литература:справочники, энциклопедия и интернет-ресурсы.)

hello_html_76486e5.gif

(После сообщений учащихся учитель обобщает сказанное, делает вывод об особенностях строения, размножения и развития голосеменных, их усложнении по сравнению со споровыми. Учащиеся записывают вывод в тетрадях.)










Слайд№4 «Отдел Голо-

семенные»




Демонстрация рисунков, фотографий хвойных растений.




Слайды № 5-10 «Хвойные растения»













2.1

Музы-

кальная пауза
























3.Закрепление нового материала

Звучит спокойная музыка с пением птиц, учитель, дав детям отдохнуть, продолжает:

Красота и величавость сосновых лесов(боров) всегда вдохновляла художников. На холстах Ивана Ивановича Шишкина – устремленная в небо мощь красного бора, темень глушняка, прекрасно сочетаются и медведи. С полотен Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал. «Сосной запахло»,- восторженно говорили люди на выставке его картин.

Его последняя работа «Корабельная роща» - одно из самых больших и самых совершенных своих творений. Такие отборные, стройные сосны шли на строительство. Оттого и название – корабельная.

hello_html_m32a951e0.gif

Беседа с учащимися по картинам. Обмен мнениями, впечатлениями.

Игра «Узнай меня». На карточках детям раздаются рисунки хвойных деревьев – одному ряду, а рисунки веток хвойных деревьев – другому ряду и гербарии. Детям необходимо дать название хвойного растения по внешнему виду дерева или его ветки и объяснить, по каким признакам они это определили. Если верно определено дерево и его ветка, то, соединив ветку с деревом, на обратной стороне карточек появится пословица «Где сосна взросла, там она и красна».






Демонстрация картин Шишкина слайды №11-14


















Карточки с пословицей крепятся на магнитную доску













Закреп-

ление нового материала

Недаром сосна считается царицей всех северных лесов, ей посвятили свои произведения не только художники, но и поэты. Учащиеся читают стихи М.Ю.Лермонтова «На севере диком», С.Я.Маршака «Протянула мне лапу сосна», П.Бровки «О, этот ствол…».

Любят сосну и за ту огромную пользу, которую приносит она человеку. Сосна лечит, дарит красоту и здоровье. Сообщения учащихся о пользе смолы, хвои и хвойного леса.




Кроссворд. Дети работают группами с последующей проверкой и анализом ошибок.


hello_html_m6d66f20a.gif



С сосной связано немало легенд, поверий, традиций. Например, на Украине был обычай, если у молодых родителей рождается дочь, они сажают во дворе сосну, а у нас все знают старинную традицию – ставить в доме украшенное хвойное дерево в честь праздника Нового года.

Немаловажное значение хвойные имеют и в народном хозяйстве, ведь сосна относится к тем редким деревьям, которые идут в дело целиком, без остатка, от корней до вершины. Сообщения детей о значении древесины, кедровом орехе, янтаре.

В настоящее время из-за огромных лесозаготовок, а так же лесных пожаров, строительства дорог и городов хвойные в значительной степени истреблены. Потеря лесных богатств – одно из экологических бедствий. В Красную книгу России занесено уже 11 видов голосеменных. В нашей стране за 20 лет сосна вырублена на площади почти 15 млн. га. Все меньше шишкинских корабельных рощ. Скудеет тайга сосной. Ее замещают осина и береза. А это плохо для здоровья человека, ибо кислородопроизводительность сосны оценивается в 1,5 раза выше, чем у березы, и в 3 раза выше, чем у осины. Хвойные – индикаторы загрязнения воздуха, они чувствительны к его чистоте. В зонах сильного загрязнения хвоя сосны приобретает темно-красную окраску, в хвоинках накапливаются ядовитые вещества, устьица их забиваются копотью, а затем хвоя отмирает и опадает, просуществовав всего год при норме 3-4 года.

В нашей области хвойные леса занимают 12%.

Самый крупный – Бузулукский бор, который находится в 150 км от г. Самары на границе с Оренбургской областью. Его площадь – 110 тыс. га на песчаных почвах представляет собой гигантскую защитную полосу на границе со знойными степями и пустынями Казахстана. И если представить хоть на минуту, что этого бора здесь не будет, тогда мы ничего не знали бы, кроме постоянных песчаных бурь и ураганов. Это еще раз подтверждает то, что мы должны заботиться о зеленых наших друзьях и беречь их.


Тихо звучит музыка



Демонстрация хвойного мыла, зубной пасты, кремов и др.


Слайд №15 «кроссворд» (с вопросами)

Слайд№16 «кроссворд» (с ответами)



































Демонстрация карты Самарской области

4.Подведение итогов урока

Итак, вы очень много узнали сегодня нового, интересного и полезного. Сделайте вывод: какие особенности голосеменных позволили выделить их в отдельный отдел. Назовите их общие признаки. В чем их значение в природе и для человека. В чем их усложнение по сравнению со споровыми? Учащиеся делают вывод.

В заключении главная хозяйка лесной гостиной Флора приглашает в рубрику «Это интересно».

hello_html_m2395e1b3.gif

Подведение итогов урока и запись домашнего задания(§42).

Сочинение по картине Шишкина.

«Живите в покое и силе,

Как вечная сказка земли,

Зеленые сосны России –

Бессмертные сестры мои».






Слайд№18-19 «Это интересно» (заниматель-

ные факты о секвойях, гинкго, змеевидном дереве).




конспект урока по биологии "Отдел Голосеменные"
  • Биология
Описание:

Разработка урока "Отдел Голосеменные" для 6 класса с использованием презентации, опережающего творческого домашнего задания и интегрирован с литературой. На уроке использован системно-деятельностный подход, ИКТ. По типу - это урок изучения нового материала, но по некоторым вопросам учащиеся сами выступают с подготовленными дома сообщениями или презентацией. И при изучении новой темы, и при ее закреплении используются активные методы работы - это кроссворд, работа с гербарием и рисунками, а работа с пословицами и с картинами позволяет совершенствовать навыки развития речи и закрепить на практике полученные знания по теории сочинения через систему творческих интегрированных заданий. В конце урока учащиеся сами делают выводы и доказывают правильность своих суждений. Урок заканчивается эмоциональной рубрикой в гостиной у флоры "Это интересно!".

 

   

 

 

 

Автор Радаева Наталья Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1435
Номер материала 23085
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓