Главная / Биология / Конспект урока по биологии "Общая характеристика типа Членистоногие. Классы ракообразные, паукообразные" (7 класс).

Конспект урока по биологии "Общая характеристика типа Членистоногие. Классы ракообразные, паукообразные" (7 класс).

Название документа Общая характеристика типа Членистоногие. Классы ракообразные, паукообразные..docx


Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Класс: 7

Общая характеристика типа Членистоногие. Классы ракообразные, паукообразные.

Цели: познакомить с характерными признаками типа Членистоногие, классами Ракообразные и Паукообразные.

Задачи урока:

Образовательные: расширить знания об особенностях строения членистоногих; выявить характерные черты строения и жизнедеятельности ракообразных и паукообразных; познакомиться с их многообразием;

Развивающие: продолжить развивать умения сравнивать, обосновывать особенности свой ответ, работать с дополнительной литературой;

Воспитательные: воспитывать чувства бережного отношения к природе.

Оборудование: коллекция членистоногих; влажные препараты; таблицы с изображением членистоногих разных классов; рисунки, видеофильм, презентация.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Урок – интересный,

Ученик не пассивный,

Он в гуще событий,

Делает много открытий,

Что на уроке узнает,

Его к развитию ведет.

II. Изучение новой темы:

А). Основные признаки организации членистоногих.

Считается, что предки членистоногих были похожи на кольчатых червей. Тело и тех и других состоит из сегментов. Каждый сегмент несет пару конечностей, а внутри него имеется нервный узел. Нервная система у членистоногих, как и кольчатых червей, состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки.

Членистоногих отличаются от кольчатых наличием твердой кутикулы. Кутикула содержит твердый хитин, придающий ей прочность. Она не растяжима, и рост их сопровождается линьками. Кутикула несет защитную функцию и служит наружным скелетом – к ней крепятся мышцы. У членистоногих нет кожно – мускульного мешка; конечности приводятся в движение отдельными пучками мышц. Сегменты сливаются, образуя отделы тела. Конечности переднего отдела (голова) несут чувствительную функцию и участвуют в захвате и пережевывание пищи. Вторичная полость отсутствует. Кровеносная система незамкнутая. Почти все членистоногие раздельнополые и неспособны к вегетативному размножению.

Б). Происхождение членистоногих от древних свободноживущих многощетинковых червей.

В). Ракообразные – наиболее древние из членистоногих – имеют ряд характерных особенностей.

Работа в группах по заданию:

Используя материал учебника на стр. 163- 164 параграфа 42 под редакцией К. Кайыма, выписать особенности класса Ракообразные.

Запись в тетрадь:

1. 25 000 видов.

2. Моря и пресноводные водоемы.

3. Сегментированные вторичнополостные (целомические) трехслойные животные.

4. Двусторонне – симметричные.

5. Сегменты тела подразделяются на головогрудь и брюшко.

6. Наружный хитиновый покров.

7. 2 пары усиков на голове.

8. Жаберное дыхание.

9. Развитие из яиц.

10. Яйца вынашиваются на теле.

11. Личинка – науплиус.

Г). Речной рак – типичный представитель высших десятиногих ракообразных. Усложнение строения его систем органов в ходе эволюции по сравнению с кольчатыми червями.

Д). Многообразие экологических групп ракообразных. Значение их в биоценозах, в жизни человека (сообщения учащихся).

Е). Паукообразные – первые наземные членистоногие, покорившие сушу.

Работа в группах по заданию:

Используя материал учебника на стр. 164- 165 параграфа 42 под редакцией К. Кайыма, выписать особенности класса Паукообразные.

Древние водные хелицеровые (ракоскорпионы и мечехвосты) населяли моря т пресные воды. Большинство современных хелицеровых – наземные животные. Дышат паукообраз-ные атмосферным воздухом, но меющиеся у скорпионов и пауков - паутинников легочные мешки по строению и положению на теле оказываются видоизмененными жабрами, связанными с исчезнувшими у паукообразных брюшными конечностями.

Ж). Своеобразие строения паукообразных – результат приспособленности к жизни на суше.

Для паукообразных характерно:

  1. Отсутствие усиков.

  2. Отсутствие брюшных конечностей,

  3. Наличие на голове двух пар ротовых конечностей (хелицеры и педипальпы),

  4. Наличие на груди четырех пар ходильных ножек.

  5. Нервная система – высокое развитие надглоточного узла, связанного с с органами чувств.

  6. Пищеварительная система – появление слюнных желез.

  7. Выделительная система – мальпигиевы сосуды.

З). Скорпионы – древнейшие паукообразные и прямые потомки первых членистоногих ракоскорпионов (сообщения учащихся).

И). Клещи – паразиты растений и животных, возбудители и переносчики опасных болезней человека (сообщения учащихся).

Клещи: зерновые, мучные, чесоточные, сырные, винные, паутинные, плодовые, луковичные, водяные, перьевые, волосяные, таежные, собачьи.

К). Правила удаления присосавшегося клеща с тела:

1. Нельзя допускать отрыва головогруди или других органов от остальных частей тела.

2. Надо обвязать клеща ниткой между головогрудью и кожей пострадавшего.

3. Растягивая концы нитки в стороны, постепенно вытянуть клеща.

4. Продезинфицировать руки и место укуса.

5. В течение трех дней обязательно обратиться к врачу.

III. Закрепление:

1. Какие общие черты строения имеются у кольчатых червей и ракообразных?

2. По каким признакам животные объединяются в тип Членистоногие?

3. Назовите причины, ведущие к сокращению численности ракообразных. Каковы последствия этого явления?

4. Какие особенности строения и поведения паука объясняются его наземным образом жизни?

5. Почему клещей относят к тому же классу, что и пауков?

6. Какие водные паукообразные вам известны?

7. Как происходит размножение и развитие паукообразных?

IV. Д/З: параграф 49, 50 (творческое задание: подготовить сообщение о клещах и болезнях, возбудителями которых они являются).

V. Рефлексия.

  • Кто сегодня получил отметку «5»?

  • Кто получил «4»?

  • Кто своей отметкой не очень доволен? Что нужно сделать, чтобы улучшить отметку?

  • Дайте эмоциональную оценку урока.

Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления. Формулируют вывод о степени достижения цели урока

Осуществляют самоанализ деятельности на уроке и самооценку

hello_html_m6a3b314d.png

hello_html_a02f6ff.pnghello_html_33a7ba82.png





До встречи на следующем уроке.


Конспект урока по биологии "Общая характеристика типа Членистоногие. Классы ракообразные, паукообразные" (7 класс).
  • Биология
Описание:

Данный архив содержит разработку урока по биологии на тему "Общая характеристика типа Членистоногие. Классы ракообразные, паукообразные" для учащихся 7 класса.                                                 На уроке происходит развитие у школьников умений самостоятельного поиска, отбора и систематизации учебного материала, работать индивидуально и в группах.                                                                 Данный материал можно использовать при подготовке выпускников к ЕНТ и ЕГЭ. 

Автор Волкова Татьяна Викторовна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 4378
Номер материала 9402
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы