Главная / Биология / конспект урока по биологии "Бесполое размножение организмов" для 9 класса

конспект урока по биологии "Бесполое размножение организмов" для 9 класса

Конспект урока «Бесполое размножение организмов» Сунгатуллина Р.С. школа 55 г. Казань

Основные этапы урока:

  1. Актуализация знаний. Проверка знаний по предыдущей теме путем объяснения высказывания ученого Меллера.

  2. Мобилизующее и активирующее начало урока. Создание проблемной    ситуации постановкой вопроса:-Как можно сохранить понравившееся растение, если оно состарилось?»

  3. Фронтальная поисковая беседа по разрешению проблемного вопроса.

  4. Изучение основного материала. Самостоятельная  работа по группам, изучение текста учебников, фронтальное заполнение таблицы. Записи в тетради.Краткий инструктаж о том, как выполняется  самостоятельная работа и что делать одновременно.

  5. Частичное закрепление.

  6. Эвристический (частично-поисковый метод). Работа с учебником.

  7. Обобщение и закрепление.

  8. Оперативная диагностика с использованием теста «верны ли утверждения» и другими заданиями из демоверсий ГИА.

Образовательные  задачи:

  • углубить, обобщить знания о клетке как структурной и функциональной единице живого, о делении клетки как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; 

  • сформировать знания о  формах бесполого размножения, об особенностях  бесполого  размножения, его значении в обеспечении преемственности  между поколениями, о непрерывности жизни на Земле,

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию  навыков аргументированного  выступления, логического мышления, речи, умению объяснять биологическое значение  бесполого размножения, основные формы  размножения (половое, бесполое);

  • уметь сравнивать между собой способы  бесполого размножения, обосновывать биологическое значение всех способов  бесполого размножения, связи организма со средой обитания;

  • развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, взаимоконтроль, работа в парах и группах).

  • обсуждать проблему, делать выводы, анализировать, выделять главное.

Воспитательные задачи:

  • формирование умений применять полученные знания на практике (выявлять пути использования знаний о размножении и индивидуальном развитии в народном  хозяйстве, здравоохранении);

  • убеждённости в материальном единстве органического мира на основе установления универсальности процессов митоза.

Методическая цель: внедрение активных  форм обучения.

Тип урока: комбинированный (сообщение новых знаний с учётом полученных).

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, самостоятельная работа с учебником работа в группах методом мозгового штурма. Устные выступления с элементами анализа, с логико-смысловой моделью, тестирование.

Оснащение урока: живые экземпляры растений (размножающихся вегетативным способом Колеус, каланхоэ, сансевьера, хлорофитум, фиалка и др.), таблицы «Вегетативное размножение отводками, черенками и корневыми отпрысками»; «Вегетативное размножение клубнями и луковицами»; «Размножение простейших».

Т.С.О -  компьютер, проектор, презентация.

Внутрипредметные связи: Индивидуальное развитие многоклеточного организма и одноклеточного, сущность и формы  бесполого размножения организмов (животных и растений).

Словарь урока: бесполое размножение, фрагментация, половые клетки, спорообразование, почкование, вегетативное размножение, амитоз, и др.

Основное содержание урока: Проверка знаний  о митозе, о биологическом значении митоза; о формах и значении бесполого размножения всех групп организмов, умения обосновывать вывод о материальном единстве живой природы.

Начало урока, актуализация знаний: Есть ли среди вас умеющие танцевать? (можно попросить выйти и показать несколько па).

Учитель  зачитывает слова американского биолога Меллера: «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем».

-Как вы думаете, о каком процессе идёт речь? (Ответы разные, в т.ч. передвижение хромосом при делении клеток. Повторение процесса митоза по видеофрагменту или таблице.

Просмотр ВИДЕОфайла или по таблице проверка дом задания: -Кто хочет стать комментатором этого ролика?

Далее постановка проблемного вопроса. Комнатное растение Колеус постарело и я бы хотела обновить его. Как мне это сделать? Учащиеся предлагают сделать черенкование. Я прошу дать пояснение и доказать что я получу такое же растение. Фронтальная беседа, в итоге которой дети обосновывают эту форму как  вегетативное размножение из частей  тела многоклеточного организма. Решив эту проблему вы можете сформулировать тему и цель нашего урока.

Изучение новой темы. -Живая природа разнообразна. Но ничто не вечно. Каждую секунду на Земле гибнет астрономическое количество живых существ. Каковы причины этих трагедий?

Ответы учащихся:

- Старость, болезни, уничтожают хищники, паразитизм, катастрофы, недостаток пищи, антропогенное воздействие.

Вопрос: Благодаря какому универсальному свойству организмов

жизнь на Земле продолжается?

Что такое размножение? Какие формы размножения вам известны? (Ответ учащихся.) запишите тему в тетрадь.

Жизнь на Земле зародилась миллионы лет назад. В процессе эволюции одни организмы сменялись другими. Почему те организмы, которые жили в далекие времена, похожи на ныне живущие организмы? (например, ящерица гаттерия существует со времен динозавров). Каков механизм передачи наследственной информации от предков к потомству?-

Обсуждение и запись понятий:

размножениеилирепродукция-уникальное свойство всех живых организмов, способность создавать себе подобных. Благодаря размножению жизнь на нашей планете существует и продолжается, именно в размножении заключается смысл жизни любого  живого организма.

  • половое и бесполое размножение. Начало составления краткой опорной схемы

https://festival.1september.ru/articles/514226/img1.gif

далее подписываем по мере называния способов группами.

Учитель: Сегодня мы вспомним об особенностях и способах бесполого размножения.

Как вы думаете, чем характеризуется бесполое размножение?

1.Один родитель.

2. Потомки – копия родителя.

3.Новая особь развивается не из половых, а из соматических клеток путем митоза, тем самым обеспечивается однородность потомства.в основе - митоз.

Почему при бесполом размножении потомки генетически сходны между собой и с родительскими особями?В чём преимущества полового размножения над бесполом? (Ответы учащихся.)

Самостоятельная работа. Сейчас вы работаете по4 группам, и,памятуя о выше сказанном, вспоминаете всё, что знаете о бесполом размножении. А чтобы вы не распылялись, и для получения более глубоких знаний, мы делимся по царствам организмов. Каждой группе достается одно из царств. Берем со стола листочки с названием: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. -5 минут. Можно пользоваться учебником, инетом.



Каждая группа записывает свои способы, сравниваем. Беседа.

Расчертить на доске таблицу.

Грибы

Бактерии

Животные

Растения

деление клетки, спорообразование, почкование дрожжей, фрагментация грибницы (вегетативное).


деление клетки пополам.

деление клетки, почкование, фрагментация, клонирование, Полиэмбриония


деление клетки, спорообразование, вегетативное, почкование,

культура клеток

Ученики должны увидеть, что способы повторяются, их не так много, найдем основные (подчеркнем и дописываем в схему.).

О чем это говорит? (единство орг. мира)

Учитель:  Дадим краткую характеристику каждого способа размножения. Давая характеристику каждому способу, вы заполняете таблицу у себя. Что лежит в основе каждого способа?

- Начнем с одноклеточных организмов. Первичные одноклеточные организмы не могли бесконечно увеличивать свои размеры. Следовательно, при большом объеме клетка будет испытывать недостаток поступающих в неё питательных веществ и кислорода. Чрезмерное увеличение объёма клеток было предотвращено способностью к делению.Вывод: в основе всех этих способов размножения лежит деление клетки.

Учитель подводит учащихся к тому, что уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась. Наряду с бесполым размножениемвозникло и половое, которое также в процессе естественного отбора постоянно совершенствовалась применительно к условиям жизни организмов, что будет показанона следующем уроке.

Учитель дополняет, обобщает ответы детей и продолжает заполнение таблицы «Способы размножения и их особенности». Используем презентацию и учебные таблицы.

Способы бесполого размножения

Особенности бесполого размножения

Организмы

1. деление клетки





а) простое бинарное деление 

б) митоз







в) множественное деление, или  шизогония 


Происходит митотическое деление ядра, затем деление цитоплазмы. При этом дочерние клетки получают равное количество наследственной информации. Органоиды обычно распределяются в дочерних клетках равномерно. После деления дочерние особи растут идостигнув величины материнского организма, вновь делятся.





Амебы, жгутиковые простейшие, водоросли, и другие.





Прокариоты


Эукариоты-простейшие, одноклеточные водоросли.


малярийный плазмодий,

 трипаносомы


* Амитоз и

эндомитоз – разновидности митоза

Амитоз – прямое деление ядра без образования веретена деления, когда хромосомы распределяются неравномерно между дочерними клетками. В результате амитоза размножаются клетки при переломах костей, заживления раны при необходимости быстрого восстановления тканей.

Эндомитоз – удвоение хромосом без их последующего распределения между дочерними клетками. Так образуются многоядерные клетки.

Раковые, старые клетки, клетки после ранений. Клетки для апоптоза.

2. Спорообразование

Осуществляется  по средствам спор – специализированных клеток, грибов и растений. Если споры имеют жгутик и подвижны, то их называют зооспорами (хламидомонада). Спора состоит из клетки покрытой оболочкой, защищающей от неблагоприятных условий внешней среды. Споры – специализированные клетки, образуются в особых органах спорангиях (мхи, лишайники, грибы). У высших растений образованию спор, предшествуют мейоз (хвощи, плауны, папоротники).

Споровики, простейшие, одноклеточные водоросли, мхи, папоротники, грибы, лишайники.

3. Почкование.

На материнской особи происходит образование выроста – почки (содержащей дочернее ядро), из которого развивается, новая особь. Почка растёт, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от неё.

Бактерии, дрожжевые грибы, гидра, губки, сосущие инфузории.

4.


Вегетативное размножение.

Характерно для многих групп растений. Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур (луковица, клубень, отводки, отростки, деление куста).
У многоклеточных животных новый организм образуется из группы клеток, отделяющейся от материнского организма (губки кишечнополостные).

Герань, ландыш, крапива, традесканция, бегония,  узамбарская фиалка, сансевьера,луковичное растение.

5. Фрагментация

новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается материнская особь.

Можем резать гидру смело,

         Восстановит свое тело.

         Это не сенсация, А ???.........................!

кольчатые черви, морские звезды, спирогира, элодея

6.Полиэмбриония

из одной зиготы образуется несколько зародышей, однояйцовых близнецов.Такие близнецы генетически идентичны и всегда одного пола.

Животные , в т.ч. человек

         Физкультминутка. Можете поменяться местами за столами.



Заключение. Выводы по уроку устно: Бесполое размножение широко распространено в природе, наиболее распространено оно у одноклеточных, но часто встречается и у многоклеточных. Для бесполого размножения характерны следующие особенности:

  1. При бесполом размножении принимает участие только одна особь;

  2. Осуществляется без участия половых клеток;

  3. В основе размножения лежит митоз;

  4. Дочерние организмы возникающий из материнского, являются точной его копией. Потомки идентичны и являются точными генетическими копиями материнской особями.

  5. Преимущество – быстрое увеличение численности.

  6. Недостаток?- не обеспечивает выживания  в непостоянной среде.

Закрепление: Работа по заданиям ЕГЭ и ОГЭ вместе и в группах.                                            

Верны ли утверждения. (Работает весь класс одновременно: «да» – поднимают руку)

  1. Спорообразование характерно для гидры.  -

  2. Зелёная эвглена размножается  путём деления клетки.  +

  3. При бесполом размножении участвует одна особь.  +

  4. Мхи и папоротники размножаются почкованием.  -

  5. При бесполом размножении потомство генетически сильно отличается от родительских организмов.  –

  6. Для простейших характерно деление пополам. +

  7. Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных.  +

  8. Гидра размножается почкованием. +

  9. Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются черенками. +

  10. Какое положение клеточной теории демонстрирует наше сегодняшнее занятие? Да, это утверждение Вирхова, что "Всякая клетка только от клетки", многие ученые заинтересовались этим и к началу XX в. впервые было описано деление клетки — митоз (Флемминг).

  11. Бесполое размножение увеличивает наследственную изменчивость организмов?-

  12. При бесполом размножение  все дочерние особи являются точной копией материнской?+

Часть С. Дайте развернутый ответ.

1. Можно ли самоопыление растения гороха отнести к бесполому размножению? Поясните. (нет, это половой процесс, опылению предшествует образование гамет и оплодотворение).

2. У мхов и папоротников образуются споры, с помощью которых эти организмы размножаются. Какие преимущества дает организму размножение с помощью спор по сравнению с вегетативным?

3 Морские звезды истребляют устриц. Поэтому попавших в сети морских звезд рыбаки разрубали на куски и выбрасывали за борт. Однако, узнав об одной особенности их размножения, они перестали так поступать. Что это за особенность и к чему она приводит?

4. У многих протистов, водорослей, кишечнополостных, летом наблюдается бесполое размножение, а осенью половое размножение. Объясните, с чем связана смена форм размножения и какие преимущества она дает организмам.

5. Если разрезать гидру поперек, то из ее половинок вырастут две новые гидры. Как называется такое явление и можно ли считать его одной из форм бесполого размножения? Обоснуйте свою точку зрения.


Рефлексия. - Что вы запомнили на уроке?

В чем были трудности? Как с ними справились?- Что необходимо изменить или отметить (с лучшей стороны) в работе группы…..

Комментарий учителя – У многих видов существует чередование разных форм размножения (полового и бесполого), что позволяет им оптимально решать задачу воспроизведения себе подобных в различных условиях среды. КАКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ДАЕТ ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ – ОТВЕТ МЫ НАЙДЕМ НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ. И почему в эволюционном развитии организмов один тип размножения не вытеснил другой?»

Домашнее задание §3.1, ответить на вопросы в конце параграфа.


Информация

1. https://festival.1september.ru/articles/514226/Фахретдинова Альфия Миннуровна 2.http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/11/25/urok-biologii-bespoloe-razmnozhenie-i-ego-formy 3.http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/undefined/formy-razmnozhenija-organizmov-bespoloe-razmnozhenie?seconds=0 видео фрагмент, Шевяхова Ю. О., ЦО №1445, Москва

Какая форма бесполого размножения характерна для:

-мхов и папоротников?

- гидры, дрожжей?

-планарии, некоторых кольчатых червей?

А1.При бесполом размножении:

  1. Родитель только один

  2. Родителей двое

  3. Один и тот же организм выполняет  роль обоих родителей

  4. Родителей совсем нет

А2. Бесполое размножение происходит:

  1. С участием половых клеток

  2. Без участия половых клеток

  3. Только с помощью спор

  4. Только путем почкования

А 3. В результате размножения изменяются

  1. Размеры организма

  2. Численность организма

  3. Масса организма

  4. Форма организма

А4. Тюльпаны размножаются

  1. Клубнями

  2. Луковицами

  3. Черенками

  4. Отводками

1.Бесполое размножение широко распространено в природе, так как способствует

  

 1) 

росту численности популяции

  

 2) 

возникновению изменений у особей вида

  

 3) 

появлению мутационной изменчивости

  

 4) 

приспособлению организмов к неблагоприятным условиям


*2.Какой способ деления клеток наблюдается при дроблении зиготы?

  

 1) 

репликация

  

 2) 

мейоз

  

 3) 

амитоз

  

 4) 

митоз


*3.Различия между однояйцевыми близнецами обусловлены

  

 1) 

влиянием внешней среды на фенотип

  

 2) 

разным типом наследования

  

 3) 

разными генотипами близнецов

  

 4) 

множественным действием гена


4.Можно ли самоопыление растения гороха отнести к бесполому размножению?

5.При половом размножении животных

  

 1) 

взаимодействуют, как правило, разнополые особи

  

 2) 

половые клетки образуются путем митоза

  

 3) 

споры являются исходным материалом при образовании гамет

  

 4) 

гаметы имеют гаплоидный набор хромосом

  

 5) 

генотип потомков является копией генотипа одного из родителей

  

 6) 

генотип потомков объединяет генетическую информацию обоих родителей


6.Какое размножение характерно для хвойных растений?

  

 1) 

спорами

  

 2) 

семенами

  

 3) 

почками

  

 4) 

черенками


7.При половом размножении, в отличие от бесполого, потомство имеет

  

 1) 

признаки одного из родителей

  

 2) 

признаки обоих родителей

  

 3) 

уменьшенный вдвое набор хромосом

  

 4) 

увеличенный вдвое набор хромосом


8.Какое размножение обеспечивает генетическое разнообразие растений?

  

 1) 

побегами

  

 2) 

корнями

  

 3) 

корневищами

  

 4) 

семенами


9.Как размножаются бактерии при благоприятных условиях?

  

 1) 

почкованием

  

 2) 

спорообразованием

  

 3) 

делением клетки надвое

  

 4) 

слиянием гамет


10.Воспроизводят свой генетический материал только в клетках других организмов

  

 1) 

вирусы

  

 2) 

бактерии

  

 3) 

растения-паразиты

  

 4) 

плесневые грибы



* Настоящее время биологическая наука достигла больших успехов в разработке способов размножения организмов. Для получения новых растений учёные предлагают использовать не отдельные органы, а всего одну или несколько клеток-культуру клеток. Выращенные таким способом растения оказываются, как правило, более здоровыми, не повреждаются вирусами, обладают свойствами нужными человеку. Так получают многие сельскохозяйственные культуры: картофель, сахарную свеклу; виноград и.т.д.

* В Японии из отдельных клеток одного растения клубники вырастили 21.560 новых молодых растений.

* Учёные определили суточный ритм митозов. В отличие от периода покоя в интенсивно работающем органе или организме число делящихся клеток меняется. Это связано с количеством определённых гормонов. Например,  при возбуждении или болевом раздражении под действием адреналина число делящихся клеток??? увеличиваются.

* Амитоз и эндомитоз – разновидности митоза.

*Споры – это специализированные клетки, которые развиваются в специальных органах, которые называются спорангии. Эти органы могут быть многоклеточные или одноклеточные. Споры прорастают и дают начало новому организму. Так размножается большинство споровых растений, таких как водоросли, мхи и папоротники. Подсчитано, что плодовое тело шампиньона обыкновенного средних размеров за день продуцирует более 110-120 млн. спор, дождевика гигантского – свыше 7 млрд.
    Благодаря микроскопическим размерам споры легко переносятся воздушными течениями на большие расстояния (несколько тысяч километров). Однако, несмотря на это, каждый вид гриба обитает лишь в определенных условиях и заселяет только пригодный для своего развития субстрат. Жизнеспособная спора, попав в соответствующую среду, при благоприятных условиях (определенные температура, влажность, кислотность субстрата) прорастает и образует первичный мицелий, состоящий у большинства съедобных грибов из клеток с одним ядром. Он сам по себе не способен формировать плодовые тела. Они появляются лишь после того, как два первичных мицелия с генетически разными ядрами (обозначается символами «+»и «- » )сливаются и образуют двуядерную грибницу, или вторичный мицелий. Он постепенно разрастается, осваивает питательный субстрат и затем начинает формировать плодовые тела и споры.

Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создаёт возможность постоянного самообновления его путём замены “износившихся” структурных элементов (молекул, ферментов, органоидов клетки, целых клеток) без прекращения выполняемой функции. Дискретность вида предопределяет возможность его эволюции путём гибели или устранения от размножения неприспособленных особей и сохранения индивидов с полезными для выживания признаками.

Биологический смысл полового размножения заключается в том, что возникшие организмы сочетают в себе признаки отца и матери. Такие организмы более жизнеспособны. Половое размножение играет очень важную роль в эволюционном процессе. В результате бесполого размножения можно за короткий срок получить большое количество генетически идентичных особей или клеток. Поэтому роль бесполого размножения очень велика в росте, развитии и размножении органического мира. Итак, сегодня мы говорили о типах размножения организмов. На этом наш разговор окончен. Большое спасибо за внимание

А1.При бесполом размножении:

  1. Родитель только один

  2. Родителей двое

  3. Один и тот же организм выполняет  роль обоих родителей

  4. Родителей совсем нет

А2. Бесполое размножение происходит:

  1. С участием половых клеток

  2. Без участия половых клеток

  3. Только с помощью спор

  4. Только путем почкования

А 3. В результате размножения изменяются

  1. Размеры организма

  2. Численность организма

  3. Масса организма

  4. Форма организма

А4. Тюльпаны размножаются

  1. Клубнями

  2. Луковицами

  3. Черенками

  4. Отводками



конспект урока по биологии "Бесполое размножение организмов" для 9 класса
  • Биология
Описание:

Часто необходимо создание на уроке учебных ситуаций, способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию. Необходимо не только продумать содержание, но и ее «аранжировку» — поставить задачу в такие условия, чтобы они провоцировали учащихся на активное действие, создавали мотивацию учения, чтобы каждому учащемуся было интересно на уроке выполнять определенные действия.

Урок опробован и понравился колегам и детям. Прошел живо, учащиеся реагировали с интересом. урок сопровождался презентацией и таблицей на доске.

Автор Сунгатуллина Ризида Саматовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 2734
Номер материала 38060
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓