Главная / Биология / Конспект урока по биологии по теме

Конспект урока по биологии по теме



Открытый урок по теме: « Витамины – чудесные вещества»

Цель урока: создание условий для осмысления новой учебной информации: витамины - чудесные вещества, их роль в организме,

Задачи:

  • способствовать осознанию значения витаминов для здоровья человека;

  • сформировать культуру правильного питания;

  • продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой работы;

  • формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности, активного отношения к своему здоровью.

Методы: частично - поисковый, творческий

Форма организации учебной деятельности – групповая.

Средство обучения – учебник, дополнительная информация, интернет.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Я рады приветствовать вас сегодня на нашем уроке. И я предлагаю отправиться всем вместе в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, ответив на мой вопрос:

- Что значит здоровая пища?

2. Учитель. Какое ключевое слово получилось? ( Витамины)

Какие цели мы сформулируем для себя на этом уроке? (дети предлагают свои варианты)

- Чтобы вы хотели узнать о витаминах? (ответы детей)

Наш урок посвящен чудесным веществам – витаминам, без которых на нашей планете не было бы высокоразвитой жизни.

Ученик: Витаминная страна

Вся чудес она полна

Витамины здесь живут,

Всех нас в гости к себе ждут.

А сейчас мы познакомимся с историей открытия витаминов.

1группа А) «История открытия витаминов» Что такое витамины? Для чего они нужны в организме? (3мин)

Вопрос: Как можно объяснить результаты Н.И.Лунина? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной смесью? ( невозможно обеспечить жизнедеятельность животных белками, жирами, углеводами и мин. солями, нужны ещё какие-то жизненно важные вещества, которые содержатся в молоке).

2группа Б) «Жизненно необходимые витамины» (3мин)

Выступает группа учащихся, подготовившая небольшие сообщения об водорастворимых основных витаминах (В, С), функции, суточная доза, в каких продуктах содержатся, к каким заболеваниям приводит их недостаток в организме, источник витаминов для организма.

3группа В) «Жизненно необходимые витамины» (3мин)

Выступает группа учащихся, подготовившая небольшие сообщения об жирорастворимых основных витаминах (А, Д, Е, К), функции, суточная доза, в каких продуктах содержатся, к каким заболеваниям приводит их недостаток в организме, источник витаминов для организма.

4) группа Г) «Может ли человек прожить без витаминов? Заболевания, связанные с недостатком или переизбытком витаминов в организме.» (3мин)

Авитаминоз – отсутствие витамина.

Гипервитаминоз – избыток витамина.

Гиповитаминоз – недостаток того или иного витамина


Учащиеся приходят к выводу: для восполнения суточной потребности в витаминах нужно съедать очень много натуральных продуктов или принимать искусственные витамины, но необходимо помнить при этом, что витамины – это лекарственные препараты, употреблять их без меры нельзя.

Учитель: Что такое витамины? ( Витамины – это биологически активные вещества, содержащиеся в продуктах питания в незначительных количествах, но необходимые организму).

Какие функции выполняют витамины? (Они участвуют в обмене веществ, являются биологическими ускорителями химических реакций, протекающих в клетке, повышают устойчивость к инфекционным заболеваниям, снижают отрицательное влияние различных профессиональных вредностей)

Учитель: Теоретическая часть завершена, пришло время применить полученные вами знания на практике.

3. Практическая часть:

Одновременно группы выполняют исследование по теме «Витамины»

Учитель: А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витаминов в подсолнечном масле, рыбьем жиру, яблочном соке, соке квашеной капусты. Работу выполняем по инструктивной карточке.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА 1 группы:

«Определение витамина С в капустном рассоле».

Цель: Выявить наличие витамина С в капустном рассоле.

Ход работы:

Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски. Возьмите 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

Вывод: содержится или не содержится витамин С в капустном рассоле? Много или мало витамина С и как вы это определили?

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА 2 группы:

Определение витамина А в подсолнечном масле.

Цель: Выявить наличие витамина А в подсолнечном масле.

Ход работы:

В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.

При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Вывод: содержится или не содержится витамин А в подсолнечном масле? Как вы это определили?

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА 3 группы:

Определение витамина С в яблочном соке ”.

Цель: Выявить наличие витамина С в яблочном соке.

Ход работы:

1. Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г. крахмала на стакан кипятка).

2. Далее по каплям добавляйте 5 %- ный раствор йода до появления

устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с. Техника

определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко

окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту,

следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в

синий цвет.

3. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

4. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.

5. Возьмите 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

6. Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком.

Сделайте вывод: содержится или не содержится витамин С в яблочном соке? Что произошло с витамином при нагревании?

Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. После выполнения работы учащиеся делают выводы:

Витамин С содержится в свежих овощах и фруктах.

Витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА 4 группы:

Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.

Цель: Определить витамин D в рыбьем жире или курином желтке.

Ход работы: В пробирку с 1 мл. рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома. При

наличии витамина D появляется зелено – голубое окрашивание.

Вывод: содержится или не содержится витамин D в рыбьем жире или

курином желтке.? Как вы это определили?

Каждая группа докладывает о проделанной работе и делает вывод.

Учитель: При неправильном хранении или неправильной кулинарной обработке продуктов питания витамины, имеющиеся в них, разрушаются. Как лучше сохранить витамины при хранении и кулинарной обработке продуктов?

4. Правила.

Какие правила приготовления пищи, обеспечивающие сохранение витаминов вы знаете?

1.Овощи очищать и нарезать перед варкой или употреблением.

2. Закладывать овощи в кипящую воду, варить недолго в эмалированной посуде под крышкой.

3. Овощные блюда употреблять сразу же после приготовления, длительному хранению они не подлежат.

4. Для лучшего усвоения продукты, содержащие жирорастворимые витамины употреблять с маслом или сметаной.

Учитель: В заключение нашего урока я еще раз хочу подчеркнуть роль витаминов в жизнедеятельности нашего организма, повышении сопротивляемости его к инфекционным заболеваниям. Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте больше овощей, фруктов и ягод.

5. Закрепление материала:

Индивидуальная работа в группах: Заполнить таблицу « Витамины» и оценить свою работу на уроке.

Название, классификация

Суточная потребность

Источники витамина

Функции в организме

Проявления авитаминоза

A(ретинол) - жирорастворимый















D(кальциферол) – жирорастворимый















B1(тиамин) - водорастворимый















PP(никотиновая кислота) - водорастворимый















С(аскорбиновая кислота) - B2(рибофлавин) – водорастворимый















B2(рибофлавин) – водорастворимый















K(антигеморрагический) - жирорастворимый















E(токоферол) - жирорастворимый















Оценка деятельности учащегося

Ф.И._____________________________________________________________________________________

максимальный бал за каждый пункт 5 баллов



Критерии выполнения и защиты проекта

оценка учащихся для команд

1

2

3

4

5

1. Качество доклада: полнота предоставления работы, аргументированность, убедительность, убежденность.

2.Качество записи: оформление, качество схем и рисунков, заполнение таблицы.






3Участие в практической работе.






4. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.






5. Культура речи, использование наглядных средств, чувство времени, удерживание аудитории






6. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность.






7. Умение работать с дополнительным источником, раздаточным материалом.


















Конспект урока по биологии по теме
  • Биология
Описание:

Открытый урок по теме:    « Витамины – чудесные  вещества»

Цель урока: создание условий для осмысления  новой учебной информации: витамины - чудесные вещества,  их роль в организме,

Задачи:

·        способствовать  осознанию значения витаминов для здоровья человека;

·        сформировать культуру правильного питания;

·         продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой работы;

·        формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности, активного отношения к своему здоровью.

Методы: частично -  поисковый, творческий

Форма организации учебной деятельности – групповая.

Средство обучения – учебник, дополнительная информация, интернет.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте ребята,  уважаемые гости! Я рады приветствовать вас сегодня на нашем уроке. И я предлагаю отправиться всем  вместе в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, ответив на мой вопрос:

    - Что значит  здоровая пища?

 2. Учитель.  Какое ключевое слово получилось? ( Витамины)

Какие цели  мы сформулируем для себя на этом уроке?   (дети предлагают свои варианты)

- Чтобы вы хотели узнать о витаминах? (ответы детей)

Наш урок посвящен чудесным веществам – витаминам, без которых на нашей планете  не было бы высокоразвитой жизни.

Ученик: Витаминная страна

 Вся чудес она полна

Витамины здесь живут,

Всех нас в гости к себе ждут.

А сейчас  мы познакомимся с историей открытия витаминов.

1группа   А) «История открытия витаминов» Что такое витамины? Для чего они нужны в организме? (3мин)

Вопрос: Как можно объяснить результаты Н.И.Лунина? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной смесью? ( невозможно обеспечить жизнедеятельность животных белками, жирами, углеводами и мин. солями,  нужны ещё какие-то жизненно важные вещества, которые содержатся в молоке).

2группа  Б) «Жизненно необходимые витамины» (3мин)

  Выступает группа учащихся, подготовившая небольшие сообщения об водорастворимых  основных витаминах (В, С), функции, суточная доза, в каких продуктах содержатся, к каким заболеваниям приводит их недостаток в организме, источник  витаминов для организма.

3группа   В)  «Жизненно необходимые витамины» (3мин)

  Выступает группа учащихся, подготовившая небольшие сообщения об жирорастворимых  основных витаминах (А, Д, Е, К), функции, суточная доза, в каких продуктах содержатся, к каким заболеваниям приводит их недостаток в организме, источник витаминов для организма.

4) группа  Г) «Может ли человек прожить без витаминов? Заболевания, связанные с недостатком или переизбытком витаминов в организме.» (3мин)

Авитаминоз – отсутствие витамина.                                                   

Гипервитаминоз – избыток витамина.

Гиповитаминоз – недостаток того или иного витамина 

 

Учащиеся  приходят к  выводу: для восполнения суточной потребности в витаминах нужно съедать очень  много натуральных продуктов или принимать искусственные витамины, но необходимо помнить при этом, что витамины – это лекарственные препараты, употреблять их без меры нельзя.

Учитель: Что такое витамины?  ( Витамины – это биологически активные вещества, содержащиеся в продуктах питания в незначительных количествах, но необходимые организму).

Какие функции выполняют витамины? (Они участвуют в обмене веществ, являются биологическими ускорителями химических реакций, протекающих в клетке, повышают устойчивость к инфекционным заболеваниям, снижают отрицательное влияние различных профессиональных вредностей)

Учитель:   Теоретическая часть  завершена, пришло время применить полученные вами знания на практике.

3. Практическая часть:

Одновременно группы  выполняют  исследование  по теме  «Витамины»

Учитель: А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витаминов  в подсолнечном масле,  рыбьем жиру, яблочном соке, соке квашеной капусты. Работу выполняем по инструктивной карточке.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА 1 группы:

«Определение витамина С в капустном рассоле».

Цель: Выявить наличие витамина С в капустном рассоле.

 Ход работы:

Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.  Возьмите 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

Вывод: содержится или не содержится витамин С в капустном рассоле? Много или мало витамина С и  как вы это определили?

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА 2 группы:

Определение витамина  А в подсолнечном масле.

Цель: Выявить наличие витамина  А в подсолнечном масле.

 Ход работы:

В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.

При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Вывод: содержится или не содержится витамин А в подсолнечном масле? Как вы это определили?

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА 3 группы:

“Определение витамина    С в яблочном соке ”.

Цель: Выявить наличие витамина   С в яблочном соке.

 Ход работы:

1. Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г. крахмала на стакан кипятка).

2. Далее по каплям добавляйте 5 %- ный раствор йода до появления

устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с. Техника

определения  основана  на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко

окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту,

следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор  в

синий цвет.

3. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

4. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.

5. Возьмите 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

6. Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком.

Сделайте вывод: содержится или не содержится витамин С в яблочном соке? Что произошло с витамином при нагревании?

Витамин  С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина  С обесцвечивать йод. После выполнения работы учащиеся делают выводы:

Витамин  С содержится в свежих овощах и фруктах.

Витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА 4  группы:

Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.

Цель:Определить витамин D в рыбьем жире или курином желтке.

Ход работы:  В пробирку с 1 мл. рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома. При

наличии витамина D появляется зелено – голубое окрашивание.

Вывод: содержится или не содержится витамин D в рыбьем жире или

курином желтке.? Как вы это определили?

Каждая группа докладывает о проделанной работе и делает вывод.

Учитель: При неправильном хранении или  неправильной кулинарной обработке продуктов питания витамины, имеющиеся в них, разрушаются. Как лучше сохранить витамины при  хранении и кулинарной обработке продуктов?

4. Правила.

Какие  правила  приготовления пищи,  обеспечивающие сохранение витаминов  вы знаете?

1.Овощи очищать и нарезать перед варкой или употреблением.

2. Закладывать овощи в кипящую воду, варить недолго в эмалированной посуде под    крышкой.

3. Овощные блюда употреблять сразу же после приготовления, длительному хранению    они не подлежат.

4. Для лучшего усвоения продукты, содержащие жирорастворимые витамины употреблять с маслом или сметаной.

Учитель:  В заключение нашего урока я еще раз хочу подчеркнуть роль витаминов в жизнедеятельности нашего организма, повышении сопротивляемости его к инфекционным заболеваниям. Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте  больше овощей, фруктов и ягод.

5.  Закрепление материала:

Индивидуальная работа в группах:  Заполнить таблицу « Витамины» и оценить свою работу на уроке.

Название, классификация

Суточная потребность

Источники витамина

Функции в организме

Проявления авитаминоза

A(ретинол) - жирорастворимый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D(кальциферол) – жирорастворимый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B1(тиамин) - водорастворимый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

PP(никотиновая кислота) - водорастворимый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С(аскорбиновая кислота) - B2(рибофлавин) – водорастворимый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B2(рибофлавин) – водорастворимый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

K(антигеморрагический) -  жирорастворимый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

E(токоферол) - жирорастворимый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка деятельности учащегося

Ф.И._____________________________________________________________________________________

максимальный бал за каждый пункт 5 баллов

 

Критерии выполнения и защиты проекта

оценка         учащихся для команд

1

2

3

4

5

1. Качество доклада: полнота предоставления работы, аргументированность, убедительность, убежденность.

2.Качество записи: оформление, качество схем и рисунков,  заполнение таблицы.

 

 

 

 

 

3Участие в практической  работе.

 

 

 

 

 

4. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные  связи.

 

 

 

 

 

5. Культура речи, использование наглядных средств, чувство времени, удерживание аудитории

 

 

 

 

 

6. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность.

 

 

 

 

 

7. Умение работать с дополнительным источником, раздаточным  материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Шамьюнова Наиля Нявиловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 561
Номер материала 37673
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓