Главная / Биология / Конспект урока по биологии «Основные свойства жизни» 9 класс

Конспект урока по биологии «Основные свойства жизни» 9 класс

Тема: «Основные свойства жизни»

1.Оргмомент

2. Проверка знаний учащихся

1.Дать понятие термину «биология». (Наука о живом мире)

2.Какой ученый, в каком году предложил использовать термин биологии?

(Ж. Б. Ламарк в 1802)

3.Методы исследования в биологии?

4.Биологический диктант (вирусология, ботаника, антропология, энтомология, дендрология, цитология, этология, селекция, генетика, бионика)

5.Ученые.

3.Изучение нового материала

Сущность жизни и свойства живого.

1. Какие живые организмы вы знаете?

2. Чем живые организмы отличаются от неживых?

3. Какие свойства живого вам известны?

Обычное определение биологии как «науки о жизни» имеет смысл лишь в том случае, если мы представляем себе, что такое жизнь.

На первый взгляд все кажется просто. Даже маленький ребенок скажет, что камень неживой, а кошка живая. На самом деле дать определение жизни очень сложно.

Во второй половине XIX в. Ф. Энгельс, обобщив естественнонаучные знания своего времени, дал самое известное определение жизни: это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белков.

Последующие открытия в биологии показали, что данное определение не раскрывает всей сущности жизни.

Попытки современных ученых дать полное определение жизни также не увенчались успехом. Дело в том, что живые организмы обладают рядом признаков, отсутствующих у большинства неживых систем, но среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому. Например, для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут! Поэтому проще всего дать определение жизни, перечислив основные свойства живых организмов.

1. Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения.

Живые организмы «построены» из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы. Однако соотношение их в живом и неживом различно. Живые организмы на 98% состоят из четырех элементов — углерода, кислорода, азота и водорода, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры - основные компоненты живого). Все живые организмы имеют клеточное строение. Клетка является единой структурно-функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов на Земле.

2.Основной структурной единицей почти всех организмов является клетка.(в многоклеточных - ткани, органы, системы органов)

3.Все живые организмы представляют собой «открытые системы», т. е. устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.

Зеленые растения используют солнечную энергию для синтеза органических веществ, из которых строится их тело. Другие организмы получают энергию в результате распада сложных органических веществ пищи на более простые.

Таким образом, живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают энергия (солнечная или химическая) и питательные вещества извне.

Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой: из нее они получают вещества, необходимые для жизни, а в нее выделяют продукты жизнедеятельности.

В неживой природе можно наблюдать, казалось бы, сходные процессы. Так, пламя костра или свечи никто не назовет живым. Однако в процессе горения поглощаются органические вещества (дрова, воск) и кислород воздуха, а выделяются углекислый газ и другие вещества. В основе работы многих механизмов, созданных человеком, также лежат «обменные процессы».

В отличие от обменных процессов в неживой природе живых организмов самыми важными стали процессы синтеза и распада.

Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава и строения организма, его рост, размножение и существование в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

4.Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды. Раздражимость

В процессе эволюции у живых организмов выработалась потребность избирательно реагировать на внешние воздействия. У одних реакции проявляются быстро (например, животные убегают, нападают, прячутся, сжимаются и т. д.), -- других — медленно (например, растения поворачивают листья к свету).

5.Живые организмы развиваются. Рост и развитие

Развитие характерно как для живой, так и для неживой материи. Но живым организмам свойственно упорядоченное, постепенное и последовательное развитие. У каждого живого организма развитие связано с реализацией наследственной программы и обычно сопровождается увеличением его массы. Последнее происходит за счет образования новых молекул, элементарных клеточных структур и самих клеток.

Развитие характерно не только для отдельного организма, но и для живой природы в целом. В результате исторического развития, или эволюции, появилось все многообразие живых организмов на нашей планете.

Рост-увеличение размеров и массы организма

6.Все живое размножается. Самовоспроизведение.

Новые организмы — от бактерии до человека — возникают только в результате бесполого или полового размножения особей данного вида.

7.Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.

Наследственность — способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Информация о том, каким должен быть организм, закодирована в его генетическом материале — хромосомах и генах.

Хотя потомки похожи на родителей, двух совершенно одинаковых организмов не существует. Это объясняется тем, что в генетическом материале происходят случайные изменения, приводящие к появлению у организма новых признаков и свойств.

Изменчивость создает разнообразный материал для отбора наиболее приспособленных к конкретным условиям особей, а это, в свою очередь, приводит к появлению новых видов организмов.

8.Живые организмы приспособлены к определенной среде обитания. Приспособленность

Даже по внешнему виду часто можно определить, какой образ жизни ведет данный организм. Например, вы сразу отличите хищную птицу от зерноядной, влаголюбивые растения от растений пустынь.

Таким образом, живые организмы резко отличаются от неживых систем сложностью строения и высокой упорядоченностью протекающих в них физиологических процессов. Эти отличия придают жизни качественно новые свойства.

Жизнь. Обмен веществ. Процессы синтеза и распада. «Открытая система». Размножение. Наследственность. Изменчивость. Развитие.


Закрепление.

Кроссворд

1.Почему очень сложно дать определение понятию «жизнь»?

2.В чем различие химической организации живых организмов и объектов неживой природы?

3.Почему живые организмы называют «открытыми системами»?

4.Чем различаются процессы обмена у живых организмов и в неживой природе?

5.Какова роль изменчивости и наследственности в развитии жизни на нашей планете?

Краткое содержание вводного раздела

Биология — наука о жизни — одна из древнейших наук. Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий. По мере накопления знаний происходила дифференциация биологии на самостоятельные науки (ботаника, зоология, микробиология, генетика и др.). Все больше возрастает значение пограничных дисциплин, связывающих биологию с другими науками — физикой, химией, математикой и др. В результате интеграции возникли биофизика, биохимия, космическая биология и др.

В настоящее время биология — комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных дисциплин.

В биологии применяются различные методы исследования. К наиболее важным из них относят наблюдение, эксперимент, сравнение.

Биология изучает живые организмы. Живые организмы являются «открытыми системами», получающими энергию и питательные вещества из окружающей среды. Они реагируют на внешние воздействия, содержат всю информацию, необходимую им для развития и размножения, и приспособлены к определенной среде обитания.

4.Подведение итогов урока.

Домашнее задание п.2, в.1-3, сделать табличку «Живое-неживое»

Конспект урока по биологии «Основные свойства жизни» 9 класс
  • Биология
Описание:

1.Оргмомент

2. Проверка знаний учащихся

1.Дать понятие термину «биология». (Наука о живом мире)

2.Какой ученый, в каком году предложил использовать термин биологии?

(Ж. Б. Ламарк в 1802)

3.Методы исследования в биологии?

4.Биологический диктант (вирусология, ботаника, антропология, энтомология, дендрология, цитология, этология, селекция, генетика, бионика)

5.Ученые.

3.Изучение нового материала

Сущность жизни и свойства живого.

1. Какие живые организмы вы знаете?

2. Чем живые организмы отличаются от неживых?

3. Какие свойства живого вам известны?

Обычное определение биологии как «науки о жизни» имеет смысл лишь в том случае, если мы представляем себе, что такое жизнь.

 

       На первый взгляд все кажется просто. Даже маленький ребенок скажет, что камень неживой, а кошка живая. На самом деле дать определение жизни очень сложно. 

Автор Зубкова Маргарита Анатольевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 4415
Номер материала 2253
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓