Главная / Биология / Конспект урока по биологии на тему "Земноводные"

Конспект урока по биологии на тему "Земноводные"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 14 с. Кочкарь





Тема. Земноводные

Класс: 7







Учитель биологии:

Кудряшова Ольга Сергеевна












2015 год



Цели: создать условия для:

  • обобщения знаний о строении, жизнедеятельности земноводных;

  • установления их взаимосвязи со средой обитания, значение в природе, жизни человека;

  • проявления умений работать с разноуравневыми карточками – заданиями;

  • расширения и углубления понятий о земноводных.

Задачи:

- совершенствования умений сравнивать, распознавать изученных земноводных по описанию, по картинкам;

- определить уровень ЗУНов по разделу;

- ликвидировать возможные пробелы знаний через личностное участие каждого в работе на уроке на предельном уровне способностей.

-создать условия для развития у детей таких умственных действий, как мышление, память, запоминание, эмоции, умение объяснять, аргументировать,

-привить интерес к предмету

-формировать умения применять полученные знания на практике

-воспитывать бережное отношение к природе

-воспитывать умение работать коллективно, уважать мнение одноклассников


Тип урока: обобщающий (урок-конкурс)

Формы работы:

1. Групповая.
3. Индивидуальная.

Методы:

  1. Словесные.

  2. Наглядно-образные.

  3. Поисковые.

Оборудование:

    • Конверты (зеленые и красные);

    • Разноуровневые карточки с биологическим диктантом;

    • Кроссворды;

    • Разноуровневые карточки задания;

    • Картинки: Квакша, краснобрюхая жерлянка, лягушка Голиаф, суринамская пипа.

/звучит фонограмма игровой мелодии/

    1. Вступительное слово:

Сегодня мы проведем не простой урок, а урок «брейн - ринг» по классу Земноводные. Класс разделился на две команды ранее. Вы выбрали себе капитана и придумали название команд. В конкурсе вы должны показать свои знания, смекалку, эрудицию и сплоченность. Будьте внимательны к ответам товарищей по команде и к соперникам.

Сегодня у нас две команды:

1 команда Юные натуралисты

2 команда Знатоки.


  1. Конкурс “Разминка”.


/Музыкальный гонг/

Люди всегда замечали особенности поведения, строения животных. Сейчас мы с вами выявим некоторые особенности этих животных. Поможет в это команда экспертов – победителей олимпиад по биологии.

Начинаем первый конкурс. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если не отвечает команда, которой был задан вопрос, может ответить другая команда. Пакет с вопросами выбирают капитаны команд.

Вопросы команде “Натуралисты”:

1. Почему одну из тропических лягушек назвали быком?

2. Какая из лягушек самая маленькая? (Филобус)

3. Что вы слышали о лягушке как барометре?

Вопросы команде “Знатоки”:

1. О чем думает жаба-ага?

2. У нас для слуха есть два уха. А вот лягушка кроме ушей умудряется слышать пятками и кожей. Как это у них получается?

3. Где находится яд у лягушки, и можно ли его использовать?


  1. Конкурс “Биологический диктант”.


/Музыкальный гонг/

Задания в красных конвертах – более сложные, чем в зеленых. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задания на “5”.

1. Кожа у земноводных ….

2. К отряду хвостатых земноводных относятся ….

3. Глаза земноводных имеют подвижные ….

4. Нервная система состоит из …. и …. мозга и отходящих от них нервов.

5. Земноводные при помощи кожи могут ….

6. Сердце у всех взрослых земноводных …. ….

7. В шейном отделе позвоночника земноводных имеется ….

8. Кровь по организму взрослых земноводных течет ….

9. Орган слуха земноводных состоит из ….

10. Сердце у головастиков ….

Задания на “4” и “3”.

1. Тело земноводных покрыто ….

2. Из каких отделов состоит тело земноводных?

3.  Головной мозг у земноводных состоит ….

4. Все наши земноводные проводят зиму в ….

5. Сердце лягушки состоит ….

6. Питаются лягушки ….

7. Передние конечности у лягушки состоят ….

8. Дышат лягушки с помощью ….

9. Стопа у лягушки заканчивается ….

10. Мочеполовые органы у земноводных открываются в ….

Ребята, проверяем свои работы и оцениваем. Претенденты на “5” и “4”, передают свои работы экспертам, довольствующиеся “3” отдают на проверку своим капитанам.

Капитаны команд собирают биологический диктант и относят жюри.


  1. Конкурс “Кроссворды”.


hello_html_79d17d81.png


  1. Конкурс “Поле чудес”.


/Фонограмма позывных мелодии телепередачи “Поле чудес”)

Ребята, пока у нас представители команд выполняют задания по карточкам и решают кроссворды, мы с вами отгадаем название одного земноводного. На доске нарисовано 8 клеток. Каждая клетка соответствует букве. Нужно отгадать название земноводного по описанию. Можно отгадать сразу все слово или называть по букве. (За 1 букву 1 балл). Если команда называет все слово сразу и оно не правильно, команда получает 0 баллов.

Описание: Бесхвостое земноводное со стройным телом и относительно длинными ногами. Эти животные не покидают водоем весь год. Заметить земноводное нелегко; сверху ее тело светло-серое, буроватое или черное, с темными пятнами. Такая окраска сливается с фоном, где живет это земноводное. Яркое брюшко помогает отпугивать врагов; в случае тревоги животное не затаивается, а резко изменяет позу – поворачивается на спину, показывая брюхо. Животное как бы предупреждает “Не тронь меня, если не хочешь неприятностей”.

Чаще пользуется другими способом защиты, при раздражении ее кожные железы, выделяют яд. И если хищник попробует, ему навсегда запомнится её едкий вкус и яркая окраска как сигнал несъедобности. (Жерлянка)

А теперь сдайте свои задания и кроссворды жюри и занимайте свои место.

Сейчас мы проверим знание капитанов. Капитаны вперёд!


  1. Конкурс “Капитанов”.


/Фонограмма мелодии конкурса капитанов КВН/.

Узнать земноводное по рассказу. На доску помещены изображение земноводных.

Каждое земноводное говорит о себе тремя предложениями. Первое – самое трудное.

Если капитан угадывает земноводное с первой попытки, он получает 3 очка, со второй - 2, с третьей - 1

Рассказ квакши.

1.Я удивительно красивое существо, обычно окрашена в ярко-зелёный очень приятный на глаз цвет.

2. Иногда моя окраска меняется – она носит функцию маскировки.

3. Мои пальцы снабжены характерными расширениями – присосками позволяющими держаться на гладкой поверхности.

Краснобрюхая жерлянка.

1. Я живу в болотах, мелких озерах, мелких водоемах. Мой голос напоминает грустное оханье.

2. Мои кожные выделения ядовиты.

3. Брюшко мое покрыто ярко-оранжевыми пятнами.

Лягушка Голиаф.

1. Я живу в Камеруне и Гвинее, ученые узнали обо мне не так давно, чуть больше 100 лет назад.

2. Я обитаю в трудно-доступных местах, охочусь на тритонов, лягушек, а также на мелких рыб.

3. Я самая крупная лягушка, бываю длинной до 33 см и весом до 4 кг.

Суринамская пипа.

1. Я обитаю в Бразилии, Суринаме и являюсь заботливой мамой.

2. Моя спина покрыта ячейками.

3. С помощью самца оплодотворенные икринки помещаются в ячейки на спине, там происходит их развитие.


  1. Конкурс “художников”.


Нарисуй сердце земноводного на доске и сделай обозначения в виде цифр.

1. Правое предсердие.

2. Левое предсердие.

3. Желудочек.


Ребята, пока жюри подводит итоги, давайте послушаем о ядовитых земноводных. О том, что некоторые люди знают с тех времен, как существует род человеческий. Поэтому возникло много суеверий. Так ли они ядовиты на самом деле?

Сообщения учащихся.


1. Обыкновенная саламандра.

2. Как же на самом деле обстоят дела с ядовитостью земноводных?


Рефлексия.


что вы усвоили из данного материала легко, а что осталось не полностью усвоенным;

какие новые знания особенно запомнились;

какие виды работ позволили вам лучше усвоить учебный материал;

ваше мнение по роли изученного раздела в системе знаний по предмету;

что, по–вашему следует дополнить в качестве внеклассного чтения, мероприятий по данным вопросам.


Подведение итогов:


  • Результаты работы учащихся (подводит группа экспертов):

индивидуальные;

в группах;


Награждение команд. 



Конспект урока по биологии на тему "Земноводные"
  • Биология
Описание:

 

Использование технологии развития критического мышления для развития творческого потенциала детей  на уроках  позволяет решить не только проблему повышения качества образования школьников, но и способствует повышению мотивации к изучаемым предметам, включению школьников в проблемы развития современного информационного общества, самореализации и саморазвитию детей.    Формирование критического мышления школьников, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать её достоверность) является одной из наиболее актуальных проблем  современного образования.  

 

Данный урок рассчитан на учащихся 7 класса. В ходе  урока учащиеся актуализируют полученные знания, учатся сравнивать, распознавать изученных земноводных по описанию, по картинкам, знакомятся со значением земноводных в природе и жизни человека. Данный урок воспитывает бережное отношение к природе.

 

Автор Кудряшова Ольга Сергеевна
Дата добавления 24.02.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 720
Номер материала 57026
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓