Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная
школа № 14 с. Кочкарь
Тема. Земноводные
Класс: 7
Учитель биологии:
Кудряшова Ольга Сергеевна
2015 год
Цели: создать условия для:
·
обобщения
знаний о строении, жизнедеятельности земноводных;
·
установления
их взаимосвязи со средой обитания, значение в природе, жизни человека;
·
проявления
умений работать с разноуравневыми карточками – заданиями;
·
расширения
и углубления понятий о земноводных.
Задачи:
- совершенствования
умений сравнивать, распознавать изученных земноводных по описанию, по
картинкам;
- определить
уровень ЗУНов по разделу;
- ликвидировать
возможные пробелы знаний через личностное участие каждого в работе на уроке на
предельном уровне способностей.
-создать
условия для развития у детей таких умственных действий, как мышление, память,
запоминание, эмоции, умение объяснять, аргументировать,
-привить
интерес к предмету
-формировать
умения применять полученные знания на практике
-воспитывать
бережное отношение к природе
-воспитывать
умение работать коллективно, уважать мнение одноклассников
Тип урока: обобщающий (урок-конкурс)
Формы работы:
1. Групповая.
3. Индивидуальная.
Методы:
1.
Словесные.
2.
Наглядно-образные.
3.
Поисковые.
Оборудование:
o
Конверты
(зеленые и красные);
o
Разноуровневые
карточки с биологическим диктантом;
o
Кроссворды;
o
Разноуровневые
карточки – задания;
o
Картинки:
Квакша, краснобрюхая жерлянка, лягушка Голиаф, суринамская пипа.
/звучит фонограмма игровой мелодии/
I.
Вступительное
слово:
– Сегодня мы проведем не простой урок,
а урок «брейн - ринг» по классу Земноводные. Класс разделился на две команды
ранее. Вы выбрали себе капитана и придумали название команд. В конкурсе вы
должны показать свои знания, смекалку, эрудицию и сплоченность. Будьте
внимательны к ответам товарищей по команде и к соперникам.
Сегодня у нас две команды:
1 команда Юные натуралисты
2 команда Знатоки.
I.
Конкурс
“Разминка”.
/Музыкальный гонг/
– Люди всегда замечали особенности
поведения, строения животных. Сейчас мы с вами выявим некоторые особенности
этих животных. Поможет в это команда экспертов – победителей олимпиад по
биологии.
– Начинаем первый конкурс. За каждый
правильный ответ – 1 балл. Если не отвечает команда, которой был задан вопрос,
может ответить другая команда. Пакет с вопросами выбирают капитаны команд.
Вопросы команде “Натуралисты”:
1. Почему одну из тропических лягушек
назвали быком?
2. Какая из лягушек самая маленькая?
(Филобус)
3. Что вы слышали о лягушке как
барометре?
Вопросы команде “Знатоки”:
1. О чем думает жаба-ага?
2. У нас для слуха есть два уха. А
вот лягушка кроме ушей умудряется слышать пятками и кожей. Как это у них
получается?
3. Где находится яд у лягушки, и
можно ли его использовать?
II.
Конкурс
“Биологический диктант”.
/Музыкальный гонг/
– Задания в красных конвертах – более
сложные, чем в зеленых. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Задания на “5”.
1. Кожа у земноводных ….
2. К отряду хвостатых земноводных
относятся ….
3. Глаза земноводных имеют подвижные
….
4. Нервная система состоит из …. и ….
мозга и отходящих от них нервов.
5. Земноводные при помощи кожи могут
….
6. Сердце у всех взрослых земноводных
…. ….
7. В шейном отделе позвоночника
земноводных имеется ….
8. Кровь по организму взрослых
земноводных течет ….
9. Орган слуха земноводных состоит из
….
10. Сердце у головастиков ….
Задания на “4”
и “3”.
1. Тело земноводных покрыто ….
2. Из каких отделов состоит тело
земноводных?
3. Головной мозг у земноводных
состоит ….
4. Все наши земноводные проводят зиму
в ….
5. Сердце лягушки состоит ….
6. Питаются лягушки ….
7. Передние конечности у лягушки
состоят ….
8. Дышат лягушки с помощью ….
9. Стопа у лягушки заканчивается ….
10. Мочеполовые органы у земноводных
открываются в ….
– Ребята, проверяем свои работы и
оцениваем. Претенденты на “5” и “4”, передают свои работы экспертам,
довольствующиеся “3” отдают на проверку своим капитанам.
Капитаны команд собирают
биологический диктант и относят жюри.
III.
Конкурс
“Кроссворды”.
IV.
Конкурс
“Поле чудес”.
/Фонограмма позывных мелодии
телепередачи “Поле чудес”)
– Ребята, пока у нас представители
команд выполняют задания по карточкам и решают кроссворды, мы с вами отгадаем
название одного земноводного. На доске нарисовано 8 клеток. Каждая клетка
соответствует букве. Нужно отгадать название земноводного по описанию. Можно
отгадать сразу все слово или называть по букве. (За 1 букву 1 балл). Если
команда называет все слово сразу и оно не правильно, команда получает 0 баллов.
Описание: Бесхвостое земноводное со стройным
телом и относительно длинными ногами. Эти животные не покидают водоем весь год.
Заметить земноводное нелегко; сверху ее тело светло-серое, буроватое или
черное, с темными пятнами. Такая окраска сливается с фоном, где живет это
земноводное. Яркое брюшко помогает отпугивать врагов; в случае тревоги животное
не затаивается, а резко изменяет позу – поворачивается на спину, показывая
брюхо. Животное как бы предупреждает “Не тронь меня, если не хочешь
неприятностей”.
Чаще пользуется другими способом
защиты, при раздражении ее кожные железы, выделяют яд. И если хищник попробует,
ему навсегда запомнится её едкий вкус и яркая окраска как сигнал несъедобности.
(Жерлянка)
– А теперь сдайте свои задания и
кроссворды жюри и занимайте свои место.
Сейчас мы проверим знание капитанов.
Капитаны вперёд!
V.
Конкурс “Капитанов”.
/Фонограмма мелодии конкурса
капитанов КВН/.
– Узнать земноводное по рассказу. На
доску помещены изображение земноводных.
Каждое земноводное говорит о себе
тремя предложениями. Первое – самое трудное.
Если капитан угадывает земноводное с
первой попытки, он получает 3 очка, со второй - 2, с третьей - 1
Рассказ квакши.
1.Я удивительно красивое существо,
обычно окрашена в ярко-зелёный очень приятный на глаз цвет.
2. Иногда моя окраска меняется – она
носит функцию маскировки.
3. Мои пальцы снабжены характерными
расширениями – присосками позволяющими держаться на гладкой поверхности.
Краснобрюхая жерлянка.
1. Я живу в болотах, мелких озерах,
мелких водоемах. Мой голос напоминает грустное оханье.
2. Мои кожные выделения ядовиты.
3. Брюшко мое покрыто ярко-оранжевыми
пятнами.
Лягушка Голиаф.
1. Я живу в Камеруне и Гвинее, ученые
узнали обо мне не так давно, чуть больше 100 лет назад.
2. Я обитаю в трудно-доступных
местах, охочусь на тритонов, лягушек, а также на мелких рыб.
3. Я самая крупная лягушка, бываю
длинной до 33 см и весом до 4 кг.
Суринамская пипа.
1. Я обитаю в Бразилии, Суринаме и
являюсь заботливой мамой.
2. Моя спина покрыта ячейками.
3. С помощью самца оплодотворенные
икринки помещаются в ячейки на спине, там происходит их развитие.
VI.
Конкурс
“художников”.
Нарисуй сердце земноводного на доске
и сделай обозначения в виде цифр.
1. Правое предсердие.
2. Левое предсердие.
3. Желудочек.
Ребята, пока жюри подводит
итоги, давайте послушаем о ядовитых земноводных. О том, что некоторые люди
знают с тех времен, как существует род человеческий. Поэтому возникло много
суеверий. Так ли они ядовиты на самом деле?
Сообщения учащихся.
1. Обыкновенная саламандра.
2. Как же на самом деле обстоят дела
с ядовитостью земноводных?
Рефлексия.
– что вы усвоили из данного материала
легко, а что осталось не полностью усвоенным;
– какие новые знания особенно запомнились;
– какие виды работ позволили вам
лучше усвоить учебный материал;
– ваше мнение по роли изученного
раздела в системе знаний по предмету;
– что, по–вашему следует дополнить в
качестве внеклассного чтения, мероприятий по данным вопросам.
Подведение итогов:
·
Результаты
работы учащихся (подводит группа экспертов):
– индивидуальные;
– в группах;
Награждение
команд.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.