Главная / Биология / Конспект урока по биологии на тему "Тип членистоногие"

Конспект урока по биологии на тему "Тип членистоногие"

Открытый урок в 7 «б» классе

Тема урока

Тип членистоногие, Класс Ракообразные, паукообразные и насекомые

Форма урока

Изучения нового материала.

Общая цель



Познакомить учащихся с общими признаками типа Членистоногие. Показать многообразие типа Членистоногие.

Результаты обучения учеников



- Знать особенности внешнего и внутреннего строения классов Ракообразные, Паукообразные и Насекомые

- Развитие умения практической деятельности на уроке.

-Воспитание бережного отношения к живой природе.

-Определить значение типа Членистоногие в природе и жизни человека.


Основные идеи, отработанные на занятии

Членистоногие. Хитиновый покров. Мозаичное зрение.

Источники, оснащение и оборудование:

Интерактивная доска, презентация, маркеры, ватман, стикеры, лупа, алгоритм выполнения лабораторной работы, натуральные объекты (речной рак)

Этапы и

смысловые блоки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организацион

ный момент

Приветствие. Учитель отмечает отсутствующих. Музыкальная физминутка.

Приветствуют. Называют отсутствующих. Выполняют зарядку. Делятся на три группы.

Проверка домашнего задания

Кроссворд по пройденной теме

« Класс Брюхоногие»

Решают кроссворд

Актуализация знаний учащихся

Послушайте, о чём говорит одна из древнегреческих легенд.

В те далёкие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

Эй, Паллада,…
Я предрекаю, и речённое скоро свершится,
Скоро я вытку ковёр, коих не было в мире,
И не сравнится с моим твоё мастерство, о Афина,
Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,
Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала её достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,Будь безобразной Арахной, которую люди Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твоё, коим ты столько гордилась,Пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло название пауков, которых по-латыни называют арахнидами.

Как называется наука о пауках? – Арахнология!

Пауки относятся к типу Членистоногие! С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изучению данной группы животных.


Слушают легенду . отвечают на вопросы.

Изучение нового материала








Лекция, с элементами беседы сопровождается показом информационных объектов (ИО) на большом экране с помощью мультимедийного проектора). - Как вы считаете, почему так называется данная группа животных?

-А знаете ли вы, какие животные относится к данной группе животных?

- Может еще вы что-то знает о этой группе животных? Это самая многочисленная группа животных на Земле. Более 1 мл .видов, это2\3 все живущих на Земле существ. Освоили все среды жизни. Предками членистоногих являются древние морские кольчатые черви.(Презентация.)

http://festival.1september.ru/articles/504463/img1.gif

- Как вы думаете, почему он такой многочисленный?

- Какие членистоногие обитают в Восточном Казахстане?

Среди животных этой группы есть много сходств (перечисление), но есть и различие – поэтому выделяют 3 класса.

Самостоятельная работа составление кластеров по классам: 1группа-ракообразные ; 2 группа- паукообразные; 3 группа-насекомые. (5-7 мин)



Ракообразные: Тело ракообразных составляет в длину от 0,5 мм до 80 см. Оно покрыто хитиновым панцирем и состоит из головы, груди и брюшка. На голове имеются две пары осязательных придатков (антенн и антеннул) и три пары челюстей. Грудь и брюшко сегментированы. Количество ног у разных групп ракообразных может варьировать.

Паукообразные. (пауки, скорпионы, клещи).

Клещи. Верхний ряд – акариевые клещи, слева направо: чесоточный клещ, почвенный клещ, двупятнистый паутинный клещ, водяной клещ. Нижний ряд, слева направо: акариевые клещи (зерновой клещ), паразитические клещи (таёжный клещ, отобиус, клещ - краснотелка)

Насекомые. Верхний ряд, слева направо: двукрылые (москит, малярийный комар).

Блохи (человеческая блоха), перепончатокрылые (наездник). Нижний ряд – перепончатокрылые, слева направо: пчела медоносная, чёрный садовый муравей, оса-полист, шершень.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с классом Ракообразные, с особенностями внешнего и внутреннего строения. (Объяснение учителя – смотри презентацию).

- В чём особенность внешнего строения? (Головогрудь, хитин, 5 пар сегментированных конечностей, сложные глаза, усики- орган обоняния.).

Отличительные признаки членистоногих: членистое тело, членистые конечности. Наружный скелет (кутикула) образован хитином. Хитиновый покров защищает от высыханий и механических воздействий. После отвердевания, хитин не позволяет животному расти, рост происходит только во время линьки. Различают отделы тела – голову, грудь и брюшко. Конечности имеют членистое строение, представляя собой систему рычагов.

Изнутри к хитиновому покрову прикреплены пучки поперечно-полосатых мышц. Нервная система состоит из надглоточных и подглоточных нервных узлов, соединенных в окологлоточное кольцо, и узлов брюшной нервной цепочки. Органы чувств у многих хорошо развиты: фасеточные глаза (состоят из отдельных глазков, каждый из которых воспринимает небольшую часть окружающего пространства), механо- и хеморецепторы, органы слуха.

Как правило, раздельнополы. Встречается размножение партеногенезом. У многих развитие с метаморфозом

Представителей класса ракообразных известно около 20 тысяч видов.

Пищеварительная система включает ротовое отверстие, пищевод, желудок, среднюю кишку, заднюю кишку и анальное отверстие. Желудок состоит из двух отделов: жевательного (имеет хитиновые зубцы) и цедильного (имеет цедильный аппарат). В среднюю кишку открывается проток пищеварительной железы. Сердце на спинной стороне тела. Выделительная система представлена “зелеными” железами, открывающимися наружу у основания усиков. Нервная система состоит из окологлоточного кольца из нервных узлов и брюшной нервной цепочки.

Итак! В чем особенность строения различных систем органов речного рака?

Лабораторная работа №4.

Изучение внешнего строения речного рака.

Оборудование: влажный препарат речного рака, увеличительное стекло, пинцет, препаровальные иглы.

  1. Найдите головогрудь и брюшко речного рака. Обратите внимание, как связаны эти части.

  2. Изучите хитиновый покров речного рака на ощупь-твердый или мягкий, шероховатый или гладкий.

  3. Обратите внимание на расположение глаз. Найдите длинные и короткие усики. Сколько их?

  4. Изучите строение ротовой полости речного рака. Рассмотрите его верхнюю и нижнюю челюсти.

  5. Сколько конечностей на головогруди, с помощью которых он передвигается?

Определите, на какой паре конечностей находятся клешни.

  1. С какой стороны головогруди видна жаберная щель?

  2. Сколько члеников имеется на брюшке речного рака? Сколько конечностей на брюшных члениках? Найдите в хвостовой части анальное отверстие.

  3. Нарисуйте в тетради речного рака. Дайте названия органов, сравните с рисунком.





























Составление кластера, защита (взаимооценивание стикерами)



Закрепление











Работа с таблицей «Особенности строения типа членистоногие»

Тест по вариантам.

Работают с таблицей

Отвечают на тесты

Подведем итоги урока

Что мы узнали сегодня на уроке? Выполнили ли задачи, поставленные в начале урока?

А какое значение для вас имеют полученные знания

Рефлексия «Копилка знаний»

Высказывают своё мнение.

Листы самооценивания.

Выбирают смайлики

Домашнее задание

Написать сообщение о значении ракообразных.

Записывают д/з







Конспект урока по биологии на тему "Тип членистоногие"
  • Биология
Описание:

Конспект урока по зоологии в 7 классе на тему "Тип членистоногие"

Познакомить учащихся с общими признаками типа Членистоногие. Показать многообразие типа Членистоногие.

- Знать  особенности внешнего и внутреннего строения классов Ракообразные,Паукообразные и Насекомые

- Развитие умения практической деятельности на уроке.

-Воспитание бережного отношения к живой природе.

-Определить значение типа Членистоногие в природе и жизни человека.

Оборудование:Интерактивная доска, презентация, маркеры, ватман, стикеры, лупа, алгоритм выполнения лабораторной работы, натуральные объекты (речной рак)

Автор Рахимова Ардак Мэлсовна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 951
Номер материала 19815
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓