Главная / Биология / Конспект урока по биологии на тему "Состав и строение костей, их форма и функция".

Конспект урока по биологии на тему "Состав и строение костей, их форма и функция".

Состав и строение костей, их форма и функция. Урок биологии в 8 классе.

Цель: формирование у учащихся понятия о составе, строении и свойствах кости.

Задачи:

Образовательная: формирование у учащихся понятий об особенностях строения, а так  же о свойствах, классификации и функции костей , их соединений.

Воспитательная: способствование формированию положительного отношения к знаниям, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах.

Развивающая: развитие навыков и умений самостоятельной работы учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.

Оборудование: экран, компьютер, карточки-задания, учебник, тетрадь, скелет, тесты, нормальная, прокаленная и декальцинированная кости.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,

словесные, наглядные, работа в группах, моделирование.

Подготовка к уроку. Учащиеся вместе с учителем заранее часть костей прокаливают в муфельной печи, другую часть костей помещают в раствор соляной кислоты (10%) для растворения неорганических веществ.

ХОД УРОКА

  1. Вводно-эмоциональный момент

Каждый из нас знает о существовании костей в нашем теле. В художественной литературе тоже часто встречается описание черепов и скелетов. Чаще всего они вносят в повествование атмосферу таинственности. Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

У женщин и мужчин неодинаковое процентное соотношение между тканями, слагающими их тела. Костная ткань - мужчины 15,1%; женщины 15,9%. В скелете человека из 206 костей 85 парных, 36 непарных. Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита – в 2,5 раза.

Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на вопросы:

- От чего зависит прочность кости?

- Костная ткань – живая или нет?

2. Активизация знаний учащихся:

- Ребята, что такое опора? (Поддержка)

- Что поддерживает опорно-двигательная система? (Тело человека)

- Назовите отделы скелета. (Головной отдел, позвоночник, грудная клетка, плечевой пояс, верхние конечности, тазовый пояс, нижние конечности)

- Какие изгибы имеет позвоночник и какие функции он выполняет. (Шейный и поясничный лордозы - вперед, грудной и крестцовый кифозы – назад. Связано с вертикальным положением тела и выполняет функцию в ослаблении различных ударов, сотрясений и т.д.).

3. Изучение новой темы урока


Продолжим нашу работу в группах(самостоятельно по учебнику Е.А. Очкур, Л.Е. Аманжолова, Р.Е. Джумабаева Биология 8 класса §22-§23):

1 групп «Типы костей»

2 группа «Типы соединения костей»

3 группа «Строение костей»

4 группа «Химический состав кости»


4. Первичное закрепление (в ходе беседы составляем кластер, зарисовываем)

- Какие типы костей можно выделить? (1 группа). Составляем кластер.

hello_html_d6b6256.gifhello_html_m40f6ec6b.gifТипы костей

hello_html_6d4d957f.gifhello_html_m1cc93835.gifhello_html_45d88276.gifhello_html_373546c9.gifПо строению По длине

Пhello_html_m605d0d0a.gifhello_html_m3fd2b769.gifhello_html_m605d0d0a.gifhello_html_1f4fc0a4.gifлоские Трубчатые Короткие Длинные

Лопатка Кости конечностей Позвонки Ребро

Грудина Фаланги пальцев Берцовая кость


- Расскажите о строение длинной трубчатой кости. (3 группа) Рассказ сопровождается рисунком в тетрадь и подписью частей трубчатой кости.

  1. Гhello_html_1868e6cb.jpgоловка(эпифиз)хрящ

  2. Ямка

  3. хрящ

  4. красный костный мозг

  5. надкостница

  6. костная ткань тела кости

  7. желтый костный мозг

  8. зона роста (метафиз)

  9. тело кости (диафиз)







- Какие соединения костей вы знаете? (2 группа). Составляют кластер.

hello_html_29c0fd91.gifhello_html_1a3ee74e.gifhello_html_m65cb5fff.gifТипы соединения костей

Пhello_html_m52c92f75.gifhello_html_mad3ec0f.gifhello_html_mad3ec0f.gifодвижное Полуподвижное Неподвижное

Сустав Позвонки Костный шов

Неподвижное полуподвижное подвижное или сустав


- Расскажите строение сустава. (Беседа по рисунку)

hello_html_53753749.png

- От чего зависит прочность кости? (от химического состава)

- Расскажите о химическом составе кости. (4 группа)

Хhello_html_m2bb64cc1.gifhello_html_m3f7717b9.gifhello_html_m3fd2b769.gifимический состав кости

Органические вещества Вода Неорганические вещества

hello_html_m3f88f958.gifhello_html_58f2486b.gif28,15% 50% 21,85%

(жиры – 15,75%, белки – 12% (соединения кальция, магния,

и прочие) фосфора и прочие)

- Рассмотрите рисунок «Возрастные изменения состава кости»

Младенческий возраст Зрелый возраст Пожилой возраст

hello_html_m1803062f.pnghello_html_2b20f6a5.pnghello_html_m71287cd6.png

hello_html_m2a6157d8.gifhello_html_m77352437.gifhello_html_mf369fa2.gifОрганические Вода Минеральные соли

соединения

- Какой вывод можно сделать по возрастному составу кости?

- Рассмотрите рисунок «Структура молодой кости и кости пожилого человека»

hello_html_50056f45.pnghello_html_50056f45.png




Молодая кость Кость пожилого человека

- Что можно сказать о структуре кости молодого организма и пожилого организма?

- Костная ткань – живая или нет? (При повреждении костная ткань способна восстанавливаться. Рост кости в длину идет за счет деления клеток хрящевой ткани, в толщину – деление клеток надкостницы. Образуется межклеточное вещество).

- А сейчас ребята сравним свойства натуральных, декальцинированных и пережженных костей. Выполним лабораторную работу №7 «Изучение свойств прокаленной и декальцинированной кости»

Ход работы:

  1. Прослушал(а) инструктаж по правилам ТБ во время практической работы по биологии;

  2. Взял(а) натуральную кость, декальцинированную (предварительно вымоченную в 10%-м растворе соляной кислоты) и пережжённую, рассмотрел(а) их. Каждую из них попробовал(а) сжать, согнуть и растянуть. Выяснилось, что … (запись полученных результатов).

Вывод: «Кости состоят из неорганических и органических веществ:  неорганические вещества придают костям _______________, а органические придают им ____________ и _______________»

5. Закрепление

Тест.

1.В состав кости входят:

А) органические вещества;

Б) органические и минеральные вещества;

В) минеральные вещества;

2. К плоским костям относятся:

А) ребра, лопатка

Б) лучевая и локтевая кости

В) большая и малая берцовые кости

Г) ключицы

3. Рост костей происходит:

А) рефлекторно

Б) под влиянием гормонов гипофиза

В) рефлекторно и под влиянием гормонов

Г) в зависимости только от количества и качества пищи.

4. Костный мозг выполняет следующие функции:

А) красный – кроветворная

Б) желтый – запас питательных веществ

В) красный – запас питательных веществ и кроветворная

Г) желтый – укрепляет кость

5. Неподвижно соединены:

А) голень и предплюсна

Б) верхние челюсти

В) 1-й и 2-й шейные позвонки

Г) бедренная кость и кости таза

6. Рефлексия

-Какие затруднения у вас возникли на уроке?

-Что нового вы узнали?

-Чему научились?

7. Домашняя работа: §22 - §23, Заполните таблицу:

Разновидности костей

Строение и расположение

Функция





Выпишите определение основных понятий в словарь.


Используемая литература:

  1. Е.А. Очкур, Л.Е. Аманжолова, Р.Е. Джумабаева Биология 8 класса, Алматы «Мектеп», 2012

  2. Биология в таблицах: 6 -11 классы / Сост.: Т.А. Козлова, B.C. Кучменко, - М., Дрофа, 1998.

  3. Биология. Методическое пособие. Сост.: Р. Алимкулова, Р. Сатимбеков, А. Соловьева, Алматы «Атамура», 2004

  4. Учебник Биология. М.Гильманов, А.Соловьева, Л.Абшенова. – Алматы: Атамура, 2009.

  5. http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/10/03/urok_biologii_v_8_klasse.docx

  6. http:kollegi.kz/publ/

  7. www.prosholu.ru

  8. http://учительский.сайт

  9. http://yandex.kz/yandsearch?text=

  10. http://yandex.kz/clck/jsredir?from=yandex.kz%3Byandsearch%5&mc=4.727238692959774





Конспект урока по биологии на тему "Состав и строение костей, их форма и функция".
  • Биология
Описание:

Состав и строение костей, их форма и функция.  Урок биологии в 8 классе.

Цель: формирование у учащихся понятия о составе, строении и свойствах кости.

Задачи:

Образовательная: формирование у учащихся понятий об особенностях строения, а так  же о свойствах, классификации и функции костей , их соединений.

Воспитательная: способствование формированию положительного отношения к знаниям, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах.

Развивающая: развитие навыков и умений самостоятельной работы учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.

Оборудование: экран, компьютер, карточки-задания, учебник, тетрадь, скелет, тесты, нормальная, прокаленная и декальцинированная кости.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,

словесные, наглядные, работа в группах, моделирование.

 

Подготовка к уроку. Учащиеся вместе с учителем заранее часть костей прокаливают в муфельной печи, другую часть костей помещают в раствор соляной кислоты (10%) для растворения неорганических веществ.

Автор Зырянова Татьяна Павловна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1300
Номер материала 41385
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓