Главная / Биология / Конспект урока по биологии на тему "Кровь. Кровенносная система. Белки крови" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Кровь. Кровенносная система. Белки крови" (8 класс)

Интегрированный урок по биологии и химии. 8 класс.

(Урок обобщение)

Тема «Кровь. Кровеносная система. Белки крови »

«Кровь, это сок совсем особый»

Гёте

Цели: - Выяснить степень усвоения учащимися знаний по теме «Кровь и кровообращение», обобщить и систематизировать знания по данной теме, расширить представления учащихся о белках на примере белковых молекул крови;

- Развитие интереса к предметам биологии и химии, совершенство самоконтроля и взаимоконтроля, умение анализировать информацию, сравнивать предложенные объекты, работать по аналогии, проводить эксперимент;

Воспитание культуры труда, здорового образа жизни, воспитание нравственных отношений, формирование навыков адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни с помощью приобретённых знаний , умений, навыков.

Оборудование урока: презентация по теме «Кровь. Кровеносная система», лабораторное оборудование: штатив с пробирками,проволока, бисер; вещества – яичный белок, молоко, уксусная кислота, гидроксид натрия, ацетат свинца, сульфат меди



Этапы урока.

1. Учитель биологии. Постановка цели урока

Гёте говорил: «Кровь, это сок совсем особый » Вы понимаете, что речь пойдёт о крови. Какова же будет цель нашего урока?

(Ответы учащихся)

Учитель подводит итог: цель урока обобщить имеющиеся знания о крови как внутренней среде организма, о кровеносной системе организма ; расширить представления о, белках входящих в состав крови и их свойствах

2 . Учитель биологии. Повторение изученого.

Кровь была внутренней средой организма, о которой человек знал уже со времён глубочайшей древности. Уже тогда человек понял, что потеря этой жидкости организмом грозит ему смертью. Именно поэтому этому веществу приписывали самые необычные свойства.

Что же такое кровь?

Игра «Исключите лишнее»



-2-

1.Внутреннюю среду организма составляют - кровь , кислород, лимфа, тканевая жидкость.

2.Свежая кровь - синяя, жёлтая, красная

3.Кровь состоит из - воды, плазмы, форменных элементов

4. В крови различают форменные элементы - эритроциты, тромбоциты, лейкоциты , фибриноген

5. Кислород переносят - лейкоциты, эритроциты

6. В свёртывании крови участвуют - эритроциты, тромбоциты

7. Белые кровяные клетки – это -тромбоциты, лейкоциты

Вывод (учитель ): Кровь – это жидкая внутренняя среда организма, состоящая из плазмы и форменных элементов: эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов ,выполняющих определённые роли в организме. Основная часть плазмы – вода (90% ), остальные 10% белки и незначительная часть минеральных веществ. Эритроциты содержат белок гемоглобин, который и участвует в переносе кислорода. Ещё один белок, имеющий очень важное значение в крови - это фибриноген. Участвует в процессах свёртывания крови.

3. Учитель химии.

Как писал Энгельс в своих трудах «Жизнь есть способ существования белковых тел» И это действительно так. Докажем, что белок является важной составной частью живых организмов. Проведём реакцию, которая позволит нам уверенно судить белок перед нами или нет.

Инструктивная карта опыта № 1.

Опыт выполняется под наблюдением учителя.

Биуретовая реакция.

  1. Налейте в пробирку мясной бульон (рыбный, белок куриного яйца) и добавьте несколько капель щёлочи (гидроксида натрия).

  2. В эти же пробирки добавьте раствор медного купороса ( сульфата меди). Что наблюдаете?

  3. Осуществите те же самые действия с газированной водой.

Вывод: изменение окраски на фиолетовую при добавлении данных веществ к бульонам и белку яйца, говорит о том, что в этих веществах присутствует белок.

Все живые существа состоят из белковых молекул. Именно благодаря им на Земле существует жизнь.

4.Учитель биологии. Внутренняя среда организма человека представлена 3 составляющими

Игра «Отгадай загадку»1.По замкнутой системе стремительно бегу,

А в чём моя задача?

Я кислород несу.

(Кровь)

-3-

2.Я не кровь,

Но в связи с нею функции свои имею.

К тканям жидким отношусь

И в сосудах нахожусь.

(Лимфа)

3.Нахожусь я меж клетками и около клеток.

Вещества принимаю и передаю.

Даже внутреннюю среду организма

Вместе с кровью и лимфою я создаю.

(Межклеточное вещество)



  1. Учитель химии.

Если из организма животного удалить всю воду, то больше половины его сухой массы составляют различные белки. Опытным путём это уже доказано. А что представляют собой эти вещества? Как устроен белок? Естественно очень сложно. Некоторое представление о сложности белков даёт формула гемоглобина С3032Н48160872N780Fe4 белка, придающего красный цвет крови и разносящий кислород по всему телу. Белки –это самые сложные молекулы. Они имеют очень сложную структуру. (Рассмотреть строение по таблице.)

Игра «Моделирование»

1,2 ряд моделируют третичную структуру молекулы гемоглобина

3 ряд моделируют вторичную структуру молекулы фибриногена

Задание. Используя, проволоку и набор бусин разных цветов смоделируйте первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры, указанных молекул белка.

Примечание: четвертичную структуру гемоглобина, формируют учащиеся 1 и 2 ряда вместе.

А сейчас разойдитесь по своим местам. Что произошло с вашими белковыми молекулами?

Верно – это момент начала процесса денатурации, т.е. разрушения структуры белка. Каковы причины этого процесса выясним позже.

  1. Учитель биологии

Как же кровь осуществляет свою самую важную функцию – перенос веществ и кислорода?

Физкультминутка.

- 4 -

Смоделируйте:

1 ряд – работу сердца

2 ряд – работу кругов кровообращения

3 ряд – образование тромбов

А сейчас давайте весь этот путь крови по организму проследим по «карте», путешествуя в нём как по царству.

Учитель читает сказку, ученик у доски указывает путь до первой ошибки, далее выходит другой.

В тридесятом царстве, в тридесятом государстве жила была королева. Звали её Кровь. Подружками крови были Лимфа и Тканевая жидкость. Они никогда не оставляли королеву одну и всегда сопровождали её в прогулках по королевству. Маршрут этой прогулки был не такой уж и сложный, но работа ,которую выполняла королева была очень важна. Кровь всегда начинала свой путь из правого желудочка, шла по лёгочным артериям и заходила в лёгкие. Там она забирала кислород, отдавала углекислый газ и по лёгочным венам возвращалась в левое предсердие и левый желудочек.

Но и здесь трудолюбивая королева на отдых не останавливалась. Она спешила поделиться полученным кислородом со всем королевством. Из левого желудочка Кровь шла в аорту, а из неё в артерии и более мелкие тоннели – капилляры. Проходя, мимо обитателей королева делилась с ними кислородом и пищей, а они отдавали ей ненужные им вещества. Всё это королева несла в правое предсердие. Вот такой трудолюбивой была королева этого королевства

Какой путь совершала королева в первой части сказки? Как называется этот круг кровообращения?

Какой путь совершала королева во второй части? Как называется этот круг кровообращения?

  1. Учитель химии.

Кровь подходит ко всем органам и системам органов нашего организма. А это значит, что в кровь могут попасть как полезные нашему организму вещества, так и вредные. Порой попадание этих вредных веществ в организм вызывает опасные отравления. В результате этих отравлений может происходить разрушение структуры белка.

Инструктивная карта опыта №2

Опыт выполняется под наблюдением учителя.

1.Налейте в пробирку 2 – 3мл молока и капните одну, две капли уксуса. Что наблюдаете?

2. Налейте в пробирку белок куриного яйца (альбумин) и добавьте к нему несколько капель щёлочи и ацетата свинца. Что наблюдаете?

Вывод : выпадение хлопьев, говорит о том ,что происходит разрушение структуры белка под действием кислоты; добавление солей тяжёлых металлов и щелочи к белку, указывает на то , что белки могут помимо атомов углерода, водорода, кислорода, азота, содержать атомы серы

- 5 -

Как вы думаете, какие ещё факторы могут повлиять на процесс разрушения белка?

  1. Учитель биологии.

Игра «С точностью до»

Учитель называет цифры – ученики отвечают, что показывают эти цифры.

90% - (количество воды в крови)

300г – (масса сердца)

60- 80 раз в мин. – (количество сердечных сокращений)

120 дней – (продолжительность жизни эритроцитов)

0,8 с – деятельность сердечного цикла

5 млн. – количество эритроцитов

120/80 – ( нормальное артериальное давление)

Заключительное тестирование (7 мин.)

1.В каком из сосудов скорость крови минимальна?

А) вена

Б) артерия

В) аорта

Г) капилляры

2. Где начинается малый круг кровообращения?

А) в правом желудочке

Б) в левом желудочке

В) в правом предсердии

Г) в артериях

3. Перенос кислорода кровью возможен благодаря наличию:

А) Лейкоцитов

Б) гемоглабина в эритроцитах

В ) фибриногена в плазме

Г) тромбоцитов

4. Белок, участвующий в свёртывании крови называется:

А) фибриноген

Б) фибрин

В) тромбоцит

5.Система органов кровообращения состоит из:

А) Сердце и околосердечная сумка

Б) Сердце и кровеносные сосуды

В) Артерий, вен, капилляров

Г) Сердца и лёгких

Тест пишется под копирку, копия остаётся у ученика, оригинал сдаётся учителю. Учащиеся обмениваются копиями, проверяют друг у друга ошибки. Выставляют оценки. Учитель просит поднять рук тех, кто написал на 5, на 4, на3. Таким образом, сразу создаётся картина проделанной работы. Объективность оценивания учитель проверяет позже.

9 Домашнее задание.

Подведение итогов.









































Конспект урока по биологии на тему "Кровь. Кровенносная система. Белки крови" (8 класс)
  • Биология
Описание:

Урок по  теме "Кровь.Кровеносная система " является уроком обобщения. Основной ценностью данного урока является то, что он представляет собой интегрированный урок и проводят его 2 учителя: учитель биологии и учитель химии. Урок рассчитан на 90 минут. В течении урока  учащиеся не только повторят особенности строения кровеносной системы человека, но и получат пропедевтические знания о белках , с которыми они будут знакомиться в 10 классе на урока химии и в 9 классе на уроках биологии.

 

Автор Усачова Оксана Павловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 938
Номер материала 31860
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓