2,3,4
5
6.7.8.9
10
11, 12
13, 14
|
Организационный момент
Организует учащихся и направляет их внимание на урок.
Целеполагание
1.Сообщает, что изучив животных, относящихся
к группе черви, мы переходим к не менее загадочному и удивительному типу –
моллюски. Осьминоги, кальмары, каракатицы! Какие невероятные рассказы
встречаются о них. Жители морских побережий с давних времен верили, что в
морской пучине живут странные огромные существа. Много легенд передавалось об
этих животных из поколения в поколение, что не похожи они ни на рыб, ни на
медуз, ни на раков, что у них 10 рук, толстых, длинных, как мачты судов.
Так ли это на самом деле? Такие ли они все загадочные и фантастические?
Настало время и нам с вами разобраться в этих проблемах.
2.Сообщает тему урока, предлагает записать ее в тетрадь.
Настраивает учащихся на выяснение задач урока, следит за их ответами,
вносит свои коррективы и дополнения.
Сегодня и на следующих уроках мы попытаемся открыть завесу
таинственности и с научной точки зрения изучить представителей типа моллюски.
На сегодняшнем уроке нам необходимо познакомиться с особенностями внешнего и
внутреннего строения этих животных. Итак, приготовились к напряженной
совместной работе.
Изучение нового материала
1.Общая характеристика типа.Среда обитания.
2.Обобщает .Предлагает учащимся ответить на
вопрос: «Объясните при чины видового разнообразия типа моллюски.»
Дополняет ответ учащихся: «Моллюсков можно встреть и в горах, в
пустынях. В Сахаре, например улитки попадаются в местах, где температура в
тени достигает +45 С. Есть улитки , живущие в воде горячих источников.
Изучению улиток посвящен специальный раздел зоологии – малагология.
3.Особенности
внешнего строения моллюсков.
Дополняет информацию и просит учащихся сформулировать особенности
внешнего строения моллюсков, корректирует их ответы.
Просит записать в тетрадь особенности внешнего строения
моллюсков:(записывает на доске)
1)тело не делится на сегменты;
2)тело двусторонне-симметричное, у брюхоногих – ассиметричное;
3)имеется 3 отдела: голова, нога, туловище;
4) наличие кожной складки - мантии;
5)наличие мантийной полости;
6)наличие раковины ( у некоторых редуцирована или отсутствует
вовсе);
4.Особенности внутреннего строения
моллюсков.
Дополняют информацию .
Просит учащихся сформулировать особенности внутреннего строения
моллюсков, корректирует их ответы и просит записать в тетрадь ( записывает на
доске).
1)уменьшена вторичная полость;
2)наличие паренхимы;
3)пищеварительная система: появляются п/в железы;
4)кровеносная система незамкнутая: есть сердце – предсердие,
желудочек; сосуды- вены, артерии; кровь- артериальная, венозная;
5)органы дыхания-жабры и легкие;
6)нервная система-разбросано-углового типа;
7)размножени- раздельнополые или гермафродиты.
8)органы чувств
Сообщает , что каждому наверное, приходилось, взяв в руки улитку,
проверять на ней действие шутливой скороговорки: »Улитка, улитка, покажи
рога, дам тебе за это кусок пирога». И, как будто понимая человеческую речь,
улитка обычно немедленно выдвигает рожки.
В чем тут дело?
Корректируют их ответы. Объясняет, что когда мы берем улитку в
руки, она вытягивает рожки-щупальца не потому, что мы ей пообещали кусок
пирога, она даже не слышит нас, а потому, что она очень хорошо чувствует
перемещения. В этом ей помогают щупальца, которые являются, во-первых,
органом осязания, а во-вторых, органом так называемого химического чувства.
Это чувство, как считают биологи, дает возможность улитке на расстоянии
определять не только запах, но даже и вкус предмета, который ее
заинтересовал.
Просит ответить на вопрос: «Существует ли
взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Обоснуйте свое мнение.
Слушает ответы учащихся, корректирует их. Сообщает, что в предсердия
из жабр , легких поступает кровь, насыщенная кислородом, затем она поступает
в желудочек, а оттуда по кровеносным сосудам отправляется во все органы, где
свободно изливается. Собираясь в сосуды, кровь поступает в жабры, где происходит газообмен.
5.Происхождение моллюсков.
6.Значение моллюсков.
Закрепление материала.
1.Найдите зашифрованное предложение.
«Рапана пожирает устриц»
2.Просит заполнить пропуски в тексте.
Тело моллюсков состоит из ___________ ________
В отличие от кольчатых червей тело моллюсков не
________________________________________________
Тело многих моллюсков покрыто твердой __________
Снаружи тело моллюсков окружено кожной складкой-
_________________________________________________
Между телом моллюсков и кожной складкой
расположена_______________________________________
Органами ________________ одних моллюсков являются жабры,
другие моллюски______________ с по-
мощью легких.
Кровеносная система моллюсков состоит из ___________
И кровеносных сосудов.
Нервная система моллюсков представлена отдельными
скоплениями_____________________________________
Органами ________________ моллюсков служат парные почки.
Подведение итогов.
Анализирует деятельность учащихся на уроке, оценивает
работу особенно активных учащихся. Благодарит за работу.
Домашнее задание.
Предлагает открыть дневники и записать домашнее задание.
1.Параграф 20 учебника.
2.Используя знания полученные на уроке, материал и рисунки
параграфов 21, 22, 23, дополнительную литературу найдите в текстах название
10-ти моллюсков:
|
Настраиваются на урок
Слушают учителя.
Слушают учителя, выясняют тему урока, записывают в тетрадь, совместно
с учителем планируют задачи урока.
Дает одна из учащихся используя свою презентацию.
Слушают и смотрят презентацию.
Отвечают на вопрос: «Моллюски обитаю в морях, солоноватых и пресных
водах, на суше.»
Дает информацию одна из учащихся используя свою презентацию.
Слушают и смотрят презентацию, отмечают особенности. Записывают в
тетрадь особенности внешнего строения моллюсков.
Дает информацию одна из учащихся, используя свою презентацию.
Слушают и смотрят презентацию, отмечают особенности.
Формулируют и записывают в тетрадь.
Слушают, высказывают свои предположения.
Пытаются ответить на вопрос, высказывают свое мнение.
Сообщает одна из учащихся, используя свою презентацию, видеоматериал.
Слушаю и смотрят.
Сообщение учащейся.
Слушают сообщение.
Заполняют и сдают.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.