Главная / Биология / Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика типа Моллюски" (7 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика типа Моллюски" (7 класс)

МУ СОШ №50 г. Иваново













Урок на тему:

«Общая характеристика типа Моллюски»

























Составила: Учитель 1 категории МБОУ СОШ №50

Тонеева Валентина Борисовна



Иваново 2010

Тема урока: Общая характеристика типа Моллюски.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: изучить строение и жизнедеятельность животных, относящихся к типу моллюски в связи со средой их обитания, рассмотреть их многообразие, значение и происхождение.

Задачи урока:

-определить усложнение организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными;

-познакомиться с систематикой моллюсков и значением;

-выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности;

-продолжить формирование умений анализировать, обосновывать ответ, устанавливать причинно - следственные связи.

Оборудование: мультимедийная презентация «Моллюски», таблица «Моллюски», коллекция раковин моллюсков.

























Конспект урока.

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика


































2,3,4











5













6.7.8.9

















































10



11, 12



13, 14


























Организационный момент



Организует учащихся и направляет их внимание на урок.

Целеполагание

1.Сообщает, что изучив животных, относящихся к группе черви, мы переходим к не менее загадочному и удивительному типу – моллюски. Осьминоги, кальмары, каракатицы! Какие невероятные рассказы встречаются о них. Жители морских побережий с давних времен верили, что в морской пучине живут странные огромные существа. Много легенд передавалось об этих животных из поколения в поколение, что не похожи они ни на рыб, ни на медуз, ни на раков, что у них 10 рук, толстых, длинных, как мачты судов.

Так ли это на самом деле? Такие ли они все загадочные и фантастические? Настало время и нам с вами разобраться в этих проблемах.

2.Сообщает тему урока, предлагает записать ее в тетрадь.

Настраивает учащихся на выяснение задач урока, следит за их ответами, вносит свои коррективы и дополнения.

Сегодня и на следующих уроках мы попытаемся открыть завесу таинственности и с научной точки зрения изучить представителей типа моллюски. На сегодняшнем уроке нам необходимо познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения этих животных. Итак, приготовились к напряженной совместной работе.


Изучение нового материала


1.Общая характеристика типа.Среда обитания.

2.Обобщает .Предлагает учащимся ответить на вопрос: «Объясните при чины видового разнообразия типа моллюски.»

Дополняет ответ учащихся: «Моллюсков можно встреть и в горах, в пустынях. В Сахаре, например улитки попадаются в местах, где температура в тени достигает +45 С. Есть улитки , живущие в воде горячих источников. Изучению улиток посвящен специальный раздел зоологии – малагология.

3.Особенности внешнего строения моллюсков.

Дополняет информацию и просит учащихся сформулировать особенности внешнего строения моллюсков, корректирует их ответы.

Просит записать в тетрадь особенности внешнего строения моллюсков:(записывает на доске)

1)тело не делится на сегменты;

2)тело двусторонне-симметричное, у брюхоногихассиметричное;

3)имеется 3 отдела: голова, нога, туловище;

4) наличие кожной складки - мантии;

5)наличие мантийной полости;

6)наличие раковины ( у некоторых редуцирована или отсутствует вовсе);

4.Особенности внутреннего строения моллюсков.

Дополняют информацию .







Просит учащихся сформулировать особенности внутреннего строения моллюсков, корректирует их ответы и просит записать в тетрадь ( записывает на доске).

1)уменьшена вторичная полость;

2)наличие паренхимы;

3)пищеварительная система: появляются п/в железы;

4)кровеносная система незамкнутая: есть сердце – предсердие, желудочек; сосуды- вены, артерии; кровь- артериальная, венозная;

5)органы дыхания-жабры и легкие;

6)нервная система-разбросано-углового типа;

7)размножени- раздельнополые или гермафродиты.

8)органы чувств

Сообщает , что каждому наверное, приходилось, взяв в руки улитку, проверять на ней действие шутливой скороговорки: »Улитка, улитка, покажи рога, дам тебе за это кусок пирога». И, как будто понимая человеческую речь, улитка обычно немедленно выдвигает рожки.

В чем тут дело?

Корректируют их ответы. Объясняет, что когда мы берем улитку в руки, она вытягивает рожки-щупальца не потому, что мы ей пообещали кусок пирога, она даже не слышит нас, а потому, что она очень хорошо чувствует перемещения. В этом ей помогают щупальца, которые являются, во-первых, органом осязания, а во-вторых, органом так называемого химического чувства. Это чувство, как считают биологи, дает возможность улитке на расстоянии определять не только запах, но даже и вкус предмета, который ее заинтересовал.


Просит ответить на вопрос: «Существует ли взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Обоснуйте свое мнение.

Слушает ответы учащихся, корректирует их. Сообщает, что в предсердия из жабр , легких поступает кровь, насыщенная кислородом, затем она поступает в желудочек, а оттуда по кровеносным сосудам отправляется во все органы, где свободно изливается. Собираясь в сосуды, кровь поступает в жабры, где происходит газообмен.

5.Происхождение моллюсков.



6.Значение моллюсков.



Закрепление материала.

1.Найдите зашифрованное предложение.

«Рапана пожирает устриц»





2.Просит заполнить пропуски в тексте.


Тело моллюсков состоит из ___________ ________

В отличие от кольчатых червей тело моллюсков не

________________________________________________

Тело многих моллюсков покрыто твердой __________

Снаружи тело моллюсков окружено кожной складкой-

_________________________________________________

Между телом моллюсков и кожной складкой расположена_______________________________________

Органами ________________ одних моллюсков являются жабры, другие моллюски______________ с по-

мощью легких.

Кровеносная система моллюсков состоит из ___________

И кровеносных сосудов.

Нервная система моллюсков представлена отдельными скоплениями_____________________________________

Органами ________________ моллюсков служат парные почки.


Подведение итогов.


Анализирует деятельность учащихся на уроке, оценивает

работу особенно активных учащихся. Благодарит за работу.


Домашнее задание.


Предлагает открыть дневники и записать домашнее задание.

1.Параграф 20 учебника.

2.Используя знания полученные на уроке, материал и рисунки параграфов 21, 22, 23, дополнительную литературу найдите в текстах название 10-ти моллюсков:




Настраиваются на урок



Слушают учителя.















Слушают учителя, выясняют тему урока, записывают в тетрадь, совместно с учителем планируют задачи урока.











Дает одна из учащихся используя свою презентацию.

Слушают и смотрят презентацию.

Отвечают на вопрос: «Моллюски обитаю в морях, солоноватых и пресных водах, на суше.»



Дает информацию одна из учащихся используя свою презентацию.

Слушают и смотрят презентацию, отмечают особенности. Записывают в тетрадь особенности внешнего строения моллюсков.








Дает информацию одна из учащихся, используя свою презентацию.

Слушают и смотрят презентацию, отмечают особенности.


Формулируют и записывают в тетрадь.















Слушают, высказывают свои предположения.


















Пытаются ответить на вопрос, высказывают свое мнение.

Сообщает одна из учащихся, используя свою презентацию, видеоматериал.

Слушаю и смотрят.









Сообщение учащейся.

Слушают сообщение.



Заполняют и сдают.



Конспект урока по биологии на тему "Общая характеристика типа Моллюски" (7 класс)
  • Биология
Описание:

Общая характеристика типа Моллюски.

 Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: изучить строение и жизнедеятельность   животных, относящихся к типу моллюски в связи со средой их обитания, рассмотреть их многообразие, значение и происхождение.

Задачи урока:

-определить усложнение организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными;

-познакомиться с систематикой моллюсков и значением;

-выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности;

-продолжить формирование умений анализировать, обосновывать ответ, устанавливать причинно - следственные связи.

 

Оборудование: мультимедийная презентация «Моллюски», таблица  «Моллюски», коллекция раковин моллюсков.

Автор Тонеева Валентина Борисовна
Дата добавления 06.12.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 2541
Номер материала 6599
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓