Инфоурок Биология КонспектыКонспект урока по биологии "Многообразие насекомых""

конспект урока по биологии "Многообразие насекомых""

Скачать материал

Автор: Рождественская Наталья Николаевна.

Должность: учитель биологии.

                              План урока

Тема:   Многообразие насекомых, их значение в  природе и жизни                                                                                       

             человека.

(2 часа)

Задачи урока:

Методические: характеризовать основные отрядов насекомых, и характеристику класса; особенности организации насекомых, позволившие им приспособиться к жизни в самых разных условиях существования, а так же значение насекомых как в природе так и для человека.

Компетентностные: формирование общей культуры учащихся,  определяющей, адекватное поведение человека в окружающей среде, исследования новых видов насекомых  и изучения их поведения; формирование коммуникативных умений,  рефлексивности,  поисковые умения, умения рецензировать работы своих товарищей, умение анализировать, делать выводы, правильно выстраивать алгоритм своих действий при создании презентаций, умение классифицировать живые организмы, использование технологии: проектная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийная приставка; на каждом компьютере, на рабочем столе находится папка с именами учащихся группы; здесь находятся папки для работы со следующими названиями: "наша коллекция"-пустая, "наша презентация"-пустая, "фото насекомых«-изображения, фотографии насекомых; энтомологические коробки, коллекции насекомых

Вид деятельности — проект. 

Урок I

Структура урока:

Организационный этап: учитель знакомит учащихся с содержанием программы на урок. Рассказывает о планах на первый и второй урок.

На доске эпиграф « Расскажи мне – и я забуду, покажи мне -  и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь» (китайская мудрость).

Мотивационная часть: урок начинается с прочтения стихотворения участницы проекта по данной теме 2007года Виктории Попошевой.

       ЭНТОМОЛОГИЯ

На этом свете знают не многие
Значение слова “энтомология”.
А эта наука в масштабах огромных
Исследует всюду жизнь насекомых!

И кто-то со смехом вам скажет, быть может:
“Наука вам эта ни в чем не поможет!”
Так пусть же узнает этот невежда:
Без насекомых не будет как прежде.

Зеленых лугов и полей без конца-
Земля наша словно лишится лица!
Лишь голод и смерть – вот то, чего люди
Добьются, когда насекомых не будет!

Мир Членистоногих защиты просит

Для нас они только лишь радость приносят!

И пользы больше, чем вреда.

Давайте мы будем беречь их всегда!

 

И просмотра  презентации о насекомых, демонстрирующий великое многообразие класса шестиногих. Перед просмотром  презентации  классу предлагается.

Проблемный вопрос: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?

 После просмотра учитель говорит:

— процветание класса насекомых, совершенно несравнимо ни с какой другой группой животного мира по обилию и многообразию его форм. Это обилие свидетельствует о господствующем положении насекомых. Многие особенности организации делают их приспособленными к жизни в самых различных средах, условиях существования.

Учитель ставит перед классом  вопрос:

— вспомните, какие особенности организации насекомых позволили этому классу приспособиться к жизни в самых различных условиях существования?

Ожидаемые ответы обучающихся:

1. Сочетание прочности и лёгкости наружного хитинового покрова;

2. Способность к полёту и передвижение по различным поверхностям;

3. Возможность использования самой разнообразной пищи;

4. Возможность осуществления сложных инстинктивных действий;

5. Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных;

6. Усложнение многих систем организма (трахеи, ротовой аппарат и др.)

 

Учитель:

Итак, по данным характеристики Класса Насекомых перейдём к практической части нашего занятия. Нам предстоит повторить характеристики основных отрядов насекомых, и сделаем мы это в три этапа.

Этап первый. Сделаем виртуальную коллекцию насекомых. Для этого нам понадобится компьютер. Учащиеся рассаживаются по группам (5), согласно названию папок на рабочем столе).

1.жесткокрылые

2.перепончатокрылые

3.чешуекрылые

4.прямокрылые и стрекозы

5.тараканы и двукрылые

 Проводится жеребьёвка: группы учащихся получают название одного из отрядов насекомых. Учитель определяет задачу:  из папки «фото насекомых» перетащить картинки необходимых насекомых в папку «моя коллекция» (время выполнения 3 минуты). Затем учитель поочерёдно по сети выводит работы групп на экран для всеобщего обозрения. Проводится проверка полученных результатов на предмет соответствия заявленному отряду. Ошибочно занесённые в коллекцию насекомые выделяются (но не удаляются!). На этом первый этап завершается.

Этап второй. Работа с энтомологическими коллекциями.

Учитель обращается к классу с вопросом:

- на основе каких данных, вы отнесли насекомых к предложенным отрядам?

Учащиеся отвечают по группам. Группа подходят к коллекционному материалу. Учитель ставит задачу: продолжить задание первого этапа, собирать в пустую энтомологическую коробку насекомых выбранного отряда, при этом дать его характеристику, определить значение . По окончании ответа исправляются ошибки. После окончания этого этапа работы переход к электронной версии и с учётом характеристики каждого отряда её исправления. (В случае обнаружения ошибок неправильные ответы удаляются). Комментирование выявленных ошибок

За несколько минут до конца урока учитель даёт вводную инструкцию к прохождению третьего этапа.

Этап третий. Создание и защита проекта об одном из отрядов насекомых. Учитель комментирует программку, выданную в начале урока, где указаны требования к презентациям и критерии выставления оценок.

Урок II

Ход урока:

Для создания простой линейной презентации отводится 15—20 минут. Защита должна пройти за 3—4 минуты.

Алгоритм демонстрации презентации:

1. Вывод презентации на экран;

2. Выступление (защита);

3. Самооценка;

4. Оценка класса;

5. Оценка учителя

После просмотра, обсуждения  и  оценки презентаций слово  даётся   группе обучающихся, которые подготовили   заранее сообщение о насекомых нашей Республики Алтай.

В качестве итога учитель предлагает на основе знаний о признаках рассмотренных отрядов выделить признаки присущие всему классу насекомых.

В итоге составляется следующая характеристика:

1) Тело расчленено на три отдела — голову, грудь и брюшко;

2) На грудном отделе 3 пары ног и обычно 2 пары крыльев;

3) Тело разделено на сегменты: грудной состоит из 3 сегментов- передне-, средне-, заднегруди, брюшко из 10 сегментов;

4) На голове расположены крупные фасеточные глаза. К передней поверхности головы прикрепляются усики, которые могут иметь разную форму;

5) Грызущий ротовой аппарат является формой, из которых сформировались все остальные;

6) Брюшко насекомых снабжено различными придатками, располагающимися на самом конце.

Учитель предлагает оценить значение насекомых для человека.

 (предполагаемые ответы)

Переносчики заболеваний - мухи, тараканы, комары

Опылители растений — шмели, пчёлы, мухи;

Санитары леса — муравьи   

Вредители плодово-ягодных и овощных культур — яблоневая плодожорка, капустная белянка

Переносчики малярии — малярийный комар;

Переносчик сонной болезни — муха це-це.

Итак, вернёмся к нашему проблемному вопросу, давайте сделаем вывод;

 Какие же особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?

(предполагаемые ответы обучающихся)

 УСЛОЖНЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА  (ТРАХЕЙНОЙ СИСТЕМЫ)

СОЧЕТАНИЕ ПРОЧНОСТИ И ЛЁГКОСТИ НАРУЖНОГО ХИТИНОВОГО СКЕЛЕТА

СПОСОБНОСТЬ К ПОЛЁТУ И ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНОЙ ПИЩИ

 ХОРОШО РАЗВИТЫЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ

ЗАПОЛНЕНИЕ МЕСТ ОБИТАНИЯ, НЕДОСТУПНЫХ ДЛЯ ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ИНСТИНКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Итог: в ходе урока вы проявили необходимые знания не только по биологии, но и по другим предметам, а так же  пользовательские умения работы на персональных компьютерах,  все оценки,  полученные в ходе урока будут выставлены в журнал.

Спасибо всем за интересный урок!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по биологии "Многообразие насекомых"""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок "Многообразие насекомых" разработан по технологии проектной деятельности. Это заключительный урок по теме "Насекомые". Реализуются следующие задачи.

Задачи урока:

Методические: характеризовать основные отрядов насекомых, и характеристику класса; особенности организации насекомых, позволившие им приспособиться к жизни в самых разных условиях существования, а так же значение насекомых как в природе так и для человека.

Компетентностные: формирование общей культуры учащихся,  определяющей, адекватное поведение человека в окружающей среде, исследования новых видов насекомых  и изучения их поведения; формирование коммуникативных умений,  рефлексивности,  поисковые умения, умения рецензировать работы своих товарищей, умение анализировать, делать выводы, правильно выстраивать алгоритм своих действий при создании презентаций, умение классифицировать живые организмы, использование технологии: проектная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийная приставка; на каждом компьютере, на рабочем столе находится папка с именами учащихся группы; здесь находятся папки для работы со следующими названиями: "наша коллекция"-пустая, "наша презентация"-пустая, "фото насекомых«-изображения, фотографии насекомых; энтомологические коробки, коллекции насекомых

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 097 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 769
    • DOCX 41.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рождественская Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 28777
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 490 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Искусственный интеллект: тексты и креативы

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 241 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Психология расстройств пищевого поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 160 человек из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 94 человека

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе