Урок:
Координация и регуляция
Цель: Познакомить
с регуляцией процессов жизнедеятельности, сформировать представление о роли
нервной системы в регуляции процессов
Задачи:
Оборудование:
презентация, видеофрагмент
Ход урока:
Слайд1
«У великих умов
есть цели, у других желания» - так сказал известный амер. Писатель Вашингтон
Ирвинг.
Мы сегодня тоже с
вами пришли на урок с какими то целями и у всех они разные . Я предлагаю вам сейчас
записать в тетради цель с которой вы сегодня пришли на урок.
Может быть кто
нибудь скажет с какой целью пришёл на урок?
А теперь я вам
предлагаю решить несколько биологических задачек
Слайд2
Ответ: особенности
внешнего строения рыб связаны с приспособлением к жизни в разных условиях и
разным способам передвижения
Слайд 3.
Ответ: Более
древние пресмыкающиеся с ногами. Утрата ног- это приспособление к другому
способу передвижения на суше и в воде.
Слайд4.
Ответ:У птиц
произошла утрата челюстей и зубов, чтобы облегчить вес.
Слайд 5
Ответ: Побеги
через определенное время примут вертикальное положение. Связано это с силой
гравитации и способности органов растения к движению.
Слайд6
Ответ: такое
расположение листьев называется листовой мозаикой и осуществляется благодаря
способности отдельных органов растения совершать движения.
У: Молодцы!
У: Как вы
заметили все жизненно важные процессы у животных и растений происходят во
взаимодействии и в соответствии с процессами происходящими во внешней среде.
Любые изменения в окружающей среде влияют на живые организмы и они
перестраивают свою деятельность в соответствии с ними.
На вопрос как это
осуществляется, помогут нам сегодня на уроке ответить такие понятия как
РЕГУЛЯЦИЯ и КООРДИНАЦИЯ.
Запишите
пожалуйста тему урока.
Слайд7
У:Теперь вам
известна тема урока…может быть и цель у кого то появилась новая ?
Озвучивают цели.
У: Все организмы
обладают способностью координировать и регулировать свои процессы.
Видеофрагмент
(Питание инфузории туфельки)
У:Найдите
объяснение этому явлению в учебнике, прочитав текст с.114 до слов: работу всех
органов…
Ответ:
Инфузория-туфелька имеет особые волокна, которые пронизывают её и координируют
работу ресничек. Если их повредить, то биение ресничек станет беспорядочным, а
движение инфузории хаотичным.
Это явление
называется Раздражимостью.
Слайд 8
Записать
определение: Раздражимость -это ответная реакция организма на
воздействие окружающей среды.
У: В ходе эволюции
процессы координации и регуляции усложнялись и усовершенствовались.
Слайд9
Появились
специализированные клетки, которые объединились в систему. Так появилась первая
нервная система.
Слайд10
Скажите, что
произойдет с гидрой, если её уколоть иголкой? Почему?
Ответ; гидра
сожмётся в комок.
У: эта ответная
реакция гидры на прикосновение называется Рефлексом.
У:Как вы думаете,
могут быть рефлексы у инфузории?
Ответ: вероятно
нет, у них нет нервной системы, а без неё нет и рефлекса.
Запишите
определение рефлекса.
Слайд11
Рефлекс-
это ответная реакция организма на воздействие окружающей среды посредством
нервной системы.
Вывод: Таким
образом работа нервной системы осуществляется на основе рефлексов, они могут
быть направлены на удовлетворение потребностей организма в пище, воде,
безопасности способствуют выживанию.
У: В ходе эволюции
нервная система прошла несколько этапов.
Слайд 12 Лестничная
система у плоских червей.
Слайд13 Узловая
система у кольчатых червей.
У:Внимательно прочитайте
описание нервной системы дождевого червя: текст учебника на c116
до слов у членистоногих животных и на основе текста составьте три вопроса.
Задают вопросы.
У:Общий
вывод: у дождевого червя образуется подобие
головного мозга, возбуждение по нервам передаётся в определенном направлении и
это даёт быстроту и точность ответных реакций.
Слайд 14
У: У насекомых и
других членистоногих нервная система тоже узловая, но поведение их наиболее
сложное, скорее всего это связано с развитием надглоточного узла и связанных с
ним органов чувств.
На с 116 авторы
учебника описывают инстинкты у пчёл, прочитайте и скажите что такое инстинкт.
Инстинкт-
это врожденный комплекс поведения.
Слайд 15
И
так давайте подведём итог.
У:С помощью чего
происходит координация и регуляция жизненно важных процессов в организме
животных?
Координация
и регуляция происходит с помощью рефлекторной деятельности нервной системы.
Слайд17
Ну а теперь « домашнее
задание»: опишите поведение любимого домашнего животного…кошка, собака,
хомячки, попугайчики.
Давайте вернемся к
целям которые мы ставили перед уроком.
Слайд 18
Я ставила две цели:
1. познакомить вас
с одним из способов регуляции жизнедеятельности организмов.
2 тренировать
умение составлять вопросы к тексту.
Как вы думаете, у
меня это получилось?
А вы достигли тех
целей что ставили перед уроком?
Мы сегодня были
великими целых 45 минут, оставайтесь такими и дальше, ставьте цели, достигайте
их и ставьте новые! Удачи вам!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.