Главная / Биология / Конспект урока по биологии 6 класс

Конспект урока по биологии 6 класс


Метапредметный урок: Биология и Основы северного земледелие.

Класс 6

Учитель: Антипина Зоя Петровна

Тема урока: Аласы: растительность естественных сенокосов и пастбищ.

Цель:

- ознакомить с аласом, с тремя видами поясов и составом растительностей аласа, научить различать и сравнивать виды трав по поясам аласа.

Задачи:

- сформировать знания учащихся об аласе, выявить причины разнообразия растений по поясам;

- развивать формирование умений и навыков использовать различные информационные источники (интернет, дополнительную литературу),

развивать монологическую речь учащихся, совершенствуя технику публичных выступлений, умение применять знания на практике;

- прививать чувство бережного отношения к природе.

Агрокомпонент введен как часть урока.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудования: гербарии, раздаточные карточки.

ТСО: ноутбук, проектор, колонки.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. Изучение нового материала.

  4. Самостоятельная работа (тестирование).

  5. Рефлексия.

  6. Выставление оценок.

  7. Домашнее задание.




Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ориентировочно-мотивационный этап(инициация урока, объявление темы, цели, задачи)
Презентация

(Слайд1) hello_html_m7c35cd6b.gif

Приветствие учащихся
– Учитель объявляет тему урока
– Знакомит  учащихся с целью и задачами урока



- записывают тему урока;
– знакомятся с целью и задачами урока;

Операционно-исполнительский этап

(Слайд 2)

hello_html_7f7f28b9.gif





















(Слайд 3.)



hello_html_68bc5e68.gif

На нашей якутской земле много аласов. С древнейших времен наш предки жили разделившись по аласам, занимались скотоводством, рыболовством, охотой. Мы недостаточно хорошо знаем как образовывались аласы, какие виды растений на них растут. Поэтому на этом уроке мы с вами подробнее ознакомимся с аласом. Аласы - [якут.] - котловины в областях развития вечной мерзлоты, покрытые луговой растительностью, иногда с небольшими, мелкими озерами. Аласы образуются вследствие просадок при вытаивании погребенного льда. 

А в нашем наслеге ребята, какие вы знаете аласы?





Озеро имеет очень большое значение для всех видов растений, которые растут на аласах. Влажность почвы зависит от озера, поэтому

алас подразделяется на 3 пояса.

Давайте, ребята, сейчас ознакомимся с поясами аласа и видами растений, которые растут на этих поясах.





















Ответы учащихся.

(Кулуьуннах, Тугут, Хамыл5а, Саьыллаах, Куо5астаах, Эгдэ и т.д.)



Слайд 4.

hello_html_3fee51c9.gif

































Слайд 5.

hello_html_m25abe832.gif









Слайд 6.

hello_html_m680afe3.gif



Слайд 7.

hello_html_4036a8f2.gif

Для начала рассмотрим первый пояс- это территория около воды. Почва этого пояса имеет избыток влаги, поэтому на нем растут такие растения. Перед вами, ребята, бекмания (чоокура), осока (укэр), череда (чэриэдэ).

Ребята, кто-нибудь из вас знает про растение-бекманию?

Агрокомпонет урока виды многолетних трав.

Молодец, Дуня, ты очень хорошо подготовилась по этому вопросу.



Теперь переходим ко второму поясу – это пойма. Они расположены в речных долинах и приозерных низменностях.

Здесь мы можем видеть такие растения: лисохвост (кулун кутуруга), ячмень луговая (хону нэчимиэнэ), овсяница луговая (…).

Сейчас, ребята, мы послушаем сообщение Евсея про растение – лисохвост.

Спасибо, Евсей, очень интересно.

Перед вами третий пояс суходол – (хайыр5а) а на этом поясе растут совсем другие растения, такие, как пырей ползучий (ача), мятлик луговой (укаарыскай), вика (мышиный горошек) -(мо5отой куруетэ), пижма обыкновенная (тимэх от), тысячелистник обыкновенный (суорат от), одуванчик (ньээм от).

Мы знаем, что многие из этих растений лекарственные.

















Сообщение ученика (Афанасьева Д.) приложение 1.



























Сообщение ученика о растении

(Сивцев Е.)

приложение 2.





Сообщение ученика о пырее. (Григорьев М.) приложение 3.

Самостоятельная работа

Теперь, ребята, мы с вами знаем, что есть три вида поясов и виды их растений.

Для того, чтобы закрепить наши полученные знания мы сейчас выполним тестирование.

(Раздаются карточки). Приложение 4.


Рефлексия.

Ребята, что нового вы узнали из этого урока?

Какую полезную информацию вы получили?


Выставление оценок.

Слайд 8.

hello_html_m5bdfc4f3.gif

Ребята, сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, оцените работу своего товарища и поставьте ему оценку. (слайд ).

приложение 5.



Учащиеся обмениваются тетрадями и оценивают работу своих одноклассников.

Домашнее задание.


Написать краткое сообщение - описание о своем аласе.



















Приложение 1.

Сообщение учащегося.

Бекмания растёт на лугах, преимущественно пойменных, влажных и заболоченных, по берегам водоёмов, чаще на глинистых почвах, не избегает песков и солончаковых почв. Нередко образует чистые заросли; обычно входит в состав растительных сообществ из влаголюбивых растений.
Соцветие одностороннее, до 30 см длиной, с колосовидными веточками, прижатыми к главной оси. Колоски сжатые с боков, обратнояйцевидные, 2,5-3 мм длиной, черепитчато сидят в два ряда с одной стороны веточек, двухцветковые, с мешковидно вздутыми колосковыми чешуями.
Листья
: Листовые пластинки 3-7 мм шириной, плоские, шероховатые, от бледно-зелёных до желтоватых; язычок до 6 мм длиной, острый.
Высота
: 50-150 см. Стебель: В основании часто клубневидно утолщённый.
Корень
: С длинным корневищем. Цветёт в июне-июле, плодоносит в июле-августе. Многолетнее растение. Один из рано вегетирующих злаков. Ценное кормовое растение, пригодное как для сенокошения, так и для пастбищного использования. Может использоваться и для создания культурных пастбищ и сенокосов.

Приложение 2.

Русское и научное название рода происходит от слов «лисица» и «хвост» и дано растению за напоминающую лисий хвост форму соцветия.

Рыхлодерновинный многолетник высотой 50-120 см, с коротким ползучим корневищем. Стебли прямые, гладкие. Листья состоят из голого гладкого влагалища, пленчатого язычка 1-2,5 мм длиной с короткими волосками на спинке и шероховатой листовой пластинки 4-8мм шириной. Цветет в июне, плоды созревают в июле. Относится к группе утренних злаков: цветет с 3-5 до 7-8 часов. Перекрестноопыляемый, протогеничный злак, сначала в цветке созревает пестик, рыльца которого сохраняют восприимчивость до 4 дней, а затем выступают из цветка тычинки и раскрываются пыльники. Соцветие густая цилиндрическая колосовидная метелка 9см длиной с прижатыми к оси соцветия веточками, имеющими эллиптические колоски 4-6 мм длиной. В колоске – равные сросшиеся почти до середины, с длиннореснитчатыми килями по спинке колосковые чешуи и один цветок. В цветке – две цветковые чешуи (нижняя снабжена на спинке остью, выступающей из колоска на 4-5мм), три тычинки и пестик, который состоит из завязи и двух рылец. Плод – яйцевидная сплюснутая зерновка 4-6 мм длиной.

Растет на лугах, полянах. Часто образует чистые заросли, особенно на пойменных лугах. Обычно доминирует на разнотравно-злаковых лугах вместе с пыреем ползучим, мятликом, полевицей побегоносной.

Приложение 3.

Пыре́й ползу́чий (лат. Elytrígia répens) — многолетнее травянистое растение; самый известный в России вид рода Пырей семейства Злаки. Корневища длинные, ползучие горизонтальные, залегают на глубине от 5 до 15 см.

Высота стебля от 40 до 150 см. Листья линейные, 15—40 см длиной, шириной 3—10 мм у основания растения и 2—8,5 мм выше по стеблю. Цветки (от 3 до 8) собраны в колоски длиной 1—2 см, шириной 5—7 мм и толщиной 3 мм. Колоски собраны в редкий колос длиной от 10 до 30 см. Колосковые и нижняя цветковая чешуя постепенно суживаются к верхушке и переходят в ость.

Листья служат кормом для многих травоядных. Семена едят некоторые птицы, например пуночки.

В научной медицине траву и корневища применяют как мочегонное, потогонное, отхаркивающее и слабое слабительное средство. В народной медицине сок свежих листьев используют для лечения простуды, бронхита, воспаления лёгких, жёлчно- и мочекаменнойболезни, остеохондроза, фурункулёза. 

Приложение 4.

Тест

«Выбери один из трех ответов».

1. К двудольным растениям относятся :

а) фасоль

б) пшеница

в) лук

2. К семейству Паслёновые относятся:

а) шиповник и груша

б) томат и перец

в) пшеница и кукуруза

3. Для семян цветковых растений класса двудольных в отличие от семян растений класса однодольные характерно наличие:

а) зародыша с двумя семядолями

б) зародыша с одной семядолями

в) зародыша с семью семядолями

4. Мочковатая корневая система у:

а) одуванчик

б) пшеница

в) подорожника

5. Стержневая корневая система у:

а) одуванчика

б) лука

в) пшеница

6. Дуговое жилкование листьев характерно для:

а) подорожника

б) клёна

в) пшеницы

7. Злаки- растения одного семейства из класса:

а) однодольных

б) двудольных

8. Все эти растения злаковые:

а) пшеница, лисохвост, бекмания,хвощ

б) пырей, бескильница, рожь, ячмень луговая

в) мятлик, осока, овес, тысячелистник

9. Назовите бобовую траву

а) аир

б) кукуруза

в) мышиный горошек

10. Плод злаковых – это

а) коробочка

б) зерновка

в) боб

11. Назовите бобовые травы

а) ячмень, пижма

б) чина, люцерна

в) тростянка, рдест

12. Все эти растения лекарственные

а) тысячелистник ,щавель, пузырчатка

б) пижма, прострел, осока

13. Сенокос – это

а) место хранения сена

б) луг для выпаса скота

б) участок для заготовки сена

14. Пойма – это

а) участок аласа с избыточным увлажнением почвы

б) пояс аласа, где растут самые ценные кормовые травы

в) пояс аласа, где растут водные растения


Приложение 5.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

б

б

б

б

а

а

б

б

в

б

б

в

в

б



Тест

«Выбери один из трех ответов».

1. Назовите бобовую траву

а) аир

б) кукуруза

в) мышиный горошек

2. Плод злаковых – это

а) коробочка

б) зерновка

в) боб

3. Все эти растения лекарственные

а) тысячелистник ,щавель, пузырчатка

б) пижма, прострел, осока

4. Сенокос – это

а) место хранения сена

б) луг для выпаса скота

б) участок для заготовки сена

5. Пойма – это

а) участок аласа с избыточным увлажнением почвы

б) пояс аласа, где растут самые ценные кормовые травы

в) пояс аласа, где растут водные растения


Тест

«Выбери один из трех ответов».

1. Назовите бобовую траву

а) аир

б) кукуруза

в) мышиный горошек

2. Плод злаковых – это

а) коробочка

б) зерновка

в) боб

3. Все эти растения лекарственные

а) тысячелистник ,щавель, пузырчатка

б) пижма, прострел, осока

4. Сенокос – это

а) место хранения сена

б) луг для выпаса скота

б) участок для заготовки сена

5. Пойма – это

а) участок аласа с избыточным увлажнением почвы

б) пояс аласа, где растут самые ценные кормовые травы

в) пояс аласа, где растут водные растения


Тест

«Выбери один из трех ответов».

1. Назовите бобовую траву

а) аир

б) кукуруза

в) мышиный горошек

2. Плод злаковых – это

а) коробочка

б) зерновка

в) боб

3. Все эти растения лекарственные

а) тысячелистник ,щавель, пузырчатка

б) пижма, прострел, осока

4. Сенокос – это

а) место хранения сена

б) луг для выпаса скота

б) участок для заготовки сена

5. Пойма – это

а) участок аласа с избыточным увлажнением почвы

б) пояс аласа, где растут самые ценные кормовые травы

в) пояс аласа, где растут водные растения


Тест

«Выбери один из трех ответов».

1. Назовите бобовую траву

а) аир

б) кукуруза

в) мышиный горошек

2. Плод злаковых – это

а) коробочка

б) зерновка

в) боб

3. Все эти растения лекарственные

а) тысячелистник ,щавель, пузырчатка

б) пижма, прострел, осока

4. Сенокос – это

а) место хранения сена

б) луг для выпаса скота

б) участок для заготовки сена

5. Пойма – это

а) участок аласа с избыточным увлажнением почвы

б) пояс аласа, где растут самые ценные кормовые травы

в) пояс аласа, где растут водные растения


Конспект урока по биологии 6 класс
  • Биология
Описание:

Тема урока: Аласы: растительность естественных сенокосов и пастбищ. Цель: - ознакомить с аласом, с тремя видами поясов и составом растительностей аласа, научить различать и сравнивать виды трав по поясам аласа. Задачи: - сформировать знания учащихся об аласе, выявить причины разнообразия растений по поясам; - развивать формирование умений и навыков использовать различные информационные источники (интернет, дополнительную литературу), развивать монологическую речь учащихся, совершенствуя технику публичных выступлений, умение применять знания на практике; - прививать чувство бережного отношения к природе. Агрокомпонент введен как часть урока. Методы: словесные, наглядные, практические. Оборудования: гербарии, раздаточные карточки. ТСО: ноутбук, проектор, колонки.

Автор Антипина Зоя Петровна
Дата добавления 25.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 747
Номер материала 5328
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓