Главная / Биология / Конспект урока по биологии "Вирусы"

Конспект урока по биологии "Вирусы"

Биология, 10 класс

Тема урока:

«Вирусы и бактериофаги».



Цель: изучить строение вирусов, их роль в природе и жизни человека,

методы борьбы с вирусными инфекциями, развивать интерес к предмету, ориентировать в выборе профессии.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты клеток растений и животных, кроссворд, экран, система мультимедиа, 2 белых халата, 2 шапочки и 2 шарфа для ученных.


1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. (На столах стоят микроскопы, микропрепараты, по 2 карточки).


2. Проверка домашнего задания.

Ребята, дома вы повторяли темы «Строение эукариотической клетки», «Положения клеточной теории». Для проверки домашнего задания вам необходимо выполнить задания:

I вариант

Посмотрите предложенную клетку и укажите её особенности, используя таблицу.

1 задание.

Признак

Клетка растений

Клетка животных

1. клеточная стенка

2. вакуоли

3. пластиды

4. клеточный центр

5. запасное вещество

а) крахмал

б)гликоген



В это время второй вариант используя карту соответствий: к органоидам клетки подберите соответствующие функции.

Затем поменяетесь заданиями.


2 задание.

II вариант


1. рибосомы а) синтез углеводов липидов

2. митохондрии б) фотосинтез

3. ЭПС (гладкая) в) накопление веществ, образование лизосом

4. ядро г) синтез белка

5. хлоропласты д) расщепление ферментами сложных веществ

до простых

6. лизосомы е) хранение и передача наследственной информации

7. комплекс Гольджи ж) синтез АТФ




I вариант


1. ЭПС (шероховатая) а) расщепление сложных веществ до простых под

действием ферментов

2. митохондрии б) фотосинтез

3. хлоропласты в) защита, обмен веществ

4. лизосоны г) участвует в делении клетки

5. оболочка д) накопление веществ и образование лизосом

6. клеточный центр е) образование АТФ

7. комплекс Гольджи ж) образование белка


Ребята сдайте свои работы. (Пока излагается новая тема учащимися, проверить работы)


3. Новая тема.

Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам необходимо ответить на вопросы кроссворда. (На доске кроссворд).

1 ШВАНН

2 ВИРХОВ

3 ЯДРО

4 ГУК

5 РИБОСОМЫ

6 ПРОКАРИОТЫ

Вопросы к кроссворду:

1. Учёный, сформулировавший клеточную теорию.

2. Учёный, доказавший, что клетки размножаются делением.

3. Что Б.Броун обнаружил в клетках.

4.Учёный, обнаруживший в срезе пробки клетки.

5. Немембранные органоиды, которые есть у прокариотических и эукариотических клеток.

6. Как называются безъядерные организмы.

Посмотрите ребята, какое слово получилось в центре кроссворда. (Вирусы)

Вирусы – это тема нашего урока.


4. Домашнее задание.

Изучить тему « Вирусы», подготовить сообщения о вирусных заболеваниях.

Новую тему урока нам расскажут учёные (микробиолог, врач терапевт, историк, врач эпидемиолог). Используют слайды презентации.

1. О происхождении, строении вирусов и бактериофагов нам расскажет микробиолог. (Выходит ученик в шапочке учёных).


Микробиолог.

Вирусы и бактериофаги – это внеклеточная форма жизни.

(Таблица строения вирусов). Они являются внутриклеточными паразитами и не способны жить вне клетки. Вирусы поражают эукариотические клетки, а бактериофаги прокариотические. Вирус в переводе с латинского означает «яд». Этот термин ввел Луи Пастер, исследуя возбудителей бешенства. (Таблица Д.И. Ивановский).

Впервые вирусы обнаружил русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский в 1892 году, изучая возбудителей болезни мозаики табака. Этот возбудитель проникает через бактериальные фильтры. В 1917 году канадский бактериолог Ф. де Эрелль обнаружил бактериофаги, поражающие клетки бактерий. Подобные возбудители обнаружили в животных клетках Ф. Леффлёр, П. Фрош. (Таблица вирусология).

Открытие вирусов положило начало новой науке – вирусологии.

Вирусы существуют в двух формах:

1. Внеклеточная (покоящаяся) называется вирион.

2. Внутриклеточная (размножающаяся).

Вирусы имеют размеры от 20 до 300 нм. Различимы в электронный микроскоп. Самые крупные до 700 нм. Формы вирусов разнообразны, часто зависят от клеток, в которые они проникают. (Таблица формы вирусов).

(Таблица строения вирусов)

Вирусы и бактериофаги имеют простое строение: например, вирус табачной мозаики состоит из РНК заключённой в белковую оболочку(капсид). Бактериофаг состоит из головки (внутри которой ДНК), хвоста и хвостовых нитей.

ДНК, РНК могут состоять из одной или двух цепей. А в оболочке вирусов встречаются не только белки, но и углеводы, липиды.

Полагают, что вирусы и бактериофаги – это обособившиеся генетические элементы клеток.



2. О взаимодействии вирусов с клеткой и вирусных заболеваниях нам расскажет врач терапевт. (Выходит ученик в белом халате)

Терапевт. Вирусы вызывают разные заболевания у разных организмов.

у растений

у животных

у человека

курчавость

мозайка

полосатость

ящур

бешенство

грипп

ветрянка, краснуха

полиомиелит, оспа, гепатит грипп, спид


Многие вирусные заболевания известны науке с античных времён. Ещё Гиппократ в 412 году до н.э. описывал симптомы гриппа; 3500 тыс. лет назад полиомиелит поражал детей древнего Египта, в рукописях Х в. до н.э. описаны симптомы оспы. (Таблица).

Вирусное заболевание начинается с проникновения вирусов в клетку. Вирусы попадают в клетки животных и растений путём пиноцитоза или фагоцитоза через повреждения в клетке. А у бактериофагов есть специальные приспособления для внедрения, т.к. оболочки бактерий очень прочные. Бактериофаг нитями крепится к оболочке бактерий, затем отросток сжимается и из головки ДНК переходит внутрь клетки, а белковая оболочка остаётся снаружи. Проникнув в клетку ДНК или РНК вируса встраивается в ДНК хозяина и размножается, при этом в клетке образуются вирусные белки, которые, соединяясь с нуклеиновой кислотой, образуют новые вирусы. Затем они выходят из клетки, вызывая её гибель.

Вирусы могут передаваться воздушно-капельным путём (грипп). При помощи переносчиков, например: клещами передаётся энцефалит, собаками – бешенство, через кровь – гепатит, СПИД. СПИД – это заболевание называют чумой 20 века. Оно было обнаружено в США в 1981 г. Вызывается это заболевание вирусом ВИЧ. Заражение происходит при половых контактах при использовании грязных игл со шприцами, через заражённую донорскую кровь, от беременной матери к ребёнку. Бытовым путём СПИд не передаётся (через посуду, рукопожатия, вещи). ВИЧ приводит к разрушению иммунитета человека.

Меры профилактики:

  1. Проверка донорской крови.

  2. Диагностика беременных матерей.

  3. Использование презервативов.

  4. Использование одноразовых шприцев и капельниц.


3. Об эпидемиях вирусных заболеваний нам расскажет историк.

Историк.

На планете очень часто происходили и происходят эпидемии.

Так оспа охватывала на протяжении веков страны Азии, Европы, Америки. Эпидемии повторялись каждые 5-10 лет.

Многие тысячи людей были жертвами жёлтой лихорадки. В 1801 году армия Наполеона потерпела поражение на острове Гаити, так как солдаты заболевали и умирали от жёлтой лихорадки.

В 30-х года ХХ века в Сибири и на Дальнем Востоке появилось новое заболевание клещевой энцефалит. Смертность составляла от 4 до 50 %.

В Древнем Египте встречалось опаснейшее заболевание полиомиелит дошедшее до сегодняшних дней. В середине ХХ века эпидемия распространилась в Европе, Америке, особенно США. Инвалидами стали 300 тыс. человек. Даже президент Франклин Рузвельт переболел полиомиелитом.

Одним из распространённых заболеваний является грипп. Так как передаётся воздушно-капельным путём. Грипп часто вызывает эпидемии и пандемии, которые охватывают большинство населения мира. Самая страшная пандемия гриппа произошла в 1918 году, так называемая «испанка». Она за 10 месяцев поразила 500 млн. человек и унесла 40 млн. жизней. При этом умирали преимущественно люди в возрасте 20-40 лет.

В современном мире угроза эпидемий исходит от таких заболеваний, как СПИД, птичий грипп, атипичная пневмония.


4. О способах борьбы с вирусами, проблемах вирусологии нам расскажет эпидемиолог.

Эпидемиолог.

Открытие вирусов способствовало разработке мер для борьбы с ними. Впервые это удалось Эдуарду Дженнеру в 1798 году. Он изучил оспу, заболевание, которым болели практически все люди любых слоёв населения. Тело покрывалось мелкими волдырями, потом на теле оставались рубцы. Даже в полиции существовала особая примета – «оспой не болел».

Дженнер заметил, что люди, переболевшие в лёгкой форме коровьей оспой, чёрной оспой не болели. И он привил на плечё восьмилетнего мальчика коровью оспу. На плече остался небольшой рубец. А затем – натуральную оспу. Ребёнок остался здоров. Так появилась вакцина – культура ослабленных или убитых возбудителей болезней. Благодаря вакцинам многие болезни удалось локализовать. Вакцину получали от заражённых животных. Сейчас всё больше используют метод клеточных культур.

Проблемы создания вакцины заключаются в том, что вирусы быстро мутируют, могут находиться в клетке и не проявлять свои свойства. Часто возникают всё новые вирусы, в которых соединяются геномы вирусов разных организмов. Например, птичий грипп, атипичная пневмония, состоят из геномов вирусов человека и животных.

Поэтому задача современных вирусологов состоит в более глубоком изучении вирусов и профилактике вирусных инфекций.


Беседа.

Сегодня мы познакомились с вирусами, их строением, заболеваниями, которые они вызывают. Одно из опаснейших на сегодня заболеваний – это СПИД. Как бы вы отнеслись к человеку, другу, знакомому, однокласснику, родственнику, если бы узнали, что он заражён ВИЧ?

Физминутка.

5. Закрепление.

Сегодня мы познакомились с вирусами и бактериофагами. Расскажите, что вы узнали о них, используя опорный конспект.


(Опорный конспект на слайде)

Вирусология.

(наука о внеклеточных формах жизни))

изучает


вирусы бактериофаги

(внутриклеточные паразиты)


открыл

Д.И. Ивановский Ф. де Эрелль


состоят

из ДНК или РНК заключённых в белковую оболочку – капсид


вызывают болезни

грипп, оспа, полиомиелит, ветрянка, бешенство, гепатит, СПИД.


А сейчас я попрошу вас выполнить тест по теме «Вирусы и бактериофаги», подобные тесты встречаются в КИМах ЕГЭ.


I вариант

1. Какое заболевание приводит к потере человеком иммунитета:

а) ангина

б) корь

в) СПИД

г) коклюш

2. К неклеточным формам жизни относят:

а) грибы

б) бактериофаги

в) растения

г) животные

3. Вирусы открыл:

а) Р. Гук

б) Дженнер

в) Д.И. Ивановский

г) И.И. Мечников

4. Наука о внеклеточных формах жизни:

а) цитология

б) вирусология

в) микология

г) зоология

5. Признаки жизнедеятельности вне клеток других организмов не проявляется у:

а) вирусов

б) бактерий

в) водорослей

г) растений


II вариант

1. Функционируют только в клетке другого организма.

а) вирусы

б) бактерии

в) лишайники

г) грибы

2.Вирус нарушает функционирование клетки хозяина, так как

а) разрушает клеточную оболочку

б) клетка теряет способность к редупликации

в) разрушает митохондрии в клетке хозяина

г) его ДНК встраивает в ДНК клетки хозяина и осуществляет синтез собственных молекул белка.

3. Проявляют жизнедеятельность только в клетках других организмов:

а) простейшие

б) бактериофаги

в) одноклеточные грибы

г) бактерии гниения

4. Не имеют клеточного строения

а) вирусы

б) бактерии

в) грибы

г) цианеи.

5. У ВИЧ – инфицированных и заболевших СПИДом людей:

а) быстрее, чем у здоровых, происходит свёртывание крови

б) вырабатывается невосприимчивость к инфекциям

в) разрушатся иммунная система организма

г) увеличивается число эритроцитов в крови.



Теперь поменяйтесь тестами для взаимной проверки. Используйте ключ на доске.

Поднимите руки, кто правильно ответил на 5.4.3.2 вопроса.



(Результаты занести в таблицу).

Оценка

5

4

3

2

Правильных ответов Д/задание


Правильных ответов «Вирусы»





Объявить результаты проверки домашней работы, которая проводилась в начале урока.

  1. Итог урока

Сегодня мы с вами изучили тему «Вирусы и бактериофаги». Упорный труд и стремление к познанию позволили учёным обнаружить, изучить и научиться бороться с вирусами. Поэтому справедливы слова М. Горького:

«Нет силы более могучей, чем знания; человек вооружённый знаниями непобедим».




6


Конспект урока по биологии "Вирусы"
  • Биология
Описание:

В начале урока актуализация знаний проходит путем разгадавания кроссворда по теме "Клетка".

Проверка домашнего задания осуществляется с использованием тестов,  мини лабораторной работы по клетке.

На уроке в игровой форме, несколько учащихся излагают новую тему урока о вирусах, их открытии, строении, вирусных заболеваниях, мерах профилактики заболеваний, используя заранее подготовленную презентацию.

В конце урока учитель проводит закрепление, составляя опорный конспект, затем проводит проверку полученных знаний с использованием теста.

Домашнее задание, параграф о вирусах и сообщения о вирусных заболеваниях.

Автор Черная Ольга Петровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 918
Номер материала 49752
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓