Конспект урока по алгебре в 7классе.
Тема урока
«Разложение многочленов на множители»
Тип урока: урок – математический турнир.
Цель урока – повторение и систематизация изученного
материала, применение знаний на практике.
Задачи:
образовательные: обобщение знаний учащихся о разложении
многочленов на множители способом группировки, вынесением
общего множителя за скобки, с помощью формул
сокращённого умножения и умение применять их при решении примеров;
воспитательные: воспитание умения работать в коллективе и чувства личной
ответственности перед товарищами по команде;
развивающие: развитие памяти, логического мышления, интереса к алгебре.
Оборудование: компьютер;
проектор; презентация.
Ход урока
I.
Организационный
момент
Сегодня
урок по теме « Разложение многочленов на множители» пройдет в форме
математического турнира между тремя командами. Победит та команда, которая
получит большее количество баллов.
Выберите
жюри из сильных учеников (по одному от команды) и капитанов команд.
II.
Проверка домашнего задания (с самооценкой)
(Выполняется самостоятельно с экрана компьютера. По результатам
проверки выставляется оценка: если ошибок нет – «5», одна ошибка – «4», 2
ошибки – «3». Оценка «2» за домашнее задание не выставляется).
III.Математический турнир
1 – й
тур. Работа по карточкам
(Во время теоретической разминки 3 человека получают карточки с
заданием и записывают решение на листочках. Как только заканчивается разминка,
работа по карточкам тоже заканчивается (см. приложение).)
2-й тур.
Теоретическая разминка
(Команды получают задание на листах, команда, давшая более полные и
верные ответы, получает 5 баллов.)
Задания:
1). Какие способы разложения многочленов на множители
вам уже известны?
(вынесение общего
множителя за скобки, разложение на множители способом группировки, с помощью
формул сокращенного умножения и комбинированные приемы.)
2) Разложение многочлена на множители – это…
1.Представление в виде суммы многочленов
2. Представление в виде произведения двух или нескольких
одночленов
3. Представление в виде разности одночленов
4. Представление в виде произведения двух и более многочленов
Найти из предложенных вариантов продолжение определения и
обвести номер второй части определения.
3).Алгоритм отыскания общего
множителя нескольких одночленов. Записать пропущенные слова.
1.Найти наибольший
общий делитель коэффициентов всех одночленов, входящих в
многочлен, - он и будет общим числовым множителем.
2.Найти переменные,
которые входят в каждый член многочлена, и выбрать для каждой из них наименьший (из имеющихся) показатель степени.
3.Произведение коэффициента, найденного на первом шаге, и степеней,
найденных на втором шаге, является общим множителем, который выносят за скобки.
4) В алгоритме разложения
многочлена на множители способом группировки определить последовательность
выполнения действий.
1.Вынести в каждой группе общий множитель ( в виде многочлена)
за скобки.
2. Сгруппировать члены так, чтобы слагаемые имели общий
множитель.
3. Вынести в каждой группе общий множитель ( в виде одночлена)
за скобки
Команды проставляют нумерацию. Ответ: 231
5) Следующий способ - разложение
многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения.
Учитель читает левую часть какой-либо формулы (один раз), а команды
записывают номер соответствующий формулы из правого столбца; у них получается
число 513423
1. Квадрат суммы двух выражений.
|
)
|
2.
Произведение суммы 2-х выражений и неполного квадрата.
|
|
3.
Разность квадратов двух выражений.
|
|
4. Разность кубов двух выражений.
|
|
5. Квадрат первого выражения минус удвоенное произведение
первого и второго выражения, плюс квадрат второго выражения.
|
|
6. Произведение разности двух выражений и их суммы.
|
|
6) Произвести
классификацию данных многочленов по способу разложения.
Команды
производят разбиение многочленов по способам разложения многочленов на
множители.
1)
x(y-3)+y(y-3); ; ; .
А.Вынесение
общего
множителя за скобки:
Б.
Способ группировки:
В.
С помощью формулы сокращенного умножения:
Г.
Нельзя разложить на множители:
Ответы:
А1; Б3; В2; Г4
3-й тур. Практическая часть.
«Своя
игра»
Правила
игры:
1. В
игре участвуют три команды, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают
тему вопроса и его стоимость.
2. Игру начинает команда, первой поднявшая табличку со своим названием.
В случае правильного ответа команда получает количество баллов, соответствующее
стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если же
команда дает неправильный ответ, то та же сумма снимается со счета команды и
право ответа на этот вопрос переходит к другим командам.
Вопросы:
Категория «Вынесение общего множителя за
скобки»
за
100. Вынесите общий множитель у двучлена за скобки Ответ:
за
200. Разложите многочлен на множители: Ответ: 2a2b*(21a2-24ab-39b2)
за300.
Вычислить наиболее рациональным способом: 0,23+0,22*0,8+ Ответ: 0,08.
* (0,2 + 0,8 + 1) = 0,04 * 2 =0,08
за
400. Решить уравнение: y3-5y2=0.
Ответ: y1=0; y2=5. ()
Категория «Группировка»
за
100. Разложите многочлен на множители: 2b3-6-4b2+3b. Ответ: (b-2)*(2b2+3)
За
200. Найдите значение выражения:2a+b+2a2+ab при a=1, b=-2.
Ответ: 0
За
300. Решите уравнение: x4-3x3-x+3=0.
Ответ: x1=1;x2=3
За
400. Конкурс капитанов!!!
Ответ:
Задача.
Категория «Формулы сокращенного умножения»
за
100. Разложите многочлен на множители: a2-225.
Ответ: (а – 15)*(а + 15)
за
200. Разложите двучлен на множители: 4b16 -144d4
Ответ:
(2b8-12d2)*(2b8+12d2)
За
300. Решите уравнение: x2-49=0.
Ответ: х = - 7 ; х = 7
За
400. Что скрывается за кружком?
a3+8=(a+ ○ )(a2 - a* ○ +
○ 2);
m3-27=(m- ○ )(m2 + m* ○ +
○ 2) Ответ: 2 и 3
Категория «Головоломки»
за 100. Какой знак нужно поставить между числами 4 и 5, чтобы
результат получился больше четырех, но меньше пяти? Ответ: Запятую.
Тогда получится 4,5
за 200. Найдите три числа,
которые при попарном сложении дают в сумме двадцать, тридцать и сорок.
Ответ: 5; 15;25
за 300. Продолжите последовательность: 3, 5, 8, 13, __
Ответ: 21; 34; 55
за 400. Двенадцать братьев друг за другом стоят, но друг
друга не видят. Ответ: месяцы.
Категория «Задачи шутки»
за 100. Крышка стола имеет 4 угла. Один отпилили. Сколько
углов стало у стола?
Ответ: 5 углов.
За 200. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина
всех листов книги, если в ней 240 страниц? Ответ: 2 см
За 300. В семье четверо детей, им 5, 8, 13 и 15 лет. Детей
зовут Аня, Боря, Вера и Галя. Сколько лет каждому ребенку, если одна девочка
ходит в детский сад, Аня старше Бори и сумма лет Ани и Веры делится на три?
Ответ: Аня-13лет; Боря-8 лет; Вера-5 лет; Галя-15 лет.
За 400. Что больше произведение всех цифр или их сумма?
Ответ: сумма
IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание.
Приложение.
Работа на карточках.
1.Разложите на множители:
a) 2m- 18m; б) 7m + 14mn + 7n
2. Вычислите, предварительно упростив
числовое выражение с помощью формул сокращенного умножения:
Ответы:
1а) 2m(m
– 3)(m
+ 3); 1б) 7
2.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.