Инфоурок Математика Другие методич. материалыКонспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе "Решение показательных уравнений"

Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе "Решение показательных уравнений"

Скачать материал

Решение показательных уравнений.

Цель: познакомить учащихся с основными методами решения показательных уравнений; учить применять свойства показательной функции при решении показательных уравнений, познакомить с однородными показательными уравнениями и методом их решения.

1.Устный счёт.

  1. Вычислить: =0,4; = ; = ; = 8;

=2; = 27; = 3; = .

  1. Представьте в виде степени:

16 125.

2.Объяснение нового материала.

Некоторые наиболее часто встречающиеся виды трансцендентных функций, прежде всего показательные, открывают доступ ко многим исследованиям.

Современные обозначения степени с натуральным показателем ввел в XVII веке Декарт. Первым систематически стал использовать рациональный показатель Ньютон. Немецкий математик М. Штиффель (1487 – 1567) дал определение = 1, при ≠0 и ввёл название «показатель» (буквенный перевод с нем. Exponent).

Показательная функция и показательные уравнения находят важнейшее применение при изучении природных и общественных явлений.

m = −радиоактивный распад (изменение количества вещества в зависимости от t)

Уран-238 =4,5 млрд. лет

Земля – 5-7 млрд. лет. В наши дни не распалась и половина всех запасов этого вещества.

период полураспада.

Определение: показательным уравнением называется уравнение, содержащее переменную только в показателе степени.

Учащиеся работают на заранее подготовленных бланках, заполняют таблицу, записывают решения уравнений.

Основные виды показательных уравнений


=b

(>0, 1)

Если b>0, то представьте b как , запишите уравнение в виде = и решите уравнение = с.



= 0,5

Если b≤0, то уравнение корней не имеет.


= −1


=

(>0, 1)


Решите уравнение

= .


=


=

(>0, ≠ 1),

(>0, ≠ 1),





Разделите обе части уравнения на :

= 1

=

Решите уравнение

= 0.


=

Основные методы решения показательных уравнений

Идея решения: сведение данного уравнения к одному или нескольким уравнениям основных видов.

Методы решения:

  • Представление обеих частей уравнения в виде степеней с одинаковыми основаниями;

  • Представление обеих частей уравнения в виде степеней с одинаковыми показателями;

  • Замена переменной.



Схема приведения обеих частей уравнения к виду степеней с одинаковыми основаниями

2.Решите уравнение вида:

=.


+3−1,5=2,5

+3−4=0

=−4

=1


3.Запишите ответ.

Ответ: −4; 1.

Ответ: 2.

Схема приведения обеих частей уравнения к виду степеней с одинаковыми показателями

=

=



2.Решите уравнение вида:

=.


= 1

=

1−0,5=0



3.Запишите ответ.

Ответ: 2.

Ответ: 1,5.

Метод замены переменной в показательных уравнениях

31∙∙2−8=0

16∙−62∙−8=0


2.Приведите все степени к одному основанию.

16∙62∙−8=0


3.Сделайте замену переменной.

Замена: =

16∙−62∙−8=0


4.Решите полученное уравнение.

831=0

=4; =−


5.Сделайте обратную замену и решите уравнение =b


1)=4; =2

2)=− ; корней нет.


6.Запишите ответ.

Ответ: 2.

Ответ: 0.

Типовое задание.

−−

=1


Ответ: 2.

Ответ: 1.

Однородное показательное уравнение.

Однородными показательными уравнениями называются уравнения, которые можно привести к виду:

A+B+C=0 или

А+B+C+D и т.д.

В эти уравнения степени входят с двумя различными основаниями, но с одинаковыми показателями степеней всех входящих в них одночленов.

Метод решения: деление уравнения на одну из наивысших степеней и замена переменной.

4∙13∙∙+9∙=0

4∙13∙∙+9∙=0


2.Разделите уравнение на одну из наивысших степеней.

Разделим уравнение на >0 :

4∙− 13∙+9=0


3.Сделайте замену переменной.

Замена:


4.Решите полученное уравнение.

413+9=0

=1; =


5.Сделайте обратную замену и решите простейшее показательное уравнение.

1) =1; =0

2) = ; =−2


6.Запишите ответ.

Ответ: −2; 0.

Ответ: −3.

Типовое задание.

Решите уравнение:

3∙+37∙−269∙=0.

Самостоятельная работа.

Обязательная часть. Решить уравнения:

Дополнительная часть:

+16=10∙



+=3



=0.

Итоги урока. Домашнее задание.

  1. Учебник Алгебра и начала математического анализа (профильный уровень)11 класс, А.Г.Мордкович, П.В.Семёнов, §12,разобрать решения примеров 4,5,6.

  2. Задачник Алгебра и начала математического анализа(профильный уровень)11 класс под редакцией А.Г.Мордковича, решить примеры №12.4(в,г), 12.6(в,г), 12.7(в,г), 12.11(в,г),12.14(в,г).

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе "Решение показательных уравнений""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер лифтового оборудования

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок «Решение показательных уравнений» в 11 классе рассчитан на 2 академических часа. Используемый учебник «Алгебра и начала математического анализа»11 класс (профильный уровень), авторы А.Г.Мордкович, П.В.Семёнов; задачник «Алгебра и начала математического анализа» 11 класс (профильный уровень), авторы А.Г.Мордкович, Л.О.Денищева, Л.И.Звавич, Т.А.Корешкова, Т.Н.Мишустина, А.Р.Рязановский, П.В.Семёнов. В разработке приведены основные виды показательных уравнений и методы их решения. Учащиеся работают самостоятельно: знакомятся с теорией, разбирают алгоритмы решения показательных уравнений разных видов, затем решают подобные задания по образцу, соблюдая все этапы решения, чётко следуя инструкции. Заканчивается урок самостоятельной работой, в которую включены основные виды показательных уравнений. Сильным ученикам предлагаются дополнительные задания.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 248 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 399
    • DOCX 30 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Щепина Оксана Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Щепина Оксана Ивановна
    Щепина Оксана Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2723
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 152 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 819 человек

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика. Сложение и вычитание

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1360 человек из 85 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 214 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания математики в среднем профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 68 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 520 человек

Мини-курс

Toolbox классического проектного менеджмента

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Эффективная самоорганизация и планирование

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек