Инфоурок Физика Другие методич. материалыКонспект урока Плотность вещества 7 класс

Конспект урока Плотность вещества 7 класс

Скачать материал

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №24 города Новошахтинска

Ростовской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет: физика

 

 

 

 

ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

автор разработки урока:

учитель физики и информатики

Ильясова Елена Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

2012 год

 

Разработка урока по физике для учащихся 7 класса

По теме : Плотность вещества.

 

Цель урока:

Обучающая:

·        Научить рассчитывать плотность вещества, массу и объем тела,  производить расчеты для задач в устной форме, сформировать умение аналитически находить плотность вещества и объяснять полученный результат;

·        Закрепить практические навыки нахождения физических величин (массы, объема, плотности) с помощью различного вида заданий.

·        Продолжить формирование умений решать расчетные физические задачи.

Развивающая:

·        Способствовать развитию речи школьников через организацию диалогического общения на уроке;

·        Развивать  умения  и навыки анализировать знания и делать выводы.

·        Развивать умение обобщать знания о целостности представлений о веществе; закрепить навыки перевода единиц измерения физических единиц: массы, объема и плотности;

·        Развивать познавательные способности и интересы учащихся, развивать самоконтроль  и  навыки  работы с компьютером, развивать культуру логического мышлении, развивать умения  и навыки применять полученные знания на практике; способствовать формированию чувства ответственности за результаты своего труда.

·        Развивать  самостоятельность при решении физических задач как аналитически, так и экспериментально;

·       Развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности.

Воспитательная:

·        Воспитывать познавательный интерес к новым знаниям;

·        Воспитывать культуру логического мышления и активность мышления.

 

Задачи урока:

  • Развивать умственную самостоятельность учащихся как способности к абстрактному мышлению и обобщению знаний  (анализ и синтез, сопоставление, аналогия, установление причинно-следственных связей), системности мышления.
  • Развивать у обучающихся ориентировочной основы системного мышления в контексте современной  естественно - научной картины мира через физические величины и связь между ними.
  • Повторить и систематизировать теоретический материал по теме «Плотность».

 

Оборудование и материалы для урока: Презентация в Power Point

Оборудование для демонстраций: весы, наборы для определения плотности вещества (тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма).

 

 

 

 

 

 

Ход урока

I.       Актуализация знаний (Слайд №1)

 

Здравствуйте, ребята!

          Сегодня мы познакомимся с новой физической величиной, которая называется плотностью. Но для начала давайте повторим то, что мы изучали на предыдущих уроках

(Слайд №2)

·         Какую физическую величину называют массой ?

·         Что характеризует масса тела?

·         Как можно определить массу?

·         Какова единица измерения массы?

·         Как можно определить объем тела?

А теперь давайте попробуем ответить на простую детскую загадку: Что тяжелее: килограмм железа или килограмм ваты? (Слайд №3)

 

 

 Конечно же, сейчас, будучи взрослыми, вы все ответите правильно: так как масса их одинакова, то ни один из них не тяжелее другого. Почему же в детстве мы столь часто давали ошибочный ответ? Давайте представим себе килограмм ваты. И сразу перед глазами встанет некий достаточно большой ком. А килограмм железа выглядит достаточно компактно. Почему же эти тела имеют столь разный объем? Всё дело в распределении массы по объему. Все дело в плотности вещества.

 

Давайте попробуем провести подобные опыты на практике.

 

II.    Изучение нового материала

 

Опыт№1

Возьмем тела равной массы изготовленные из разных материалов и сравним их массу на лабораторных весах.

Какой вывод мы можем сделать? (Слайд №5)

 

 

 

Опыт№2

Возьмем две мензурки. В одну из них нальем воду, в другую – подсолнечное масло. Поставим мензурки на весы. Мы видим, что масса воды и подсолнечного масла одинакова, но точно так же видно, что объем различный.

Какой вывод мы можем сделать после этого наблюдения?

 

После обсуждения ответов учеников – запишем в тетради тела равной массы, изготовленные из различных материалов имеют разный объем.

 

(Слайд №6)

 

 

Следовательно мы опять возвращаемся к ранее сказанному – все дело в распределении массы по объему. Все дело в плотности вещества!

 

Очевидно, что молекулы в одном веществе расположены более плотно, чем молекулы в другом веществе

 

(Слайд №7)

 

·      Молекулы   железа расположены плотнее, чем молекулы ваты;

·      Молекулы тел равной массы также расположены неодинаково – чем меньше объем, тем плотнее расположение молекул;

·      Молекулы воды расположены более плотно по отношению к молекулам подсолнечного масла

 

Что же такое плотность вещества? Как вы думаете?

 

После обсуждения ответов – запишем в тетради – Плотность вещества – это величина, показывающая какая масса содержится в единице объема.

 

Давайте рассмотрим, как можно рассчитать плотность тела, зная его массу и объем. Обратимся к формуле:

                                         

(Слайд №8)

 

 

  1. Чтобы рассчитать плотность вещества, нам необходимо знать массу в килограммах и объем в кубических метрах.
  2. Плотность вещества обозначается греческой буквой ро (р).
  3. Основные единицы измерения плотности – это килограмм, деленный на метр в кубический
  4. Часто используются также внесистемные единицы измерения, а именно: грамм на сантиметр кубический.
  5. Опыт№3 Давайте попробуем определить плотность какого-нибудь тела на практике. Для этого мы возьмем цилиндр, выполненный из металла. Чтобы определить плотность этого металла, нам сначала необходимо будет найти массу этого цилиндра. Поставим цилиндр на весы и подберем необходимые разновесы. Получается, что масса этого тела 154 грамма. Далее нам необходимо будет узнать объем цилиндра. Объем цилиндра мы постараемся узнать с помощью мензурки с водой. Если вы обратили внимание, объем воды в мензурке составляет 150 мл или 150 см3. Опустим цилиндр в воду. Уровень жидкости в мензурке поднялся до значения 160 мл или 160 см3. Получается, что масса этого тела 154 грамма, а объем 10 см3. Рассчитаем плотность металла. Для расчета плотности воспользуемся формулой:

 

Что же означает это число?

Запишем в тетрадях : Плотность показывает – какая масса содержится в единице объема данного вещества.

В одном кубическом метре нашего вещества содержится ------------ килограмма данного металла.

Плотности различных материалов занесены в таблицы, которыми мы будем пользоваться при расчетах и при решении различных задач. Эти таблицы есть и в вашем учебнике и в задачнике.

Давайте немного поработаем с таблицами в задачнике

Фронтальная работа «Что означает плотность?»

(например, если плотность воды 1000 кг/м3, значит 1 м3 воды имеет массу 1000 кг)

 

 

III.Закрепление изученного на уроке материала

 

·         На экран проецируются вопросы. Ответьте письменно в тетради.

 

(Слайд №10, №11)

 

·         После выполнения обсуждаются правильные  ответы – учащиеся отмечают ошибки(самопроверка);

·         Поднимите руки у кого один неверный ответ, два неверных ответа и т.д. (обратная связь)

 

IV. Заключительная часть урока

Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что  величина очень важна и для промышленности  и для строительства и для  сельского хозяйства.

  • Использование материалов  с малой плотностью  в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого  титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует  тому, что  уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу.
  • (Слайд №13)

 

  • Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит.
  • (Слайд №14)

 

  • Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при  распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая,  то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается.  Сильный дождь разрушает  верхний  самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы.

 

Итак, подведем итог нашему уроку.

 

Фронтальная опрос

 

С какой физической величиной мы сегодня познакомились?

 

Сегодня мы познакомились с новой физической величиной – плотностью.

 

Какова плотность различных веществ?

 

Плотности веществ различны.

 

Где можно посмотреть плотность вещества, если это необходимо для решения задачи?

 

Они занесены в табличные данные.

 

Одинакова ли плотность одного и того вещества в различных агрегатных состояниях?

 

Плотность одного и того же вещества, но в разных агрегатных состояниях, может быть различна. 

 

 

V.    Домашнее задание:

 

Зайдите на образовательный веб-квест  для вашего класса http://webqwestplot.ucoz.ru/ и поучаствуйте в ролевой игре по теме «Плотность вещества»

 

Главная страница

 

(Слайд №15)

 

 

 

  

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока Плотность вещества 7 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока:

Обучающая:

·         Научить рассчитывать плотность вещества, массу и объем тела,  производить расчеты для задач в устной форме, сформировать умение аналитически находить плотность вещества и объяснять полученный результат;

·         Закрепить практические навыки нахождения физических величин (массы, объема, плотности) с помощью различного вида заданий.

·         Продолжить формирование умений решать расчетные физические задачи.

Развивающая:

·         Способствовать развитию речи школьников через организацию диалогического общения на уроке;

·         Развивать  умения  и навыки анализировать знания и делать выводы.

·         Развивать умение обобщать знания о целостности представлений о веществе; закрепить навыки перевода единиц измерения физических единиц: массы, объема и плотности;

·         Развивать познавательные способности и интересы учащихся, развивать самоконтроль  и  навыки  работы с компьютером, развивать культуру логического мышлении, развивать умения  и навыки применять полученные знания на практике; способствовать формированию чувства ответственности за результаты своего труда.

·         Развивать  самостоятельность при решении физических задач как аналитически, так и экспериментально;

·        Развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности.

Воспитательная:

·         Воспитывать познавательный интерес к новым знаниям;

·         Воспитывать культуру логического мышления и активность мышления.

 

Задачи урока:

  • Развивать умственную самостоятельность учащихся как способности к абстрактному мышлению и обобщению знаний  (анализ и синтез, сопоставление, аналогия, установление причинно-следственных связей), системности мышления.
  • Развивать у обучающихся ориентировочной основы системного мышления в контексте современной  естественно - научной картины мира через физические величины и связь между ними.
  • Повторить и систематизировать теоретический материал по теме «Плотность».

 

Оборудование и материалы для урока: Презентация в PowerPoint

Оборудование для демонстраций: весы, наборы для определения плотности вещества (тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма).

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 979 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 436
    • DOCX 78.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ильясова Елена Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ильясова Елена Валерьевна
    Ильясова Елена Валерьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2297
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 003 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 569 человек

Курс повышения квалификации

ЕГЭ по физике: методика решения задач

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 117 человек

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1707 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 161 человек

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Управление проектами и стоимостная оценка в современном бизнесе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе