Главная / Физика / Конспект урока Плотность вещества 7 класс

Конспект урока Плотность вещества 7 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №24 города Новошахтинска

Ростовской области









Предмет: физика





ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА











автор разработки урока:

учитель физики и информатики

Ильясова Елена Валерьевна








2012 год


Разработка урока по физике для учащихся 7 класса

По теме : Плотность вещества.


Цель урока:

Обучающая:

  • Научить рассчитывать плотность вещества, массу и объем тела, производить расчеты для задач в устной форме, сформировать умение аналитически находить плотность вещества и объяснять полученный результат;

  • Закрепить практические навыки нахождения физических величин (массы, объема, плотности) с помощью различного вида заданий.

  • Продолжить формирование умений решать расчетные физические задачи.

Развивающая:

  • Способствовать развитию речи школьников через организацию диалогического общения на уроке;

  • Развивать умения и навыки анализировать знания и делать выводы.

  • Развивать умение обобщать знания о целостности представлений о веществе; закрепить навыки перевода единиц измерения физических единиц: массы, объема и плотности;

  • Развивать познавательные способности и интересы учащихся, развивать самоконтроль и навыки работы с компьютером, развивать культуру логического мышлении, развивать умения и навыки применять полученные знания на практике; способствовать формированию чувства ответственности за результаты своего труда.

  • Развивать самостоятельность при решении физических задач как аналитически, так и экспериментально;

  • Развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности.

Воспитательная:

  • Воспитывать познавательный интерес к новым знаниям;

  • Воспитывать культуру логического мышления и активность мышления.


Задачи урока:

  • Развивать умственную самостоятельность учащихся как способности к абстрактному мышлению и обобщению знаний (анализ и синтез, сопоставление, аналогия, установление причинно-следственных связей), системности мышления.

  • Развивать у обучающихся ориентировочной основы системного мышления в контексте современной естественно - научной картины мира через физические величины и связь между ними.

  • Повторить и систематизировать теоретический материал по теме «Плотность».


Оборудование и материалы для урока: Презентация в Power Point

Оборудование для демонстраций: весы, наборы для определения плотности вещества (тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма).








Ход урока

  1. Актуализация знаний (Слайд №1)


Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы познакомимся с новой физической величиной, которая называется плотностью. Но для начала давайте повторим то, что мы изучали на предыдущих уроках

(Слайд №2)

  • Какую физическую величину называют массой ?

  • Что характеризует масса тела?

  • Как можно определить массу?

  • Какова единица измерения массы?

  • Как можно определить объем тела?

А теперь давайте попробуем ответить на простую детскую загадку: Что тяжелее: килограмм железа или килограмм ваты? (Слайд №3)



Конечно же, сейчас, будучи взрослыми, вы все ответите правильно: так как масса их одинакова, то ни один из них не тяжелее другого. Почему же в детстве мы столь часто давали ошибочный ответ? Давайте представим себе килограмм ваты. И сразу перед глазами встанет некий достаточно большой ком. А килограмм железа выглядит достаточно компактно. Почему же эти тела имеют столь разный объем? Всё дело в распределении массы по объему. Все дело в плотности вещества.

Давайте попробуем провести подобные опыты на практике.


  1. Изучение нового материала


Опыт№1

Возьмем тела равной массы изготовленные из разных материалов и сравним их массу на лабораторных весах.

Какой вывод мы можем сделать? (Слайд №5)




Опыт№2

Возьмем две мензурки. В одну из них нальем воду, в другую – подсолнечное масло. Поставим мензурки на весы. Мы видим, что масса воды и подсолнечного масла одинакова, но точно так же видно, что объем различный.

Какой вывод мы можем сделать после этого наблюдения?


После обсуждения ответов учеников – запишем в тетради тела равной массы, изготовленные из различных материалов имеют разный объем.


(Слайд №6)



Следовательно мы опять возвращаемся к ранее сказанному – все дело в распределении массы по объему. Все дело в плотности вещества!


Очевидно, что молекулы в одном веществе расположены более плотно, чем молекулы в другом веществе


(Слайд №7)


  • Молекулы железа расположены плотнее, чем молекулы ваты;

  • Молекулы тел равной массы также расположены неодинаково – чем меньше объем, тем плотнее расположение молекул;

  • Молекулы воды расположены более плотно по отношению к молекулам подсолнечного масла


Что же такое плотность вещества? Как вы думаете?


После обсуждения ответов – запишем в тетради – Плотность вещества – это величина, показывающая какая масса содержится в единице объема.


Давайте рассмотрим, как можно рассчитать плотность тела, зная его массу и объем. Обратимся к формуле:

                                         

(Слайд №8)



  1. Чтобы рассчитать плотность вещества, нам необходимо знать массу в килограммах и объем в кубических метрах.

  2. Плотность вещества обозначается греческой буквой ро (р).

  3. Основные единицы измерения плотности – это килограмм, деленный на метр в кубический

  4. Часто используются также внесистемные единицы измерения, а именно: грамм на сантиметр кубический.

  5. Опыт№3 Давайте попробуем определить плотность какого-нибудь тела на практике. Для этого мы возьмем цилиндр, выполненный из металла. Чтобы определить плотность этого металла, нам сначала необходимо будет найти массу этого цилиндра. Поставим цилиндр на весы и подберем необходимые разновесы. Получается, что масса этого тела 154 грамма. Далее нам необходимо будет узнать объем цилиндра. Объем цилиндра мы постараемся узнать с помощью мензурки с водой. Если вы обратили внимание, объем воды в мензурке составляет 150 мл или 150 см3. Опустим цилиндр в воду. Уровень жидкости в мензурке поднялся до значения 160 мл или 160 см3. Получается, что масса этого тела 154 грамма, а объем 10 см3. Рассчитаем плотность металла. Для расчета плотности воспользуемся формулой:

 

Что же означает это число?

Запишем в тетрадях : Плотность показывает – какая масса содержится в единице объема данного вещества.

В одном кубическом метре нашего вещества содержится ------------ килограмма данного металла.

Плотности различных материалов занесены в таблицы, которыми мы будем пользоваться при расчетах и при решении различных задач. Эти таблицы есть и в вашем учебнике и в задачнике.

Давайте немного поработаем с таблицами в задачнике

Фронтальная работа «Что означает плотность?»

(например, если плотность воды 1000 кг/м3, значит 1 м3 воды имеет массу 1000 кг)



  1. Закрепление изученного на уроке материала


  • На экран проецируются вопросы. Ответьте письменно в тетради.


(Слайд №10, №11)


  • После выполнения обсуждаются правильные ответы – учащиеся отмечают ошибки(самопроверка);

  • Поднимите руки у кого один неверный ответ, два неверных ответа и т.д. (обратная связь)


  1. Заключительная часть урока

Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства.

  • Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу.

  • (Слайд №13)



  • Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит.

  • (Слайд №14)



  • Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы.



Итак, подведем итог нашему уроку.


Фронтальная опрос


С какой физической величиной мы сегодня познакомились?


Сегодня мы познакомились с новой физической величиной – плотностью.


Какова плотность различных веществ?


Плотности веществ различны.


Где можно посмотреть плотность вещества, если это необходимо для решения задачи?


Они занесены в табличные данные.


Одинакова ли плотность одного и того вещества в различных агрегатных состояниях?


Плотность одного и того же вещества, но в разных агрегатных состояниях, может быть различна. 





  1. Домашнее задание:


Зайдите на образовательный веб-квест для вашего класса http://webqwestplot.ucoz.ru/ и поучаствуйте в ролевой игре по теме «Плотность вещества»


Главная страница


(Слайд №15)














6



Конспект урока Плотность вещества 7 класс
  • Физика
Описание:

Цель урока:

Обучающая:

·         Научить рассчитывать плотность вещества, массу и объем тела,  производить расчеты для задач в устной форме, сформировать умение аналитически находить плотность вещества и объяснять полученный результат;

·         Закрепить практические навыки нахождения физических величин (массы, объема, плотности) с помощью различного вида заданий.

·         Продолжить формирование умений решать расчетные физические задачи.

Развивающая:

·         Способствовать развитию речи школьников через организацию диалогического общения на уроке;

·         Развивать  умения  и навыки анализировать знания и делать выводы.

·         Развивать умение обобщать знания о целостности представлений о веществе; закрепить навыки перевода единиц измерения физических единиц: массы, объема и плотности;

·         Развивать познавательные способности и интересы учащихся, развивать самоконтроль  и  навыки  работы с компьютером, развивать культуру логического мышлении, развивать умения  и навыки применять полученные знания на практике; способствовать формированию чувства ответственности за результаты своего труда.

·         Развивать  самостоятельность при решении физических задач как аналитически, так и экспериментально;

·        Развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности.

Воспитательная:

·         Воспитывать познавательный интерес к новым знаниям;

·         Воспитывать культуру логического мышления и активность мышления.

 

Задачи урока:

  • Развивать умственную самостоятельность учащихся как способности к абстрактному мышлению и обобщению знаний  (анализ и синтез, сопоставление, аналогия, установление причинно-следственных связей), системности мышления.
  • Развивать у обучающихся ориентировочной основы системного мышления в контексте современной  естественно - научной картины мира через физические величины и связь между ними.
  • Повторить и систематизировать теоретический материал по теме «Плотность».

 

Оборудование и материалы для урока: Презентация в PowerPoint

Оборудование для демонстраций: весы, наборы для определения плотности вещества (тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма).

 

 

 

 

 

Автор Ильясова Елена Валерьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 1492
Номер материала 22953
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓