1
|
I.
История в некотором смысле есть священная книга
народов: завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего и
пример для будущего. Поэтому для эпиграфа нашего урока я выбрала слова
Белинского: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам
наше прошлое и намекнуло о нашем будущем».
Как вы понимаете эти
слова?
Сегодня, поводя итог нашей работе на последних уроках истории, мы
паразмышляем над тем, что за личность была Петр I, что представляло его
время и почему мы сегодня продолжаем уделять внимание этой исторической
эпохе.
Для того, что бы легче было справиться с поставленной задачей, нам
помогут вопросы:
1.Почему Россия в 17 веке была отсталой страной?
2.Почему А.С.Пушкин сказал «Петр 1 прорубил окно в Европу…»?
3.Какой путь выбрал Петр I для преодоления отсталости России ?
4.Каковы последствия выбранного Петром 1 пути ?
Что бы легче было контролировать свои мысли нам поможет опорная
таблица (рассмотреть)
|
История – учитель будущего; можем сделать выводы и применить
исторические знания в решении своих проблем.
Читают ученики
|
Вопросы на доске
У каждого ученика в индивидуальных конвертах карта
|
2
|
Итак, Почему Россия в 17 веке была отсталой страной?
Сделаем вывод, что главной причиной отсталости России было то. что у
нее не было выхода к морям.. И эту проблему надо было решить .
Какие шаги предпринимает Петр 1 , чтобы решить эту задачу?
Каковы цели «Великого посольства»?
Определите свое отношение к этому событию в карте
|
Слабые связи с другими государствами; нет морского сообщения с
другими странами
Найти союзников для войны с Турцией
|
Опорный конспект
работа с картой, критическое отношение к изменениям в стране каждый
ученик помечает в своей таблице
|
3
|
2.Почему А.С.Пушкин сказал «Петр 1 прорубил окно в Европу…»?
создания регулярной армии, как одной из причины победы в Северной
войне
Определите свое отношение к этому событию в карте
|
Одержал победу в Северной войне, завоевал выход в Балтийское море, что
привело к развитию политических и экономических отношений со странами Европы
|
Опорный конспект
работа с картой
|
4
|
3.Какой путь выбрал Петр I для преодоления отсталости России ?
Работа со слайдами
1 слайд - Какие реформы относятся к государственным преобразованиям?
Какие к экономическим?
Процесс реформации России не обошел и наш Выборгский район, который
был образован по указу Петра I
Благодаря петровским преобразованиям Россия
совершила мощный рывок по пути модернизации, эти результаты были достигнуты
благодаря огромным усилиям народа и самого царя.
Реформы Петра коснулись не только экономики
и государства, но и культуры.
Преобразования в сфере культуры были вызваны требованиями
жизни, необходимы были грамотные люди для управления
государством, необходимы
специалисты, Петр лично подавал пример стремления к
знаниям, освоив множество
профессий, свободно владея несколькими
иностранными языками.
У каждого в конвертах жетоны. Определите
какие изменения в области культуры были проведены?
дайте оценку этому
событию в карте
Прочитайте текст №1 и ответьте на вопрос в
карточке
Картина Серова -
Что вы видите?
Обратить внимание, как художник изобразил Петра, ступающего вдоль
берега Финского залива: огромного роста человек, не сгибающийся от ветра,
устремленный вперед, а за ним пригибающиеся от ветра соратники.
Целеустремленность и напористость, уверенность в правильном пути, жесткость и
даже жестокость в достижении избранного пути характеризовало реформы Петра
Великого.
- Почему народ не слагал песен, прославляющих победы Петра Великого,
его деяния?
- Какова цена петровских реформ?
|
Путь реформ
Целеустремленный,
невоспитанный, любознательный….
народ не
слагал песен, прославляющих победы и деяния Петра I, так как преобразования
Петра легли тяжелым бременем на плечи народных масс, повлекли за собой
снижение их жизненного уровня. Народу Петр и его дела были чужды: в этом
монархе многие не без оснований видели виновника своих бед. Нередко дело
доходило и до открытой борьбы против царя-реформатора
Петровские реформы проведены ценой невероятного напряжения сил
народа, поэтому нередки были восстания; цена за реформы заплачена немалая,
по некоторым оценкам в России погиб каждый десятый из 14-17 млн.).
|
Работа со слайдами на МИМИО. Ученики индивидуально вызываются к
доске.
работа с картой
представление учащимся презентации, посвященной истории района и мест,
связанных с именем Петра. Презентация сделана учащимися на основе экскурсии в
Сампсониевский собор и смостоятельных прогулок по городу.
В индивидуальном порядке опросить учащихся
работа с текстом № 1(два варианта текста зачитываются вслух)
Слайд
Выполнение задания по слайду
|
5
|
Воспользовавшись
своей исследовательской работой с помощью карт ответьте что за личность ПетрI?
В чем значение
личности Петра?
|
Положительная,
противоречивая
Он сделал много в
России. Смотришь и не веришь, считаешь и недосчитаешься. Мы не можем открыть
своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну
сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами, дома, на улице, в
церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье — везде он, всякий день,
всякую минуту, на всяком шагу! Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841
года — он велел считать годы от Рождества Христова, он велел считать месяцы
от января. Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному им, мундир
по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с
овец, которых развел он. Попадается на глаза книга — он ввел в употребление
этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее — этот язык при Петре
Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный.
Приносятся газеты — он их начал. Вам нужно искупить разные вещи — все они, от
шелкового шейного платка до сапожной подошвы будут напоминать вам о Петре
Великом: одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены,
привезены на его корабле в его гавань, по его каналу, по его дороге. За
обедом от соленых сельдей и картофелю, который указал он сеять, до
виноградного вина, им разведенного — все блюда будут говорить вам о нем (М. П.
Погодин?)
|
На основе карт ученики делают самостоятельный вывод о личности Петра
I
Чтение отрывка М. П. Погодина
учащимися с показом презентации
|
|
Чему учит история петровской эпохи?
|
правительство может и должно проводить преобразования, если в них назрела
необходимость; для успеха преобразований необходимо привлекать людей на
сторону реформатов, приходится преодолевать сопротивление; начиная реформы,
надо смело идти вперед, доводя дело до конца; при этом однако надо думать об
интересах всего общества, а не какой-то группы лиц.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.