Главная / География / Конспект урока "Первые кругосветные путешествия" (6 класс)

Конспект урока "Первые кругосветные путешествия" (6 класс)

Урок географии в 6-м классе по теме «Первые кругосветные путешествия»

Форма урока: Урок - исследования.

Цель: выяснить причины Великих географических открытий, познакомить учащихся с их ходом и последствиями.

Задачи:

Образовательная: сформировать у учащихся систему знаний о Великих географических открытиях, выяснить их причины; совершенствовать умение работать с картой, учебной литературой, применять  знания для решения проблемных ситуаций, работая индивидуально и в сотрудничестве с учителем.

Коррекционная: коррекция образной памяти на основе упражнений в узнавании; коррекция пространственных представлений на основе упражнений в анализе; коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе; развитие навыка связного устного высказывания.

Воспитательная: воспитывать любознательность и уважение к историческому прошлому человечества.

Оборудование:

  • М/м презентация.

  • Иллюстративный материал.

  • Раздаточный материал для учащихся: карточки со словами.

ХОД УРОКА

I. Орг момент


II. Постановка учебной задачи. Целеполагание.

- Сегодня ребята, у нас необычный урок, мы отправимся с вами в кругосветное путешествие, где будем выполнять - роль исследователей.

Исследователь – это человек, который детально что – то изучает.

- Люди путешествовали и совершали открытия во все времена, во все века. А какой сейчас век?

- 21 век – это век компьютерных и космических технологий, поэтому можно совершить кругосветное путешествие всего за 90 минут, мы же с вами совершим за 40 минут, а когда-то люди на это тратили годы, жертвовали своей жизнью, рисковали ради новых открытий.

- Больше всего открытий было сделано в период с конца 15 до начала 17 века. Именно поэтому он стал называться веком В.Г.О. Поэтому именем этой эпохи назван наш урок: «Первые кругосветные путешествия». (музыкальный фон отключить)

- Как вы думаете, какими качествами должны были обладать люди в 16 веке, чтобы отправиться в путешествие?

(ответы учащихся)

- Действительно, это были отчаянные, смелые плавания мореходов.

- Давайте мы сегодня на нашем необычном уроке заглянем в то далекое прошлое и проплывем сложный путь вместе с первооткрывателями.

- Выясним причины, побудившие европейцев отправиться в далекие страны. - Выявим значение этой эпохи для последующих поколений.

- В процессе решения этих задач изучим карту великих экспедиций и новых открытий. Вам придется на время стать моряками этих экспедиций.

III.  Основная часть

Подготовка к путешествию.

- Но прежде чем отправиться в путешествие мы должны немного подготовиться к нему, т.е. собрать снаряжение.


Сбор снаряжения

Психологический настрой:
– Мы отправляемся по следам великих путешественников. Нас влечет интерес к дальним странствиям, новым странам.

Итак, что же влекло мореходов, что толкало их на открытия? Давайте, выясним причины первых путешествий.


«Причины географических открытий»

Задание: выберите правильные ответы.

1) «Жажда золота, пряностей»

2) Рост населения, перенаселенность Европы.

3) Поиск новых земель

4) Жажда обогащения от торговли пряностями

5) Поиск путей на Восток, в Индию для торговли.


Причины определены, но отправиться в путь необходимо только со специальным снаряжением. Прочитайте, названия снаряжений. (на доске)

Д\и «Угадайте по описанию»

1.   Каравелла

Ветер боковой гуляет,
Большой корабль он подгоняет,
А тот бежит себе в волнах,
На треугольных парусах.

2.   Компас

Качается стрелка,
Туда и сюда.
Укажет нам север,
И юг без труда.

3.   Карта

Моря и реки есть,
А воды в  них нет.



Снаряжение собрано, погода нам улыбается, значит, пора в путь. А начнем мы наше кругосветное путешествие по следам экспедиции Фернана Магеллана.

Он был моряком и солдатом. Не раз плавал в Индию, неоднократно участвовал в военных сражениях. Магеллан был отважен и храбр, не щадил себя, когда речь шла о жизни его товарищей. Он пользовался уважением своих подчиненных – простых матросов. Магеллан прекрасно разбирался в навигационных картах, тщательно готовился к кругосветному плаванию. 1519 году флотилия из пяти кораблей отплыла от Евразии.

Практическая часть

- Ребята, давайте исследуем маршрут экспедиции Ф. Магеллана.

Работа по учебнику по рис. 95, с.114 «Исследование маршрута экспедиции» (синие стрелочки).

Задание: исследовать путь Ф. Магеллана и определить географические объекты, встречавшиеся в пути.

Исследование:

1519 году флотилия из пяти кораблей (265 человек) отплыла от Евразии.

От Евразии (Пиренейский полуостров) в направлении на З. Плаванье проходило, по какому океану? (Атлантический океан) Без приключений  переплыли через Атлантический океан и отправились к берегам какого материка? (Южной Америки). У берегов Южной Америки пришлось зимовать.

Магеллан верил, что в Южной Америке существует пролив, через который можно выйти в другой океан. Недовольные моряки подняли мятеж, но Магеллан убедил их  продолжить путешествие. Чтобы найти этот пролив Магеллану понадобилось около года.

Пройдя по нему, корабли оказались  в неизвестном ранее океане. Что, это за океан? (Тихий). Здесь сделаем небольшую остановку и послушаем сообщение, которое нам приготовила Осипова А.


- Это самый большой и самый глубокий океан земного шара. Никто из участников плавания не знал его размеров. Матросы голодали, вода протухла. Много матросов умерло от голода и болезней.

Кроме этого моряки ощутили на себе влияние экватора. Какой климат, вдоль экватора? ( Жаркий). Солнце нещадно палило.

Наконец корабли достигли (определите географический объект) – островов. Позднее эти острова были названы Филиппинскими. Во время пути Магеллан вмешался в войну между местными правителями и погиб. На островах моряки дешево купили пряности и отправились в обратный путь. Возвращались они известным тогда путем, мимо какого материка? (Африки) через океан (Атлантический океан). От однообразной пищи у половины экипажа проявилась цинга – гноились и кровоточили десны, распухли колени и голени, многие не могли даже ходить. Часть экипажа погибла, часть попала в плен. В Испанию вернулся один корабль, на нем 18 человек. Так завершилось первое кругосветное путешествие.

Моряки привезли с собой письма. Игровой момент.

На письма принято отвечать.

Вопросы «Морской почты»

1. Когда Магеллан плыл через Тихий океан, ему «повезло». В чем это везение?
2. Почему корабль отправился в путь на запад, а вернулся с востока?
3. От какой болезни погибали моряки?


Кроме писем, моряки привезли с собой съедобные товары, которые были не известны европейцам. Давайте, мы жители 21 века попробуем отгадать, что привезли с собой моряки в 16 веке.

Электронный кроссворд.

По горизонтали:

1. Посадили зернышко,

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвем,

Много зерен соберем

Их поджарим, погрызем,

А приедут гости –

Им дадим по горсти!

(подсолнечник)


2.Закопали в землю в мае,
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
А копать под осень стали —
Не одну, а сразу десять!
( Картофель)

3. В жарких странах я расту,

И колюч на ощупь,

На верхушке хохолок,

Фрукт я очень сочный!

(Ананас)

4.Этот  земляной   орех,
   Жаренный вкуснее всех!

(Арахис)

5. Зёрна жёлтые в початке,

Все молочные и сладки,

У царицы полей,

Назови её скорей!

(Кукуруза)



По вертикали:

1. В огороде – желтый мяч.

Только не бежит он вскачь,

он как полная луна,

Вкусные в нем семена.

(Тыква)

2. Привязан кустик к колышку.
На кустике – шары:
Бока подставив солнышку,
Краснеют от жары
(Помидоры)

3. Острый очень, но не нож.
На редиску не похож.
Длинный, узкий, слишком красный,
А как специя — прекрасный.
( перец)
Не пекут, не жуют

не глотают,

а все равно употребляют (табак)



Вывод:

1. в  Европе появились ранее неизвестные культуры:  перец, помидоры, картофель, кукуруза, тыква и т.д..
2. Расширились знания о Земле, природе.


Физминутка

Дети проговаривают слова с характерными движениями.

У индейцев побывали,
Как живут они, узнали.
Встретили они гостей,
Семь красавцев без бровей.
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,

Вот с такими усами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой,
Они не пили и не ели,
На Магеллана все глядели
И делали вот так….



Слайд 1. Первое русское кругосветное плаванье

Слайд 2. (1803 – 1806) какой век?

Слайд 3. На парусных кораблях (шлюпки) «Надежда» и «Нева». Команды на корабли набирали только из добровольцев.

Слайд4. Возглавили Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский.


Практическая часть.

Работа учащихся с контурной картами.

Задание: нанести на контурную карту маршрут путешествия первых русских путешественников.


- Я диктую маршрут, а вы смотрите глазами и ведете карандашом. Приготовились, будьте внимательными, запоминайте весь маршрут, т.к. вам предстоит интересная работа, самостоятельно отметить весь путь первых русских мореплавателей.

Оба корабля вышли из порта под Санкт – Петербургом.

- Сколько кораблей вышло из порта?

- Они направлялись через Балтийское море в Атлантический океан к берегам Южной Америки. Слайд 6 (Русские путешественники наблюдали жизнь гавайцев).

Слайд 7 Затем миновали Магелланов пролив и вышли в Тихий океан. Во время сильного шторма корабли потеряли друг друга из вида, и каждый корабль пошел своим маршрутом.

- Сколько будем изображать маршрутов? (Два) Теперь у вас разделяется путь и пойдет две линии.

- Через один год и шесть месяцев корабли вновь встретились вновь. Оба корабля через пролив вышли в Индийский океан. Из – за плохой погоды у берегов Африки корабли вновь потеряли друг друга.

Слайд 8 Они пришли в Санкт – Петербург самостоятельно в полном составе, потому что покидая Аляску, экипаж «Невы» заготовили 60 ведер дикого щавеля, что спасло моряков от страшной болезней - цинги. Путешествие длилось три года.

Слайд 9 Самостоятельная работа в РТ к\к стр.

Вывод: мы исследовали маршрут первого русского кругосветного плаванья и выяснили весь путь движения.

Слайд 10

- Ну, а на пути нашего маршрута лежит «Черный ящик»

Предметы в  «Черном ящике»

1)  По вопросам определите, что находится в черном ящике

1. Это части растений,
2. Их добавляют в пищу.
3.  В малых дозах с целью улучшения вкуса мясных блюд.
(Пряности)

Ежегодно 16 ноября отмечается Всемирный день пряностей.

(Даю учащимся ощутить запах пряностей)


IV. Закрепление

Ребята давайте посмотрим на доску и повторим:


Последствия Первых кругосветных путешествий (написаны на ватмане).

Задание: выбери правильный ответ.

Какие последствия можно отнести к положительным, а какие отрицательным?

Изменились представления о мире.
– Получила небывалое расширение торговля,  торговые пути переместились из Средиземного моря в океаны.
– В Европе появился новый товар  – картофель, томаты, фасоль, какао, табак, чай, кофе, шоколад.
– Началось угнетение коренных народов Америки, Африки, Азии.
– Обогащались купцы и предприниматели Европы.

V. Заключительная часть

Рефлексия

Если останется время: Если бы вы жили в 15 – 16 веках, то какое открытие хотели бы совершить? Почему?

VI. Домашнее задание

Т.к. у нас идет неделя географии сегодня, творческое задание по выбору учащихся – рисунок.

Оценки за урок я выставлю с учетом работ по к\к.






Конспект урока "Первые кругосветные путешествия" (6 класс)
  • География
Описание:

Урок географии в 6-м классе по теме «Первые кругосветные путешествия» (коррекционная школа 8 вида)

Форма урока: Урок - исследования.

Цель: выяснить причины Великих географических открытий, познакомить учащихся с их ходом и последствиями.

Задачи:

Образовательная: сформировать у учащихся систему знаний о Великих географических открытиях, выяснить их причины; совершенствовать умение работать с картой, учебной литературой, применять  знания для решения проблемных ситуаций, работая индивидуально и в сотрудничестве с учителем.

Коррекционная: коррекция образной памяти на основе упражнений в узнавании; коррекция пространственных представлений на основе упражнений в анализе; коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе; развитие навыка связного устного высказывания.

Воспитательная: воспитывать любознательность и уважение к историческому прошлому человечества.

Оборудование:

 

  • М/м презентация.
  • Иллюстративный материал.
  • Раздаточный материал для учащихся: карточки со словами.
Автор Скорых Надежда Евгеньевна
Дата добавления 17.02.2015
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 1983
Номер материала 56585
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓