Главная / Биология / Конспект урока "Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю 6 класс"

Конспект урока "Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю 6 класс"

hello_html_m635bf67d.gifhello_html_50f95d74.gifhello_html_50f95d74.gifЛабораторная работа: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

6 класс

Цель: Выявить, расширить знания о передвижении воды и минеральных веществ в растительном организме.



Задачи:

  1. Продолжить формирование знаний о транспорте веществ в организмах как составной части обмена веществ, как общебиологическом процессе, присущем всем организмам;


  1. Раскрыть значение проводящей функции стебля и изучить её с помощью опытов, подтверждающих передвижение воды минеральных веществ в растительном организме.


Целевые установки на достижение результатов:

Предметные: учащиеся знакомятся с передвижением воды и минеральных и веществ в растениях и значением этих процессов для растений.



Метапредметные: учащиеся учатся в ходе простейших биологических опытов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.



Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений; ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.




Ход урока

Содержание

Д уч-ся

1.

Стадия вызова




Приветствие, проверить готовность к уроку, задать настроение на урок.

СЛАЙД 2

-Предлагаю вам выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости, красного и синего цвета). Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь.

Ребята посмотрите что это? Да это вода .

Каким же образом растение, у которого нет ни рта, ни системы пищеварения, получает очень необходимую воду и минеральные вещества.




Все мы любим путешествовать. А какие виды транспорта мы используем?

А есть ли такие «дороги» в живых организмах? Какие функции они выполняют?

На эти вопросы мы с вами и ответим сегодня, на уроке выполнив лабораторную работу «Передвижение воды и минеральных веществ»

Мы уже изучили эту тему и цель нашего урока: Выявить, расширить знания о передвижении воды и минеральных веществ в растительном организме.





Вовлекаются в беседу.

Вода. Вода – источник жизни для всех живых организмов

Всасывают воду и минеральные вещества с помощью корней

(Ответ: транспортную функцию)




Формулируют тему и цель урока


2.

Стадия осмысления




Для этого мы делимся на две группы: «Водовозы» и «Солевозы» Кто выбрали эмоции радости синего цвета будут «Водовозами», а те, кто красного цвета будут «Солевозами».

Работать будете по технологическим картам, которые включают план вашей работы на уроке. В каждой группе предусмотрено распределение ролей:

  1. ведущий – определяет всю работу в группе, чётко следит за ходом выполняемой работы, помогает остальным, выступает от группы, даёт чёткие, полные, быстрые ответы от лица команды

  2. лаборанты - практики – выполняют практическую часть.

  3. редакторы – подготавливает краткую запись выступления для докладчика, оформление буклетов, рисунков.

  4. Эксперт- оценивает работу группы, также помогает остальным.

На работу групп отводится 20 минут.


Общий план работы описан в технологических картах, включает теоретическую и практическую часть:

- знакомство с дополнительным материалом: используются таблицы, подсказки, учебник

- самостоятельная работа по вопросам

- выполнение практической части

- обсуждение результатов самостоятельной работы в группах и подготовка к защите

- защита – выступление.





Делятся на две группы







Цель групповой работы: научиться согласовывать свои интересы с коллективом, научиться останавливаться на выборе одного общего ответа.

Самостоятельно выполняют лабораторную работу



Выполняют задание, делают вывод








3.

Стадия рефлексии



Тест по теме “Передвижение воды и питательных веществ в растении”.

На рисунке отметьте точками, правильные ответы, соедините точки.


1 2 3 4 5



А

Б

В





Г

В













1. В состав какой ткани входят сосуды :

а) проводящей б) образовательной в) механической

2. Одностороннее движение воды от корней к побегам обеспечивает:

а) поглощение воды коревыми волосками;

б) корневое давление; г) крупные межклетники.

3. Вода и минеральные вещества передвигаются по:

а) ситовидним трубкам б) устьицам в) сосудам

4. Мёртвые клетки-это

а) ситовидные трубки б) сосуды в) устьица

5.Вода удаляется из растения через:

а) древесину; в) устьица;

б) пробку; г) ситовидные трубки.


Ребята, посмотрите на мой большой смайлик с правильными ответами. Поднимите руку, у кого получилась улыбка. Молодцы! Вы отлично справились с тестом.


Рефлексивный тест.

  1. Я узнал(а) много нового -

  2. Мне это пригодится в жизни -

  3. На уроке было над чем подумать -

  4. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы -

  5. На уроке я поработал(а) добросовестно -

Я, прошу чтобы подняли руки те учащиеся, кто поставил пять плюсов, затем те, у кого четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые они поставили мне за урок.


Домашнее задание:

1.Объясните случившееся на привале у реки во время экспедиции с героями книги английского писателя Алана Александра Милна «Винни Пух и все-все -все» с точки зрения механизмов продвижения веществ по клеткам корня.

«…ослик Иа-Иа чуть было не остался без сочной еды и сетовал: «Между прочим, чертополоху не на пользу, когда на нем сидят… Он теряет всякую свежесть. Помните об этом, друзья мои…»».

2.




Предоставляется возможность выбора, возможность привлечения субъектного опыта учащихся и членов их семей.











При помощи сигнального смайлика, где получилась улыбка, мы видим кто как справился с тестом
















































Технологическая карта группы «Водовозы».



продолжительность работы – 20 минут

Внимание!!!

      1. Учащиеся, уверенные в своих знаниях, работают самостоятельно, на основе полученных ранее знаний.

      2. Учащиеся, которые обладают недостаточным запасом знаний, могут использовать как учебник, так и подсказки на стене.

      3. При выполнении групповой работы вы можете обмениваться мнениями и корректировать свои записи в тетради.

      4. Высказывая свои мнения, соблюдайте определённые правила:

        • Не перебивайте одноклассников

        • Не повторяйте сказанное другими

        • Высказывайте только одну мысль, чтобы дать возможность выступить всем


Номер

Учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Управление

обучением

УЭ -0


Цель: В процессе работы над учебными элементами выявить, расширить знания о передвижении воды и минеральных веществ в растительном организме.


Прочитайте

Цели урока

УЭ -1


Цель: Подготовка к восприятию материала

Вспомните строение и функции:

- Корней

- Стеблей

- Листьев

Прочитайте цель


Самостоятельная работа по учебнику стр 24,28,30


УЭ -2


Цель: Выявление, расширение и закрепление знаний

Теоретическая часть:

1.Задание по тексту.

Самое распространённое неорганическое вещество в живом организме - вода, её содержание в среднем составляет до 80 % массы тела. Даже в эмали зубов содержится 10% воды, а костях- до 20%. Это объясняется той ролью, которую вода выполняет в клетке. Прежде всего она определяет физические свойства клетки, её объём, упругость. Многочисленные химические реакции проходят именно в водной среде, так как вода- хороший растворитель. Да и сама вода участвует во многих химических реакциях.

Вода помогает удалению из организма ненужных и вредных веществ, образующихся в результате обмена, способствует перемещению кислорода, углекислого газа и питательных веществ по организму. 70% доли земной поверхности покрыта водой. А в замороженном состоянии воды на Земле составляет 2%. Вода – это единственное вещество, которое в существующем на Земле диапазоне температур может находиться во всех трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.



  1. Какая доля земной поверхности покрыта водой:

А) 25%, Б) 55%, В) 70%

2. Самое распространенное неорганическое вещество, входящее в состав живых организмов, - это

А) вода, Б) белок, В) крахмал, Г) соль кальция

3. Для большинства химических реакций, протекающих в клетке, необходима среда

А) спиртовая, Б) водная, В) воздушная, Г) жировая


Нарисуйте рисунок «Необыкновенная вода»


Практическая часть:

Цель: Как опытным путём доказать, что корень может поглощать воду и минеральные вещества и что же происходит с водой после её всасывания корневыми волосками.


Опыт 1. Демонстрация процесса всасывания воды корнями растения, опытным путем при помощи прибора для всасывания воды корнями. (пророщенный отросток комнатного растения традесканция) В процессе наблюдения заранее поставленного опыта, отметить уровень воды на стенке пробирки. Через день вновь отметить уровень воды и сравнить его с первоначальным.




Сделайте вывод.







Прочитайте цель





Прочитайте тест. Выполните тест


Самостоятельная работа по тексту















Выполните тест






Сделайте рисунок

УЭ -3


Цель: Проверить результаты самостоятельной работы

Обсудите результаты работы в группе и подготовьтесь к выступлению


Работа в группе


УЭ -4


Устный отчёт по работе.



















Технологическая карта группы «Солевозы».


продолжительность работы – 20 минут

Внимание!!!

1.Учащиеся, уверенные в своих знаниях, работают самостоятельно, на основе полученных ранее знаний.

2.Учащиеся, которые обладают недостаточным запасом знаний, могут использовать как учебник, так и подсказки на стене.

3. При выполнении групповой работы вы можете обмениваться мнениями и корректировать свои записи в тетради.

4.Высказывая свои мнения, соблюдайте определённые правила:

  • Не перебивайте одноклассников

  • Не повторяйте сказанное другими

  • Высказывайте только одну мысль, чтобы дать возможность выступить всем


Номер

Учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Управление

обучением

УЭ -0


Цель: В процессе работы над учебными элементами выявить, расширить знания о передвижении воды и минеральных веществ в растительном организме.


Прочитайте

Цели урока

УЭ -1


Цель: Подготовка к восприятию материала

Вспомните строение и функции:

- Корней

- Стеблей

- Листьев


Прочитайте цель


Самостоятельная работа по учебнику стр 24,28,30



УЭ -2


Цель: Выявление, расширение и закрепление знаний

Теоретическая часть:

Задание по тексту.   Установите соответствие между веществом  и выполняемым им функциям в растительном организме. 

Результаты занести в таблицу.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 






Элемент

Значение

1. азот

А  входит в состав хлорофилла

2.калий

Б  входит в состав ферментов

3.магний

В  снижает кислотность почв

4.кальций

Г важен  для клеточного дыхания

5.кобальт

Д составная часть белка

6.железо

Е обеспечивает проницаемость клеточной оболочки




Текст. В зависимости от того, какое количество вещества необходимо растению, различают макро- и микроэлементы. Ежедневная потребность в макроэлементах исчисляется в граммах на килограмм веса растения. К ним относятся азот, калий, кальций, магний и фосфор. Все остальные вещества, за исключением радиоактивных, ядовитых (мышьяк), тяжелых (свинец) относятся к микроэлементам.

Значение макроэлементов в жизни растения достаточно хорошо изучено. Азот- основной строительный материал для белков. Калий поддерживает в организме баланс «+» и «-» заряженных ионов и обеспечивает проницаемость клеточных мембран. Растение накапливает много этого вещества, поэтому, когда его сжигают, зола в основном состоит из калийных солей и может служить хорошим удобрением. Магний входит в состав молекулы хлорофилла и необходим для фотосинтеза. С кальцием все обстоит гораздо сложнее. Он нужен в ничтожных количествах, излишки растение легко удаляет. И тем не менее недостаток кальция в почве иногда вреден для растений. Особенно это характерно для кислых почв. В такой почве растению трудно всасывать многие вещества. Чтобы снизить кислотность почвы, требуется провести известкование (добавить соединение кальция). При этом в ткани растения кальций может и не проникать.

Роль микроэлементов в жизнедеятельности растений очень велика. Сера входит в состав ряда белков, а кобальт – важная составляющая ферментов. Железо важно для процессов клеточного дыхания. Это один из самых распространенных металлов всегда присутствующих в почве.

Практическая часть

Цель: Как опытным путём доказать, что корень может поглощать минеральные вещества, растворенные в воде

Опыт 2. Побеги растений, поставленные на 5-7 дней в подкрашенную чернилами воду. Чернила в этой работе заменяют растворенные минеральные вещества. (ветки ивы, отростки колеуса, бальзамина)

  1. Препаровальным ножом сделайте поперечный срез побега ивы (предварительно простоявшего в растворе чернил 18- 20 часов)

  2. С помощью лупы рассмотрите срез. Какой слой стебля окрасился? Сделайте рисунок.

  3. Препаровальным ножом сделайте продольный срез стебля ивы.

  4. С помощью лупы рассмотрите срез. Как окрасился стебель? Сделайте рисунок.

  5. Сделайте вывод







































































Срез стебля ивы.


УЭ -3


Цель: Проверить результаты самостоятельной работы

Обсудите результаты работы в группе и подготовьтесь к выступлению


Работа в группе


УЭ -4


Устный отчёт по работе.












































Самоанализ урока биологии в 6 классе

Учитель Моритоева Г.Ц.


Тема Лабораторная работа: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю», это второй по этой теме, на который отводится 4 часа и все 4 урока (100%) неаудиторной части. Логическое продолжение предыдущего урока .


Цель: Выявить, расширить знания о передвижении воды и минеральных веществ в растительном организме.



Задачи:

  1. Продолжить формирование знаний о транспорте веществ в организмах как составной части обмена веществ, как общебиологическом процессе, присущем всем организмам;


  1. Раскрыть значение проводящей функции стебля и изучить её с помощью опытов, подтверждающих передвижение воды минеральных веществ в растительном организме.


Целевые установки на достижение результатов:

Предметные: учащиеся знакомятся с передвижением воды и минеральных и веществ в растениях и значением этих процессов для растений.



Метапредметные: учащиеся учатся в ходе простейших биологических опытов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.



Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений; ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.


Метод:

  • объяснительно-иллюстративный (работа с раздаточным материалом: натуральные объекты),

  • поисковый (эвристический),

  • проблемный (проблемное изложение изучаемого материала).

  • практический метод (самостоятельная работа, лабораторная работа),

  • наглядный метод (демонстрация презентаций).

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная..

Средства: мультимедийный проектор, наглядные пособия (натуральные объекты, печатный материал).

Оборудование: комнатные растения, ветка ивы, лупа ИКТ, раздаточный материал, лабораторное оборудование.

Класс: 6 – 11 учащихся; по уровню усвоения учебного материала – средний, стабильный; обученность – 54%; на «4» и «5» учатся 6 уч-ся, неуспевающих – нет, но есть очень слабые – Дамбиев А. и Лубсанова Д.; учащиеся работали активно и самостоятельно, постоянно заняты выполнением работы, не было безразличных детей, так как на уроке было интересно.

По современным требованиям тип урока: урок открытия новых знаний, который имеет свою структуру, состоящую из 9 этапов. Использована ТРКМ, согласно которой процесс обучения складывается из трех этапов (стадий): вызов, осмысление, рефлексия. На данном уроке были учтены все этапы урока, которые органично переплетены, логически взаимосвязаны и вытекают один из другого.

Стадия вызова: цель: актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний;

  • пробуждение интереса к изучаемой теме;

  • обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;

  • побуждение ученика к активной деятельности. .

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Был использован прием проблемного вопроса. Отсюда выявление темы урока и целеполагание самими учащимися.

На стадии осмысления активное получение и осмысление новой информации;

  • соотнесение новой информации с собственными знаниями;

  • отслеживание процесса познания и собственного понимания.

Формируемые УУД:

Познавательные: поиск информации, моделирование

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, планирование

Коммуникативные: выражение своих мыслей, учет разных мнений учащихся

Предлагается лабораторная работа с теоретической и практической частью. Работа с текстом и выполнение заданий. Выполнение практической части:

Опыт 1.Демонстрация процесса всасывания воды корнями растения, опытным путем при помощи прибора для всасывания воды корнями.(пророщенный отросток комнатного растения традесканция)

Опыт 1. Побеги растений, поставленные на 5-7 дней в подкрашенную чернилами воду. Чернила в этой работе заменяют растворенные минеральные вещества.(ветки ивы, отростки колеуса, бальзамина), микроскоп, готовый микропрепарат «Ветка липы», ИКТ, лабораторное оборудование

На стадии размышления/рефлексии

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу;

  • анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

Организуется тест по теме с отметьте точками на рисунке , правильные ответы, соедините точки. Рефлексивный тест из пяти вопросов.

При подаче д/з предоставляется возможность выбора, возможность привлечения субъектного опыта учащихся и членов их семей.

Отличительной особенностью технологии на данном уроке является ее универсальный характер, так как упор делается на базовые компетенции образовательной деятельности и формируются ключевые компетенции.

Класс разделен на две группы: «Водовозы» и «Солевозы» Кто выбрали эмоции радости синего цвета будут «Водовозами», а те, кто красного цвета будут «Солевозами».

Работали по технологическим картам, которые включают план работы на уроке. В каждой группе предусмотрено распределение ролей:

  1. ведущий – определяет всю работу в группе, чётко следит за ходом выполняемой работы, помогает остальным, выступает от группы, даёт чёткие, полные, быстрые ответы от лица команды

  2. лаборанты - практики – выполняют практическую часть.

  3. редакторы – подготавливает краткую запись выступления для докладчика, оформление буклетов, рисунков.

  4. Эксперт- оценивает работу группы, также помогает остальным.


Активная работа учащихся поддерживалась на протяжении всего урока оптимальным сочетанием и разнообразием видов работ: фронтальной, индивидуальной и групповой.

Содержание урока соответствует требованиям программы и уровню содержания образования для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. В содержании урока прослеживается субъектный опыт учащихся. Материал для урока подобран с учетом возможностей учащихся.

Нужно много поработать, прежде, чем ребята смогут развить в себе навыки критического мышления. Смогут анализировать ситуации; разовьют гибкость своего мышления; научатся достигать цели с минимальными трудозатратами, сумеют воплощать в жизнь творческие идеи..

Также на уроке использовалась ИКТ-технология, которая несет различную смысловую нагрузку: мотивационную, проблемную, закрепляющую, контролирующую. Я показала не все возможности ИКТ, т.к. данный урок - урок практической направленности, мы провели два опыта.

В работе использовался доброжелательный тон, демократический стиль общения, субъект - субъектные отношения; учитель как помощник и консультант.

Считаю, что произошла эмоциональная взаимоотдача, мне удалось найти общий язык с учащимися и добиться поставленных целей:

- организованность и активность уч-ся на каждом этапе урока была высокая;
- дети адекватно и эмоционально реагировали на ход урока;
- судя по ответам ребят и сделанных ими выводах, думаю, что учащиеся усвоили необходимые знания по теме.


Урок открытия новых знаний имеет следующую структуру:
- этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
- этап актуализации и пробного учебного действия;

- этап выявления места и причины затруднения;
- этап построения проекта выхода из затруднения;
- этап реализации построенного проекта;
- этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
- этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
- этап включения в систему знаний и повторения;
- этап рефлексии учебной деятельности на уроке.




13


Конспект урока "Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю 6 класс"
  • Биология
Описание:

Урок в 6 классе Лабораторная работа" Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю" 

Цель: Выявить, расширить знания о передвижении воды и минеральных веществ в растительном организме.

Задачи:

1. Продолжить формирование знаний о транспорте веществ в организмах как составной части обмена веществ, как общебиологическом процессе, присущем всем организмам.

2. Раскрыть значение проводящей функции стебля и изучить её с помощью опытов, подтверждающих передвижение воды и минеральных веществ в растительном организме.

Автор Моритоева Галина Цыбендоржиевна
Дата добавления 02.03.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 2870
Номер материала 57334
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓