Главная / Начальные классы / Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе. Модуль "Светская этика. Тема "Справедливость"

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе. Модуль "Светская этика. Тема "Справедливость"

Курс ОРКСЭ

Модуль «Основы светской этики»

Тема урока: Справедливость.

Учитель Королева Алена Анатольевна.

МБОУ «Тетюшская СОШ №2» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан


Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями: Справедливость. Справедливый поступок.

  • Развивать кругозор учащихся, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения.

  • Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами

  • Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики»,энциклопедический словарь, этимологический словарь,

Участники: учащиеся 4 класса.

Форма урока: комбинированный

Использую на уроке:

1. Программы для подготовки к уроку:

  • Power point (для создания презентации)

  • AdobePhotoshop СS (для редактирования изображений)

  • Picture Manager (для редактирования изображений)

  • AIMP3 (для обработки звуковых файлов)

2. Структуры КОНЭРС

РАУНД РОБИН

ТАЙМ ПЭА ШЕА

СТЁ ЗЕ КЛАСС

РЕЛЛИ РОБИН

Билетик на выход






Ход урока


Этап

урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный


- Сегодня мы продолжим тему морали, будем говорить об отношениях между людьми.


 Вводно-мотивационный этап.


Проблемная ситуация

- Как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное?

Время подумать 5 секунд. На стенах вы видите названия качеств, необходимых в жизни человека. Займите место у одной из надписей. Образуйте пару с тем, кто к вам ближе стоит, и объясните своё мнение.15 секунд. Кто выскажется от каждой группы?20 секунд.

Вывод.Учитель –

Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание – Человек. И мы с вами на наших уроках и в разных жизненных ситуациях пытаемся в этом разобраться. Займите, пожалуйста, свои места

Структура КОНЭРС

Дети встают у карточек «Сила, ум, доброта, смелость» в соответствии с выбранным мнением



Определение темы урока

У вас на парте лежат карточки с буквами, составьте слово и вы узнаете тему нашего урока. (Справедливость)
С
егодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека.

Составляют слово «справедливость « из отдельных слогов

Этап 1. Мозговой штурм

Введение в ситуацию, знакомство со словарным значением слова «Справедливость»

 


Работа со словарями





Работа с пословицами

Предлагает продолжить предложение: «Справедливость для меня – это …» слайд №1

Затрудняетесь. Прочитайте, какое определение справедливости дано в толковом словаре СЛАЙД

  1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
    категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.


2. Слово «справедливость» произошло от старославянского слова праведный, правда.

-правда, правдивость, правосудие, беспристрастие, правдивость, непредвзятость, приговор, закон



РАУНД РОБИН

Подумайте 5 сек. Запишите на листочках.30 сек. Затем читают по очереди то ,что написали на своих листочках. Начинают с №1. Каждый читает по 15 сек.



Проверка: отвечает участник № .. стол №..


Попробуйте сделать вывод о справедливости, изучив народные пословицы.

Всяк правды ищет, да не всяк её творит.

Хлеб-соль кушай, а правду слушай.

Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.


Правду, что шило в мешке не утаишь.

Говоришь правду-правду и делай.

Без правды не житьё-вытьё.


ВЫВОД: справедливость - это правда.


ТАЙМ ПЕА ШЕА

Участники №1 и3 берут синий листочек, а участники 2 и 4-зеленые листочки. Обдумывают смысл пословиц в течение 15 сек. Делятся ответом с партнером по лицу по 20 сек.

Операционно-познавательный:

Изучение нового материала.

Знакомит с существующим в литературе значением понятия «справедливость» слайд №2

Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний.



Один из учеников зачитывает определение. Остальные записывают в опорных листах в задании №1


Справедливость определяется по 2 принципам:

1. Соразмерность (оценка по заслугам)

2. Уравнивание («равное за равное»)

Дети записывают принципы справедливости в опорные лист

 

Как часто вы слышите слово «справедливость»?

В каких ситуациях вы его упоминаете?

Ответы детей: в случае справедливого или несправедливого отношения к нам.


Работа с ситуациями

Учитель раздает ситуации группам: Возьмите листочки сиреневого цвета.

  1. Одноклассник сел на твое место  и не хочет его покидать.  (Как ты поступишь?)

  2. К тебе подошел одноклассник и сообщил тебе (грубо), что ты сидишь на его месте. (Как ты поступишь?)

  3. Ты родитель, которому позвонил классный руководитель и сообщил, что твой ребенок грубо разговаривал с одноклассником (делили место за партой) и долгое время не давал начать вести урок. (Как ты поступишь?).

Раунд Робин

Обдумать. 10 сек. Ответ в группе по одному за 20 сек.

 

 

Скажите, вам трудно было прийти к одному решению? Что мешало быстро принять решение?
Вывод: Главная трудность в различном толковании справедливости в том, что каждый понимает справедливость, так как он хочет. Одно и то же может казаться несправедливым для тебя и справедливым для другого, и наоборот.

 

 

Знакомство с высказываниями древних философов о справедливости






- В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).

Как вы думаете быть справедливым сложно?

А вот что об этом говорят знаменитые философы разных исторических эпох. Внимание на экран. (Слайды )


На экране ФЕМИДА .(Слайд )

Кто из вас знает кто это?

А почему у неё завязанные глаза? Прочитайте в опорных листах. Задание №3.

Что означают весы в её руке?

Что обозначает меч?


Посмотрите на древнегреческую богиню правосудия и справедливости.  В представление людей она была такой. Какой смысл люди в древности вкладывали в этот образ?
Богиня справедливости оснащена тремя символами: меч – символизирующий неотвратимость наказания совершившего противоправное деяние; весы - символизирующие человеческие поступки; завязанные глаза указывают на беспристрастность.

Ответы детей

Работа с медиаресурсом






Работа с опорными картами

 

 Принципы справедливого отношения

В ситуации, которую мы сегодня обсуждаем всегда два участника: награжденный или виновный, по отношению к которому поступили справедливо или нет, наградили или наказали, и человек, который вершит справедливость над другим.
Скажите, что необходимо помнить и тому и другому, глядя на богиню справедливости.


1.Поступать по совести и знать, что наказание все рано свершится.

2.Человеку, который вершит справедливость, важно иметь непредвзятое, безэмоциональное, компетентное мнение относительного того или иного вопроса, так как наградив или наказав кого-то под воздействием эмоций можно несправедливо поступить как к самому человеку, так и к другим людям. Справедливость подразумевает отсутствие эмоций.

3. Избегать в своих действиях зла.

4.Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть.

5. Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте.

6.Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.

7. Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех.

8.Не посягать на личность и достоинство человека

9.Исполнять обязанности перед другими и самим собой.


Вывод

Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя, тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может их исправить.

СТЁ ЗЕ КЛАСС

Участники 1 и 3 берете лист А4, делите его пополам и отдаете партнеру по лицу. Подумайте и запишите на листочке за 20 сек ответ на вопрос… записали- прочертите линию. Встаньте, Задвиньте стулья. За 2 минуты обменяйтесь с большим количеством участников своими мнениями. Что увидите новое - запишите себе в листочек под чертой. По стечении2 минут садитесь за столы. В группе обменяйтесь мнениями, проведите 2 линию. Читают по очереди. Остальные слушают и записывают что-то новое. Спросить один стол. Далее учитель обобщает

 

Мини-тест

Возможно, если бы люди знали и понимали это, то справедливости на свете было бы гораздо больше. Но все же мы часто являемся свидетелями или еще того хуже участниками ситуаций где кто-то, кого-то незаслуженно оскорбляет.
О чем вы думаете в первую очередь, если вас кто-то незаслуженно оскорбляет: (Учитель читает варианты ответов, записанные на слайде.) СЛАЙД.

  1. Как бы ответить ему «порезче», чтобы он “замолчал”.

  2. Как бы определить правильное внутреннее отношение к происшедшему.

  3. Как бы ответить, чтобы моя реакция не унизила меня в глазах окружающих.

  4. Как бы сохранить в душе доброе отношение к миру и к нему.

Выберите из четырех вариантов ответов три наиболее близкие вам и расставьте их в порядке убывания значимости (1 – очень важно, 2 – тоже важно, 3 – менее важно)

Конечно, важно, как вы сможете ответить человеку: мягко или жестко, остроумной фразой или молчанием, но важнее то, что будет у вас при этом в душе. Вы останетесь мудрым? человечным? сохраните внутреннее достоинство? Или превратитесь в злобного крокодила?
Если тебя «задели», ты иногда можешь даже расстроиться. Но почему? Потому что кто-то посмел так разговаривать со мной? Или меня огорчило другое – то, что я «завелся», что меня чьи-то слова «задели», что я был зол...
Правильное внутреннее отношение — это показатель того, насколько воспитана, сильна и здорова наша душа.
И это одно из главных условий успешного взаимодействия с людьми.

Традиционный опрос. Дети отмечают в таблице на желтом листочке степень важности, по их мнению, ответов



Работа в опорных листах. Задание 4




 

Просмотр м/ф «Лунтик», 237 серия. «Справедливость»

Какими качествами должен обладать справедливый человек?

Продолжите мысль. Быть человеком……. Вот что сказал об этом известный русский писатель Константин Паустовский

(«Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек» К.Паустовский

 Традиционный опрос

 

Продолжи фразу …

Наставление мудрого отца ребенку: «Если ты у него отберешь то, что он отнял у тебя, это будет справедливо. Но это - не лучшее, что ты можешь сделать.
Ты можешь ему  это подарить»

Если ты на оскорбление ответишь тем же, это будет справедливо. Но это – не лучшее, что ты можешь сделать. Ты можешь …»

 Рейли робин с партнером по плечу. Начиная с участника А они меняются короткими фразами.

Опрос учителя с целью выявления лучшего ответа. Человечного, что сказал твой партнер по плечу. Отвечает участник № стол №

Закрепление и обобщение пройденного на уроке материала


Внимание на экран.

  • Противоположность справедливости (НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ)

  • Чем нужно руководствоваться, чтобы справедливо относится к людям? (ПРАВИЛАМИ)

  • Первый признак оценки справедливости (СОРАЗМЕРНОСТЬ) (щелчок)

  • Поступок должен быть оценен по (ЗАСЛУГАМ)

  • Моральное правило, регулирующее отношение между людьми (СПРАВЕДЛИВОСТЬ)

  • Аристотель назвал справедливость совершенной (ДОБРОДЕТЕЛЬЮ)

За хороший поступок человек заслуживает награду, похвалу, уважение и (ПОЧЁТ)

Каждая команда отвечает на вопрос, номер которого соответствует номеру ее команды. Обсуждают в команде хором. Без учета времени каждого Всего 1 минута


Заключительный этап.

Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Поделитесь своими мыслями, продолжите фразы : на листочке указать фамилию имя

  1. Теперь я знаю ….

  2. Мне больше всего запомнилось ….

  3. Я нашел ответ на ….

Я желаю вам справедливости, и быть справедливыми.

 Билетик на выход

Заполняют карточку, дополняя фразы


Домашнее задание.

Задание №5

Дома вам предстоит поработать с литературными произведениями, которые у вас указаны в опорном листе. Посмотрите. И ответить на вопрос: «О каких отношениях одних героев к другим рассказывается в произведениях? Справедливы ли финалы историй?

(Морозко, Фантазёры, Цветик- семицветик, Золушка. Сказки А.С. Пушкина)



Уясняют для себя всё ли понятно.


Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе. Модуль "Светская этика. Тема "Справедливость"
  • Начальные классы
Описание:



Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.

Задачи:

·         Познакомить учащихся  с основными понятиями: Справедливость. Справедливый поступок.

·         Развивать кругозор учащихся, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения.

·         Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и  группами

·         Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики», энциклопедический словарь, этимологический словарь,

Участники: учащиеся 4 класса.

Форма урока: комбинированный

Использую на уроке:

1. Программы для подготовки к уроку:

·         Powerpoint (для создания презентации)

·         AdobePhotoshop СS (для редактирования изображений)

·         PictureManager (для редактирования изображений)

·         AIMP3 (для обработки звуковых файлов)

2. Структуры           КОНЭРС

РАУНД РОБИН

ТАЙМ ПЭА ШЭА

СТЁ ЗЕ КЛАСС

РЕЛЛИ РОБИН

Билетик на выход

Автор Королева Алена Анатольевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1287
Номер материала 52261
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓