Главная / Начальные классы / Конспект урока ОРКСЭ 4 класс

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс

hello_html_m63958ecc.gifhello_html_m63958ecc.gifhello_html_m63958ecc.gifhello_html_m63958ecc.gifМетодическая разработка урока по теме: «Милосердие».

Модуль «Основы религиозных культур и светской этики»


Цель урока: формирование ценностного отношения к окружающему миру,

пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».


Задачи урока:

    • привить школьникам нравственные понятия милосердия, человеколюбия;

    • развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;

    • способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

    • развитие нравственных качеств и творческих способностей.

Оборудование, материалы к уроку:

Учебник «Основы религиозных культур и светской этики» Е.В.Саплина, А.И. Саплин, издательство «Астрель» 2012;

толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, В. И. Даля; Д.Н.Ушакова (или печатные страницы из словарей);

карточки для групповой работы с текстами, презентация по теме; мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент. Настрой на работу в кругу.









Слайд 1. Приветствие.

Возьмитесь за руки, пожмите друг другу руки. Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить об очень важном. О том, что волнует многих живущих на нашей планете.

-Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга.

-А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Порадуйтесь за себя.


Приветствие по просьбе учителя с рукопожатием.






Рассказы о добрых поступках.


2.Актуализация знаний


Слайд 2.

Чтение (пересказ) притчи «Если ты такой милосердный, то забирай даром»

- О чём эта притча?

-Как назвал продавец мальчика?



-Каким качеством обладал мальчик?




О мальчике, который хотел купить котёнка. Он был расстроен тем, что не хватает денег.

Жалостливый, добрый и т.д.

  1. 3.Постановка учебной задачи









4.      «Открытие нового знания»

 


-Кто догадался, какая тема нашего урок урока сегодня?

Слайд 3.

На доске появляется слово

« милосердие».

-Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока?





Слайд 4.

Работа со словарями.

- Работая в группах со словарями разных авторов и статьёй учебника, вы узнаете о лексическом значении слова «милосердие».

Слайд 5.

- Что такое милосердие?

- Из каких же слов рождено это слово?

Слайд 6.

В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – добровольный дар, щедрость. Сердце - милосерден тот, у кого этот дар идет от сердца. Милосердие ( по Ожегову) – готовность помочь кому –нибудь или простить кого - нибудь из сострадания, человеколюбия.

Милостыня – подаяние нищему.

Слайд 7.

-А какие синонимы можно подобрать к слову “милосердие”?





А вот как об этом написала свои стихи Мостовая З.В. Послушайте. (чтение учеником)



























-Как часто видели вы милосердие в реальной жизни?


Ответы детей могут быть (добро, любовь, милосердие…)










Ученики находят значение слова в словаре С.И.Ожегова, В.И.Даля, Ушакова Д.Н.









Представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение заданного слова.













Из набора слов надо выбрать уч-ся слова – синонимы (гуманность, самоотверженность,отзывчивость,доброта,долг,сочувствие,человечность,забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь…)


Чтение учеником для класса.

Мостовая З.В.  «Умей..»

За боль умей благодарить,
Умей понять других тревогу.
Умей, скорбящим скорбь дарить,
Заблудшим - указать дорогу.
Умей упавшего поднять
И с нищим поделиться хлебом,
Убогого умей понять,
Он как и ты, дарован небом.
Обиды все забыть сумей,
Хотя бывает очень сложно ...
Умей ценить, любить умей,
Жить по - другому невозможно!



  1. 5.Первичное закрепление


Прочитайте небольшой отрывок из рассказа на ваших карточках и постарайтесь ответить на вопросы.

Как вы оцениваете поступки ребят?

Почему так делать нельзя?



- Ребята, а зачем нам милосердие? - Какая в нём выгода?



Вывод: Только та помощь, которую мы совершаем без какой либо выгоды, и есть милосердие,

бескорыстная помощь.


(Ответы детей)

Дети читают отрывок и делают свои выводы, которые потом приводятся к единому мнению, милосердие должно быть не в награду.


6. Включение нового      знания в систему знаний и повторение.










































- Придаётся ли в других религиях милосердию также огромное значение?

Слайд 8. Иудеи считают очень важной благотворительность, раздачу милостыни и проявление участия к людям.

Слайд 9. Христианство. Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, а ближнего твоего возлюби, как самого себя.



Слайд 10. Исполняя завет Иисуса, христианская церковь уже много веков помогает бедным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, всем, кто попал в беду.

Она строит больницы, приюты для сирот, собирают пожертвования для пострадавших в катастрофах.



Слайд 11.

Ислам уделяет много внимания вопросам милосердия. В Коране Бог говорит, что все, чем владеют люди, принадлежит Богу, поэтому верующие должны выделять на благотворительность обязательный налог – закят, который идет на помощь нуждающимся.

Слайд 12.

Все учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам.

Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не навредить ни одной живой душе в этом мире.

Бодхисатвы – существа, которые живут ради помощи и спасения других живых существ.



Какой можете сделать вывод?



Вывод: Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным.



-А что главное в помощи?

Какие добрые дела можете уже сделать вы сами?

Захотелось ли вам сделать доброе дело?





А сейчас прослушаем стихотворение о милосердии, которое подготовила ваша одноклассница.

















Совпали ли ваши перечисленные добрые дела с содержанием стихотворения?

Слайд 13.

- Кто нуждается в нашей помощи?

Слайд 14.

Птицы – наши друзья!


































































(Ответы детей)

Все религии учат милосердию.











Ответы детей

Рассматривание картинок в учебнике

с. 91









Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.






Ответы детей.



Дети вспоминают

7. Рефлексия      деятельности.

Итог урока.


Слайд 15.

Предлагаю собрать ромашку-милосердия в парах.(на лепестках записаны слова, отобрать нужное), а потом мы вместе соберём поляну милосердия.

Слова на лепестках( равнодушие, сочувствие, черствость, жалость, бездушие, злость, доброта, милый, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, сердечность, безжалостность)




Под музыку дети собирают ромашки, а затем прикрепляем их на доску



Самооценка:

  • Урок понравился, мне было интересно.

  • Мало узнал на уроке, только время потерял.

  • Много узнал на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме.

  • Урок не понравился, мне было скучно.


8 Домашнее задание

1.Выполнить задания в печатной тетради.

2. Предлагаю прочитать из рубрики «Размышляем. Обсуждаем» рассказ А.Платонова «Юшка»

3. Рекомендую посмотреть фильмы, в рубрике «Кинозал»

4*. Поработать с информацией и узнать о благотворительных фондах в России в настоящее время.

  1. Во Владимире есть «Милосердие и порядок» областная патриотическая общественная организация

Чем они занимаются, кому помогают ?




Смотри приложения к уроку!



































Приложение 1

Если ты такой милосердный, то забирай даром

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. – Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.















Приложение 2





Карточка 1



«….Один мальчик помог чужой бабушке донести домой тяжёлую сумку.

Поставил он сумку у дверей квартиры и сказал: «Бабушка! Я тебе помог, а ты мне за это дай 30 рублей на мороженое»




Карточка 2



« …Вечером бабушка штопала бельё. Витя наблюдает, как долго бабушка вдевает нитку в иголку, ну просто мучается.

- Ты плохо видишь? – спросил внук.

- Да, глаза старенькие и темно вечером, - ответила бабушка.

- Может, ты мне поможешь? – обратилась бабушка.

- Помогу, только ты мне должна дать за это шоколадку!






Карточка 3



« …В школе объявили конкурс поделок для ребят детского дома. Все ребята мастерили поделки с большим желанием. Очень хотели ребята доставить радость детям детского дома. А Катя интересовалась, что же в награду будет за участие в конкурсе».






Карточка 4



Недавно видел картину — домашняя кошка упала из окна, ушиблась и сразу даже подняться не смогла. Вокруг стали собираться собаки с явно нехорошими намерениями. В это время Петя шёл из школы и увидел эту сцену. Быстро, не раздумывая, мальчишка схватил кошку и скрылся в подъезде …




Карточка 5



Мы с подругой были в торговом центре и выиграли по мягкой игрушке в рекламной викторине. Шли и увидели мальчика в инвалидной коляске. Он был с папой. У нас почему- то сразу возникло желание подарить игрушки ему. Он сказал «Спасибо». Его отец чуть не расплакался. Оказывается, мальчик не разговаривал и не ходит уже несколько месяцев.


Приложение 3

Рефлексия:






Урок понравился, мне было интересно.









Мало узнал на уроке, только время потерял.



Много узнал на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме.



Урок не понравился, мне было скучно.




































Конспект урока ОРКСЭ 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Цель урока:  формирование ценностного отношения к окружающему миру, 

                      пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».

Задачи урока:

         привить школьникам нравственные понятия милосердия, человеколюбия;

         развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;

         способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию,   отстаивать свою точку зрения;

         развитие нравственных качеств и творческих способностей.

Оборудование, материалы к уроку

Учебник «Основы религиозных культур и светской этики» Е.В.Саплина, А.И. Саплин, издательство «Астрель» 2012;

толковые словари  русского языка  авт. С.И. Ожегова, В. И. Даля; Д.Н.Ушакова (или печатные страницы из словарей);

 

карточки для  групповой работы с текстами, презентация по теме;  мультимедийный проектор, экран.

Автор Помещикова Ирина Алексеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 962
Номер материала 32396
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓