Главная / Начальные классы / Конспект урока ОНМ во 2 классе на тему

Конспект урока ОНМ во 2 классе на тему

MCj04382490000[1]

  1. ДЕЛОВАЯ ИГРА:

УРОК – СИМПОЗИУМ ВО 2 КЛАССЕ НА ТЕМУ «КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЁТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР».

Задачи:

1.Мотивирующая: Вызвать интерес учащихся к процессу познания окружающего мира.

  1. Обучающая: Познакомить детей со способами познания окружающего мира, органами человеческого тела, отвечающими за различные формы познания; познакомить с интересными фактами из жизни животных.

  2. Воспитательная: Воспитывать внимательное отношение к своему здоровью.

  3. Развивающая: Развивать память и речь учащихся, развивать кругозор.

  4. Контролирующая: Проверить подготовленность к уроку докладчиков, усвоение темы учащимися в конце урока.

ОБОРУДОВАНИЕ:

картинки, таблица, тетради, предметы для проведения опытов, магнитофон.

ТИП УРОКА: нестандартный.

ПЛАН УРОКА:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Орг.момент.

Постановка задач.

Выявление знаний учащихся по теме урока.

Эксперимент 1 «Органы слуха».

Эксперимент 2 «Органы вкуса».

Эксперимент 3 « Органы осязания».

Эксперимент 4 «Органы зрения».

Эксперимент 5 «Органы обоняния».

Решение проблемного вопроса.

Объяснение домашнего задания.

Подведение итога урока с помощью кроссворда.

1мин

1мин

3мин

6мин

6мин

6мин

6мин

6мин

1мин

1мин

3мин


СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Орг. момент.

  2. Постановка задач урока.

- Сегодня у нас не обычный урок. Представьте себе, что вы все учёные. Я - главный научный сотрудник Елена Александровна. У нас в классе проходит научный симпозиум - это собрание, на котором решаются научные вопросы, проблемы.

Наши гости - корреспонденты. Они внимательно наблюдают за ходом симпозиума, и всё записывают в свои блокноты.

Сегодня нам предстоит решить жизненно важную для всего человечества проблему.

Как человек познаёт окружающий мир? Многие учёные годами ломали над этим голову. А нам, уважаемые коллеги - учёные, предстоит сделать это открытие за 40 минут.


На каждого ученика раздаются таблицы – протоколы. Дети их заполняют по ходу работы. У учителя на доске готовая таблица, которую он открывает постепенно, по ходу проведения экспериментов.


п/п

Что делает человек?

Какие части тела участвуют?

Как называется группа органов?

1

Видит

Глаза

Органы зрения

2

Нюхает

Нос

Органы обоняния

3

Ощущает вкус

Язык

Органы вкуса

4

Осязает

Кожа

Органы осязания

5

Слышит

Уши

Органы слуха

Объектом исследования является человек.

3. Выявление знаний по теме.

- Мы с удовольствием выслушаем ваши соображения по этому вопросу.

Дети высказывают свои соображения по теме урока.

4. Эксперимент № 1.

1. У нас есть возможность провести несколько научных исследований этой темы и на их основе сделать выводы. Внимание! 1-й научный эксперимент! ( Звучит мелодия знакомой песни).

Что сейчас прозвучало? (песня «Антошка») Как догадались? Какая часть человеческого тела помогла нам угадать? (уши)

2. Совершенно верно! Давайте приступим к заполнению наших научных протоколов.

№1 Уши - орган слуха.

3. Уши, уважаемые коллеги, играют очень важную роль. А скажите, пожалуйста, почему у некоторых людей, рождённых с хорошим слухом, со временем слух ухудшается? Что влияет на слух?

(Шум города, громкие звуки, громкая музыка в наушниках, простуда и. д.)

-Поэтому слух надо беречь. Как может человек сберечь слух?
(Не простывать, реже слушать громкую музыку и т. д.)

4.Итак, благодаря слуху мы можем по звуку определить некоторые предметы из тех, которые не видим. Чем больше человек запоминает различных звуков, тем лучше у него слуховая память. И постепенно в мозгу у него вырисовывается слуховая гамма окружающего нас мира, т.е. слуховая картинка. Слуховую память нужно развивать. Один из способов тренировки слуховой памяти - запоминать как можно больше стихов,
рассказов, песен со слуха. Если вы не просто слушаете сказку, а пытаетесь запомнить и пересказать, вы тем самым тренируете свою слуховую память.

5.На наш симпозиум приглашена группа зоологов. Что интересного они могут сообщить нам по этому вопросу?

Очень чуткий слух у сов, кошек, собак и других животных. Есть такое животное, которое даже в темноте пещер, где и сова ничего не различает, чувствует себя прекрасно. Это — летучая мышь. Но зрение здесь ни при чём. Обо всех преградах на пути она узнаёт благодаря сверхчутким ушам. Когда летучая мышь летит, она постоянно пищит, но писк у неё такой тонкий, что человек его не может слышать. Летит мышь, пищит, а впереди - ветка. Отразилось от ветки эхо - тотчас уши подсказали летучей мыши: «Немедленно сворачивай!».

5.Эксперимент №2.

1.К доске выходят 3 человека. Игра «Угадай, что съел».

В стаканчиках: сахар, соль, таблетка.

-Как догадались, что в этих коробочках?

-Какие части человеческого тела участвовали в определении вкуса у этих веществ?

-Язык-орган вкуса. На кончике языка находятся вкусовые рецепторы, благодаря которым, человек различает пищу. От языка сигнал поступает в мозг и остаётся в памяти человека.

2. А что во рту помогает человеку размельчать предметы, чтобы почувствовать вкус? (зубы)

Как нужно ухаживать за зубами? (чистить после еды и перед сном, жевать после еды жвачку без сахара)

3.Заполним наши протоколы.

4.Сообщение зоологов.

Дневные бабочки пищу пробуют не ртом, а кончиками лапок. Лапки у них устроены так, что чувствуют вкус. Рыбы, например, не нюхают, они пробуют воду на вкус. Зверям в этом с ними тягаться нечего! Акулы чувствуют вкус брошенного в воду куска, мяса за несколько километров. Провели опыт: в аквариум с пескарями капнули несколько капель воды из аквариума со щукой. Рыбёшки начали метаться, не зная, куда, спрятаться от страшной зубастой хищницы, которой на самом деле не было.

6.Эксперимент №3.

1.Определите предметы на ощупь (зайка мягкий и машинка твёрдая)

-Угадайте, каким предметом прикоснулись к щеке.

-Как мы определили, какой предмет? (на ощупь)

-А в случае с зайкой? (по прикосновению к щеке)

-Что у нас есть на щеке, и на руке, и по всему телу? (кожа)

-Ребята. Кожа-это орган осязания. На коже находятся чувствительные рецепторы, которые при прикосновении могут сообщить нашему мозгу тёплый предмет или холодный, мягкий или твёрдый, гладкий или шероховатый. А в нашем мозгу складывается образ множества предметов, полученных на ощупь.

2.За кожей тоже требуется уход. Какой? ( Мыть с мылом, чтобы не было кожных заболеваний, т.е. содержать в чистоте)

3.Заполним наши протоколы.

4.Что думают по этому вопросу наши зоологи?

Усы животным просто необходимы. Это их орган осязания. Например, муравей с помощью усов, как с помощью антенн ощущает другого муравья и может определить свой он или чужой. Животные распознают предметы на ощупь: примерно так же, как мы, люди, пальцами. И хотя мы говорим: «усы», никаких усов у зверей нет. Есть чувствительные волоски, которые по своему виду напоминают усы. По научному усы называют «вибрисы». Вибрисы у некоторых животных могут быть и на теле, и на ногах. Они необыкновенно чутки. Например, есть кошки, у которых обломались усы, они не могут ловить мышей.

7.Эксперимент№4.

1.На плакате несколько разных предметов. 6 из них повторяются. Нужно запомнить их и назвать, после того, как я уберу плакат.

-Мы сейчас с вами тренировали зрительную память. И на уроках математики, когда вы запоминали ряды геометрических фигур, и на русском языке, запоминая написание словарных слов по карточкам, тоже. В нашем мозгу мы формируем зрительный образ различных предметов и слов.

2.Какой орган тела помогает нам увидеть красоту окружающего мира, цвет и форму предметов? (глаза)

- Глаза - это орган зрения. Но часто бывает так, что человек в процессе жизни утрачивает зрение. Из-за чего это может произойти? (плохое освещение, много смотрим телевизор, долго играем в компьютер, лёжа читаем)

-Как помочь нашим глазам дольше сохранить хорошее зрение? (беречь глаза, выполнять гимнастику для глаз, носить очки, если врач прописал)

3.Выполним гимнастику для глаз:

а) вращение глазами

б) карандаш к носу

4.Теперь, когда наши глаза отдохнули, заполним наши протоколы.

5.Уважаемые зоологи, выслушаем ваши сообщения.

Ночью охотятся четвероногие хищники: кошки, хорьки, лисицы, волки. С сумерками выходят на промыслы ёжики, заяц, бурундук, мыши и крысы. Всем, животным помогает отыскивать пищу в темноте удивительное зрение. Лучше всех в темноте видят филины и совы. Глаза у них большие и устроены так, что улавливают самый слабый свет. Мы, люди, считаем тьму непроглядной, а для совы незаметного нам света вполне достаточно для охоты.

8. Эксперимент №5.

1.Определить по запаху (уксус, одеколон, ванилин) -Какие ещё запахи вам знакомы?

-Есть люди, в памяти которых запахов гораздо больше, чем различаем мы с вами. Они отличают оттенки запахов, даже незаметные для нас. Людей такой профессии называют дегустаторами.

-С помощью какого органа мы определяем запахи? (нос)

-Нос - это орган обоняния.

2.Когда наш нос плохо дышит? (когда мы простываем ).

-Значит, нам не следует простывать, а для этого, что нужно делать? (закаляться)

-За носом нужно ухаживать. Прочищать нос несколько раз, прополоскать водой, чтобы воздух проходил свободно. Если заболели, пользоваться каплями и носовыми платками.

3.Запишем данные наших исследований в протоколы.

4. Слово зоологам.

Учёные смогли лишь приблизительно определить остроту чутья некоторых животных. Самая чуткая собака может обнаружить дичь в безветренную погоду на расстоянии 80 шагов. Некоторые ночные бабочки могут обнаружить запах более чем за 10 километров.

9.Проблемный вопрос.

- Может ли человек до конца познать окружающий мир, если у него не работают некоторые из этих органов? Нет. Картинка мира будет неполной.

10. Домашнее задание.

- Прежде чем завершить наш научный семинар, уважаемые коллеги, разрешите задать вам домашнее задание.

-Таблицу перечертить в тетрадь и запомнить. Подготовить по таблице рассказ « Как человек познаёт окружающий мир»

11.Итог урока (кроссворд).

Человеческая антенна — уши (слуха).

Орган осязания - кожа.

Брат с братом через дорогу живут, а друг друга не видят – глаза (зрения).

Человеческие антенны — уши (слуха).

Между двух светил, я один – нос (обоняния).

Всегда во рту, а не проглотить – язык (вкуса).


Конспект урока ОНМ во 2 классе на тему
  • Начальные классы
Описание:

      ДЕЛОВАЯ ИГРА:

 УРОК – СИМПОЗИУМ ВО 2 КЛАССЕ НА ТЕМУ  «КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЁТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР». Сегодня у нас не обычный урок. Представьте себе, что вы все учёные. Я - главный   научный   сотрудник  Елена  Александровна. У нас в классе проходит научный симпозиум - это собрание, на котором решаются научные вопросы, проблемы.

Наши гости - корреспонденты. Они внимательно наблюдают за ходом симпозиума, и всё записывают в свои блокноты.

Сегодня нам предстоит решить жизненно важную для всего человечества проблему.

Как человек познаёт окружающий мир? Многие учёные годами ломали над этим голову. А нам, уважаемые коллеги - учёные, предстоит сделать это открытие за 40 минут.

 

Автор Абдурахманова Елена Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 518
Номер материала 24756
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓