Главная / Начальные классы / Конспект урока окружающего мира в 4 классе

Конспект урока окружающего мира в 4 классе

Описание конкурсных материалов

Автор (ФИО, ОУ, должность

Соловьева Ольга Владимировна

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №115 Советского района городского округа город Уфа РБ

Учитель начальных классов

Координаты автора

Домашний адрес: г.Уфа, Б. Бикбая 32, кв.5

Домашний телефон: (347)2 34-70-05, сот. 8917 35 15 235, рабочий телефон: (347) 2 23-36-53

Название

Урок в начальной школе

Форма

Урок + презентация

Учебный предмет, класс

Окружающий мир, 4 класс

Название темы или раздела учебного курса

Путешествие бутерброда

Краткая аннотация урока

Урок знакомит учащихся с органами пищеварительного тракта, с работой пищеварительной системы человека, с ролью питательных веществ в жизни человека, продолжает развивать у учащихся понятие о связи строения и роли органов человека

План-конспект урока

  1. Повторение пройденного (органы человека, их значение в организме)

  2. Знакомство с новым материалом

- органы пищеварения

- питательные вещества

- витамины

3)Практическая работа

4)домашнее задание

5)Закрепление пройденного (отгадывание кроссворда)

6)Итог урока

Методические рекомендации к проведению урока

Необходимо проводить уроки окружающего мира с помощью мультимедийного оборудования, совмещая теоретический материал с практической работой, так как у учащихся 10-11 лет преобладает наглядно- образное мышление и ребёнок хорошо запомнит то, что увидит в интересной форме, на современном оборудовании, в ярких красках, закрепит на практике.

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

Программа «Окружающий мир» учебно-методического комплекта по системе «Школа-2100»

Цели, задачи дидактического материала

Цель: формировать новые анатомо-физиологические понятия, продолжить развивать понятие о связи строения и роли органов человека.

Задачи: развивать интерес к предмету «Окружающий мир», творческое мышление, речь, умения анализировать, размышлять, делать выводы, устанавливать причинно -следственные связи, расширять кругозор учащихся, умения работать с учебником, дополнительным материалом, воспитывать активность, внимательность, любознательность, позитивное отношение к здоровому образу жизни.

Содержание дидактического материала

- презентация, сопровождающая все пункты плана урока,

- учебник – рабочая тетрадь,

- упаковки от продуктов с таблицами питательных веществ

-кроссворд

Ресурсы дидактического материала

- графические изображения,

- кроссворд,

- презентация,

- таблицы питательных веществ,

-звуковой фон (умиротворяющая музыка- шум прибоя, шелест листьев)

Используемые источники информации

- Интернет,

- личные мультимедийные файлы,

-Литература:

1) Вахрушев А.А., Раутиан А.С., Родыгиной О.А. «Окружающий мир: Человек и природа», 4 класс

Волгоград, 2005г.

2)Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра».

С-П., 1995

3) Рещетников Г.Н., Стрельников Н.И. «Окружающий мир: занимательные материала».

Волгоград, 2008г

4)Сухорукова Т.В. «Методические рекомендации» к учебнику «Окружающий мир: Человек и природа», 4 класс.

Волгоград, 2005г

Возможности использования дидактического материала педагогом и учащимися

Можно использовать при изучении нового материала, при практической работе по закреплению пройденного.



























Урок по окружающему миру


Класс: 4 В.

Тема: Путешествие бутерброда.


Цели:

Формировать новые анатомо- физиологические понятия: о питательных веществах, пищеварении, роли органов пищеварения, развивать понятие о связи строения и роли органов человека.

Задачи:

  1. Развивать умение работать с книгой, дополнительным материалом, обосновывать своё мнение.

  2. Развивать творческое мышление, речь, умения анализировать, размышлять, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи, познавательные способности.

  3. Воспитывать активность, внимательность, любознательность, позитивное отношение к здоровому образу жизни.


Оборудование: учебник, ноутбук, мультимедийное оборудование, упаковки от продуктов, таблица питательных веществ, кроссворд.


Аудитория класса.

В классе 27 человек, из них 11 мальчиков. Возраст 10-11 лет. Дети способны делать логические выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Большая часть детей имеет развитый кинестетический канал восприятия. Наглядно-образное мышление развито у 15 человек, 6 детей со смешанным типом, у 6 детей – понятийно-логическое.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

- В течение многих веков человечество искало ответ на вопрос, что такое жизнь. Живем мы с вами, не задумываясь над тем, как мы устроены. Ты человек. Мальчик или девочка. Твое тело слушается тебя, но, в то время, как ты сидишь или бежишь, в организме происходит сложная работа.

- Организм человека состоит из частей – органов.

- Приведите примеры органов человека (Глаза, сердце, лёгкие – вот примеры органов)

- Какую работу выполняют названные тобой органы? (Каждый орган имеет определенное строение и выполняет определенную работу. Например, с помощью глаз человек видит все вокруг. Глаза – орган зрения. С помощью легких человек дышит. Легкие – орган дыхания)

- Какой орган защищает наше тело от жары, холода, повреждений? (Кожа)

- Для чего человеку скелет? (Обеспечивает опору и движение организма)

- Что приводит скелет человека в движение? (Мышцы)

- А вы знаете, сколько мышц в организме человека? (В теле человека 650 мышц)

- А сколько из них используется при ходьбе? (200)

Вывод: каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека. Это необходимо для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье.

III. Проблемный вопрос.

- Что произойдет, если по какой – либо причине человек долгое время не будет есть?

Учащиеся высказывают свое мнение по заданной проблеме.

IV. Постановка учебной задачи.

- Для чего вообще нужно есть?

- Что человек ест?

  • Если бы тебе дома мама дала кусочек сырого мяса, горсть риса и сырую картошку, тебе понравился бы такой завтрак? (Ответы детей).

  • Чтобы ты попросил приготовить:
    – из мяса?
    – из риса?
    – из картофеля?
    (Ответы детей).

- Точно так же и клеткам нашего организма нужна обработанная пища. Она должна быть жидкой и легко усваиваться в крови, потому что только кровь может донести её до каждой клетки.

- Как же превращаются в жидкие растворы хлеб и мясо, каша и картофель, компот и конфеты?

- Этим занимаются органы пищеварения.

- Тема нашего урока: «Путешествие бутерброда» и работать мы с вами будем по плану, который вы видите на доске (слайд 1).

План:

1. Зубы

2. Язык

3.Желудок

4.Кишечник

5. Белки, жиры и углеводы.

6.Витамины

V. Физминутка.

- Из каких слов образовано слово пищеварение? (От слов пища и варение, то есть, наверное, пищу варит).

- Какую же роль играют органы пищеварения в организме человека?

- Внутри нашего тела скрывается удивительная кухня (слайд 2). Её можно сравнить с очень длинным извилистым коридором. У взрослого человека он тянется целых 8 метров. Но он так ловко уложен, что помещается в небольшом пространстве. Наша внутренняя кухня состоит из нескольких отделений. Всё, что бы ты ни съел, проходит через все её отделения по очереди, пока не превратится в прозрачные растворы, которые легко впитает и быстро разнесёт по клеткам кровь. И вот сегодня мы отправимся в путешествие с бутербродом.

- Вначале бутерброд попадает в «зубы» (слайд 3), а у зубов разные «профессии».

- Откроем учебник на странице 20 и рассмотрим иллюстрацию. У ребёнка 24 «молочных» зуба. Человек растёт, а зубы – нет, и расстояние между зубами увеличивается. Поэтому когда рост челюстей заканчивается, «молочные» зубы заменяются на более крупные и прочные – постоянные зубы. У взрослого человека их 32: по 16 в верхней и нижней челюстях, по 8 с каждой стороны.

- Выполним в учебнике на странице 20 задание 2 (Уч-ся выполняют задание, смотря на иллюстрацию ниже, устанавливают роль каждого типа зубов в захватывании и измельчении пищи. В результате правильного выполнения задания они должны получить следующий текст: «Резцы откусывают, клыки перекусывают жесткие волокна, предкоренные измельчают, коренные перетирают, пережёвывают пищу» - слайд 4)

- Во рту всем распоряжается язык. Он определяет на вкус, съедобна ли пища, и подталкивает её под язык (слайд 5).

- Слюнные железы выделяют слюну, которая смачивает пищу и начинает её переваривать. Язык помогает проглотить пищу, которая уже достаточно измельчена и смочена.

- Через глотку обработанная во рту пища попадает в пищевод (слайд 6) – мускульную трубку, которая проталкивает её в желудок (слайд 7). Желудок похож на мешок. Этот мешок у каждого человека расположен под рёбрами. Потрогайте его рукой. Нашли свой желудок?

- Когда ребёнок рождается, его желудок имеет длину 5 см.У взрослых любителей поесть размер желудка иногда превышает футбольный мяч. У малоежек он может быть размером с кулак. Стенки желудка состоят из мышц, а внутренняя поверхность выстлана клетками, выделяющими желудочный сок.

- Однако, желудочный сок не может переработать все вещества, которые были в бутерброде. Поэтому желудок время от времени сокращается и проталкивает пищу по частям дальше в кишечник (слайд 8). Подумайте, почему надо хорошо пережевывать пищу? (Ответы детей).

- Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки. Сюда в тонкую кишку попадает поджелудочный сок, который выделяет поджелудочная железа и желчь, которую вырабатывает печень. По мере того, как пища переваривается, питательные вещества через стенки тонкой кишки всасываются в кровь и разносятся по телу.

- А та часть бутерброда, которая не поддалась перевариванию перешла в толстые кишки. Здесь за неё принялись полезные кишечные бактерии, постоянно живущие в толстой кишке. Они переработали в прозрачные растворы последние остатки нашего бутерброда. Вы когда-нибудь наблюдали, как делают яблочный сок? В итоге получаем сок и отходы. Так и после переваривания бутерброда остаются отходы, которые через кишечник удаляются наружу.

- Весь процесс переваривания пищи занимает 5-6 часов.

- Пищеварительная система человека защищена от усвоения вредных и ядовитых веществ. Если они попадают в желудок, сигнал оттуда по нервам идёт в мозг, который включает механизм рвоты. Стенки желудка сжимаются, всё его содержимое выбрасывается наружу через рот, - и организм спасён.

- Итак, какие органы участвуют в пищеварении (слайд 9)?

- Пища человека, как вы помните, состоит из органических веществ. Органические вещества бывают трёх основных типов: белки, жиры и углеводы (слайд 10). Молекулы каждого из них могут распадаться на более простые вещества, как бусы на бусинки. Вы, наверное, обращали внимание: на упаковках продуктов обычно написано, из каких веществ они состоят и сколько энергии содержат (учащиеся смотрят упаковки от продуктов, стоящие на их партах).

- С помощью учебника (страница 21) заполним таблицу на доске.

Питательные вещества.

Названия веществ

Значение для организма

В каких продуктах содержится

Белки (слайд 11)

Служат основным «строительным материалом» для тела человека.

Творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль.

Жиры (слайд 12)

Обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом» тела.

Сливочное и растительное масло, маргарин, сметана.

Углеводы (слайд 13)

Главный поставщик энергии для тела.

Сахар, крахмал, хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты.

- Кроме белков, жиров и углеводов организму человека необходимы и другие вещества. На рисунке (страница 23, задание 3) вы видите продукты, богатые водой, минеральными солями, витаминами. Распутайте нити и определите, какие продукты богаты этими веществами.

- Особое внимание хочу уделить значению витаминов в жизни человека (слайд 14).

- Каждый витамин выполняет в организме вполне определенную задачу.

- Витамин А – способствует росту клеток и влияет на остроту зрения (слайд 15).

- Витамины группы В – улучшают большинство обменных процессов в организме (слайд 16).

- Витамин С – участвует в выработке и расходе энергии и повышает сопротивляемость организма к заболеваниям. (слайд 17)

- Витамины А,D,E – помогают в усвоении пищи.

- Витамин К – влияет на свертываемость крови.

- Витамин РР – нужен для работы нервной системы и кишечника.

- Вывод: витамины необходимы для сохранения и укрепления здоровья. Их особенно много в овощах и фруктах.

VI. Практическая работа.

Заполнение таблицы на доске и в тетрадях. Работа проводится под руководством учителя.

Продукты

Пищевая ценность (содержание в 100 г)

белки

жиры

углеводы

витамины

Сельдь атлантическая (консервы)

17г

18г

-


Зеленый горошек

3,1г

-

6,5г

К, Са, Р, Fe

Сгущенное молоко

7,2г

8,5г

56 г


Лапша «Биг Бон»

8,2г

19,3 г

49,9г

В1, В2, В6

Пудинг кокосовый

1,7г

2,2г

18,6г

 

Печенье сахарное

7,8г

17,7г

65,2г

 

Вывод: - Какие питательные вещества человек получает с пищей?

- В каких из этих продуктов самое высокое содержание : а) белков, б) жиров, в) углеводов?

- Обведите соответствующее число в таблице.

VII. Физминутка.

VIII. Домашнее задание.

- Выполните задание 6, на странице 24 . (дети составляют меню, в которое включены все необходимые организму вещества.)

IX. Отгадывание кроссворда.

 

 

 

 

1

з

у

б

ы

 

2

ж

е

л

у

д

о

к

 

 

 

 

 

3

с

о

к

 

 

 

 

 

 

 

4

р

о

т

 

 

 

 

 

 

5

о

р

г

а

н

6

п

и

щ

е

в

о

д

 

 

7

ж

е

л

ч

ь

 

 

 

 

8

 

к

и

ш

е

ч

н

и

к

  1. Чем пережевывается пища?

  2. Орган пищеварения, следующий за пищеводом.

  3. Что выделяет желудок?

  4. Где начинается обработка пищи?

  5. Часть организма, имеющая определённое строение и специальное назначение?

  6. Отдел пищеварения, соединяющий глотку с желудком и служащий для проведения пищи.

  7. Что выделяет печень?

  8. Отдел пищеварительной системы, состоящей из кишок и следующей за желудком.

- Какое слово получилось по вертикали? Здоровье.

X. Подведение итогов.

- Из каких органов состоит пищеварительная система?

- Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?

- Как нужно заботиться о своём здоровье? Что означает понятие «здоровая» пища (слайд 18)?



Конспект урока окружающего мира в 4 классе
  • Начальные классы
Описание:

                 Цель урока: формировать новые анатомо-физиологические понятия, продолжить развивать понятие о связи строения и роли органов человека.

          Задачи урока: развивать интерес к предмету «Окружающий мир», творческое мышление, речь, умения анализировать, размышлять, делать выводы, устанавливать причинно -следственные связи, расширять кругозор учащихся, умения работать с учебником, дополнительным материалом, воспитывать активность, внимательность, любознательность, позитивное отношение к здоровому образу жизни.

Урок знакомит учащихся с органами пищеварительного тракта, с работой пищеварительной системы человека, с  ролью питательных веществ в жизни человека, продолжает развивать у учащихся понятие о связи строения и роли органов человека

 

Автор Соловьева Ольга Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1150
Номер материала 37746
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓