Главная / Начальные классы / Конспект урока окружающего мира в 3 классе

Конспект урока окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Тема. Почва – важнейшая часть экосистемы.

Цель. Объяснить причину плодородия почв с учётом знаний о круговороте веществ.

Формирование УУД

  • личностные: оценивать жизненные ситуации и деятельность людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

  • регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; преобразовывать информацию в разные формы;

  • коммуникативные: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • предметные: приводить примеры живых организмов разных «профессий», устанавливать взаимосвязи между частями экологической системы.

Место занятия в учебном процессе: 4 урок в тематическом блоке «Экологические системы».

Тип урока: обучение новым знаниям на основе системно-деятельностного метода.

Вид занятия: урок с использованием практической деятельности.

Метапредметная тема: постановка проблемы.

Используемые технологии и методы обучения: технология проблемного диалога, исследовательская деятельность, групповой метод (работа в парах), частично-поисковый метод, практический метод, здоровьесберегающая технология, технология оценивания учебных успехов.

Способы контроля: составление схемы-модели, фронтальный опрос, практическая работа.

Оборудование:

  • индивидуальное: учебник А. Вахрушева (3 кл.), мини-лабаратория (стакан с водой, поддон с почвой, салфетки, мерная ложка)

  • демонстрационное: презентация Microsoft PowerPoint, магнитная таблица «Экосистема» (приложение 1), лабораторное оборудование (спиртовка, стакан воды, тарелочка с почвой, стекло для нагревания, пипетка), отростки цветка в горшке и стакане.

  • для исследовательской деятельности в группах: зёрна овса, поддоны для почвы, составные части почвы (песок, глина, перегной, минеральные соли), ёмкости с водой.















Технология проведения урока (этапы)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

- Дети, сегодня на уроке окружающего мира мы с вами будем сотрудничать, т.е. открывать новые знания вместе. Улыбнитесь одноклассникам и мне, пожалуйста, пожелаем друг другу успеха.

- А я к вам пришла не с пустыми руками, а с цветами. Интересно? Но об этом - чуть позднее.


Дети слушают учителя, выполняют его просьбу.


К: умение совместно договариваться; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

II. Актуализация знаний

Цели:

- организовать актуализацию знаний

  • На прошлом уроке вы узнали о том, что в экосистеме нет ничего лишнего. Что это значит? (всё, что в ней производится, полностью используется её обитателями)

  • Значит ли это, что экосистема может существовать без посторонней помощи? Докажите. (обитатели экосистемы приспособились к совместной жизни)

  • Как можно назвать эту приспособленность организмов? (сообщество)

  • Попробуйте узнать часть экосистемы по группе ключевых слов, чтобы выстроить общую схему системы.

(слайд 1.1.) Дыхание, прозрачность, газ. (воздух)

(слайд 1.2.) Течение, прозрачность, жидкость. (вода)

(слайд 1.3.) Свет, тепло, энергия. (солнце)

(слайд 1.4.) Углекислый газ, кислород, рост. (производители)

(слайд 1.5.) Минеральные вещества, питание, остатки организмов. (разрушители)

(слайд 1.6.) Движение, питание, рост. (потребители)

(в ходе данной работы на магнитной доске дети постепенно создают таблицу экологической системы)

- Установите связи между частями экосистемы на примерах из личного опыта.

  • Подведём итог: что же такое - экосистема? (единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)


Отвечают на вопросы учителя.



















































Обобщают сказанное и делают вывод














П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

III.Создание проблемной ситуации, определение темы и цели урока

  • Чтобы определить тему и цель сегодняшнего урока, помогите решить проблемную ситуацию. Месяц назад со мной поделились отростками цветка. Часть отростков я посадила в горшочек, часть отростков – оставила в воде. Сравните их. (цветок в горшке большой, пышный, цветущий; ростки, оставленные в воде отстают в развитии)

  • Почему отростки, оставленные в воде, отстают в развитии? (для роста растений нужна не только вода, но и минеральные соли, поэтому растения нужно сажать не в банку с водой, а в почву, почва – опора для растений)

  • Как вы считаете, почва является частью экосистемы?

  • А какой частью экосистемы? Живой или неживой? (дети пытаются определить место почвы в схеме экосистемы)

  • (слайд 2.1.) Попробуйте сформулировать тему урока. (Почва – часть экосистемы?) (слайд 2.2.)

  • Постараемся ответить на этот вопрос. Что для этого нужно знать? (Что такое почва? Из чего состоит почва? Как почва связана с другими частями экосистемы? Какова роль почвы в экосистеме?)

  • Проверьте себя. (слайд 2.3.) Все ли вопросы поставили?

  • (слайд 2.4.) Найти ответы на эти вопросы и будет целью урока.


















Под руководством учителя формулируют тему урока.



С помощью учителя ставят цель урока и проговаривают ее.


П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; К: умение оформлять свои мысли в устной форме;

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.


  • Вы сами как думаете, что такое почва?

  • Сверим ваши ответы с определением учёных. Откройте учебник на с. 44.

  • (слайд 3) Какое слово главное в определении понятия «почва»? (плодородный)

  • Как понимаете это слово? (плод, род – родятся плоды, урожай)

  • (слайд 4) Плодородие – главное свойство почвы. Выясним состав почвы и узнаем почему. Для этого предлагаю вам выполнить несколько опытов (слайд 5.1.), т.к. именно они помогают человеку раскрыть тайны природы. Полученную информацию будем фиксировать на доске в виде схемы «Состав почвы». (учитель записывает на доске «Состав почвы»)

Отвечают.

П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета;

Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

V.Реализация построенного проекта (практическая работа в парах)



Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

- Сначала дети 1 варианта будут учёными – практиками: они будут выполнять опыт. Дети 2 варианта – учёными – теоретиками: они будут наблюдать и делать выводы. Потом поменяетесь ролями.

Опыт №1 (слайд 5.2)

  • Какую работу нужно выполнить «практикам»?

  • Какова задача «теоретиков»?

(ученики выполняют опыт)

  • «Теоретики», что вы наблюдали? (из почвы выходят пузырьки воздуха)

  • Какой вывод можно сделать? (в почве есть воздух, ученик записывает слово «воздух» в схему)

Опыт №2. (слайд 6)

  • Какую работу нужно выполнить «практикам»?

  • Какова задача «теоретиков»?

(ученики выполняют опыт)

  • «Теоретики», что вы наблюдали? (на салфетке образовалось влажное пятно)

  • Какой вывод можно сделать? (в почве есть вода)

  • А может это не вода? Кто может предложить другой способ проверки? (предложения детей)

  • Нагрею немного почвы, прикрыв тарелочку стеклом. Что видите на стекле? (капли воды)

  • Как это получилось? (при нагревании вода превратилась в пар, он осел на стекле, охладился и снова превратился в воду)

  • Ваше предположение оказалось верным. В почве есть вода. Дополним схему.

Опыт №3 (выполняет учитель).

  • Я продолжаю нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (дым, неприятный запах)

  • Это сгорает перегной или гумус. (ученик дополняет схему)

  • Послушайте: пере-гной. Что гниёт в почве? (остатки растений и животных)

  • Перегной придаёт почве тёмный цвет.

Опыт №4 (слайд 7)

  • Какую работу нужно выполнить «практикам»?

  • Какова задача «теоретиков»?

(ученики выполняют опыт)

  • «Теоретики», что вы видите на поверхности воды? (на поверхности плавают остатки растений)

  • Из чего образовался осадок? (песок, глина)

  • Как вы считаете, откуда в почве песок и глина? (результат разрушения горных пород)

  • Кто может дополнить схему? (ученики делают записи на доске)

Опыт №5 (выполняет учитель).

  • Я беру несколько капель воды из стакана, в котором находилась почва. Помещаю на чистое стекло, нагреваю. Что случилось с водой? (испарилась)

  • Посмотрите на стекло. Что видите? (на стекле остались белые налёты)

  • Что это? (соли)

  • Как образуются соли в почве? (предположения детей)

  • Проверьте свои гипотезы с информацией учебника. (минеральные соли образуются под действием микробов, которые живут в почве)

  • Дополните схему.


Под руководством учителя выполняют составленный план действий.











Отвечают на вопросы учителя.











С помощью учителя фиксируют новое знание в речи и знаках.





П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Р: умение работать по коллективно составленному плану

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

  • Итак, мы выяснили состав почвы. Назовите, из чего она состоит.

  • Подумайте: какая главная часть почвы? (перегной делает почву более плодородной)

  • Какую роль почва играет в экосистеме? (в почве живёт множество разрушителей, которые перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям; почва является местом обитания многих животных)

  • (слайд 8) Правильно ли я вас, поняла, что почва – важнейшая часть экосистемы?

  • А какой частью она является: живой или неживой? (неживая часть)

  • На какие вопросы мы уже ответили? (слайд)

  • Остался без ответа ещё один вопрос. Немного отдохнём. Ведь нас ждут новые открытия!

Отвечают на вопросы учителя.















Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину.

Л: нравственно-этическая оценка содержания темы, осознание ответственности за общее дело;

П: освоение методов информационного поиска, овладение способностью выделять информацию, содержащую существенные признаки, практическое ее использование на межпредметной основе

Физминутка

1. Двигательная (дети могут занять удобное место в классе)

Мы копали огород, шаг назад, шаг вперёд.

Дождик огород польёт, шаг назад, шаг вперёд.

В землю зёрнышко положим. (наклоны)

Быстро 3 на 2 умножим. (показать пальчики)

Столько раз наклон вперёд. (6 наклонов вперёд)

И расцвёл наш огород. (потянуться)

2. Зрительная, дыхательная (сидя)

- Займите свои места. Закройте глазки. Представьте тёмную почву. Выглянуло солнышко и озарило всё ярким жёлтым цветом. Прошёл дождик, застучал по земле. (пальчики по парте) Зелёная-зелёная травка потянулась вверх. (вдох, руки вверх, выдох, руки вниз / 3 раза)

- Откройте глаза. Вы удивлены, что физкультминутка про огород?

- Я вам открою секрет. (шёпотом) Мы с вами сейчас будем создавать свой огород. Любопытно?



VII. Обучение способу самостоятельного применения знаний

(исследовательская работа в группах)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

  • Применим приобретённые знания на практике – создадим почву искусственным путём. Что для этого необходимо смешать? (дети называют компоненты почвы)

  • Разделитесь на 2 группы по вариантам и действуйте. Ребята 1 варианта работают за правым лабораторным столом, ребята 2 варианта – за левым. (учитель наблюдает, оценивает сплочённость работы, терпимость, умение распределить обязанности)

  • Сравним полученные результаты. Одинаковые ли они? (нет, одна почва более тёмная)

  • Почему так получилось? (у первой группы не было перегноя)

  • Что же, почва не пригодна в хозяйстве?

  • Предлагаю вам самим в этом убедиться, посадив в каждую ёмкость зёрна овса.

  • Как считаете, где семена прорастут быстрее? Почему?

  • У кого другая гипотеза?

  • Вы выдвинули 2 гипотезы. Как их проверить?

  • В соответствии с ними распределитесь на группы.

  • Кто знает, как посадить зёрна? (рассказ ученика)

  • Чтобы получить удовольствие от работы, будьте терпимы друг к другу, умейте уступать.

(дети садят семена в поддоны с почвами, поливают, накрывают плёнкой)

  • Проверим ваши предположения в результате длительного наблюдения. Определите место для поддонов так, чтобы условия были одинаковыми и благоприятными.

  • Наблюдайте за посадками, результаты записывайте, чтобы можно было легко сделать вывод: чья же гипотеза подтвердилась?















Выполняют задание самостоятельно , в группах.







Отвечают на вопросы учителя.















Делают выводы.

Р: овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок К: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию; Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Подведём итог. Как ответим на главный вопрос урока?

- Удалось ли нам достичь поставленных целей?

- Какие открытия удалось сделать?

- О чём расскажете родителям, друзьям?

- Спрячьтесь в «домики» и подумайте, благодаря кому или чему нам удалось сегодня достичь целей урока. Вспомните, чья работа на уроке вам сегодня понравилась. Подумайте, как бы вы оценили себя?

(опрос детей, оценивание)




Отвечают на вопросы учителя.



Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку своих действий

Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Л: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

VIII.Д/З

-Дома вы закрепите полученные знания с опорой на материал учебника (с. 44-45), ответите на вопросы.

-В тетрадях выполните 2 задания по личному выбору.

-Для творческих ребят – интересное задание. Попробуйте составить кроссворд на тему «Почва». Советую использовать дополнительную литературу.

-Всем спасибо за сотрудничество. Урок окончен.


Ребята записывают д/з в дневники

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают свои возможности и способности.




Литература

  1. И.И. Курапова «Окружающий мир. Мои первые опыты. 3-4 класс» - М., «БАЛАСС», 2012.

  2. Вахрушев А. А., Родыгина О. А. «Методические рекомендации. Окружающий мир. "Обитатели Земли", 3 класс» - М., «БАЛАСС», 2012.





an02370_an02547_AN02542_

Приложение 1





































Потребители

NA01441_

Приложение 2





































Производители

  • hello_html_61492a16.gif

an02483_bd07377_

Приложение 3

































Разрушители

Приложение 4































Воздух

hello_html_m5c5d0aaf.gif

hello_html_4f027323.gifhello_html_b1d78d3.png

Приложение 5































Вода

Приложение 6

hello_html_205d2522.gif































Солнце

Приложение 7


terre%20a%20jardin





























Почва

Конспект урока окружающего мира в 3 классе
  • Начальные классы
Описание:

Цель данного урока - объяснить причину плодородия почв с учётом знаний о круговороте веществ. Место занятия в учебном процессе: 4 урок в тематическом блоке «Экологические системы». Тип урока: обучение новым знаниям на основе системно-деятельностного метода. Вид занятия: урок с использованием практической деятельности. Метапредметная тема: постановка проблемы.Используемые технологии и методы обучения: технология проблемного диалога, исследовательская деятельность, групповой метод (работа в парах), частично-поисковый метод, практический метод, здоровьесберегающая технология, технология оценивания учебных успехов.Способы контроля: составление схемы-модели, фронтальный опрос, практическая работа.

Автор Портянкина Жанна Альбертовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1035
Номер материала 52578
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓