Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока окружающего мира в 1 классе

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Скачать материал

Урок окружающего мира в 1 классе

 по учебнику А. А. Плешакова («Школа России» ФГОС)

Тема: «Кто такие птицы?»

 

Цель: Научить детей находить главное отличие птиц от других животных.

Задачи:

1. Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель;
создать условия для развития у школьников умения работать в парах; познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту.
2. Учить выделять существенные признаки природных объектов.
3. Продолжать обучение практическому исследованию объектов природы.

 

Учебные материалы:

1.     Индивидуальные карточки с изображением насекомых, рыб и птиц.

2.     Карта Иркутской обл. с изображением птиц (на каждой парте)

3.     Аудиозапись диалога Муравья и Черепахи.

4.     Перья птиц.

5.     Лупа.

6.     Ножницы.

7.     Цветные карандаши.

8.     Стакан с водой.

9.     Веер с числами.

10. Смайлики.

 

Ход урока

I.                  Организационный момент.

 

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

 

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте будем гостеприимными хозяевами и поприветствуем их.

 

 

II. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, с какими группами животных мы уже познакомились (Рыбы, насекомые, звери)

- А сейчас мне интересно было бы узнать, умеете ли вы их различать. На партах у вас лежат карточки с изображением животных. Приготовьте синий, красный и зелёный карандаши. Если вы увидели насекомое, то закрасьте кружок под изображением зелёным цветом, если рыбу – синим, а если зверя – красным цветом. (Работа выполняется самостоятельно)

- Проверьте работу друг друга. Если всё верно, если вы согласны с товарищем, поднимите руки. (Взаимопроверка в парах. Учитель проверяет работу учащихся во время самостоятельного выполнения).

- Замечательно. А вы все кружочки закрасили? (Нет)

- Почему? Под каким изображением кружок остался не закрашенным? (Птичка – голубь).

- Ребята, а почему вы птичку не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам, ни к зверям? (Нет чешуи, нет шерсти, нет 6 ног).

 

III. Самоопределение к деятельности.

- Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока? (Птицам).

- Прочитайте тему урока (учебник с.36) (Кто такие птицы?)

- Какие учебные задачи мы перед собой поставим? (Узнать кто такие птицы, научится отличать их от других животных)

- Давайте заглянем в гости к нашим старым знакомым Муравьишке Вопросику и . Мудрой Черепахе. Присоединимся к их беседе. Но сначала узнаем, о чём говорил Муравей Черепахе. (Аудиозапись: рассказ Муравья Вопросика)

«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные,- подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы.»

А вы как думаете, ребята?»

 

IV. Работа по теме урока.

 

-Посмотрите на экран, вы видите животных, о которых говорил Муравей. Рассмотрите животных. Действительно ли все они птицы? (Ответы детей)

- А знаете ли вы животное, похожее на белку, о котором сказал Муравьишка? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь – птица?

- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных.

- Посмотрите на птиц, которые изображены на доске. Давайте попробуем найти у них общий отличительный признак. (Ответы детей)

Умение летать не подходит, т.к. не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо.

- Найдите их общий признак. (Перья). Кто может назвать какие птицы изображены? Может быть вы встречали их в жизни?

- Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, кто такие птицы?

- Давайте посмотрим, какой вывод сделала Мудрая Черепаха. (В учебнике на стр. 37).

- Так чем покрыто тело птиц? (перьями)

 

Физминутка

Давайте мы с вами руками помашем. (Дети машут руками.)

И что-нибудь птичье давайте мы, скажем… (Говорим кар-кар.)

А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем – что мы стоим? (Дети прыгают.)

 

 

V. Продолжение работы по теме урока.

- Вы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А как выглядит перо и для чего оно птице?

-Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в учёных.

А чем занимаются ученые? (Наблюдают, исследуют, размышляют, делают выводы).

- Кто знает как называют ученых, которые изучают птиц? (Орнитологи)

- Орнитологи – это новое для вас сложное слово. Чтобы его лучше запомнить давайте его проанализируем.

-Сколько в нем слогов? (5 слогов)

- Какой слог ударный? (3-й слог)

- Сколько в нем гласных? (5 гласных)

- Сколько согласных? (5 согласных)

- Давайте еще раз хором произнесем это слово по слогам (ор-ни-то-ло-ги)

 

1. Практическая работа (в парах)

 

Итак мы с вами превращаемся в орнитологов.  Я предлагаю вам исследовать птичьи перья.

- У вас на партах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их. Сравните перья.

- Чем различаются? (Формой, цветом, размером)

- Чем похожи? 

- Посмотрите на экран какие бывают перья.

 

1. - Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите под лупой. Бородки соединены  друг с другом при  помощи мелких крючков. Аккуратно разъедините их.

2. - Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (они лёгкие)

3. - Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем стержень и посмотрим. (Внутри перо полое, пустое)

4. - Прикоснитесь пером к щеке. Что почувствовали?(Тепло)

- Какой можно сделать вывод? (Пуховые, мягкие перья помогают птице сохранять тепло).

5. - Обмокните перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит? (Перья защищают птицу от воды и сырости)

- Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и поэтому перья не намокают.

- Итак, мы выяснили, что тело птицы – очень умно устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья.

Можем мы теперь ответить на вопросы: Как выглядит перо и для чего оно птице?

 (Перо имеет стержень и бородки. Большие перья помогают птице летать и защищают от влаги, а маленькие – защищают тело от холода)

- Наступила зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время особенно тяжело. Сделайте кормушки и подкармливайте их.

 

2. Беседа.

 

- Существует очень много видов птиц, некоторые из них очень необычные.

 

И петь не поёт,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают? (страус)

 

- О страусе нам сегодня расскажет Антон.  (Умение летать не является отличительным признаком птиц. Страус - самая крупная в мире птица. Для полётов он слишком тяжёлый, а перья на крыльях - короткие. Но у него длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов. Если страус не убежит, а встретиться со своим врагом, то своим крепким клювом может проломить врагу череп. На большом пальце у него есть опасный коготь, которым он может забить нападающего до смерти.)

 

- А знаете ли вы птицу, которая тоже не умеет летать, а крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой?  (Пингвин)

 

Про полёты позабыл,
Крылья в ласты превратил,

Рыбку ловит среди льдин.

Антарктический ...         (пингвин)

(Пингвин тоже не может летать. Крылья он использует, как ласты, в воде и под водой. С помощью крыльев пингвин сохраняет равновесие. Крылья и клюв - оружие в драке.)

 

- Посмотрите ещё раз на Мудрую Черепаху, изображённую в учебнике на стр. 36. Она украшена перьями. А чьи это перья?

Распустила хвост жар-птица

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принёс ……. (павлин)

 

- Скажите, а для чего некоторым птицам нужно яркое оперение?  (Для маскировки, украшения, многие самцы имеют яркую окраску - для привлечения внимания самки)

 

 

- Муравей Вопросик предлагает вам посмотреть какие птицы обитают в наших родных краях. У вас на партах лежит карта Иркутской области, на ней изображения птиц которые здесь обитают. Давайте прочитаем их названия и посчитаем этих птиц. (Работа в парах)Пока дети работают звучит аудиозапись пения птиц.

- Сколько видов птиц вы насчитали? (10)

- Какие виды вы запомнили? (Ответы детей)

 

 

VI. Рефлексия.

 

-Какие вопросы мы ставили перед собой в начале урока? (Кто такие птицы и чем они отличаются от других животных)

Как вы считаете, ответили ли мы на эти вопросы? (Ответы детей)

- С каким настроением вы работали?

- Что понравилось на уроке?

- Что оказалось сложным?

- Оцените свои достижения с помощью сигнальных карточек. (Дети показывают смайлики)

 

Домашнее задание:

1.     Научиться рисовать птичку (рабочая тетрадь с. 26 № 3)

2.     Приготовить сообщение о какой-нибудь интересной птице (по желанию)

 

 

VII. Итог урока.

- Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.

Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия!»

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока окружающего мира в 1 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Животновод

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок разработан для 1-го класса по программе "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС. 

Цель: Научить детей находить главное отличие птиц от других животных.

Задачи:

 

1. Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель;
создать условия для развития у школьников умения работать в парах; познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту.
2. Учить выделять существенные признаки природных объектов.
3. Продолжать обучение практическому исследованию объектов природы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 860 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 286
    • DOCX 57 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бреусова Татьяна Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бреусова Татьяна Юрьевна
    Бреусова Татьяна Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 8347
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 108 человек из 31 региона

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 35 регионов

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 299 человек из 61 региона

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе