Урок окружающего мира в 1 классе
по учебнику А. А. Плешакова («Школа России» ФГОС)
Тема: «Кто такие птицы?»
Цель: Научить детей находить главное отличие птиц от других
животных.
Задачи:
1. Обеспечить развитие у школьников умения
ставить цель;
создать условия для развития у школьников умения работать в парах; познакомить
детей с птицами, показать их разнообразие и красоту.
2. Учить выделять существенные признаки природных объектов.
3. Продолжать обучение практическому исследованию объектов
природы.
Учебные
материалы:
1. Индивидуальные
карточки с изображением насекомых, рыб и птиц.
2. Карта
Иркутской обл. с изображением птиц (на каждой парте)
3. Аудиозапись
диалога Муравья и Черепахи.
4. Перья
птиц.
5. Лупа.
6. Ножницы.
7. Цветные
карандаши.
8. Стакан с
водой.
9. Веер с
числами.
10. Смайлики.
Ход
урока
I.
Организационный
момент.
Прозвенел
для нас звонок,
Начинается
урок.
Мы
пришли сюда учиться,
Не
лениться, а трудиться.
Работаем
старательно,
Слушаем
внимательно.
Мы
хороший дружный класс
Всё
получится у нас!
-
Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте будем гостеприимными хозяевами и
поприветствуем их.
II. Актуализация
знаний.
-
Давайте вспомним, с какими группами животных мы уже познакомились (Рыбы,
насекомые, звери)
-
А сейчас мне интересно было бы узнать, умеете ли вы их различать. На партах у
вас лежат карточки с изображением животных. Приготовьте синий, красный и
зелёный карандаши. Если вы увидели насекомое, то закрасьте кружок под
изображением зелёным цветом, если рыбу – синим, а если зверя – красным цветом. (Работа
выполняется самостоятельно)
-
Проверьте работу друг друга. Если всё верно, если вы согласны с товарищем,
поднимите руки. (Взаимопроверка в парах. Учитель проверяет работу учащихся во
время самостоятельного выполнения).
-
Замечательно. А вы все кружочки закрасили? (Нет)
-
Почему? Под каким изображением кружок остался не закрашенным? (Птичка –
голубь).
- Ребята, а почему вы
птичку не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам, ни к зверям? (Нет чешуи, нет
шерсти, нет 6 ног).
III. Самоопределение к деятельности.
- Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока? (Птицам).
- Прочитайте тему урока (учебник с.36) (Кто такие птицы?)
- Какие учебные задачи мы перед собой поставим? (Узнать кто такие птицы, научится отличать их от других
животных)
- Давайте заглянем в гости к нашим старым знакомым Муравьишке
Вопросику и . Мудрой Черепахе. Присоединимся к их беседе. Но сначала узнаем, о
чём говорил Муравей Черепахе. (Аудиозапись: рассказ Муравья Вопросика)
«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и
солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух,
созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно
взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая
мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее
на белку. «Какие разные животные,- подумал я, - но все они умеют летать…
Наверное, все они – птицы.»
А вы как думаете, ребята?»
IV. Работа по теме урока.
-Посмотрите на экран, вы видите животных, о которых
говорил Муравей. Рассмотрите животных. Действительно ли все они птицы? (Ответы
детей)
- А знаете ли вы животное, похожее на белку, о котором
сказал Муравьишка? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь – птица?
- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать
общий признак птиц, который отличает их от других животных.
- Посмотрите на птиц, которые изображены на доске.
Давайте попробуем найти у них общий отличительный признак. (Ответы детей)
Умение летать не подходит, т.к. не только птицы
летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо.
- Найдите их общий признак. (Перья). Кто может
назвать какие птицы изображены? Может быть вы встречали их в жизни?
- Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, кто такие
птицы?
- Давайте посмотрим, какой вывод сделала Мудрая
Черепаха. (В учебнике на стр. 37).
- Так чем покрыто тело птиц? (перьями)
Физминутка
Давайте мы с вами руками помашем. (Дети машут
руками.)
И что-нибудь птичье давайте мы, скажем… (Говорим
кар-кар.)
А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем – что мы стоим? (Дети прыгают.)
V. Продолжение
работы по теме урока.
- Вы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А как выглядит перо и для чего оно птице?
-Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас
превратимся в учёных.
А чем занимаются ученые? (Наблюдают, исследуют,
размышляют, делают выводы).
- Кто знает как называют ученых, которые изучают птиц?
(Орнитологи)
- Орнитологи – это новое для вас сложное слово. Чтобы его лучше
запомнить давайте его проанализируем.
-Сколько в нем слогов? (5 слогов)
- Какой слог ударный? (3-й слог)
- Сколько в нем гласных? (5 гласных)
- Сколько согласных? (5 согласных)
- Давайте еще раз хором произнесем это слово по слогам
(ор-ни-то-ло-ги)
1. Практическая работа (в парах)
Итак мы с вами превращаемся в орнитологов. Я
предлагаю вам исследовать птичьи перья.
- У вас на партах в конвертах лежат разные перья.
Достаньте их. Сравните перья.
- Чем различаются? (Формой, цветом, размером)
- Чем похожи?
- Посмотрите на экран какие бывают перья.
1. - Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки.
Найдите их. Рассмотрите под лупой. Бородки соединены друг с другом при помощи
мелких крючков. Аккуратно разъедините их.
2. - Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось?
Почему полетели перья? (они лёгкие)
3. - Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем стержень и
посмотрим. (Внутри перо полое, пустое)
4. - Прикоснитесь
пером к щеке. Что почувствовали?(Тепло)
- Какой можно сделать вывод? (Пуховые, мягкие перья
помогают птице сохранять тепло).
5. - Обмокните перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками
скатилась. О чём это говорит? (Перья защищают птицу от воды и сырости)
- Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы,
которая находится над хвостом, и поэтому перья не намокают.
- Итак, мы выяснили, что тело птицы – очень умно
устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья.
Можем мы теперь ответить на вопросы: Как выглядит перо
и для чего оно птице?
(Перо имеет стержень и бородки. Большие перья
помогают птице летать и защищают от влаги, а маленькие – защищают тело от
холода)
- Наступила зима. Не забывайте, что нашим пернатым
друзьям в это время особенно тяжело. Сделайте кормушки и подкармливайте их.
2. Беседа.
-
Существует очень много видов птиц, некоторые из них очень необычные.
И петь не поёт,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают? (страус)
- О страусе нам сегодня расскажет Антон. (Умение
летать не является отличительным признаком птиц. Страус - самая крупная в мире
птица. Для полётов он слишком тяжёлый, а перья на крыльях - короткие. Но у него
длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих
врагов. Если страус не убежит, а встретиться со своим
врагом, то своим крепким клювом может проломить врагу череп. На большом пальце
у него есть опасный коготь, которым он может забить нападающего до смерти.)
- А знаете ли вы птицу, которая тоже не умеет летать,
а крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой? (Пингвин)
Про полёты позабыл,
Крылья в ласты превратил,
Рыбку ловит среди льдин.
Антарктический ... (пингвин)
(Пингвин тоже не может летать. Крылья он
использует, как ласты, в воде и под водой. С помощью крыльев пингвин сохраняет
равновесие. Крылья и клюв - оружие в драке.)
- Посмотрите ещё раз на Мудрую Черепаху, изображённую
в учебнике на стр. 36. Она украшена перьями. А чьи это перья?
Распустила хвост жар-птица
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принёс ……. (павлин)
- Скажите, а для чего некоторым птицам нужно яркое
оперение? (Для маскировки, украшения, многие самцы имеют яркую окраску -
для привлечения внимания самки)
- Муравей Вопросик предлагает вам посмотреть какие
птицы обитают в наших родных краях. У вас на партах лежит карта Иркутской
области, на ней изображения птиц которые здесь обитают. Давайте прочитаем их
названия и посчитаем этих птиц. (Работа в парах)Пока дети работают звучит
аудиозапись пения птиц.
- Сколько видов птиц вы насчитали? (10)
- Какие виды вы запомнили? (Ответы детей)
VI. Рефлексия.
-Какие вопросы мы ставили перед собой в начале урока? (Кто
такие птицы и чем они отличаются от других животных)
Как вы считаете, ответили ли мы на эти вопросы? (Ответы
детей)
- С каким настроением вы работали?
- Что понравилось на уроке?
- Что оказалось сложным?
- Оцените свои достижения с помощью сигнальных
карточек. (Дети показывают смайлики)
Домашнее задание:
1.
Научиться рисовать птичку
(рабочая тетрадь с. 26 № 3)
2.
Приготовить сообщение о
какой-нибудь интересной птице (по желанию)
VII. Итог
урока.
- Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я
увидела умных, заинтересованных детей.
Скажите себе: «Я молодец! Я
думал, я старался, я делал открытия!»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.