Главная / Начальные классы / Конспект урока окружающего мира "Про больших и маленьких" в 1 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по УМК «Перспективная начальная школа"

Конспект урока окружающего мира "Про больших и маленьких" в 1 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по УМК «Перспективная начальная школа"

Гомершмидт Елена Александровна

МБОУ «Колыонская СОШ»

Конспект урока окружающего мира в 1 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

по УМК «Перспективная начальная школа»


Конспект урока

Тема урока: «Про больших и маленьких»

Тип урока: открытие новых знаний.

Метапредметные цели урока:

Регулятивные: воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.

Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности.

Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые.

Личностные: формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение к животным.

Предметные цели урока: формирование представлений учащихся об изменениях в жизни животных весной, о появлении потомства на примере развития лягушки; формирование представлений о том, как животные заботятся о своём потомстве.

Дидактический материал: Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Наш мир, 1 класс/ учебник. – М.: Академнига, 2009;

Федотова О. Н., Трафимова Т. В. «Давай знакомиться, мир»/ Хрестоматия. – М.: Академнига, 2009.

Наглядные пособия: карточки с изображением животных; четыре иллюстрации домиков, опорные слова.

Оборудование: презентация к уроку «Про больших и маленьких», компьютер, медиапроектор, интерактивная доска.


Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Самоопределение к деятельности (Организационный момент)

Слайд №2 Заставка- видео «В мире животных»

- Дорогие ребята и гости! Сегодня мы вместе собрались у экрана телевизора на уроке-передаче «В мире животных».

Слайд №3 «Приглашение»

- А поговорим мы с вами «Про больших и маленьких».

Слайд №4 «Про больших и маленьких»

- Как вы думаете, ребята, о ком пойдёт речь?

-Правильно, мы отправимся в весенний лес и посмотрим, что там происходит.

- Но сначала я хотела бы увидеть с каким настроением вы пришли сегодня в школу на наш урок. Прошу вас выбрать флажок-настроение.

- С таким настроением мы начинаем телевизионное путешествие.










Ответы детей. Предположения.





Дети подходят к столу учителя и выбирают флажок.

Эмоциональный настрой Личностные УУД:

- создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД («хочу»)

- устанавливаются тематические рамки («могу»)

2. Этап актуализации знаний.

- Поставим себе цель. Что мы хотим выяснить на уроке? Что нам интересно узнать?

Слайд №5 Разворот учебника

Внимательно посмотрите и скажите, что наблюдает в лесу Миша?

- Какое важное событие происходит у животных весной?

Расскажите, у каких животных весной появились детёныши.





- А сейчас, ребята, животным понадобится ваша помощь. Готовы? Вам нужно слушать внимательно и помочь мамам вернуться к своим детёнышам.


- Помогите малышам! Потеряли дети мам!

Без родителей, одни попадут в беду они.

Жеребёнок тонконогий скачет бойко по дороге.

Он такой скакун хороший – не догонит мама ….

Шею вытянул гусёнок, озирается спросонок.

Еле-еле соню сына под крыльцом нашла ….

Верблюжонок у ворот маму жалобно зовёт.

Не бойся, не заблудится, придёт домой…

Что стряслось у индюшат? Почему они спешат?

У сарая за кадушкой червяка нашла …

- Эй, утята, вы куда? Здесь собачья будка!

Ждёт вас около пруда ваша мама….

Оленёнок-озорник за кустом к земле приник.

Притаился тихо-тихо: пусть поищет….

Опустив печально хвостик,

маму ждёт послушный ослик.

Целый день должна трудиться мама ослика …

Забрели четыре брата в поле сладкого овса.

- Эй, пора домой, ягнята! Вас домой зовёт …

Куда бы спрятаться козлёнку?

Какой-то зверь летит вдогонку.

Не бойся! – это стрекоза. Прогонит в миг её …

Купаться в речке страшновато,

Залезли в лужу поросята.

Умылась дружная семья – не узнаёт детей …

- Ну-ка марш назад, цыплятки!

Залезать нельзя на грядки!

Ищет вас, волнуется ваша мама …

- Му-у! – мычит телёнок. – Му-у!

Очень грустно одному!

- Му-у!- охрип малыш от рёва. -Му-у! – нашла его …

Малыши и мамы рады – снова вместе, снова рядом.

И за помощь всех ребят малыши благодарят.

Я. Пишумов

- Все ли детёныши нашли своих родителей?

- Как вы думаете, нам важно узнать кто его мама? Среди оставшихся у вас на партах животных есть его мама?.

Что бы узнать кто его мама, нужно угадать, кто спрятался в этом домике по 4 словам.

На домике опорные слова: зелёная, квакает, болото, ловит комаров. Слайд №6 «Лягушка»

Похож ли детёныш лягушки на свою маму?

Как же из головастика выросла лягушка? Вы можете мне ответить?

Значит, пришло время посмотреть на экран телевизора и позвать на помощь хрестоматию.

Хрестоматия стр.56 «Чудесное превращение»




Работа с презентацией.

Миша наблюдает за животными.

Рождение детёнышей.


У медведицы появились медвежата. У зайчихи появились зайчата. У кабана поросята. У медведя медвежата. У утки утята. У зайца зайчата. У белки бельчата. У птицы птенцы.

Картинки животных-мам лежат на партах перед детьми. Картинки детёнышей на доске. Дети подходят к доске, возвращая детёнышей мамам.




Лошадь


Гусыня


Верблюдица


Индюшка


Утка


Олениха



Ослица


Овца



Коза



Свинья.



Курица



Корова




Нет. Не нашёл маму головастик.


Нет.


Ребёнок у доски по опорным словам узнаёт животное. Это лягушка.


Нет.



Работа с презентацией.


Регулятивные УУД:

(целеполагание) формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу.


Познавательные УУД: (общеучебные)

осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

Формирование умения ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.




Коммуникативные УУД:

учет другого мнения, умение работать в группе.


3. Этап усвоения новых знаний.

Слайд №7 «Волшебное превращение»

Рассказ «Чудесное превращение из хрестоматии».

Пересказ услышанного рассказа по картинке.

- Мы уже готовы, встретится со следующим героем нашей передачи. Кто это будет? Он спрятался в домике. По опорным словам нужно отгадать о ком идёт речь и домик откроется. Опорные слова: летает, ест мошек, гнездо, перо.

Внимание на экран.

Слайд №8 «Как птицы заботятся о потомстве»

(рисунок правой стороны учебника) Посмотрите внимательно на рисунок и расскажите, как птицы заботятся о своём потомстве.

Слайд №9 «Похожи ли птенцы на своих родителей?»

Слайд 310 «Найди гнездо для каждой птицы»

- Какая птица не заботится о своём потомстве?





Используя слайд или рисунок левой полосы учебника, учащиеся рассказывает о лягушке.



Ребёнок у доски по опорным словам узнаёт животное. Это птица.



Работа с презентацией.


Составление рассказа по рисунку.



Работа в парах.

Кукушка.

Регулятивные УУД

выделять и формулировать то, что усвоено, и что нужно усвоить.







Познавательные УУД (информационные): пересказ информации об окружающем мире с опорой на рисунок;

формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, учитывать чужое мнение, формулировать собственную позицию,

получение новой информации.

4. Физминутка. Слайд №11

- Что кроме пищи необходимо всему живому на планете?

- На телеканале реклама. Я предлагаю всем отправиться за здоровьем, но не в аптеку, а в лес на прогулку.

Весенним днём лесной тропой звери шли на водопой

За мамой-лисицей крался лисёнок,

(крадутся на носочках)

За мамой ежихой катился ежонок,

(приседают и медленно двигаются вперёд)

За мамой медведицей шёл медвежонок.

(Идут вперевалку)

За мамою белкой скакали бельчата,

(прыгают в присядку)

За мамой зайчихой скакали зайчата,

(прыгают на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат,

(шагают к своим местам)

Все мамы и дети напиться хотят.

(Движения язычком – «лакают»)

Воздух, вода и солнце.


На экране солнышко.

Звуки весеннего леса.



5. Этап усвоения новых знаний.

- Пришло время перейти к следующему герою нашей программы. Откроем следующий домик Опорные слова: трусишка, длинные уши, косой, короткий хвост.

-Тише… Кто-то крадётся! Кажется, к нам идут гости. Затаитесь и слушайте!

Сценка. ( Бельчонок, ежонок, зайчонок)

Б. – Ой ежонок, какой ты колючий!

Е. – Да, шубка у меня колючая. Но, имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность – свернусь в клубок – попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.

Б.: А родился ты тоже с иголками?

Е.: Ежи рождаются без иголок и слепые. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.

Б.: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому, что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.

З.: А я свою маму не помню! И дома у меня нет!

Б.: Как это? Почему?

З.: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.

Е.: И тебе не хотелось есть?

З.: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.

Б.: А как же на следующие дни?

З.: А я когда захочется, есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.

Слайд №12 «Ежонок»

- Каким рождается ежонок?

Слайд №13 «Бельчонок»

- Почему бельчонку не холодно в дупле?

- Почему зайчонок не знает своей мамы?

Слайд №14 «Зайчонок»

- Может быть она плохая мама?

- Покидая новорожденных зайчат, зайчиха тем самым проявляет заботу о них. Покинутый зайчонок не имеет запаха, сидит он неподвижно, имеет хорошую защитную окраску, и ни один хищник не может учуять его даже с близкого расстояния.

- Чем питаются детёныши белки, зайца и ёжика после рождения?

_ Вот поэтому зверей, которые выкармливают детей молоком, учёные назвали МЛЕКОПИТАЮЩИМИ.

Слайд №15 «Почему зверей называют млекопитающими?»

- Каких животных можно назвать млекопитающими? Почему?

Слайд №16 «Млекопитающие»


Ребёнок у доски по опорным словам узнаёт животное. Это заяц.





Дети показывают сценку классу.




























Работа с презентацией.


Без иголок слепые.



Мама - белка согревала и в дупле мягкая тёплая подстилка.

Зайчиха один раз покормила зайчонка и убежала.




Молоком мамы.


Работа с презентацией.


Эти животные кормят детёнышей молоком.




Регулятивные УУД:

формировать умение выполнения учебной деятельности, самостоятельной оценки правильности выполнения действий в соответствии с поставленной целью































Познавательные УУД (общеучебные): применять правила составления высказывания, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.


6. Этап закрепление нового.

- Какая была тема урока?

- Какую цель мы поставили?

- Достигли мы цели?

- Что для себя нового узнали про больших и маленьких?

- Эти знания пригодятся в жизни?

Слайд №17 «Знаешь ли ты?»

Слайд №18 Релаксация

Легли на парту,

Положили голову на руки,

Послушаем, как птицы весну встречают… (звуки весенней природы)

- Весной лес наполняется волшебными звуками: птичьи перепевы, журчание ручьев, жужжание, ква-канье – все это прекрасная музыка. Но иногда к этой музыке добавляет человек «свою» - громкий крик, включенный на всю мощь магнитофон или колонки. Этот шум отрицательно влияет на обитателей леса. Так, от включенного громко магнитофона или от сильного крика не могут подняться в воздух шмели, пчелы. Птицы и звери от такого развлечения навсегда покинут свои гнезда и норы. Это особенно плохо весной. Почему?

- Что вы можете сделать для охраны птиц и зверей в лесу?

Слайд №19 «Правила друзей природы»

- Перед вами правила друзей природы. Какие из знаков запрещающие? Почему один из знаков с зелёным ободком?









Работа с презентацией
















Потому что весной у животных появляется потомство.

Не тревожить птиц в гнёздах. Развесить скворечники. Соблюдать тишину в лесу.

Работа с презентацией.

Личностные УУД:

уважение к мнению другого человека.

Регулятивные УУД:

способность вносить коррективы, адекватное восприятие оценки своей деятельности


Личностные УУД:

формировать умение проявлять удивление, желание больше узнать.


7.Этап рефлексии


- Что больше всего понравилось на уроке?

Перед вами лежат светофорчики. Поднимите тот, который сегодня оценит ваши знания.

Зелёный – Я понял и знаю и умею.

Жёлтый Я знаю, но мне нужно помогать.

Красный – Я не знаю.

Слайд №20 «Спасибо за урок»

С каким настроением вы заканчиваете урок? Кто хочет поменять флажок-настроение?



Регулятивные УУД:

оценивать уровень своих познаний, отвечая на вопрос: что я не знаю?

Личностные УУД:

формирование оценки своих эмоциональных реакций, проявление интереса и терпения при выполнении самооценки.





Конспект урока окружающего мира "Про больших и маленьких" в 1 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по УМК «Перспективная начальная школа"
  • Начальные классы
Описание:

Конспект   урока окружающего мира «Про больших и маленьких» в 1 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по УМК «Перспективная начальная школа».

Урок составлен в форме телепередачи «В мире животных». По типу урок открытия новых знаний. На уроке использован деятельностный метод обучения. Этапы урока: самоопределение к деятелности; актуализация знаний; усвоение новых знаний; закрепление нового; рефлексия.  В урок включена релаксация  и физминутка.

Данный конспект разработан в соответствии ФГОС второго поколения. 

Автор Гомершмидт Елена Александровна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 950
Номер материала 19436
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓