Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока окружающего мира "Природа в опасности" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока окружающего мира "Природа в опасности" 4 класс УМК "Школа России"

Скачать материал

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Природа в опасности»

Автор: Ладилова Елена Вячеславовна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1282 с углублённым

изучением английского языка

Актуальность.

Земля – наш дом. Он становится непригодным для жилья,  нам некуда уйти из своего дома, поэтому нужно учиться каждому на своём месте с любовью заботиться о Земле.

 Цель :  рассказать о том, как защищают природу и борются с экологическими проблемами.

 1. Общеобразовательный аспект:

  • а) формировать представление об экологии, и её роли в жизни людей;
  • в) выявить основные пути загрязнения  природы;
  • г) формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.

2. Развивающий аспект:

  • а) расширять кругозор детей о природе;
  • б) развивать логическое мышление;
  • в) развивать познавательный интерес к предмету.

 3. Воспитывающий аспект:

  • а) воспитывать бережное отношение к природе, чувства патриотизма;
  • б) формировать гражданскую позицию: « Земля – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать»;

4. Мотивационный аспект:

      а) создавать мотивацию успеха;

      б) учитывать индивидуальные особенности.

 

 

Ресурсное обеспечение:

   "Окружающий мир 4 класс. 1 часть" А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, рабочая тетрадь, проектор, презентация «Природа в опасности» с методическими пояснениями, рисунки и плакаты учащихся  на экологическую тему «Защитим и сохраним». 

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

 

2.      Проверка творческого домашнего задания.  Дома учащиеся работали над плакатами на экологическую тему «Защитим и сохраним». Выставка работ.

 

 

3.     Актуализация  имеющихся знаний.

      

  Прочитайте высказывания великих писателей:

 

 М.Пришвин «Охранять природу – значит охранять Родину»;

 В.Астафьев «Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем»;

 М.Пришвин «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».

- Что можете сказать? Что вы поняли?

Свои произведения они писали в разное время, но всех их волновал один и тот же вопрос: бережное отношение к родной природе.

4.     Мотивация  (самоопределение)

к учебной деятельности.

 

– Сформулируйте тему урока.  ( «Природа в опасности!»)

 

 Изучая природные зоны, мы узнали, что в каждой из них есть свои экологические проблемы.

 

                    В ходе урока мы  рассмотрим следующие вопросы:

- Зачем нам нужна природа.
-  Сохранение зверей и птиц. Браконьерство.
-  Вредное воздействие заводов и фабрик на окружающую среду.
-  Сохранение рыб.
-  Правила, которые надо соблюдать для сохранения природы.

                 5. Систематизация понятий. Исследовательская деятельность.

 Презентация «Природа в опасности». Слайд №4.

      Несколько тысяч лет назад, человек жил в мире и согласии с природой. Он почитал её и был благодарен ей за то, что она его обеспечивает.

      Но человек развивался. Он научился строить заводы, небоскрёбы. У каждого в доме появилась техника. Тогда человек подумал: может не природа хозяйка человека, а человек покоритель природы.

      Вооружённый техникой, человек «пошёл войной» на природу.

 

      Через несколько десятков лет, человек стал замечать, как изменилась природа:

      Водоёмы загрязнены, рыба в них отравлена, много видов животных и растений на грани исчезновения, а некоторые навсегда вымерли. На данный момент в день погибает несколько видов животных. Сейчас люди всеми силами стараются сберечь природу. В каждой природной зоне есть свои экологические проблемы.

 

Сохранение зверей и птиц. Слайд №5.

Слайд №6.

Браконьерство

      Из-за массового исчезновения животных – организовывают заповедники, а также поставлен запрет на охоту на животных занесённых в Красную Книгу России. К сожалению не все его соблюдают. Истребление  животных занесённых в Красную Книгу и называется – браконьерство. Если браконьера «поймают», он будет вынужден заплатить крупную сумму денег.

 

Слайд №7

Загрязнение водоёмов

      Большой вред приносят природе заводы. Мало того, что они загрязняют воздух, так ещё и загрязняют водоёмы. Отходы от завода выливаются в реку или озеро. Из-за этого страдают их обитатели.

      Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в атмосферу. Обратите внимание: один автомобиль в год выбрасывает чуть больше тонны выхлопных газов, в которых двести видов вредных веществ. Этот же автомобиль дает 10 кг. резиновой пыли. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли. Таким образом, автомобиль является одним из главных источников загрязнения.

 

 


Слайд №8

      В первую очередь страдает сам человек. Люди болеют всё чаще. Мы рубим сук на котором сидим. Если человек погубит природу, он погубит себя тоже.

       Бросать что-либо в водоемы недопустимо. Пруды, реки, озера – это места обитания многих животных и растений. Нельзя превращать их в кладбища всякого хлама только потому, что под водой нам не видно все это безобразие. Водоемы – это жизненное пространство рыб, бесчисленного количества различных беспозвоночных микроорганизмов, а также многих птиц и зверей. От чистоты водоемов зависят возможности полноценного отдыха и рыбного промысла. Как часто по вине бестолковых людей другие вынуждены обращаться к врачу с ранами на ногах.

 

 

Слайд №9. Сохранение рыб.

 

Слайд №10

Мусор

      Одна из самых распространённых экологических проблем – это мусор.

К твердым бытовым отходам относят мусор, образующийся в жилых домах, общественных зданиях, на производстве . На сегодняшний день порядка 90% отходов вывозится из города для накопления на специально отведенных территориях в Московской области, а 10% подвергается переработке и сжиганию на специальных заводах, которые расположены в Коровине, Бирюлеве. Проведенные исследования показали значительные загрязнения почв на территориях, прилегающих к мусоросжигательным заводам.

 

Слайд №11

       Люди все отходы выбрасывают в мусорные баки. Оттуда мусор отвозят на свалки. А что потом? Мусор разлагается, но на это нужно какое-то время. Например стекло разлагается 1000 лет, а пластик не разлагается  вообще! Конечно, есть мусоросжигающие заводы, но они не справляются с таким огромным количеством мусора. Недавно учёные разработали пластик который разлагается на 35%.

 

6.     Физминутка

Релаксация «4 стихии»

 

http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/relaksacija_4_stikhii/319-1-0-13558

 

7.     Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.

 

Работа в группах. Класс делится на 4 команды.

Задание для команды №1: сформулировать свои правила и пути охраны воздуха.

Задание для команды №2 : сформулировать свои правила и пути охраны воды.

Задание для команды №3 : сформулировать свои правила и пути охраны растений.

 Задание для команды №4 : сформулировать свои правила и пути охраны животных

 

 Защита воздуха.

  • Установка пылеулавливающего оборудования;
  • Установка очистных сооружений;
  • Правильное размещение заводов и фабрик;
  • Посадка лесных полос и зеленых зон;
  • Высаживать такие деревья, которые выделяют больше кислорода.

                     Охрана воды.

  • Экономно расходовать воду, так как пресной воды на нашей планете не так уж много; не оставлять водопроводные краны открытыми;
  • Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик, поэтому не сбрасывать в воду все химикаты;
  • Беречь воду от загрязнения, не выбрасывать в реки, озера, водоемы мусор, не мыть в них машины.

           Охрана растений.

      Главное правило охраны растений:  не рвать цветы, не собирать  букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться, а не губить их.

  • Лес – это наш зеленый друг. Не рубите деревья и кустарники на шесты и колья для палаток, не ломайте ветви для устройства шалашей, подстилки и прочего. В случае крайней необходимости, можно срезать лишь боковые ветви, но ни в коем случае не вершину. Для костров следует использовать только валежник и, в отдельных случаях сухостой.
  • Человек должен беречь каждое дерево, каждый куст и цветочек. Ведь они очищают воздух от пыли, вредных микробов, обогащают его кислородом, дарят радость и здоровье многим тысячам горожан.

                           Охрана животных.

  • Главное правило охраны животных – не охотиться на животных, не ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд, не обижать никого, даже самых маленьких жучков и паучков.

Все-все на свете, на свете нужны!

             И мошки не меньше нужны,  чем слоны.

             Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

             И даже без хищников, злых и свирепых!

             Нужны все на свете! Нужны все подряд –

             Кто делает мёд, и кто делает яд.

             Плохие дела у кошки без мышки,

             У мышки без кошки – не лучше делишки.

            Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

            Мы всё-таки очень друг другу нужны.

8.       - А теперь все вместе составим общие правила охраны природы

 

  • Никогда не наноси вред природе;
  • Не убивай зверей и птиц;
  • Не трогай домиков животных и их детенышей;
  • Не трогай птичьи гнезда;
  • Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок);
  • Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.

9.     Выполнение заданий в тетради. Стр.70. №3. Подумайте, какие экологические проблемы выражены знаками, сформулируйте и запишите.

 

10.  Итог  урока. Рефлексия.    

Человек, оглянись, осмотрись и пойми,

     Как страдает Земля от ошибок прогресса, Мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами.

 

     Что остались валежник да чёрные пни

     От когда-то густого, весёлого леса.

   Припади к роднику – он из вечных глубин,

     Его голос звучит, он на солнце искрится.

    Человек! На Земле ты живёшь не один,

    Сохрани для потомков ключи жизни чистой.

  Позаботься о том, чтобы малых детей

    Не коснулись дождя ядовитые капли,

    И деревья стояли в сплетенье ветвей,

    И учились полёту птенцы серой цапли.

Ребята, а какой вклад вы можете внести, чтобы сохранить природу?

Мы можем:

  • Развешивать кормушки и домики для птиц;
  • Оберегать и подкармливать животных и птиц;
  • Н территории школы проводить субботники и убирать весь мусор;
  • Разводить клумбы и высаживать новые деревья;
  • Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам;
  • И конечно, соблюдать все правила, с которыми нас познакомили все отделы по охране природы.

Слайд №12.

Мы познакомились с некоторыми экологическими проблемами России. Природу нужно сберечь любой ценой! Погибнет природа- погибнем и мы с вами.

11.  Домашнее задание.   Узнать и полюбить, а главное беречь родную природу помогут произведения писателей-натуралистов: В. Бианки, Е. Чарушина, Г.Снегирёва, М.Пришвина, Н. Сладкова, К Паустовского. Пусть они подарят вам радость общения с природой. Прочитать рассказ по выбору.

Используемая литература:

1.     Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2.-М.:ТЦ Сфера, 2003.-

2.     Классные часы (беседы, устный журнал, уроки мужества).1-11классы./Авт.-сост. С.В.Шевченко и др. - Волгоград: Учитель,2003.

3.     Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия/авт.-сост. И.Г.Норенко.- Волгоград: Учитель,2007.

4.     Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий.- 4-11 классы.- М.:5 за знания,2005.

5.     Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2005.

6.     Бианки В.В. Лесная газета /Художник В.Курдов.- Л.:Дет.лит., 1990.

7.     Бианки В.В. Рассказы/Художник Е.Подколзин.-М.: Стрекоза, 2008.

8.     Сладков Н. Сорочьи тараторки. Рассказы и сказки./Художники А.В. Коковкин, Т.Н. Чурсинова.- Санкт-Петербург: Изд-во «Тимошка», 1997.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока окружающего мира "Природа в опасности" 4 класс УМК "Школа России""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий филиалом музея

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок формирует представление учащихся о том, что Земля – наш дом. Он становится непригодным для жилья,  нам некуда уйти из своего дома, поэтому нужно учиться каждому на своём месте с любовью заботиться о Земле.

 Цель :  рассказать о том, как защищают природу и борются с экологическими проблемами;

  • формировать представление об экологии и её роли в жизни людей;
  • в) выявить основные пути загрязнения  природы;
  • г) формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 363
    • DOCX 35.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ладилова Елена Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ладилова Елена Вячеславовна
    Ладилова Елена Вячеславовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 15050
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 560 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 485 человек

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 2 092 человека

Мини-курс

Культурное наследие России: язык и фольклор

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Личность в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов