Конспект
урока по окружающему миру на тему: «Природа в опасности»
Автор:
Ладилова Елена Вячеславовна,
учитель
начальных классов ГБОУ СОШ №1282 с углублённым
изучением английского языка
Актуальность.
Земля – наш дом. Он становится
непригодным для жилья, нам некуда уйти из своего дома, поэтому нужно
учиться каждому на своём месте с любовью заботиться о Земле.
Цель : рассказать о том, как защищают
природу и борются с экологическими проблемами.
1.
Общеобразовательный аспект:
- а)
формировать представление об экологии, и её роли в жизни людей;
- в)
выявить основные пути загрязнения природы;
- г)
формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать,
обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.
2.
Развивающий аспект:
- а)
расширять кругозор детей о природе;
- б)
развивать логическое мышление;
- в)
развивать познавательный интерес к предмету.
3.
Воспитывающий аспект:
- а)
воспитывать бережное отношение к природе, чувства патриотизма;
- б) формировать гражданскую позицию:
« Земля – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать»;
4.
Мотивационный аспект:
• а) создавать мотивацию успеха;
• б) учитывать индивидуальные особенности.
Ресурсное
обеспечение:
"Окружающий мир 4 класс. 1 часть" А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова,
рабочая тетрадь, проектор, презентация «Природа в опасности» с методическими
пояснениями, рисунки и плакаты учащихся на экологическую тему «Защитим и
сохраним».
Ход
урока
1.
Организационный
момент.
2.
Проверка творческого домашнего задания. Дома
учащиеся работали над плакатами на экологическую тему «Защитим и сохраним».
Выставка работ.
3.
Актуализация
имеющихся знаний.
Прочитайте высказывания великих писателей:
М.Пришвин
«Охранять природу – значит охранять Родину»;
В.Астафьев
«Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем»;
М.Пришвин
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами
жизни».
-
Что можете сказать? Что вы поняли?
Свои произведения они писали в разное время, но всех
их волновал один и тот же вопрос: бережное отношение к родной природе.
4.
Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности.
– Сформулируйте тему урока. ( «Природа в опасности!»)
Изучая природные зоны, мы узнали, что в каждой
из них есть свои экологические проблемы.
В ходе урока мы рассмотрим следующие
вопросы:
- Зачем
нам нужна природа.
- Сохранение зверей и птиц. Браконьерство.
- Вредное воздействие заводов и фабрик на окружающую среду.
- Сохранение рыб.
- Правила, которые надо соблюдать для сохранения природы.
5. Систематизация понятий. Исследовательская
деятельность.
Презентация
«Природа в опасности». Слайд №4.
• Несколько тысяч лет назад, человек
жил в мире и согласии с природой. Он почитал её и был благодарен ей за то, что
она его обеспечивает.
• Но человек развивался. Он научился
строить заводы, небоскрёбы. У каждого в доме появилась техника. Тогда человек
подумал: может не природа хозяйка человека, а человек покоритель природы.
• Вооружённый техникой, человек
«пошёл войной» на природу.
• Через несколько десятков лет,
человек стал замечать, как изменилась природа:
• Водоёмы загрязнены, рыба в них
отравлена, много видов животных и растений на грани исчезновения, а некоторые
навсегда вымерли. На данный момент в день погибает несколько видов животных.
Сейчас люди всеми силами стараются сберечь природу. В каждой природной зоне
есть свои экологические проблемы.
Сохранение
зверей и птиц. Слайд №5.
Слайд
№6.
Браконьерство
• Из-за массового исчезновения
животных – организовывают заповедники, а также поставлен запрет на охоту на
животных занесённых в Красную Книгу России. К сожалению не все его соблюдают.
Истребление животных занесённых в Красную Книгу и называется – браконьерство.
Если браконьера «поймают», он будет вынужден заплатить крупную сумму денег.
Слайд
№7
Загрязнение водоёмов
• Большой вред приносят природе
заводы. Мало того, что они загрязняют воздух, так ещё и загрязняют водоёмы.
Отходы от завода выливаются в реку или озеро. Из-за этого страдают их
обитатели.
• Автомобиль стал злейшим врагом природы и
человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в
атмосферу. Обратите внимание: один автомобиль в год выбрасывает чуть больше
тонны выхлопных газов, в которых двести видов вредных веществ. Этот же
автомобиль дает 10 кг. резиновой пыли. Кроме того, он поднимает целые клубы
пыли. Таким образом, автомобиль является одним из главных источников
загрязнения.
Слайд №8
• В первую очередь страдает сам
человек. Люди болеют всё чаще. Мы рубим сук на котором сидим. Если человек
погубит природу, он погубит себя тоже.
• Бросать что-либо в
водоемы недопустимо. Пруды, реки, озера – это места обитания многих животных и
растений. Нельзя превращать их в кладбища всякого хлама только потому, что под
водой нам не видно все это безобразие. Водоемы – это жизненное пространство
рыб, бесчисленного количества различных беспозвоночных микроорганизмов, а также
многих птиц и зверей. От чистоты водоемов зависят возможности полноценного
отдыха и рыбного промысла. Как часто по вине бестолковых людей другие вынуждены
обращаться к врачу с ранами на ногах.
Слайд
№9. Сохранение рыб.
Слайд
№10
Мусор
• Одна из самых распространённых
экологических проблем – это мусор.
К
твердым бытовым отходам относят мусор, образующийся в жилых домах, общественных
зданиях, на производстве . На сегодняшний день порядка 90% отходов вывозится из
города для накопления на специально отведенных территориях в Московской
области, а 10% подвергается переработке и сжиганию на специальных заводах,
которые расположены в Коровине, Бирюлеве. Проведенные исследования показали
значительные загрязнения почв на территориях, прилегающих к мусоросжигательным
заводам.
Слайд
№11
• Люди все отходы выбрасывают в
мусорные баки. Оттуда мусор отвозят на свалки. А что потом? Мусор разлагается,
но на это нужно какое-то время. Например стекло разлагается 1000 лет, а пластик
не разлагается вообще! Конечно, есть мусоросжигающие заводы, но они не
справляются с таким огромным количеством мусора. Недавно учёные разработали
пластик который разлагается на 35%.
6.
Физминутка
Релаксация «4 стихии»
http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/relaksacija_4_stikhii/319-1-0-13558
7.
Самостоятельное,
творческое использование сформированных умений и навыков.
Работа в группах. Класс делится на 4 команды.
Задание для команды №1: сформулировать свои правила и пути охраны
воздуха.
Задание для команды №2 : сформулировать свои правила и пути охраны
воды.
Задание для команды №3 : сформулировать свои правила и пути охраны
растений.
Задание для команды №4 : сформулировать свои правила и пути охраны
животных
Защита воздуха.
- Установка пылеулавливающего
оборудования;
- Установка очистных сооружений;
- Правильное размещение заводов
и фабрик;
- Посадка лесных полос и зеленых
зон;
- Высаживать такие деревья, которые
выделяют больше кислорода.
Охрана воды.
- Экономно расходовать воду, так
как пресной воды на нашей планете не так уж много; не оставлять
водопроводные краны открытыми;
- Много грязи попадает в воду от
заводов и фабрик, поэтому не сбрасывать в воду все химикаты;
- Беречь воду от загрязнения, не
выбрасывать в реки, озера, водоемы мусор, не мыть в них машины.
Охрана
растений.
• Главное правило охраны растений: не рвать
цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми
растениями надо любоваться, а не губить их.
- Лес – это наш зеленый друг. Не
рубите деревья и кустарники на шесты и колья для палаток, не ломайте ветви
для устройства шалашей, подстилки и прочего. В случае крайней
необходимости, можно срезать лишь боковые ветви, но ни в коем случае не
вершину. Для костров следует использовать только валежник и, в отдельных
случаях сухостой.
- Человек должен беречь каждое
дерево, каждый куст и цветочек. Ведь они очищают воздух от пыли, вредных
микробов, обогащают его кислородом, дарят радость и здоровье многим
тысячам горожан.
Охрана
животных.
- Главное правило охраны
животных – не охотиться на животных, не ловить, не пугать их, не кричать в
лесу, не трогать птичьих гнезд, не обижать никого, даже самых маленьких
жучков и паучков.
Все-все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки – не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
8.
- А теперь все вместе
составим общие правила охраны природы
- Никогда не наноси вред
природе;
- Не убивай зверей и птиц;
- Не трогай домиков животных и
их детенышей;
- Не трогай птичьи гнезда;
- Не губи деревья (не ломай, не
делай надписей, не собирай сок);
- Оказывай помощь животным и
растениям, попавшим в беду.
9.
Выполнение заданий в
тетради. Стр.70. №3. Подумайте, какие экологические проблемы выражены знаками,
сформулируйте и запишите.
10.
Итог урока.
Рефлексия.
Человек, оглянись, осмотрись и
пойми,
Как
страдает Земля от ошибок прогресса, Мы обязаны своей жизнью нашей планете –
прекрасной и единственной Земле – матери, голубой от океанов, зеленой от лесов,
желтой от песков, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся
по-детски беззащитной перед нами.
Что
остались валежник да чёрные пни
От
когда-то густого, весёлого леса.
Припади к
роднику – он из вечных глубин,
Его голос
звучит, он на солнце искрится.
Человек! На
Земле ты живёшь не один,
Сохрани для
потомков ключи жизни чистой.
Позаботься о
том, чтобы малых детей
Не коснулись
дождя ядовитые капли,
И деревья стояли
в сплетенье ветвей,
И учились полёту
птенцы серой цапли.
Ребята, а какой вклад вы можете
внести, чтобы сохранить природу?
Мы можем:
- Развешивать кормушки и домики
для птиц;
- Оберегать и подкармливать
животных и птиц;
- Н территории школы проводить
субботники и убирать весь мусор;
- Разводить клумбы и высаживать
новые деревья;
- Оберегать растения, любоваться
красотой цветов в природе, ходить по тропинкам;
- И конечно, соблюдать все
правила, с которыми нас познакомили все отделы по охране природы.
Слайд №12.
Мы
познакомились с некоторыми экологическими проблемами России. Природу нужно
сберечь любой ценой! Погибнет природа- погибнем и мы с вами.
11.
Домашнее задание. Узнать и полюбить, а главное беречь родную природу помогут
произведения писателей-натуралистов: В. Бианки, Е. Чарушина, Г.Снегирёва,
М.Пришвина, Н. Сладкова, К Паустовского. Пусть они подарят вам радость общения
с природой. Прочитать рассказ по выбору.
Используемая
литература:
1. Герасимова
В.А. Классный час играючи. Выпуск 2.-М.:ТЦ Сфера, 2003.-
2. Классные
часы (беседы, устный журнал, уроки мужества).1-11классы./Авт.-сост.
С.В.Шевченко и др. - Волгоград: Учитель,2003.
3. Экологическое
воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия/авт.-сост. И.Г.Норенко.-
Волгоград: Учитель,2007.
4. Литвинова
Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно воспитание школьников: Основные аспекты,
сценарии мероприятий.- 4-11 классы.- М.:5 за знания,2005.
5. Агеева
И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие.- М.: ТЦ
Сфера,2005.
6. Бианки
В.В. Лесная газета /Художник В.Курдов.- Л.:Дет.лит., 1990.
7. Бианки
В.В. Рассказы/Художник Е.Подколзин.-М.: Стрекоза, 2008.
8. Сладков
Н. Сорочьи тараторки. Рассказы и сказки./Художники А.В. Коковкин, Т.Н.
Чурсинова.- Санкт-Петербург: Изд-во «Тимошка», 1997.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.