Главная / Начальные классы / Конспект урока окружающего мира "Природа в опасности" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока окружающего мира "Природа в опасности" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Природа в опасности»

Автор: Ладилова Елена Вячеславовна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1282 с углублённым

изучением английского языка

Актуальность.

Земля – наш дом. Он становится непригодным для жилья,  нам некуда уйти из своего дома, поэтому нужно учиться каждому на своём месте с любовью заботиться о Земле.

Цель : рассказать о том, как защищают природу и борются с экологическими проблемами.

1. Общеобразовательный аспект:

  • а) формировать представление об экологии, и её роли в жизни людей;

  • в) выявить основные пути загрязнения  природы;

  • г) формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.

2. Развивающий аспект:

  • а) расширять кругозор детей о природе;

  • б) развивать логическое мышление;

  • в) развивать познавательный интерес к предмету.

 3. Воспитывающий аспект:

  • а) воспитывать бережное отношение к природе, чувства патриотизма;

  • б) формировать гражданскую позицию: « Земля – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать»;

4. Мотивационный аспект:

  • а) создавать мотивацию успеха;

  • б) учитывать индивидуальные особенности.





Ресурсное обеспечение:

"Окружающий мир 4 класс. 1 часть" А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, рабочая тетрадь, проектор, презентация «Природа в опасности» с методическими пояснениями, рисунки и плакаты учащихся на экологическую тему «Защитим и сохраним».



Ход урока

  1. Организационный момент.


  1. Проверка творческого домашнего задания. Дома учащиеся работали над плакатами на экологическую тему «Защитим и сохраним». Выставка работ.



  1. Актуализация имеющихся знаний.

Прочитайте высказывания великих писателей:


М.Пришвин «Охранять природу – значит охранять Родину»;

В.Астафьев «Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем»;

М.Пришвин «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».

- Что можете сказать? Что вы поняли?

Свои произведения они писали в разное время, но всех их волновал один и тот же вопрос: бережное отношение к родной природе.

  1. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности.


Сформулируйте тему урока. ( «Природа в опасности!»)


Изучая природные зоны, мы узнали, что в каждой из них есть свои экологические проблемы.


В ходе урока мы рассмотрим следующие вопросы:

- Зачем нам нужна природа.
- Сохранение зверей и птиц. Браконьерство.
- Вредное воздействие заводов и фабрик на окружающую среду.
- Сохранение рыб.
- Правила, которые надо соблюдать для сохранения природы.

5. Систематизация понятий. Исследовательская деятельность.

Презентация «Природа в опасности». Слайд №4.

  • Несколько тысяч лет назад, человек жил в мире и согласии с природой. Он почитал её и был благодарен ей за то, что она его обеспечивает.

  • Но человек развивался. Он научился строить заводы, небоскрёбы. У каждого в доме появилась техника. Тогда человек подумал: может не природа хозяйка человека, а человек покоритель природы.

  • Вооружённый техникой, человек «пошёл войной» на природу.



  • Через несколько десятков лет, человек стал замечать, как изменилась природа:

  • Водоёмы загрязнены, рыба в них отравлена, много видов животных и растений на грани исчезновения, а некоторые навсегда вымерли. На данный момент в день погибает несколько видов животных. Сейчас люди всеми силами стараются сберечь природу. В каждой природной зоне есть свои экологические проблемы.



Сохранение зверей и птиц. Слайд №5.

Слайд №6.

Браконьерство

  • Из-за массового исчезновения животных – организовывают заповедники, а также поставлен запрет на охоту на животных занесённых в Красную Книгу России. К сожалению не все его соблюдают. Истребление животных занесённых в Красную Книгу и называется – браконьерство. Если браконьера «поймают», он будет вынужден заплатить крупную сумму денег.



Слайд №7

Загрязнение водоёмов

  • Большой вред приносят природе заводы. Мало того, что они загрязняют воздух, так ещё и загрязняют водоёмы. Отходы от завода выливаются в реку или озеро. Из-за этого страдают их обитатели.

  • Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в атмосферу. Обратите внимание: один автомобиль в год выбрасывает чуть больше тонны выхлопных газов, в которых двести видов вредных веществ. Этот же автомобиль дает 10 кг. резиновой пыли. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли. Таким образом, автомобиль является одним из главных источников загрязнения.




Слайд №8

  • В первую очередь страдает сам человек. Люди болеют всё чаще. Мы рубим сук на котором сидим. Если человек погубит природу, он погубит себя тоже.

  • Бросать что-либо в водоемы недопустимо. Пруды, реки, озера – это места обитания многих животных и растений. Нельзя превращать их в кладбища всякого хлама только потому, что под водой нам не видно все это безобразие. Водоемы – это жизненное пространство рыб, бесчисленного количества различных беспозвоночных микроорганизмов, а также многих птиц и зверей. От чистоты водоемов зависят возможности полноценного отдыха и рыбного промысла. Как часто по вине бестолковых людей другие вынуждены обращаться к врачу с ранами на ногах.




Слайд №9. Сохранение рыб.



Слайд №10

Мусор

  • Одна из самых распространённых экологических проблем – это мусор.

К твердым бытовым отходам относят мусор, образующийся в жилых домах, общественных зданиях, на производстве . На сегодняшний день порядка 90% отходов вывозится из города для накопления на специально отведенных территориях в Московской области, а 10% подвергается переработке и сжиганию на специальных заводах, которые расположены в Коровине, Бирюлеве. Проведенные исследования показали значительные загрязнения почв на территориях, прилегающих к мусоросжигательным заводам.



Слайд №11

  • Люди все отходы выбрасывают в мусорные баки. Оттуда мусор отвозят на свалки. А что потом? Мусор разлагается, но на это нужно какое-то время. Например стекло разлагается 1000 лет, а пластик не разлагается вообще! Конечно, есть мусоросжигающие заводы, но они не справляются с таким огромным количеством мусора. Недавно учёные разработали пластик который разлагается на 35%.


  1. Физминутка

Релаксация «4 стихии»


http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/relaksacija_4_stikhii/319-1-0-13558


  1. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.


Работа в группах. Класс делится на 4 команды.

Задание для команды №1: сформулировать свои правила и пути охраны воздуха.

Задание для команды №2 : сформулировать свои правила и пути охраны воды.

Задание для команды №3 : сформулировать свои правила и пути охраны растений.

Задание для команды №4 : сформулировать свои правила и пути охраны животных


Защита воздуха.

  • Установка пылеулавливающего оборудования;

  • Установка очистных сооружений;

  • Правильное размещение заводов и фабрик;

  • Посадка лесных полос и зеленых зон;

  • Высаживать такие деревья, которые выделяют больше кислорода.

Охрана воды.

  • Экономно расходовать воду, так как пресной воды на нашей планете не так уж много; не оставлять водопроводные краны открытыми;

  • Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик, поэтому не сбрасывать в воду все химикаты;

  • Беречь воду от загрязнения, не выбрасывать в реки, озера, водоемы мусор, не мыть в них машины.

Охрана растений.

  • Главное правило охраны растений: не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться, а не губить их.

  • Лес – это наш зеленый друг. Не рубите деревья и кустарники на шесты и колья для палаток, не ломайте ветви для устройства шалашей, подстилки и прочего. В случае крайней необходимости, можно срезать лишь боковые ветви, но ни в коем случае не вершину. Для костров следует использовать только валежник и, в отдельных случаях сухостой.

  • Человек должен беречь каждое дерево, каждый куст и цветочек. Ведь они очищают воздух от пыли, вредных микробов, обогащают его кислородом, дарят радость и здоровье многим тысячам горожан.

Охрана животных.

  • Главное правило охраны животных – не охотиться на животных, не ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд, не обижать никого, даже самых маленьких жучков и паучков.

Все-все на свете, на свете нужны!

             И мошки не меньше нужны,  чем слоны.

             Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

             И даже без хищников, злых и свирепых!

             Нужны все на свете! Нужны все подряд –

             Кто делает мёд, и кто делает яд.

             Плохие дела у кошки без мышки,

             У мышки без кошки – не лучше делишки.

            Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

            Мы всё-таки очень друг другу нужны.

  1. - А теперь все вместе составим общие правила охраны природы


  • Никогда не наноси вред природе;

  • Не убивай зверей и птиц;

  • Не трогай домиков животных и их детенышей;

  • Не трогай птичьи гнезда;

  • Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок);

  • Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.

  1. Выполнение заданий в тетради. Стр.70. №3. Подумайте, какие экологические проблемы выражены знаками, сформулируйте и запишите.



  1. Итог урока. Рефлексия.

Человек, оглянись, осмотрись и пойми,

     Как страдает Земля от ошибок прогресса, Мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами.



     Что остались валежник да чёрные пни

     От когда-то густого, весёлого леса.

   Припади к роднику – он из вечных глубин,

     Его голос звучит, он на солнце искрится.

    Человек! На Земле ты живёшь не один,

    Сохрани для потомков ключи жизни чистой.

  Позаботься о том, чтобы малых детей

    Не коснулись дождя ядовитые капли,

    И деревья стояли в сплетенье ветвей,

    И учились полёту птенцы серой цапли.

Ребята, а какой вклад вы можете внести, чтобы сохранить природу?

Мы можем:

  • Развешивать кормушки и домики для птиц;

  • Оберегать и подкармливать животных и птиц;

  • Н территории школы проводить субботники и убирать весь мусор;

  • Разводить клумбы и высаживать новые деревья;

  • Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам;

  • И конечно, соблюдать все правила, с которыми нас познакомили все отделы по охране природы.

Слайд №12.

Мы познакомились с некоторыми экологическими проблемами России. Природу нужно сберечь любой ценой! Погибнет природа- погибнем и мы с вами.

  1. Домашнее задание.  Узнать и полюбить, а главное беречь родную природу помогут произведения писателей-натуралистов: В. Бианки, Е. Чарушина, Г.Снегирёва, М.Пришвина, Н. Сладкова, К Паустовского. Пусть они подарят вам радость общения с природой. Прочитать рассказ по выбору.

Используемая литература:

1.     Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2.-М.:ТЦ Сфера, 2003.-

2.     Классные часы (беседы, устный журнал, уроки мужества).1-11классы./Авт.-сост. С.В.Шевченко и др. - Волгоград: Учитель,2003.

3.     Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия/авт.-сост. И.Г.Норенко.- Волгоград: Учитель,2007.

4.     Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий.- 4-11 классы.- М.:5 за знания,2005.

5.     Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2005.

6.     Бианки В.В. Лесная газета /Художник В.Курдов.- Л.:Дет.лит., 1990.

7.     Бианки В.В. Рассказы/Художник Е.Подколзин.-М.: Стрекоза, 2008.

8.     Сладков Н. Сорочьи тараторки. Рассказы и сказки./Художники А.В. Коковкин, Т.Н. Чурсинова.- Санкт-Петербург: Изд-во «Тимошка», 1997.




Конспект урока окружающего мира "Природа в опасности" 4 класс УМК "Школа России"
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок формирует представление учащихся о том, что Земля – наш дом. Он становится непригодным для жилья,  нам некуда уйти из своего дома, поэтому нужно учиться каждому на своём месте с любовью заботиться о Земле.

 Цель :  рассказать о том, как защищают природу и борются с экологическими проблемами;

  • формировать представление об экологии и её роли в жизни людей;
  • в) выявить основные пути загрязнения  природы;
  • г) формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.

 

Автор Ладилова Елена Вячеславовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 936
Номер материала 34319
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓