Главная / Начальные классы / Конспект урока окружающего мира на тему "Земля - кормилица" (4 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Земля - кормилица" (4 класс)


МОУ «Свободинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района


hello_html_m69e0f923.gif

«Окружающий мир»

4 класс


hello_html_m2b91ecbf.jpg



Учитель Черемисина С.И.


Урок по теме: «Земля - кормилица»


Тип урока: урок –исследование.

Форма урока: групповая.

Используемая технология: деятельностный метод обучения.

Целеполагание для обучающихся:

  • знать состав и свойства почвы,

  • уметь различать типы почвы,

  • понимать то, что в природе все взаимосвязано, о необходимости бережного отношения к почве.

Целеполагание для учителя:

1. Предметные цели:

  • повторение, закрепление и углубление знаний о составе почвы, её свойствах;

  • познакомить детей с различными типами почв и их отличительными признаками;

  • ввести понятие «круговорот веществ в природе» и роли в этом процессе почвы;

  • обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв.

2.Развивающие цели:

  • развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся,

  • развитие умения работать в группах , анализировать и делать выводы;

  • развивать умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая вербальные инструкции учителя;

  • совершенствовать мыслительные операции;

  • развивать наблюдательность, умение критически оценивать свою работу и себя – способность к рефлексии.

3.Воспитательные цели:

  • способствовать формированию представлений об ответственном отношении человека к окружающей природе;

  • воспитание любознательности и пытливости в процессе учения;

  • воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.


Оборудование:

образцы почв своей местности, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, держатель, промокательная бумага, лист с инструкцией, кроссворд по теме «Почва», карточки для игры «Полезно – вредно», схема «Состав почвы», компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учебник: А.А.Плешаков. «Мир вокруг нас» 4 класс – М.: Просвещение.


ЗЕМЛЯ-КОРМИЛИЦА

Ход урока

I. Организационный момент. На фоне лирической музыки: «Шум прибоя»

Добрый день, юные любители природы. Поприветствуйте гостей, которых очень рады видеть на нашей встрече.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните …
– Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
– Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
(слайд 1.) Прочитайте дружно хором наш девиз:

Смело иди вперёд,

Не стой на месте,

Чего не сделает один,

Сделаем вместе!

- Нам понадобится «шкала» знаний, чтобы в конце урока отметить уровень понимания нового материала.

II Актуализация знаний

О чём пойдёт речь на уроке, вы узнаете из сказки

Чудесная кладовая

Есть на свете чудесная кладовая.

Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело.

А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, и, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. М. Ильин

Учитель Вы уже, конечно, догадались, как она называется.

Ученики. Земля, почва.

Учитель. А почему? (Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горсточек и т. д.)

III. Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

- Да, речь будет идти о почве, но наша тема может звучать и по-другому. Где можно уточнить тему нашего урока?. (в учебнике)

- Откройте учебники и прочитайте тему урока. «Земля-кормилица». (слайд 2.)

- Как вы считаете, на какой вопрос мы должны будем ответить? (что такое почва?)

Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем, что такое почва и почему люди называют землю «кормилицей».

IV. «Открытие» учащимися новых знаний.

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю поработать по следующему плану и провести небольшое исследование

План

1.Что такое почва?

2.Состав почвы.

3. Типы почв

4. Кто участвует в образовании почвы.

5.Почвы – богатство России.

6. Защита почв.

V. Работа над новым материалом.

1. Учитель. Что же издавна делает земля-матушка?

(Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)

Учитель. Земля кормит и насекомых, птиц, зверей. Поэтому землю называют кормилицей.

Давайте выясним, что такое почва?

Вы не раз видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста растения. (слайд 2.) Верхний слой земли толщиной от 2–3 см до 150–200 см и больше, на котором растут растения, – это почвенный слой, почва.


2.Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?

Остатки старых сухих листьев, старой травы, сухих насекомых.

Учитель. Какого цвета почва? Почва темного цвета.

Учитель. Что еще входит в состав почвы.

Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сделаем и мы несколько опытов и выясним основные свойства почвы

Я предлагаю вам поработать в группах. У вас на столах лежат задания и необходимые приборы для проведения опытов.

Что провести правильно опыты и сделать выводы, необходимо читать внимательно задания и следовать инструкциям

ЛИСТ 1

Практическая работа

О п ы т 1.

Учитель. Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? О чем это говорит? Из почвы идут пузырьки. Значит, в почве есть воздух.

О п ы т 2.

Учитель. Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в тарелочку. Что осталось на салфетке? О чем это говорит?

Влажное пятно. Значит, в почве есть вода.

О п ы т 3.

Учитель. Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? Что вы видите на дне стакана? Какой делаем вывод?

Вода в стакане стала мутной. На самом дне стакана видны песчинки, а сверху – глина. Значит, в состав почвы входят песок и глина.

О п ы т 4.

Учитель. Нагреем немного почвы. Что вы видите? Почему это происходит?

Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах. Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.

Учитель. Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Его называют гумус. Какой делаем вывод?

В составе почвы есть перегной – гумус.

О п ы т 5.

Учитель. Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? На стекле образовался белый налет. Это соль.

Соли – питательные вещества, необходимые растениям. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

Сделайте вывод. Значит, в почве есть соли.

Предлагаю поработать в группах, на основании практической работы заполнить схему «Состав почвы»

hello_html_575cedc0.png

Учитель. Подведём итог. (слайд 3.) Почва состоит из песка, глины и перегноя. В ней имеются вода и воздух, соли, необходимые для жизни растений.

Мы рассмотрели 2 пункт нашего плана.

3. Какой следующий пункт? Продолжим исследование.

Учитель В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Изучением почв занимаются ученые-почвоведы.

Рассмотрим несколько основных типов почв на с. 171 учебника. (рассказывают учащиеся)

(слайд 4.) 1. На крайнем Севере России почва находится почти весь год в замёрзшем состоянии. На короткое время верхний слой оттаивает всего на несколько десятков сантиметров. Почва переувлажняется. Это тундровые почвы.

(слайд 5.) 2.Подзолистые почвы занимают большую площадь тайги. Они образуются при малом количестве растительных остатков. Почвы бедны гумусом и минеральными солями – малоплодородные.

(слайд 6.) 3. В южной части тайги, особенно в широколиственных лесах, формируются серые лесные почвы. Более плодородны, т.к. возрастают летние температуры, накопление гумуса, часть минеральных солей задерживается в почве.

(слайд 7.) 4. Самые благоприятные условия почвообразования в России создаются там, где выпадает столько же осадков, сколько может испариться с поверхности, а растения дают большую массу органических веществ, т.е. в степях. Здесь формируются самые плодородные почвы – чернозёмы

(слайд 8.) 5. Есть болотные почвы. Подумайте, почему они так называются? Само название говорит о том, что они образуются на болотах.

(слайд 9.) 6. Ещё один тип почв – луговые. Почему их так назвали?

- Какая почва самая плодородная? Чернозем

- А какие почвы в нашем крае? Чернозем, в ней много перегноя.

Учитель. От чего зависит плодородие почвы? От количества перегноя.

слайд 11

Вывод . Плодородие – основное свойство почвы.


Физминутка (пение птиц)

Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внима­тельны! Если я называю птицу — вы поднимаете глаза вверх, если де­ревья и кустарники — смотрите по сторонам. Если я называю грибы, вы смотрите под ноги. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название животного или растения, которое в лесу не встретишь - зак­рывайте крепко глаза. Кукушка, липа, ящерица, лисичка, суслик, дрозд, карликовая ива, малина, клест, опенок, крокодил, сова, ежевика, верблюд. Молодцы, все справились с заданием! Садитесь на свои места.

4. Прочитаем 4 пункт плана

Что вы можете об этом рассказать?

Учитель. Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

Познакомимся с теми, кто делает почву более плодородной ( загадка)

Слайд 12 Это дождевой или земляной червь. Его сравнивают с заботливым садовником, который готовит для растений самую лучшую почву. Затаскивает в свою норку гниющие листья и заглатывает их, образуется перегной. После этого за дело принимаются другие труженики плодородия. ( загадка)

Слайд 13 Итак: в почве есть перегной, почвенные микроорганизмы, почвенные соли, которые с водой всасываются корнями растений.

Перед вами растения производители, животные потребители, грибы, дождевые черви – разрушители, а также почва с перегноем, бактериями и минеральными солями.

Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием различных микроорганизмов: микробов, бактерий, грибов, насекомых, личинок – превращаются в перегной. Перегной превращается в почвенные соли

Под действием бактерий. Минеральные соли всасываются корнями растений для создания органических веществ. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных и с остатками растений и животных – снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.

Работа по группам.

Кто участвует в образовании почвы? Заполните схему. Проверим :( у доски)

Лист 2

hello_html_164ffa27.png

Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало.

Обсуждение в рабочих группах. Что произойдёт, если вдруг не станет почвы?

( Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди).

5. Прочитайте пятый пункт нашего плана.

-Почему почвы называют богатством России? Слайд 14

Послушаем небольшое сообщение

Богатством России являют­ся её почвы, особенно в лесо­степной и степной природных зонах. Российские чернозёмы - а это почти половина всех чернозёмных почв Земли - ис­ключительно богаты пита­тельным веществом - перегно­ем (гумусом). Кубический метр российского чернозёма был выкопан, перевезён в Париж (Франция), помещён там в му­зей и стал эталоном - образ­цом для всех почв мира. О том, как ценно это богатство, говорит следующее.

Слайд 15 В годы Ве­ликой Отечественной войны фашисты, временно захватив­шие ряд наших областей, сре­зали верхний слой почвы, гру­зили в вагоны, вывозили в Германию и там удобряли ею свои поля. Это был открытый грабёж, но он показывает, каким богатством мы обладаем.

- Вот только используем не всегда разумно.

6. Какой пункт плана остался нераскрытым?

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении.

Что вы об этом знаете? (высказывания детей)

Прочитайте об этом самостоятельно в учебнике.

-Проверим, насколько вы были внимательны. Слайд 16

-Я предлагаю вам игру «Полезно – вредно»


У вас на столах конверты с карточками, в которых перечислены полезные и вредные для почвы действия. Распределите карточки на две группы: полезно - вредно. (снегозадержание, образование оврагов, посадка растений, выветривание, внесение удобрений, закапывание мусора, использование ядохимикатов, промышленные отходы, сжигание сухой листвы, размывание водой) Проверим у доски!

Учитель. Что необходимо делать для защиты почвы? Слайд 17

Ученики. Необходимо высаживать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву, умеренно применять удобрения и ядохимикаты, умеренно орошать почву.

А там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие. Ведь чем выше урожаи, тем богаче наша Родина.

VI. Закрепление изученного.

Используя полученные знания решите кроссворд.

Лист 3

Учитель предлагает решить кроссворд.

hello_html_m1be19b2e.png

Вопросы к кроссворду:

1. Слой земли, на котором растут растения.

2. Одна из составных частей почвы.

3. Вещество, повышающее плодородие почвы.

4. Основное свойство почвы.

Учащиеся читают вывод на с. 174 учебника.

VII. Итоги урока. Выставление оценок.

Прочитайте тему урока.

На какой вопрос мы ответили?

Поднимите руку, кто знает ответ на вопрос

Оцените свою работу по шкале (справился, сомневался, не справился)

VIII. Домашнее задание.

С. 171–174. Ответы на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание «Подумай».

Подобрать стихи, загадки, пословицы о земле-кормилице.





ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра «Полезно – вредно»


снегозадержание

посадка растений

внесение удобрений

использование ядохимикатов

сжигание сухой листвы

образование оврагов

выветривание

закапывание мусора

промышленные отходы

размывание водой


снегозадержание

посадка растений

внесение удобрений

использование ядохимикатов

сжигание сухой листвы

образование оврагов

выветривание

закапывание мусора

промышленные отходы

размывание водой


снегозадержание

посадка растений

внесение удобрений

использование ядохимикатов

сжигание сухой листвы

образование оврагов

выветривание

закапывание мусора

промышленные отходы

размывание водой


снегозадержание

посадка растений

внесение удобрений

использование ядохимикатов

сжигание сухой листвы

образование оврагов

выветривание

закапывание мусора

промышленные отходы

размывание водой




hello_html_m1638bcdf.gif

ПОЛЕЗНО ВРЕДНО
















































Лист 1

О п ы т 1.

Возьмите стакан с водой и опустите туда комочек почвы.

Что вы видите? О чем это говорит?



О п ы т 2.

Возьмите бумажную салфетку, положите на нее немного почвы и сильно сожмите. Стряхните почву в тарелочку.

Что осталось на салфетке? О чем это говорит?


О п ы т 3.

Посмотрите, что произошло в стакане, куда бросили комочек почвы. Какая стала вода?

Что вы видите на дне стакана? Какой делаем вывод?



hello_html_7c533d1d.gifhello_html_7c533d1d.gif



почва

hello_html_7c533d1d.gifhello_html_7c533d1d.gifhello_html_7c533d1d.gifhello_html_7c533d1d.gifhello_html_4bd58dc7.gifhello_html_m5c4f6b79.gifhello_html_m3dc929a4.gifhello_html_60b7162b.gifhello_html_m2862036b.gifhello_html_5e8d881d.gif
















Лист 2


hello_html_m763e7452.gifhello_html_m763e7452.gifhello_html_m763e7452.gifhello_html_m763e7452.gifhello_html_m763e7452.gifhello_html_mecca5c0.gifhello_html_5951fc3b.gifhello_html_m441d7c7e.gifhello_html_5951fc3b.gifhello_html_m763e7452.gif




hello_html_mecca5c0.gif

П

hello_html_m36cbf4b2.gifhello_html_m54e136e9.gifhello_html_m54e136e9.gifhello_html_7b2dcded.gif




hello_html_e2d5fdf.gifhello_html_7b2dcded.gifhello_html_7b2dcded.gifhello_html_m2bddf96.gifhello_html_7b2dcded.gif




hello_html_md532928.gifhello_html_m9534073.gif

Вопросы к кроссворду:

1. Слой земли, на котором растут растения.

2. Одна из составных частей почвы.

3. Вещество, повышающее плодородие почвы.

4. Основное свойство почвы.


Конспект урока окружающего мира на тему "Земля - кормилица" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

  Важная роль в круговороте веществ в природе принадлежит почве, поэтому необходимо на уроках говорить о том, что такое почва, какие типы почв встречаются в природе, о бережном отношении человека к почве.

  На уроке используется деятельностный метод обучения. Тип урока, урок  - исследование, способствует развитию наблюдательности, любознательности и пытливости.

 В процессе групповой работы учащиеся знакомятся с составом почвы и её свойствами. Учащиеся учатся анализировать и делать выводы. На этапе рефлексии оценивают свои достижения и работу всей группы. 

 

Автор Черемисина Светлана Ивановна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1352
Номер материала 47131
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓