Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений"

Конспект урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений"

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект  урока с использованием инновационных средств обучения.

 

Тема урока: Разнообразие растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель начальных классов

Первой квалификационной  категории

Васильева Ольга Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реутов

 

 2013 г.

 

   Автор работы:  Васильева Ольга Викторовна,  учитель начальных классов  первой квалификационной  категории  МБОУ «СОШ №4»г. Реутов, Московская область.

 

 

 

 

 

 

 

Конспект  урока с использованием инновационных средств обучения.

Тема урока: Разнообразие растений.

 

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Раздел: « Эта удивительная природа».

Технология: проблемно-диалогическое  обучение.

Учитель: Васильева Ольга Викторовна.

 

Цель урока:

-«открыть» новые знания;

-постановка учащимися «проблемного вопроса»;

-познакомить  с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

Умение

·       проявлять интерес к содержанию предмета окружающий мир;

·       осознать потребность (актуальность) в изучении темы;

·       самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения;

 

Метапредметные

Познавательные:

Умение

·       ориентироваться в информации;

·       отвечать на вопросы учителя, используя ранее полученные знания, свой жизненный опыт;

·       перерабатывать полученную информацию, обобщая её;

·       сравнивать характеристики групп растений, находить общее и различие;

Регулятивные:

Умение:

·                   определять цель учебной деятельности;

·                   с помощью учителя планировать  практическую

·                   деятельность;

·                   учиться высказывать свои гипотезы, обосновывать их;

·                   учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

·                   определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся;    

                                                       

Коммуникативные:

Умение:

·       учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;

·       сотрудничать, договариваться;

·       доказывать свою точку зрения, подбирая аргументы для объяснения;

·       конструировать небольшие устные речевые высказывания.

 

Предметные:

·       В познавательной (интеллектуальной) сфере:

·       различать группы растений;

·       с помощью учителя выполнять практическую работу.

 

·       В ценностно-ориентационной сфере:

·        бережное отношение к природе

 

Организация образовательного пространства

Оборудование:

Традиционное оборудование:

·       загадки-вопросы;

·       вопросы викторины;

·       гербарий растений;

·       таблица «Классификация растений»;

·       карточки по каждой группе растений (для работы в группах);

·       карточки для самостоятельной работы;

·       интерактивное упражнение для самостоятельной работы «Найди ошибку» и последующей проверки;

·       интерактивное упражнение для викторины.

·       Учебник (УМК «Школа России») А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс (изд. «Просвещение» 2012г.)

·       Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»

·       Н.Ю. Васильева «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК «Школа России» 3 класс (изд. «ВАКО» 2013г.)

 

    Инновационное оборудование:

·       интерактивная доска, проектор;

·       документ-камера, система контроля и мониторинга качества знаний PROCLASS, цифровой микроскоп.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

 

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание).

       Актуализация знаний учащихся.

 

 

Цель:

·       введение в тему урока;

·       выявить имеющиеся знания по теме.

Ситуативные задания:

Задание 1: «Разминка» (интерактивное упражнение).

Мы продолжаем изучать удивительный мир природы и открывать его тайны.

Сегодня на уроке

Мы можем знанья показать.

Заданья будем выполнять.

Вопросы будем задавать.

Начнем с разминки.

Выбирайте вопрос.

 

Вопросы:

1.        На какие группы делится живая природа?

2.        Какая наука изучает живую природу?

3.        Назовите признаки живого организма.

4.        Что такое экология?

Форма работы: Ф

Задание 2: Логическая задача.

«Угадай понятие» («да» или «нет»).

«Нет» - про это понятие нельзя сказать,

«да» - про это понятие можно сказать.

На слайде появляются две группы предложений. В левом столбике записаны ложные высказывания («нет»),т.е. они не относятся к загаданному понятию «растения» (т.к.  про растение нельзя сказать, что оно двигается, не изменяется и т.д.). А в правом столбике – истинные высказывания («да»).

       «нет»

1.двигается

2.явление природы

3.не изменяется

4. неживая природа

 

         «да»

1изменяется

2живая природа

3.не двигается

4.прикреплено к месту своего обитания

Учитель:

-Что это такое? Кто угадал это понятие?

-Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Форма работы: Ф

На доске появляется слайд с названием темы урока:

«Растения».

 

Задание 3. Вопросы на повторение изученного материала.

-Вспомним, что мы уже знаем о растении.

-На какие три группы делятся растения?

-А как можно разделить растения на две группы?

 

 

Задание 4. Игра. Загадка-вопрос.

Вспомним части растения.

-Угадайте, о какой части растения идет речь.

-При помощи этой части растения удерживаются в земле. (корень)

-Эту часть деревья сбрасывают осенью. (листья)

-Эту часть растения очень любят бабочки и пчелы. (цветок)

-У одуванчика эту часть рассеивает ветер. (семена и плод)

На доске появляется слайд «Части растения».

 

Постановка проблемы.

Растения на Земле встречаются повсюду. Они образуют поля, луга, леса. Говорят: «Растения - зеленая одежда Земли».

Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой.

Посмотрите, как многообразен мир растений!

-И все это огромное царство растений ученые разделили на две группы: низшие и высшие.

-Вижу: вы удивились!

Какой возникает вопрос?

Формулирование вопроса для исследования.

 

 

 

 

     II этап.

Учебно-познавательная  деятельность.

Цель:

-научить учащихся анализировать полученную информацию (наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы);

-учить высказывать гипотезы;

-научить определять существенные признаки у разных групп растений;

-расширить представления о многообразном мире растений;

 

Выдвижение гипотез.

-Какие у вас будут гипотезы?

-Давайте разбираться.

Царство растений

Должны мы познать.

Их тайны и загадки

Придется отгадать.

Работа в группах.

Каждая группа получает текст о растениях.

Задание. Прочитать текст и заполнить таблицу.

1 группа. Водоросли.

2 группа. Мхи.

3 группа. Папоротники.

4 группа. Хвойные растения.

5 группа. Цветковые растения.

Отчет групп.

 

 

 

 

 

Отчет 1 группы.

 

 

 

 

 

 

Учитель комментирует:

-Все бурые водоросли – очень крупные растения. В морях и океанах они образуют подводные заросли – настоящие джунгли. Их бывает так много, что они мешают проходить судам, гибнет рыба.

 

 

 

 

-Некоторые водоросли могут размножаться на снегу, придавая снегу различные оттенки: желтые, зеленые, красные. Говорят: снег «цветет».

 

Отчет 2 группы.

 

Учитель:

У мхов нет настоящих корней, а только лишь небольшие выросты, которые прикрепляют  их к почве. Поэтому вода из почвы для них почти недоступна. Довольствуются они росой и дождем. Они не пропускают мимо себя ни одной капли и как  губки впитывают влагу в себя, а потом во время засухи ею питают реки. Растущий на болотах мох сфагнум способен впитывать в себя воды в 25 – 30 раз больше своей массы. Это своеобразный рекорд растительного мира!

-Маршанция стелется по земле. На ней вырастают маленькие зонтики, которые служат для размножения.

Отчет 3 группы.

Учитель:

- Папоротники – растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). И кто  сорвет этот цветок – сможет найти клад,  услышит голоса деревьев и трав.  Рассказ о цветах лишь красивая легенда, сохранившаяся с глубокой древности, когда славяне поклонялись богу грома и молнии Перуну. На самом деле папоротник цветков не имеет, а размножается спорами. На обратной стороне листа  появляются бугорки ржавого цвета (сорусы), рассыпающие коричневую пыль – споры.

Ученики рассматривают лист папоротника (рыжие бугорки) с помощью цифрового микроскопа. 

Отчет 4 группы. 

Учитель:

-К хвойным растениям относятся туя, пихта, лиственница, кипарис, секвойя.

Учитель показывает гербарий: лиственница, кипарис, пихта.

Отчет 5 группы.

 

Учитель:

-Это представители цветковых растений.

-Это хлебное дерево. У него самый большой плод на свете.

-Это необыкновенное дерево- береза Шмидта.

Самая прочная древесина в мире – у берёзы Шмидта. Произрастает она в нашей стране на Дальнем Востоке, в заповеднике Кедровая Падь. В некоторых случаях берёза Шмидта могла бы заменить собой металл. Это очень редкое растение. Древесина тяжелее воды. Ее пуля не пробьет. А самый острый топор затупится после нескольких ударов, не причинив дереву никакого вреда.
В возрасте 180-200 лет берёза Шмидта достигает высоты в 20 метров и диаметра более 60 сантиметров. Так же она самая долговечная среди берёз, возраст может достигать 400 лет.

-А это самый крупный цветок в мире. Титан Арум. Высота – более 2 м, диаметр – около 2 м, вес – 100 кг, цветёт раз в 5-10 лет, имеет зловонный запах гниющего мяса.

-Неожиданно из земли появляется цветоножка, без листьев и стебля и цветет всего 2-3 дня. Нашли его в 18 в. на острове Суматра.

Обобщение информации.

-Вот какой удивительный и разнообразный мир растений!

-На какой вопрос мы искали ответ?

-Как вы ответите на этот вопрос?

 

-Итак, ученые учитывали строение растения.

-Какие группы растений вы отнесете к высшим?

-Сравним наш вывод с правилом.

Читают правило в учебнике.

-Вернемся к вашим гипотезам, которые высказывались в начале урока.

-Кто был прав?

- Ответили на вопрос?

Табличка с вопросом убирается.

Физминутка.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Цель: стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий; научить детей ориентироваться в разных видах заданий, планировать свои действия; представлять результат своей деятельности;

Задание 1

Игра. Какую группу растений я загадала?

Проводится в виде теста с помощью системы контроля и мониторинга качества знаний PROCLASS

(Тест смотреть в приложении)

1)есть корень, нет цветка, размножается спорами.

2)есть стебель, нет корня, размножается спорами.

3)есть корень, есть семена, есть цветок.

4)нет корня, нет листьев, нет стебля.

5) представители этой группы растений могут размножаться на снегу

6)к этой группе растений относится секвойя.

7)какая группа растений самая многочисленная и разнообразная

Задание 2

Самостоятельная работа.

Найди ошибку.

Каждый ученик  получает карточку.

(смотреть приложение)

-Найти лишнее слово у каждой группы растений.

Проверка.

Форма работы: И.

Итог урока.

-Что узнали нового на уроке? Какое открытие вы сделали?

Домашнее задание.

Для самых любознательных: подготовить сообщение о любой группе растений.

Рефлексия.

-У вас в конвертиках сюрприз: цветочки.

-Кому урок понравился, кто узнал много нового и интересного, прикрепите свой цветочек на этот плакат.

На доске: плакат «Удивительный мир растений»

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики выбирают вопрос и отвечают на них.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

-Это растения.

-Мы будем изучать растения.

 

 

 

 

 

Ответ детей.

-Деревья, кустарники, травы.

 

 

 

 

 

-На культурные и дикорастущие.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

-Корень.

-Листья.

-Цветок.

-Семена и плод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Почему ученые разделили все растения на высшие и низшие?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей записываются на карточках и прикрепляются на доску для того, чтобы после «открытия знаний» сравнить предположения детей с выводом.

 

 

 

Ученики в каждой группе кратко пересказывают тексты и показывают заполненную ими таблицу: «Части растений» (для своей группы растений). Все таблицы показываются с помощью документ-камеры.

Ответ детей.

-Вывод: у водорослей нет корня, нет стебля, нет листьев. Могут некоторые водоросли размножаться спорами.

 

-Вывод: у мхов нет корня, есть стебель, есть листья, нет цветка, размножается спорами.

http://macroid.ru/cache/200/20/124420.jpg

 

-Вывод: у папоротников нет цветков, есть корень, стебель, листья

-Вывод: у хвойных растений есть корень, стебель, листья- хвоинки, нет цветка, но есть шишка с семенами.

-Вывод: у цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветок, плод с  семенами.

 

 

 

 

-Почему ученые разделили все растения на низшие и высшие?

 

-Ученые смотрели, какие части есть у растения.

-Из каких частей состоит.

Сводная таблица «Группы растений»

-Цветковые.

-Хвойные.

-Может быть, папоротники?

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Папоротники.

-Мхи.

-Цветковые.

 

-Водоросли.

-водоросли

 

-хвойные

 

-цветковые

 

Ответы детей.

 

         

                       Приложение к уроку «Разнообразие растений»

 

1 Тексты о растениях (для работы в группах)

 

                                                Водоросли.

    Водоросли -  это растения, живущие в воде.  Они свободно  плавают в воде или поселяются на дне. У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков. Но водоросли живут не только в воде. Они есть в почве, в воздухе. Водорослей на Земле очень много. Есть среди них гиганты, длиной до 40метров – они живут в воде. Есть крошечные водоросли. Рассмотреть их можно только в микроскоп. Они плавают  в толще вод. Это скопление зеленоватых нитей, которые мы называем тиной. По цвету водоросли бывают сине – зелёные, зелёные, бурые и красные. Все бурые водоросли – очень крупные растения. В морях и океанах они образуют подводные заросли – настоящие джунгли. Их бывает так много, что они мешают проходить судам, гибнет рыба.

                                                Мхи.

 

       Мхи – жители влажных мест. Встречаются в лесах, на лугах, болотах.

 У мхов не бывает корней, цветов и плодов с семенами. Но они имеют стебли и листья.

     Все мхи кажутся почти одинаковыми. На самом же деле они очень разнообразны.

    Кукушкин лён своим вытянутым стеблем и формой листьев напоминает настоящий лён, за что и получил своё название. Это крупный мох высотой до 40сантиметров.

    Сфагнум (торфяной мох) образует на болотах пышные «подушки». Из отмерших остатков мха образуется торф.

    Маршанция стелется по земле. На ней вырастают удивительные маленькие «зонтики», которые служат этому мху для размножения.

 

                                                Папоротники.

     Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Папоротники никогда не цветут. Семян у папоротников не бывает. Их заменяют крошечные споры,  которые можно увидеть только под микроскопом. Папоротники бывают травянистые или древовидные. Папоротники – растения древние. В тропиках растут папоротники – гиганты – это деревья, высотой до 200 метров.

                                              Хвойные

     Хвойные растения -это сосна, ель. можжевельник, кедр. Хвоинки - это  их листья! У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена. У них есть корень. А стебель превратился в ствол, покрытый корой. Почти все хвойные - вечнозеленые. Хвоя бывает разной – твердой, колючей и мягкой, как трава. Бывает  длинной, как вязальная спица и такой же толстой. Среди хвойных встречаются настоящие долгожители. Хвойные насчитывают около 600 видов.

                                            Цветковые.

 

Цветковые – самая многочисленная группа растений на  Земле. Это и деревья, и кустарники, и травы,  культурные хлебные растения и сорняки.

Цветковые растения - это те растения, у которых есть цветки и плоды с семенами. А у некоторых растений цветки собраны в  соцветия.

Они имеют все другие части растения: корни, стебли, листья.

Ученым  сейчас  известно 500 тысяч  видов  растений.  Из  них  почти

250        тысяч - цветковые. Эти растения наиболее разнообразны.

 

2. Таблица «Водоросли»

 

Группа растений

корень

стебель

лист

цветок

плод и семена

водоросли

        -

     -

     -

    -

      -

споры

 

3.Таблица «Мхи»

 

Группа растений

корень

стебель

лист

цветок

плод и семена

мхи

      -

      +

     +

       -

     -

споры

 

4.Таблица «Папоротники»

 

Группа растений

корень

стебель

лист

цветок

плод и семена

папоротники

      +

       +

     +

      -

       -

споры

5. Таблица «Хвойные растения»

группа растений

корень

стебель

лист

цветок

плод и семена

хвойные растения

      +

     +

    +

     -

     -

шишка с семенами

 

6.Таблица «Цветковые растения»

 

группа растений

корень

стебель

лист

цветок

плод и семена

цветковые растения

   +

    +

    +

     +

     +

 

7.Сводная таблица. Группы растений.

 

Группа растений

корень

стебель

лист

цветок

плод и семена

водоросли

      -

         -

       -

       -

       -

споры

мхи

      -

         +

       +

        -

      -

споры

папоротники

      +

         +

       +

        - 

        -

споры

хвойные

      +

         +

       +

        -

шишка с семенами       

цветковые

      +

         +

       +

        +

      +

 

8. Тест.  Игра. Какую группу растений я загадала?

 

Проводится в виде теста с помощью системы контроля и мониторинга качества знаний PROCLASS

 

1)есть корень, нет цветка, размножается спорами.   

 

   a  

   мхи

 b   

папоротники

c  

водоросли

 

Ответ: папоротники.

2)есть стебель, нет корня, размножается спорами.

   a  

   мхи

 b   

папоротники

c  

водоросли

Ответ: мхи

3)есть корень, есть семена, есть цветок.

   a  

   мхи

 b   

папоротники

c  

цветковые

Ответ: цветковые

4)нет корня, нет листьев, нет стебля.

     a  

   мхи

 b   

папоротники

c  

водоросли

Ответ: водоросли

5) представители этой группы растений могут размножаться на снегу

   a  

   мхи

 b   

папоротники

c  

водоросли

Ответ: водоросли

6)к этой группе растений относится секвойя.

   a  

   мхи

 b   

папоротники

c  

хвойные

Ответ: хвойные

7)какая группа растений самая многочисленная и разнообразная

   a  

   мхи

 b   

папоротники

c  

цветковые

Ответ: цветковые.

9.Самостоятельная работа. Карточка.  Найди ошибку.

                        Найди ошибку.

 

Папоротники – есть корень, есть цветок, есть листья.

Водоросли – есть корень, нет стебля, нет листьев.

Мхи – есть корень, есть стебель, есть листья.

Цветковые – есть стебель, есть корень, размножается спорами.

      

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект  урока с использованием инновационных средств обучения.

Тема урока: Разнообразие растений.

 

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Раздел: « Эта удивительная природа».

Технология: проблемно-диалогическое  обучение.

Учитель: Васильева Ольга Викторовна.

 

Цель урока:

-«открыть» новые знания;

-постановка учащимися «проблемного вопроса»;

-познакомить  с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

Умение

·        проявлять интерес к содержанию предмета окружающий мир;

·        осознать потребность (актуальность) в изучении темы;

·        самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения;

 

Метапредметные

Познавательные:

Умение

·        ориентироваться в информации;

·        отвечать на вопросы учителя, используя ранее полученные знания, свой жизненный опыт;

·        перерабатывать полученную информацию, обобщая её;

·        сравнивать характеристики групп растений, находить общее и различие;

Регулятивные:

Умение:

·                   определять цель учебной деятельности;

·                   с помощью учителя планировать  практическую

·                   деятельность;

·                   учиться высказывать свои гипотезы, обосновывать их;

·                   учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

·                   определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся;    

                                                       

Коммуникативные:

Умение:

·        учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;

·       сотрудничать, договариваться;

·        доказывать свою точку зрения, подбирая аргументы для объяснения;

·        конструировать небольшие устные речевые высказывания.

 

Предметные:

·        В познавательной (интеллектуальной) сфере:

·        различать группы растений;

·        с помощью учителя выполнять практическую работу.

 

·       В ценностно-ориентационной сфере:

·        бережное отношение к природе

 

Организация образовательного пространства

Оборудование:

Традиционное оборудование:

·        загадки-вопросы;

·        вопросы викторины;

·        гербарий растений;

·        таблица «Классификация растений»;

·        карточки по каждой группе растений (для работы в группах);

·        карточки для самостоятельной работы;

·        интерактивное упражнение для самостоятельной работы «Найди ошибку» и последующей проверки;

·        интерактивное упражнение для викторины.

·        Учебник (УМК «Школа России») А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс (изд. «Просвещение» 2012г.)

·        Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»

·        Н.Ю. Васильева «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК «Школа России» 3 класс (изд. «ВАКО» 2013г.)

 

    Инновационное оборудование:

·        интерактивная доска, проектор;

·        документ-камера, система контроля и мониторинга качества знаний PROCLASS, цифровой микроскоп.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

 

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание).

       Актуализация знаний учащихся.

 

 

Цель:

·        введение в тему урока;

·        выявить имеющиеся знания по теме.

Ситуативные задания:

Задание 1: «Разминка» (интерактивное упражнение).

Мы продолжаем изучать удивительный мир природы и открывать его тайны.

Сегодня на уроке

Мы можем знанья показать.

Заданья будем выполнять.

Вопросы будем задавать.

Начнем с разминки.

Выбирайте вопрос.

 

Вопросы:

1.        На какие группы делится живая природа?

2.        Какая наука изучает живую природу?

3.        Назовите признаки живого организма.

4.        Что такое экология?

Форма работы: Ф

Задание 2: Логическая задача.

«Угадай понятие» («да» или «нет»).

«Нет» - про это понятие нельзя сказать,

«да» - про это понятие можно сказать.

На слайде появляются две группы предложений. В левом столбике записаны ложные высказывания («нет»),т.е. они не относятся к загаданному понятию «растения» (т.к.  про растение нельзя сказать, что оно двигается, не изменяется и т.д.). А в правом столбике – истинные высказывания («да»).

       «нет»

1.двигается

2.явление природы

3.не изменяется

4. неживая природа

 

         «да»

1изменяется

2живая природа

3.не двигается

4.прикреплено к месту своего обитания

Учитель:

-Что это такое? Кто угадал это понятие?

-Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Форма работы: Ф

На доске появляется слайд с названием темы урока:

«Растения».

 

Задание 3. Вопросы на повторение изученного материала.

-Вспомним, что мы уже знаем о растении.

-На какие три группы делятся растения?

-А как можно разделить растения на две группы?

 

 

Задание 4. Игра. Загадка-вопрос.

Вспомним части растения.

-Угадайте, о какой части растения идет речь.

-При помощи этой части растения удерживаются в земле. (корень)

-Эту часть деревья сбрасывают осенью. (листья)

-Эту часть растения очень любят бабочки и пчелы. (цветок)

-У одуванчика эту часть рассеивает ветер. (семена и плод)

На доске появляется слайд «Части растения».

 

Постановка проблемы.

Растения на Земле встречаются повсюду. Они образуют поля, луга, леса. Говорят: «Растения - зеленая одежда Земли».

Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой.

Посмотрите, как многообразен мир растений!

-И все это огромное царство растений ученые разделили на две группы: низшие и высшие.

-Вижу: вы удивились!

Какой возникает вопрос?

Формулирование вопроса для исследования.

 

 

 

 

     II этап.

Учебно-познавательная  деятельность.

Цель:

-научить учащихся анализировать полученную информацию (наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы);

-учить высказывать гипотезы;

-научить определять существенные признаки у разных групп растений;

-расширить представления о многообразном мире растений;

 

Выдвижение гипотез.

-Какие у вас будут гипотезы?

-Давайте разбираться.

Царство растений

Должны мы познать.

Их тайны и загадки

Придется отгадать.

Работа в группах.

Каждая группа получает текст о растениях.

Задание. Прочитать текст и заполнить таблицу.

1 группа. Водоросли.

2 группа. Мхи.

3 группа. Папоротники.

4 группа. Хвойные растения.

5 группа. Цветковые растения.

Отчет групп.

 

 

 

 

 

Отчет 1 группы.

 

 

 

 

 

 

Учитель комментирует:

-Все бурые водоросли – очень крупные растения. В морях и океанах они образуют подводные заросли – настоящие джунгли. Их бывает так много, что они мешают проходить судам, гибнет рыба.

 

 

 

 

-Некоторые водоросли могут размножаться на снегу, придавая снегу различные оттенки: желтые, зеленые, красные. Говорят: снег «цветет».

 

Отчет 2 группы.

 

Учитель:

У мхов нет настоящих корней, а только лишь небольшие выросты, которые прикрепляют  их к почве. Поэтому вода из почвы для них почти недоступна. Довольствуются они росой и дождем. Они не пропускают мимо себя ни одной капли и как  губки впитывают влагу в себя, а потом во время засухи ею питают реки. Растущий на болотах мох сфагнум способен впитывать в себя воды в 25 – 30 раз больше своей массы. Это своеобразный рекорд растительного мира!

-Маршанция стелется по земле. На ней вырастают маленькие зонтики, которые служат для размножения.

Отчет 3 группы.

Учитель:

- Папоротники – растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). И кто  сорвет этот цветок – сможет найти клад,  услышит голоса деревьев и трав.  Рассказ о цветах лишь красивая легенда, сохранившаяся с глубокой древности, когда славяне поклонялись богу грома и молнии Перуну.На самом деле папоротник цветков не имеет, а размножается спорами. На обратной стороне листа  появляются бугорки ржавого цвета (сорусы), рассыпающие коричневую пыль – споры.

Ученики рассматривают лист папоротника (рыжие бугорки) с помощью цифрового микроскопа. 

Отчет 4 группы. 

Учитель:

-К хвойным растениям относятся туя, пихта, лиственница, кипарис, секвойя.

Учитель показывает гербарий: лиственница, кипарис, пихта.

Отчет 5 группы.

 

Учитель:

-Это представители цветковых растений.

-Это хлебное дерево. У него самый большой плод на свете.

-Это необыкновенное дерево- береза Шмидта.

Самая прочная древесина в мире – у берёзы Шмидта. Произрастает она в нашей стране на Дальнем Востоке, в заповеднике Кедровая Падь. В некоторых случаях берёза Шмидта могла бы заменить собой металл. Это очень редкое растение. Древесина тяжелее воды. Ее пуля не пробьет. А самый острый топор затупится после нескольких ударов, не причинив дереву никакого вреда.
В возрасте 180-200 лет берёза Шмидта достигает высоты в 20 метров и диаметра более 60 сантиметров. Так же она самая долговечная среди берёз, возраст может достигать 400 лет.

-А это самый крупный цветок в мире. Титан Арум. Высота – более 2 м, диаметр – около 2 м, вес – 100 кг, цветёт раз в 5-10 лет, имеет зловонный запах гниющего мяса.

-Неожиданно из земли появляется цветоножка, без листьев и стебля и цветет всего 2-3 дня. Нашли его в 18 в. на острове Суматра.

Обобщение информации.

-Вот какой удивительный и разнообразный мир растений!

-На какой вопрос мы искали ответ?

-Как вы ответите на этот вопрос?

 

-Итак, ученые учитывали строение растения.

-Какие группы растений вы отнесете к высшим?

-Сравним наш вывод с правилом.

Читают правило в учебнике.

-Вернемся к вашим гипотезам, которые высказывались в начале урока.

-Кто был прав?

- Ответили на вопрос?

Табличка с вопросом убирается.

Физминутка.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Цель: стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий; научить детей ориентироваться в разных видах заданий, планировать свои действия; представлять результат своей деятельности;

Задание 1

Игра. Какую группу растений я загадала?

Проводится в виде теста с помощью системы контроля и мониторинга качества знаний PROCLASS

(Тест смотреть в приложении)

1)есть корень, нет цветка, размножается спорами.

2)есть стебель, нет корня, размножается спорами.

3)есть корень, есть семена, есть цветок.

4)нет корня, нет листьев, нет стебля.

5) представители этой группы растений могут размножаться на снегу

6)к этой группе растений относится секвойя.

7)какая группа растений самая многочисленная и разнообразная

Задание 2

Самостоятельная работа.

Найди ошибку.

Каждый ученик  получает карточку.

(смотреть приложение)

-Найти лишнее слово у каждой группы растений.

Проверка.

Форма работы: И.

Итог урока.

-Что узнали нового на уроке? Какое открытие вы сделали?

Домашнее задание.

Для самых любознательных: подготовить сообщение о любой группе растений.

Рефлексия.

-У вас в конвертиках сюрприз: цветочки.

-Кому урок понравился, кто узнал много нового и интересного, прикрепите свой цветочек на этот плакат.

На доске: плакат «Удивительный мир растений»

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики выбирают вопрос и отвечают на них.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

-Это растения.

-Мы будем изучать растения.

 

 

 

 

 

Ответ детей.

-Деревья, кустарники, травы.

 

 

 

 

 

-На культурные и дикорастущие.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

-Корень.

-Листья.

-Цветок.

-Семена и плод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Почему ученые разделили все растения на высшие и низшие?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей записываются на карточках и прикрепляются на доску для того, чтобы после «открытия знаний» сравнить предположения детей с выводом.

 

 

 

Ученики в каждой группе кратко пересказывают тексты и показывают заполненную ими таблицу: «Части растений» (для своей группы растений). Все таблицы показываются с помощью документ-камеры.

Ответ детей.

-Вывод: у водорослей нет корня, нет стебля, нет листьев. Могут некоторые водоросли размножаться спорами.

 

-Вывод: у мхов нет корня, есть стебель, есть листья, нет цветка, размножается спорами.

http://macroid.ru/cache/200/20/124420.jpg

 

-Вывод: у папоротников нет цветков, есть корень, стебель, листья

-Вывод: у хвойных растений есть корень, стебель, листья- хвоинки, нет цветка, но есть шишка с семенами.

-Вывод: у цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветок, плод с  семенами.

 

 

 

 

-Почему ученые разделили все растения на низшие и высшие?

 

-Ученые смотрели, какие части есть у растения.

-Из каких частей состоит.

Сводная таблица «Группы растений»

-Цветковые.

-Хвойные.

-Может быть, папоротники?

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Папоротники.

-Мхи.

-Цветковые.

 

-Водоросли.

-водоросли

 

-хвойные

 

-цветковые

 

Ответы детей.

 

         

                       Приложение к уроку «Разнообразие растений»

 

1 Тексты о растениях (для работы в группах)

 

                                                Водоросли.

    Водоросли -  это растения, живущие в воде.  Они свободно  плавают в воде или поселяются на дне. У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков. Но водоросли живут не только в воде. Они есть в почве, в воздухе. Водорослей на Земле очень много. Есть среди них гиганты, длиной до 40метров – они живут в воде. Есть крошечные водоросли. Рассмотреть их можно только в микроскоп. Они плавают  в толще вод. Это скопление зеленоватых нитей, которые мы называем тиной. По цвету водоросли бывают сине – зелёные, зелёные, бурые и красные. Все бурые водоросли – очень крупные растения. В морях и океанах они образуют подводные заросли – настоящие джунгли. Их бывает так много, что они мешают проходить судам, гибнет рыба.

                                

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 719 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1116
    • DOCX 118.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Васильева Ольга Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Васильева Ольга Викторовна
    Васильева Ольга Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 5629
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 304 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 611 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 117 человек

Мини-курс

Figma: продвинутый дизайн

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 24 регионов

Мини-курс

Басня как педагогическая технология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные технологии в образовании (робототехника)

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе