Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока окружающего мира на тему "Про кошек и собак"

Конспект урока окружающего мира на тему "Про кошек и собак"

Скачать материал

Конспект урока по теме «Про кошек и собак» для 2 класса                            с использованием презентации по программе А.Плешакова «Зеленый дом»

Тема: Про кошек и собак.

Цель: Расширить представления о кошках и собаках.

Задачи:

1.   Познакомить детей с разнообразием пород кошек и собак;

2.   Раскрыть их роль в жизни человека;

3.   Познакомить с правилами ухода за кошками и собаками.

4.   Воспитывать бережное и заботливое отношение к домашним питомцам и чувства ответственности за них.

5.   Воспитание милосердия, сочувствия бездомным животным.

Оборудование:

·                               учебник "Мир вокруг нас" А.А.Плешаков, 2класс;

·                               компьютер и медиапроекционное оборудование;

·                               презентация "Кошки и собаки";

·                               доклады детей. 

Ход урока

1. Организационный момент.

На уроке я сижу.
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.

- Скажите, пожалуйста, о ком мы говорили на предыдущих занятиях?

 (О животных.)

- О каких? (Свинки, попугаи…) 

2. Проверка домашнего задания.

Мы продолжим изучать домашних животных, но прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, хочу предложить вам проверочную работу «Животные живого уголка».

1.Укажи животных, которые могут жить в живом уголке (Слайд 2, фотографии :)


А) бабочка;

Б) гуппи;

В) сорока;

Г) кошка;

Д) крокодил;

Е) попугаи;

Ж) гусь;

З) хомяк;

И) карась)

К) черепаха.


2.Почему люди разводят дома таких животных, как канарейка или черепаха?

   А) чтобы ухаживать за ними;

   Б) они радуют глаз, создают хорошее настроение человеку;

   В) они приносят пользу (слайд3).

 

3. Хотят на день рождения

    Мне подарить щенка,

    Но я сказал: «Не надо!

    Я не готов пока!»  С.Михалков «Зяблик»

    Быть готовым иметь домашнее животное значит:

    А) приобрести для него клетку;

    Б) кормить его два раза в день;

    В) создать ему для жизни все необходимые условия.


4.Что это за птица:

    А) попугай;

    Б) канарейка;

    В) синица (слайд 4)

Канарейка.jpg


5.Кто лишний? Дай название (фотографии):

   А) сом;

   Б) карась;

   В) меченосеч.

- Молодцы! (Слайд 5)

 

3. Объяснение нового материала.

Посмотрите на слайд и скажите, о ком мы сегодня будем говорить? (слайд 6)

(Про кошек и собак.)

- Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами.

Итак, тема нашего урока «Кошки и собаки» (слайд 7)

В последнее время во многих семьях любимым домашним животным стала кошка. Тому есть много причин: за кошками, в отличие от других животных, легко ухаживать, от них почти нет шума и грязи, они нежные и ласковые, хотя весьма своенравны. А в деревне их любят еще и потому, что они ловят мышей. За эту способность кошек ценят уже не одну тысячу лет. В Древнем Египте их даже считали священными животными. И позднее кошкам приписывали волшебную силу; до сих пор светящиеся в темноте глаза, бесшумная походка, терпение, позволяющее им часами сидеть перед мышиной норкой, загадочная способность все понимать удивляет многих людей (слайд 8)

(Слайд 9) Кошки, самые распространенные домашние животные. На свете живет более 400 миллионов кошек. Все они похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы.

Персидские и ангорские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.

Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей.

Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться рукой к их серебристо-голубой плюшевой шерстке – удовольствие.

Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы – темная "маска" на мордочке и голубые глаза.

А приручили кошек 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.

В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных?

И кошек окружили таким вниманием, какого они раньше никогда не видали. Ушли в прошлое дни, когда они, затаившись в лесочке, приходилось часами подстерегать добычу. Все, что теперь от них требовалось, неторопливо прогуливаться вблизи амбаров, где в их распоряжении имелся целый "гастроном", полный упитанных обнаглевших грызунов.

Ну, а следующая ступень – приручение и содержание в доме – была достигнута легко и быстро, ведь она устраивала и людей, и кошек.

А в дикой природе у кошек остались грозные и могучие родственники. Среди них такие гиганты, как лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь. Это хищники, отлично приспособленные к тому, чтобы вести охоту. Мощные клыки, прекрасный слух и нюх, отличное зрение, быстрый бег помогают им выслеживать и настигать добычу и на рассвете,

Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки. Но уж если запустят в добычу – не вырваться. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна.

По поведению кошки можно  предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.

Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.

Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.

Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым ''будильником'' может стать для вас кошка.

(Слайд 10 «Это интересно!»)

Кошки могут состоять на государственной службе. Так, в штат Британского музея зачислена «кошачья рота» из 6 кошек, которые охраняют бесценные коллекции от мышей.

У кошек есть свой «язык», в котором приблизительно 20 «слов» и множество интонаций. Есть звуки, выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, гнев, вопрос.

Ребята, давайте представим, что все мы коты и кошки, находимся в театре Ю.Куклачева, и перед зрителями покажем небольшое представление.

 

 Физкультурная минутка.

1.   Как умывается кошка?

2.   Как потягивается кошка?

3.   Как царапается кошка?

4.   Как шипит кошка?

5.   Как виляет хвостиком?

 

Теперь поднимите руку, у кого дома есть собака?

- Что вы знаете о собаках? (Домашние животные, разных размеров, разных пород.)

(Слайд 11)

 Собака – самый верный друг из домашних животных, и друг самый первый, приобретенный человеком еще в каменном веке. 15 тысяч лет назад, когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником, приручил человек волка. Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку. Первые одомашненные собаки были помощниками на охоте и сторожами. Потом они стали охранять посевы, стада. Появились декоративные собаки, от которых не требовалось никакой службы.

А в дикой природе у собак остались родственники: серый волк, рыжая лиса, голубой песец. Это все хищники с легким, удлиненным телом. Ноги сильные, стройные. Короткие, тупые когти не втягиваются, как у кошек, и бывают полезны при рытье нор, но не годятся для захвата жертвы. Да и по деревьям эти хищники лазать не способны. Все собачьи являются обладателями больших и острых клыков.

Но вернемся к собакам. Сейчас известно около 400 пород собак. Они очень отличаются друг от друга, размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением, и предназначением.

Всех собак можно разделить на три большие группы:

·                               охотничьи;

·                               служебные;

·                               декоративные.

(Слайд 12) Каждому понятно, зачем нужны собаки – сторожа и собаки – охотники. А для чего нам декоративные собаки? Самая маленькая из них – тойтерьер – весит всего 600 граммов.          Какая от них польза? (Ответы детей.)

А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки – сама прелесть! В большей части они маленького размера. Она всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные.

Давайте откроем учебник на стр.79, посмотрим на рисунок. Знаете ли вы эти породы собак? Назовите их. А какие породы еще вам известны?

А теперь узнаем подробности о пуделе. Прочитаем рассказ «Промокший до нитки» (стр.80-81 учебника) и ответим на вопросы.

На доске записаны вопросы:

- Что означает название «пудель»?

- Как оно появилось?

- Какими качествами обладают пудели?

- Чем они особенно понравились?

- Как подстригают пуделей?

-  Какого цвета они бывают?

Продолжаем знакомство с породами собак. (Можно заслушать подготовленные сообщения учеников.)

Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника.

А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах.

Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в милиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью.

Умные, активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии.

Ротвейлер, благодаря своей грозной внешности и бесстрашию, великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки.

У собак очень много профессий. Одни используются как ищейки, а другие как охотничьи.

Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики.

Есть породы, которые помогают сопровождать слепых, есть собаки - спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды.

До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках.

Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?

И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга!

 

Физкультурная минутка для глаз.

Скажите, любая собака – друг?

(Слайд 13 «Не дразните собак!»)

При встрече с незнакомой собакой надо помнить, что:

1)  Долгий пристальный взгляд и улыбку, когда видны зубы, животное воспринимает как угрозу и может решить, что нужно защищаться;

2)  Строгое «Фу!» подействует на сердитого пса лучше, чем многословная тирада.

        И самое главное

3)    Если хочешь, чтобы собака тебя полюбила, - полюби её сам!

(Слайд 14) Расскажи о своем питомце по плану:

1.Порода.

2.Кличка.

3.Внешний вид.

4.Особенности характера.

5.Твое отношение к животному.

Итак, мы познакомились с породами кошек и собак и их «профессиями».

Я предлагаю  составлять синквейн.  Давайте вспомним, что это такое?

(Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».  Это короткая стихотворная форма. Состоит из пяти строк. Пишется такое стихотворение по особым правилам).

Предмет, явлениеПравила составления синквейна:

 

Признак Признак
Действие Действие Действие
Предложение из нескольких слов, выражающее отношение к теме
Слово, связанное с первым словом, отражает сущность темы
 


 

 

 

 

 

 

Перед нами эти особые правила.

Сейчас мы должны составить синквейн «Кошка».

 - Какие слова-признаки можно подобрать к слову кошка?

- Какие слова-действия? Какое предложение мы составим.

Кошка- Каким словом можно заменит слово кошка, так чтобы в нем была раскрыта тема?

 

Ласковая Своенравная
Ловит мышей Любит хозяина Лечит
Кошка охраняет дом от мышей.
Кошка – друг человека
 

 

 

 

 

 

 


Для работы в парах предлагаю вам слово «собака».

4. Исследовательская работа

А теперь проведем исследовательскую работу «Что общего у собаки и кошки?» (слайд 15, 16)

1)  Одомашнены

    Собаки одомашнены уже 14000 лет, кошки – на 7000 лет позднее. Собаки произошли от волков, которые заходили на территории проживания людей, кошки произошли сами от себя.

2)  Слух.

    У котов лучше слух, чем у собак.

3)  Обоняние.

    У собак лучше .

4)  Послушание.

      Собаки обучаются лучше, потому что они более послушны. Кошка будет слушаться или если ей что-то нужно от человека, или если желания ее и хозяина совпадают.

5)    Ориентирование

       Кошки и собаки хорошо ориентируются там, где живут. Они могут убегать на несколько километров и возвращаться домой.

6)    Идентификация

       Собаки могут узнавать себя в зеркале. Людей они узнают по запаху, поэтому могут облаять хозяина, если он придет в обновке.

 Кошки узнавать себя в зеркале не могут. Хозяина они узнают, но не всегда это показывают.

7)    Русский язык

       Кошки и собаки понимают человеческую речь, но в основном не отдельные слова, а интонацию и тембр голоса.

       Кошка откликается на зов, если ей в этот момент что-то от вас нужно. Собака прибегает почти всегда.

8)  Средняя продолжительность жизни

       собаки – 12-14 лет,

       кота – 9-15 лет.

 

5.Беседа «Откуда появляются бездомные животные?»

Но не всегда так бывает. Каждый день, каждое утро, каждый вечер мы видим печальные взгляды на улицах, несчастные мордочки, дрожащие, худые спинки у подъездов, у мусорных баков, в скверах, у метро. По нашему городу бегают десятки тысяч бездомных собак и кошек.

Скажите, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились? (Ответы детей.)

Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.

Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома. Каждое животное, оказавшееся на улице, рано или поздно погибает насильственной смертью от рук хулиганов, под колесами машин, при зверском отлове.

Но ведь полно и негодяев, которые не любят животных.

Но у нас, конечно, много и добрых людей, которые спасают животных, несут к себе домой, лечат, устраивают в хорошие руки. (Слайд 17)

 

6.Итог урока (слайд 18)

В заключение нашего урока хочется еще раз напомнить: чтобы в нашем городе было меньше покинутых собак и кошек, не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними. Но, прежде чем завести животное, надо подумать: сможешь ли ты за ним ухаживать, сможешь ли гулять с ним в любую погоду и всегда заботиться о нём.

Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Что должен делать человек, если у него дома живет домашнее животное?

Откуда берутся бездомные собаки и кошки?

Что нужно делать, чтобы бездомных животных становилось меньше?

Что нового и интересного узнали об этих животных? (Слайд 19)

Резерв.

(Слайд20) Командная игра

2 команды: 1- семейство кошачьих, 2 – семейство собачьих.

 

Задание 1 «Распредели по группам»: (слайд 22, фотографии )

Гусеница, орел, лошадь, буйвол, собака, гусь (Слайд 23-дикие и домашние)

 

Задание 2 «Кто строит жилища?» (слайд 24, фотографии)

Гнездо, муравейник, конюшня, хатка бобра, дупло, хлев.

 

Задание 3»Как кормятся?» (слайд 25, фотографии)

Белка, пчела, волк, лошадь, кролик.

 

Задание 4 «Чьё жилище?» (слайд 26, фотографии соотнести с названиями жилища)

Овца, медведь, свинья, волк, бобер, орел, лошадь, белка, корова, курица.

Дупло, нора, гнездо, берлога, хатка, конюшня, свинарник, овчарня, коровник, курятник.

 

Слайд 27 «Подсчитываем очки».

Слайд 28 «Спасибо за урок!»

 

7.Домашнее задание.

1.                           Прочитать о кошках и собаках. Учебник с.80-81.

2.                           Составить рассказ о домашнем питомце и нарисовать рисунок или сфотографировать.

 

8. Оценка работы.

Все дети получают диплом о любви и заботе о домашних животных.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока окружающего мира на тему "Про кошек и собак""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Противопожарный инженер

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Предлагаю конспект урока по теме «Про кошек и собак» для 2 класс с использованием презентации по программе А.Плешакова «Зеленый дом»

        Цель: Расширить представления о кошках и собаках.

        Задачи:

        1.   Познакомить детей с разнообразием пород кошек и собак;

        2.  Раскрыть их роль в жизни человека;

        3.  Познакомить с правилами ухода за кошками и собаками.

        4.  Воспитывать бережное и заботливое отношение к домашним питомцам и чувства ответственности за них.

        5.  Воспитание милосердия, сочувствия бездомным животным.

        

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 978 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 435
    • DOCX 68.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Володина Юлия Вадимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Володина Юлия Вадимовна
    Володина Юлия Вадимовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13172
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 251 человек

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 560 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 485 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление рисками в бизнесе: анализ, оценка и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Toolbox классического проектного менеджмента

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе