Автор:
учитель
начальных классов
высшей
категории
Божко
А. А.
Тема урока: «Россия – страна лесов»
Цель:
сформировать представление о лесах России
Задачи:
ü сформировать
у учащихся представление о лесной зоне;
ü познакомить
с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным
и широколиственным лесом;
ü
познакомить
с животным и растительным миром зоны лесов;
ü
учить
выбирать из общего материала главное и приводить в систему полученные знания;
ü
формировать
умение пользоваться учебной литературой;
ü
развивать
познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной
литературой, компьютером;
ü воспитывать
любовь и бережное отношение к природе, любовь к Родине;
ü воспитывать
культуру поведения, умение работать в группе
Оборудование:
интерактивная доска, проектор, демонстрационная карта природных зон России, таблицы
«Животные и растения леса», учебник О. Т. Поглазовой «Окружающий мир», 4 класс,
листочки для графического диктанта
Ход
урока:
I
Организационный момент.
Мы
сегодня снова будем наблюдать,
Выводы
делать и рассуждать.
А
чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайтесь в работу и тогда будет толк!
II Проверка
домашнего задания. Повторение и систематизация знаний о растительном и животном
мире тундры:
- Чтобы напомнить прошлый
урок, я приглашаю вас на выставку детских работ, которая называется “Тундра
глазами детей” (вывеска на доске)
- Кто из вас хочет
прокомментировать свой рисунок, добавить о тундре интересные факты (ответы
детей).
Индивидуальная
работа на карточках
- Чтобы привести
свои знания в порядок и повторить пройденный материал, предлагаю игру.
Работа на
интерактивной доске: игра «Раздели растения и животных»
(один ученик)
Слайд 2: «Раздели
растения и животных»
Графический
диктант: (остальные уч-ся)
Условные
обозначения: + – да, – – нет.
1. Зона
тундры расположена южнее арктических пустынь (+)
2. Природные
условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето (+)
3. В тундре
нет коренного населения (-)
4. Главное
занятие коренного населения тундры – земледелие (-)
5. Растения
тундры низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями (+)
6. Дикие
северные олени обычно живут стадами (+)
7. В тундре
добывают нефть и природный газ (+)
8. Лишайник
ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища (-)
9. Тундровый
заповедник расположен на Кольском полуострове (-)
Взаимопроверка:
Слайд 3:(Ответы на
доске: + + – – + + + - -)
Выставление
оценок:
- У кого выполнено
без ошибок? Поставьте «5.
- У кого одна –
две ошибки? Поставьте «4».
- У кого три –
четыре ошибки? Поставьте «3».
- Встаньте те, кто
получил «пять». Вам аплодисменты! Вы «Знатоки» тундры.
- Встаньте те, кто
получил «4». Вы будущие знатоки. Есть тройки? Вам нужно еще раз прочитать
материал.
Задание на
доске: восстанови цепи питания (один ученик)
Слайд 4:
цепи питания
III Введение
в тему урока: отгадать ребус - лес
- Вот как о лесе
говорится в загадке:
Дом
открыт со всех сторон,
В
доме - тысячи колонн.
Над
колоннами - шатры,
Под
колоннами - ковры.
Там
живут и на коврах,
На
колоннах и в шатрах.
Дом
со всех сторон открыт,
Он
резною крышей крыт.
Заходи
в зеленый дом -
Чудеса
увидишь в нем! (Лес)
–Как назван лес в загадке?
IV
Работа над новым материалом:
- Назовите тему
урока.
Слайд 6
- Леса России занимают больше половины
территории нашей страны. На каждого жителя России приходится в 4 раза больше
лесных территорий, чем на жителя нашей планеты.
-Что бы вы хотели узнать об этом доме?
- Какие чудеса
можно увидеть там?
- Поставьте цели и
задачи на урок.
– В загадке
сказано, что лес – это дом. И места всем хватает в нём. Сегодня мы узнаем, кто
в нём живёт и что в нём растёт.
–Найдите и
покажите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне,
глядя на карту? Где находится? Каким цветом обозначена? Какие пространства занимает?
(Дети делают
самостоятельные выводы, работая с картой, что лесная зона находится южнее зоны
тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Эта природная зона – самая
большая).
- Одним ли цветом
закрашена эта природная зона?
- В этой природной
зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным
цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна
часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.
- Обратите
внимание, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный
более тёмным цветом. Это лесотундра. Это плавный переход к другой природной
зоне. На прошлом уроке мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные
условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит
прямо у линии Северного полярного круга.
- Какие будут
природные условия? Каково положение солнца на небе: выше или ниже? Будет ли
солнце лучше прогревать землю?
- Лето теплее и
длиннее, а зима короче и мягче. Выпадает больше осадков в течение года, А снег
весной полностью тает и дает много влаги в почву. Слой вечной мерзлоты
оттаивает на большую глубину, а в южных районах его нет.
- Главными
отличиями климатических условий зоны лесов являются:
Слайд 7:
(кластер) глубокое
оттаивание почвы весной, достаточное количества тепла и влаги летом.
- Какими же
растениями богаты леса России? Попробуем разобраться с этим вопросом, мысленно
совершая путешествие на самолете над лесной зоной, или как её ещё называют,
лесной полосой России. Закрываем глазки, мысленно переносимся в зону лесов. В
иллюминатор видим, как постепенно просторы тундры с редкими карликовыми
деревьями сначала
Слайд 8: сменяются
лесотундрой с обширными болотами, островками кустарников и перелесками с
корявыми сосной, елью, лиственницей.
- По мере
продвижения к югу всё гуще становятся хвойные леса, которые прерываются только
лентами рек и блестящими лужицами озёр и болот.
Слайд 9:
хвойные леса
- Эти леса называют
как? Тайгой. Они густые, труднопроходимые, где всегда полумрак.
Слайд 10:
тайга
- Мохнатые ветви
почти не пропускают солнечных лучей. Почва покрыта мхами и лишайниками, мало
трав и кустарников. С елей спускаются пряди лишайника-бородача. В лесах много
бурелома, и пройти через него трудно.
- Как объясните
слово бурелом?
Слайд 11:
еловый лес
Слайд 12:
лишайник-бородач
Слайд 13:
бурелом
- Здесь ещё
суровые условия, но почва уже оттаивает на глубину более метра. Поэтому в тайге
растут холодостойкие породы деревьев: ель, сосна, пихта, лиственница, кедр.
Почвы здесь влажные, заболоченные.
Слайд 14:
тайга
- Тайга сменяется смешанными
лесами. Как бы вы объяснили это название? (кроме хвойных пород деревьев
растут и лиственные)
Слайд 15:
смешанные леса
- Такие леса
характерны для южных районов Сибири и центральных районов европейской части
России (показываю на карте). Болот здесь уже меньше. В смешанных
лесах растут береза, осина, ольха, ива, черемуха.
Слайд 16:
широколиственные леса
- Ещё дальше
на юг простираются леса и рощи в основном из лиственных пород деревьев. Такие
леса называют широколиственные. Они встречаются на юге и западе России,
на Дальнем Востоке (показываю на карте).
- В таких лесах
ещё растут клен, ясень, бук, вяз, дуб, липа и другие теплолюбивые растения.
Слайд 17: ясень
Слайд 18:
бук
Слайд 19:
вяз
- В
дальневосточных лесах растут редкие растения:
Слайд 20,
21 – амурский бархат, пробковое дерево
Слайд 22:
лимонник
Слайд 23:
маньчжурский орех
Слайд 24:
дикий виноград
Слайд 25:
амурский лотос
- Главное
отличие широколиственных лесов – их многоярусность, или
«многоэтажность».
Слайд 26:
многоярусность
- Верхний ярус:
дубы, липы, другие высокие деревья. Пониже располагаются черёмуха, дикие яблоня
и груша, боярышник. Ещё ниже растут кустарники: орешник-лещина, бересклет,
калина, крушина. Этот ярус называют подлеском. Ещё ниже располагаются шиповник,
малина и другие низкие кустарники. Затем идут ягодные кустарнички, травы и
грибы. Примечательно, что и травы здесь широколиственные:
Слайд 27: сныть,
копытень, лютик
Слайд 28:
пустой
Физкультминутка:
Потрудились
- отдохнем.
Встанем
- глубоко вздохнем.
Руки
в стороны, вперед,
Влево,
вправо поворот.
Наклонились,
прямо встали,
Руки
вниз и вверх подняли.
Руки
плавно опустили,
Всем
улыбки подарили.
- Деревья и
травы приспосабливаются к смене сезонов: у трав отмирает наземная часть, а
деревья что делают? Сбрасывают листья, потому что в замерзающей почве доставка
воды к листьям затруднена. А ещё широкая листовая пластинка не смогла бы
выдержать тяжесть выпавшего снега, и, кроме того, широкие листья испаряют много
влаги.
- О значении
листопада для леса вы прочитаете самостоятельно на стр. 131 учебника, используя
пометки на полях.
Слайд 28: «Инсерт»
- Какое же
значение имеет лесная подстилка для леса? Какую новую информацию вы для себя
получили?
(ответы детей)
Слайд 29: «Продолжи
предложение»
- Удобряет почву,
придает ей рыхлость; удерживает воду в почве; спасает от высыхания летом и от
глубокого промерзания зимой; лесная подстилка – это дом для многих животных:
червей, кротов, грызунов, ежей, гадюк, ужей, лягушек, жаб, насекомых и их
личинок; регулирует количество молодой поросли.
V Закрепление
изученного:
- А сейчас я вам
предлагаю послушать звуки. Где вы могли услышать это?
- Как вы думаете,
о ком пойдет дальнейший наш разговор? Без животных нет леса. Лес – это общий
дом для растений и животных.
(вывешиваю
таблицы)
Слайд 30:
«Раздели по способам питания»
- По способам
питания животных леса можно разделить на группы: растительноядные, хищники,
всеядные.
Работа на
интерактивной доске - коллективно
- Для закрепления
изученного проведем викторину «Животный мир леса»:
1). Кого называют
лесным великаном? (лось)
2). Кто
строит себе нору под корягами деревьев? (барсук, лисица, волк)
3). Кто
селится в дуплах деревьев? (куница, белка)
4). Кто к
зиме собирается в стаи? (волки)
5). Кому
хвост служит рулем, а иногда парашютом? (белке)
6). Какой
зверек спит под своими ушами? (заяц)
7). У
какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (у медведей)
- Обилие насекомых
и мелких грызунов привлекает в широколиственные леса множество птиц.
Физминутка:
«Прилетели птицы»
Называю
птиц леса, если ошибаюсь, дети хлопают:
- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и
стрижи (Хлопки.)
-
Прилетели птицы: голуби, синицы,
аисты, вороны, галки, макароны (Хлопки)
-
Прилетели птицы: голуби, куницы (Хлопки)
-
Прилетели птицы:
голуби, синицы, страусы, чижи (Хлопки)
-
Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи,
стрижи, комары, кукушки (Хлопки)
-
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и
стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы – сплюшки,
лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
Слайд 31:
лесные пушные звери
- Большую ценность
представляют пушные звери: соболи, куницы, норки, лисицы, бобры, горностаи. Из
шкурок этих животных шьют шапки, шубы, воротники. Они теплы, легки и красивы.
Работа по учебнику
– стр. 132 – 133 – редкие животные (иллюстрации), взятые под международную
охрану.
Кроссворд
«Обитатели леса» (зашифровано слово здорово) – на доске
1. Дерево –
символ России.
2. Плодами
этого дерева являются желуди.
3. Летом с
него снег-
Просто
смех!
Снег по
городу летает, Почему же он не тает?
4. Дикая
кошка с кисточками на ушах.
5. У неё
длинней иголки, чем у ёлки.
6. Серый
хищник леса.
7. Самый
крупный зверь леса.
(ответы:
берёза, дуб, тополь, рысь, сосна, волк, лось)
VI Итог урока:
- Что полезное вы
взяли для себя на уроке?
Вариативное дом.
зад.:
- Давайте
вспомним правила поведения в лесу.
- Как мы можем
научить других людей правилам поведения в лесу?
1. Нарисовать
знаки о правильном поведении в лесу: разрешающие и запрещающие.
2. Учебник – стр.
127 – 133
3. Подготовить
дополнительный материал об охране животных (заповедники)
Интернет-ресурсы:
1. http://www.neotext.ru/files/14/avatars/avatar_38914.jpg
- лес
2. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лесотундра
3. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=хвойные
леса
4. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=тайга
России
5. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=смешанные
леса России
6. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=6&text=широколиственные
леса России
7. http://wallpaper.goodfon.ru/image/52502-1920x1200.jpg
- еловый лес
8. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лишайник-бородач
на ели
9. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=бурелом
10. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=тайга
11. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=бук
12. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=ясень
13. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=амурский
бархат
14. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=амурский
бархат
15. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=амурский
бархат
16. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=маньчжурский
орех
17. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=дикий
виноград
18. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=амурский
лотос
19. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=сныть
20. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=копытень
21. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лютики
22. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=соболь
23. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=куница
24. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=норка
25. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лисица
26.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.