Главная / Начальные классы / Конспект урока окружающего мира для 4 класса "Россия - страна лесов"

Конспект урока окружающего мира для 4 класса "Россия - страна лесов"

Документы в архиве:

36.43 КБ конспект урока Божко А..docx
7.74 МБ презентация Божко А. А..notebook

Название документа конспект урока Божко А..docx


hello_html_m1c8d57bd.gifhello_html_m1c8d57bd.gifhello_html_m1c8d57bd.gifАвтор: учитель начальных классов

высшей категории

Божко А. А.

Тема урока: «Россия – страна лесов»

Цель: сформировать представление о лесах России

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление о лесной зоне;

  • познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;

  • познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;

  • учить выбирать из общего материала главное и приводить в систему полученные знания;

  • формировать умение пользоваться учебной литературой;

  • развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, компьютером;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к Родине;

  • воспитывать культуру поведения, умение работать в группе

Оборудование: интерактивная доска, проектор, демонстрационная карта природных зон России, таблицы «Животные и растения леса», учебник О. Т. Поглазовой «Окружающий мир», 4 класс, листочки для графического диктанта

Ход урока:

I Организационный момент.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно включайтесь в работу и тогда будет толк!


II Проверка домашнего задания. Повторение и систематизация знаний о растительном и животном мире тундры:

- Чтобы напомнить прошлый урок, я приглашаю вас на выставку детских работ, которая называется “Тундра глазами детей” (вывеска на доске)

- Кто из вас хочет прокомментировать свой рисунок, добавить о тундре интересные факты (ответы детей).


Индивидуальная работа на карточках

- Чтобы привести свои знания в порядок и повторить пройденный материал, предлагаю игру.

Работа на интерактивной доске: игра «Раздели растения и животных»

(один ученик)

Слайд 2: «Раздели растения и животных»


Графический диктант: (остальные уч-ся)


Условные обозначения: + – да, – – нет.


  1. Зона тундры расположена южнее арктических пустынь (+)

  2. Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето (+)

  3. В тундре нет коренного населения (-)

  4. Главное занятие коренного населения тундры – земледелие (-)

  5. Растения тундры низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями (+)

  6. Дикие северные олени обычно живут стадами (+)

  7. В тундре добывают нефть и природный газ (+)

  8. Лишайник ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища (-)

  9. Тундровый заповедник расположен на Кольском полуострове (-)

Взаимопроверка:

Слайд 3:(Ответы на доске: + + – – + + + - -)

Выставление оценок:

- У кого выполнено без ошибок? Поставьте «5.

- У кого одна – две ошибки? Поставьте «4».

- У кого три – четыре ошибки? Поставьте «3».

- Встаньте те, кто получил «пять». Вам аплодисменты! Вы «Знатоки» тундры.

- Встаньте те, кто получил «4». Вы будущие знатоки. Есть тройки? Вам нужно еще раз прочитать материал.


Задание на доске: восстанови цепи питания (один ученик)

Слайд 4: цепи питания

III Введение в тему урока: отгадать ребус - лес

- Вот как о лесе говорится в загадке:

Дом открыт со всех сторон,

В доме - тысячи колонн.

Над колоннами - шатры,

Под колоннами - ковры.

Там живут и на коврах,

На колоннах и в шатрах.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом -

Чудеса увидишь в нем! (Лес)


Как назван лес в загадке?

IV Работа над новым материалом:

- Назовите тему урока.

Слайд 6

- Леса России занимают больше половины территории нашей страны. На каждого жителя России приходится в 4 раза больше лесных территорий, чем на жителя нашей планеты.

-Что бы вы хотели узнать об этом доме?

- Какие чудеса можно увидеть там?

- Поставьте цели и задачи на урок.

В загадке сказано, что лес – это дом. И места всем хватает в нём. Сегодня мы узнаем, кто в нём живёт и что в нём растёт.

Найдите и покажите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? Где находится? Каким цветом обозначена? Какие пространства занимает?


(Дети делают самостоятельные выводы, работая с картой, что лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Эта природная зона – самая большая).


- Одним ли цветом закрашена эта природная зона?

- В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.

- Обратите внимание, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Это лесотундра. Это плавный переход к другой природной зоне. На прошлом уроке мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга.

- Какие будут природные условия? Каково положение солнца на небе: выше или ниже? Будет ли солнце лучше прогревать землю?

- Лето теплее и длиннее, а зима короче и мягче. Выпадает больше осадков в течение года, А снег весной полностью тает и дает много влаги в почву. Слой вечной мерзлоты оттаивает на большую глубину, а в южных районах его нет.

- Главными отличиями климатических условий зоны лесов являются:

Слайд 7:

(кластер) глубокое оттаивание почвы весной, достаточное количества тепла и влаги летом.

- Какими же растениями богаты леса России? Попробуем разобраться с этим вопросом, мысленно совершая путешествие на самолете над лесной зоной, или как её ещё называют, лесной полосой России. Закрываем глазки, мысленно переносимся в зону лесов. В иллюминатор видим, как постепенно просторы тундры с редкими карликовыми деревьями сначала

Слайд 8: сменяются лесотундрой с обширными болотами, островками кустарников и перелесками с корявыми сосной, елью, лиственницей.

- По мере продвижения к югу всё гуще становятся хвойные леса, которые прерываются только лентами рек и блестящими лужицами озёр и болот.

Слайд 9: хвойные леса

- Эти леса называют как? Тайгой. Они густые, труднопроходимые, где всегда полумрак.

Слайд 10: тайга

- Мохнатые ветви почти не пропускают солнечных лучей. Почва покрыта мхами и лишайниками, мало трав и кустарников. С елей спускаются пряди лишайника-бородача. В лесах много бурелома, и пройти через него трудно.

- Как объясните слово бурелом?

Слайд 11: еловый лес

Слайд 12: лишайник-бородач

Слайд 13: бурелом

- Здесь ещё суровые условия, но почва уже оттаивает на глубину более метра. Поэтому в тайге растут холодостойкие породы деревьев: ель, сосна, пихта, лиственница, кедр. Почвы здесь влажные, заболоченные.

Слайд 14: тайга

- Тайга сменяется смешанными лесами. Как бы вы объяснили это название? (кроме хвойных пород деревьев растут и лиственные)

Слайд 15: смешанные леса

- Такие леса характерны для южных районов Сибири и центральных районов европейской части России (показываю на карте). Болот здесь уже меньше. В смешанных лесах растут береза, осина, ольха, ива, черемуха.

Слайд 16: широколиственные леса

- Ещё дальше на юг простираются леса и рощи в основном из лиственных пород деревьев. Такие леса называют широколиственные. Они встречаются на юге и западе России, на Дальнем Востоке (показываю на карте).

- В таких лесах ещё растут клен, ясень, бук, вяз, дуб, липа и другие теплолюбивые растения.

Слайд 17: ясень

Слайд 18: бук

Слайд 19: вяз

- В дальневосточных лесах растут редкие растения:

Слайд 20, 21 – амурский бархат, пробковое дерево

Слайд 22: лимонник

Слайд 23: маньчжурский орех

Слайд 24: дикий виноград

Слайд 25: амурский лотос

- Главное отличие широколиственных лесов – их многоярусность, или «многоэтажность».

Слайд 26: многоярусность

- Верхний ярус: дубы, липы, другие высокие деревья. Пониже располагаются черёмуха, дикие яблоня и груша, боярышник. Ещё ниже растут кустарники: орешник-лещина, бересклет, калина, крушина. Этот ярус называют подлеском. Ещё ниже располагаются шиповник, малина и другие низкие кустарники. Затем идут ягодные кустарнички, травы и грибы. Примечательно, что и травы здесь широколиственные:

Слайд 27: сныть, копытень, лютик

Слайд 28: пустой

Физкультминутка:

Потрудились - отдохнем.

Встанем - глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Наклонились, прямо встали,

Руки вниз и вверх подняли.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

- Деревья и травы приспосабливаются к смене сезонов: у трав отмирает наземная часть, а деревья что делают? Сбрасывают листья, потому что в замерзающей почве доставка воды к листьям затруднена. А ещё широкая листовая пластинка не смогла бы выдержать тяжесть выпавшего снега, и, кроме того, широкие листья испаряют много влаги.

- О значении листопада для леса вы прочитаете самостоятельно на стр. 131 учебника, используя пометки на полях.

Слайд 28: «Инсерт»

- Какое же значение имеет лесная подстилка для леса? Какую новую информацию вы для себя получили?

(ответы детей)

Слайд 29: «Продолжи предложение»

- Удобряет почву, придает ей рыхлость; удерживает воду в почве; спасает от высыхания летом и от глубокого промерзания зимой; лесная подстилка – это дом для многих животных: червей, кротов, грызунов, ежей, гадюк, ужей, лягушек, жаб, насекомых и их личинок; регулирует количество молодой поросли.

V Закрепление изученного:

- А сейчас я вам предлагаю послушать звуки. Где вы могли услышать это?

- Как вы думаете, о ком пойдет дальнейший наш разговор? Без животных нет леса. Лес – это общий дом для растений и животных.

(вывешиваю таблицы)

Слайд 30: «Раздели по способам питания»

- По способам питания животных леса можно разделить на группы: растительноядные, хищники, всеядные.

Работа на интерактивной доске - коллективно

- Для закрепления изученного проведем викторину «Животный мир леса»:

1). Кого называют лесным великаном? (лось)

2). Кто строит себе нору под корягами деревьев? (барсук, лисица, волк)

3). Кто селится в дуплах деревьев? (куница, белка)

4). Кто к зиме собирается в стаи? (волки)

5). Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом? (белке)

6). Какой зверек спит под своими ушами? (заяц)

7). У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (у медведей)

- Обилие насекомых и мелких грызунов привлекает в широколиственные леса множество птиц.

Физминутка: «Прилетели птицы»

Называю птиц леса, если ошибаюсь, дети хлопают:

- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи (Хлопки.)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны (Хлопки)

- Прилетели птицы: голуби, куницы (Хлопки)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, чижи (Хлопки)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, стрижи, комары, кукушки (Хлопки)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы – сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

Слайд 31: лесные пушные звери

- Большую ценность представляют пушные звери: соболи, куницы, норки, лисицы, бобры, горностаи. Из шкурок этих животных шьют шапки, шубы, воротники. Они теплы, легки и красивы.

Работа по учебнику – стр. 132 – 133 – редкие животные (иллюстрации), взятые под международную охрану.

Кроссворд «Обитатели леса» (зашифровано слово здорово) – на доске

  1. Дерево – символ России.

  2. Плодами этого дерева являются желуди.

  3. Летом с него снег-

Просто смех!

Снег по городу летает, Почему же он не тает?

  1. Дикая кошка с кисточками на ушах.

  2. У неё длинней иголки, чем у ёлки.

  3. Серый хищник леса.

  4. Самый крупный зверь леса.



(ответы: берёза, дуб, тополь, рысь, сосна, волк, лось)

VI Итог урока:

- Что полезное вы взяли для себя на уроке?

Вариативное дом. зад.:

- Давайте вспомним правила поведения в лесу.

- Как мы можем научить других людей правилам поведения в лесу?

1. Нарисовать знаки о правильном поведении в лесу: разрешающие и запрещающие.

2. Учебник – стр. 127 – 133

3. Подготовить дополнительный материал об охране животных (заповедники)









Интернет-ресурсы:

  1. http://www.neotext.ru/files/14/avatars/avatar_38914.jpg - лес

  2. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лесотундра

  3. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=хвойные леса

  4. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=тайга России

  5. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=смешанные леса России

  6. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=6&text=широколиственные леса России

  7. http://wallpaper.goodfon.ru/image/52502-1920x1200.jpg - еловый лес

  8. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лишайник-бородач на ели

  9. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=бурелом

  10. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=тайга

  11. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=бук

  12. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=ясень

  13. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=амурский бархат

  14. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=амурский бархат

  15. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=амурский бархат

  16. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=маньчжурский орех

  17. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=дикий виноград

  18. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=амурский лотос

  19. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=сныть

  20. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=копытень

  21. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лютики

  22. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=соболь

  23. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=куница

  24. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=норка

  25. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лисица


Конспект урока окружающего мира для 4 класса "Россия - страна лесов"
  • Начальные классы
Описание:

 

Цель: сформировать представление о лесах России

 

Задачи:  

 

  • сформировать у учащихся представление о лесной зоне;

  • познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;

  • познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;

  • учить выбирать из общего материала главное и приводить в систему полученные знания;

  • формировать умение пользоваться учебной литературой;

  • развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, компьютером;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к Родине;

  • воспитывать культуру поведения, умение работать в группе

 

Оборудование: интерактивная доска, проектор, демонстрационная карта природных зон России, таблицы «Животные и растения леса», учебник О. Т. Поглазовой «Окружающий мир», 4 класс, листочки для графического диктанта

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие по русскому языку

 

 

 

«Веселый урок в «Школе грамотеев»

 

 

 

для 1 класса

 

Цели:

 

1.     Привитие интереса к изучению русского языка.

2.     Развитие творческих способностей, любознательности.

3.     Вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность

4.     Расширение кругозора, развитие речи детей.

            5. Воспитание индивидуальной и коллективной ответственности за   результат работы.

 

Автор Божко Анна Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1024
Номер материала 30307
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓