Главная / Начальные классы / Конспект урока окружающего мира во 2-м классе по программе

Конспект урока окружающего мира во 2-м классе по программе

Конспект урока окружающего мира,

проведённого во 2 «В» классе МБОУ СОШ №9 г. Ижевска

учителем начальных классов

Мерзляковой Ириной Алексеевной



Тип урока: ОНЗ

Тема: Тепловые пояса Земли. Тепловой пояс Удмуртского края.

Цель: Сформировать представления о делении Земли на тепловые пояса и знакомство с тепловым поясом Удмуртского края.

Задачи:

  1. Формировать способности школьников к изучению особенностей природных условий различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами.

  2. Научить оценивать разнообразие условий на Земле.

  3. Закрепление навыка работы с картой.

  4. Формирование речевых компетенций через расширение и обогащение словаря научными терминами.

  5. Привитие интереса к изучению природы Удмуртского края.

Оборудование:

  • Глобус.

  • Лампа.

  • Карта.

  • Компьютерная презентация.

  • Плакат: «Смена времён года».

  • Рисунок самолёта.

  • Шкатулка с ключом.

  • Ребус «Экскаватор».

  • Заготовка Солнца.

  • А.А. Вахрушев. Окружающий мир «Наша планета Земля» 2 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 1. – М.: Баласс, 2013.





Этапы урока, время.


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Формирование УУД

I. Организационный момент. 1 мин.

Учитель зачитывает стихотворение.

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Постарайтесь все понять,

Ответы полные давать,

И за работу получать,

Только лишь оценку пять!

Какой предмет мы изучаем? Что изучает предмет окружающий мир?

Проверяют наличие учебных принадлежностей. Слушают напутствующие слова.





Ответы детей.

Личностные, коммуникативные.

Цель: организовать учащихся, настроить их на урок.

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в учебном действии. 4-5 мин.

Учитель предлагает детям отправиться в путешествие.

Ребята, я предлагаю отправиться в путешествие по Земному шару. А на чём будем путешествовать, должны отгадать.

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернётся над лугами -

Отливает серебром. (Самолёт)


Показ самолёта.


Но, чтобы отправиться в полёт, нам нужен ключ зажигания, его мы сможем взять в волшебной шкатулке, а она откроется только тогда, когда вы расскажете ей всё, что знаете о Земле. Для этого мы разобьёмся на три экипажа, каждому экипажу (ряду) будут задаваться отдельные вопросы (вопросы задаю по очереди, каждому ряду отдельно)

Что такое Земля? (Планета)

Какую форму имеет Земля? (Форму шара)

Что такое горизонт? (Воображаемая линия, между небом и землёй)

Какая из звёзд ближе всего к Земле? (Солнце)

Что ты знаешь о звёздах? (Звёзды – огненные шары, вблизи похожие на Солнце. Они горячие, что светятся ослепительно ярко. Они так далеки, что кажутся очень маленькими.)

Каким цветом обозначены океаны, моря, реки, озёра на карте или глобусе?

Какие планеты ты знаешь? Как они удалены от Солнца?

Покажите на глобусе юг, север, экватор;

Благодаря какой звезде на планете Земля есть жизнь?

Земля притягивает к себе все предметы? Почему?

Почему на планете происходит смена дня и ночи?

Какие времена года вы знаете? Какое время года у нас сегодня?

Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, шкатулка открыта, и мы можем взять ключ зажигания. (Показываю ключ.) Для полёта нам нужны силы, поэтому надо немного размяться.







Отгадывают загадку.














Ответы детей.

Регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Цель: вспомнить изученный материал, подготовить учащихся к изучению нового материала.

Форма работы: фронтальная.

III. Физминутка.

2 мин.

Солнце спит, и небо спит,

Даже ветер не шумит

Рано утром солнце встало,

Все лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок,

Небо тучей заволок

И деревья раскачал

Дождь по крыше застучал,

Барабанит дождь по крышам

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик.

Учитель предлагает прочитать в учебнике диалог Миши и Лены.

- По вашему мнению, кто прав в своём высказывании?

- Так значит, на какой вопрос мы должны будем ответить сегодня на уроке? (Слайд №1)

Итак, пристегните ремни, мы отправляемся в путешествие на самолёте. Точка отправления город Ижевск Удмуртский край (на карте обозначено место флажком). Ребята, о своих наблюдениях мы должны будем постоянно докладывать диспетчеру в Ижевске (диспетчер – работник, регулирующий движение транспорта или ход работы предприятия).

Показывают движения.












Дети зачитывают диалог.


Ответы детей.


- Где на Земле теплее?

Цель: здоровьесбережение.

IV. «Открытие» детьми нового знания.

17-20 мин.

Наш самолёт делает первую посадку. Догадайтесь, где мы приземлились, посмотрев в иллюминатор самолёта. (Слайд №2)

Какую картину природы вы видите через иллюминаторы? (Слайды №3-4)













Каких животных мы ещё здесь видим? (Слайды №5-6)

Кто догадался, куда мы прилетели? (Слайд №7)

Покажите это место на карте и глобусе.



Как называется полюс?

Какой океан находится на Северном полюсе? (Слайд №8)

Как вы думаете, какое название подойдёт для этого пояса?

hello_html_26fed6a0.gifhello_html_5d7bf57e.gifhello_html_m4f04f405.gif

Посмотрите на глобус и ответьте, почему этот пояс назвали холодный? (стр.64)



- Прочитайте из учебника и скажите, что новое вы узнали про Северный полюс? (стр.65)

Что мы доложим диспетчеру в Ижевск, в каком поясе побывали?

Итак, наш полёт продолжается. Мы с холодного пояса летим в другой тепловой пояс, а в какой вы узнаете позже.

Учитель зачитывает стихотворение.

Остановитесь на мгновение, замрите…

Как красиво вокруг!

Удивителен утренний лес,

Храм цветов и рогатых улиток!

Он как будто бы вылеплен весь

Из тончайших серебряных ниток.

Ребята, как хорошо в лесу!

В прекрасном мире веток и теней.

Всё то, что живо, музыкою дышит!

Здесь всё поёт, здесь даже муравей

Ползёт, поёт и сам себя не слышит.

Где же мы сейчас находимся? (Слайд № 9)

Что можно сказать о природе леса? (Слайды №10-11)

В какую страну мы прилетели?

Везде ли в России есть лес?

Природа России очень разнообразна. Есть также степи (Слайд № 12). Есть горы (Слайд № 13), например – Уральские горы.

(Учитель показывает на карте полушарий.)

- На каком материке находится Россия?

- Пролетев над Евразией и посмотрев в иллюминатор, что можете сказать о климате, температуре воздуха, о разнообразии природы?

- Как вы думаете, происходит ли смена времён года? (Слайд № 14)

- Итак, что мы можем сообщить по рации диспетчеру в Ижевск о природе, которую увидели во время полёта?





- Следовательно, какой это был тепловой пояс? Выберите название для этого пояса. Название вывешивается на карту.

- Кто догадался, почему это происходит? Помощник вам сейчас будет глобус. (стр.64)


- Прочитайте из учебника и скажите, что важно запомнить про умеренный пояс? (стр.65)



Продолжаем наш полёт. Куда летим на этот раз, догадайтесь сами, отгадав ребус. (Слайд №15)


hello_html_7fee5d96.png

Экскаватор (Экватор)

Посмотрите на глобус с лампой и скажите, хорошо ли солнечные лучи прогревают данный пояс?


Посмотрите в окно иллюминатора и попробуйте описать природу данного пояса, какая здесь всегда температура воздуха? (Слайд № 16)


Доложите диспетчеру, какое название подойдёт для этого пояса?

Полёт у нас сегодня очень длительный, нам приходится много наблюдать, анализировать и, конечно же, вы устали.





- Эта часть планеты покрыта ледниками. Очень низкая температура, минусовая. Снежный покров держится почти круглый год. В местах, где из-подо льда на поверхность выходят скалы, существует собственный растительный мир: мхи, лишайники. Из животных в этом месте больше всего птиц. На скалистых местах собираются чайки, кайры, гагарки, тупички.

- Белого медведя, тюленя.


- На крайний север.


У доски 2 ученика: один показывает по карте, другой на глобусе.

- Северный.

- Северный Ледовитый океан.


Дети выбирают название из предложенных названий, которые развешены по классу по 5 экземпляров, названия крепятся на карту полушарий.








- Лучи солнца плохо обогревают это место, они лишь скользят по поверхности земли, давая очень мало тепла.

Ответы детей. Выделение главной мысли.


- В холодном.

















- В лесу.

- Она разнообразна.


- В Россию.

- Нет.





- Евразия.

Ответы детей. (Можно опираться на опорные слова)





- Она разнообразна, происходит смена времён года, лето – жаркое, зима – холодная, весна и осень – прохладные, разнообразная и богатая растительность, разнообразен животный мир.

- Умеренный.



- В эту зону солнечных лучей поступает больше, земля успевает нагреваться.

- Здесь лето не очень жаркое, а зима – не слишком суровая. Хотя намного холоднее, чем лето.


Отгадывают ребус.





















- Больше всего солнечных лучей попадают на экватор, здесь Земля больше всего получает солнечного тепла.

- Солнце здесь каждый день поднимается очень высоко. Иногда оно бывает прямо над головой. Зимой здесь также жарко, как и летом.

- Жаркий.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Цель: формировать навыки познавательной частично-поисковой деятельности.

Форма работы: групповая.

Методы: работа с книгой, картой, глобусом.

Дети учатся:

  • распределять работу в группах;

  • самостоятельно добывать знания из книг;

  • отвечать у доски;

  • слушать выступающего, задавать уточняющие вопросы.

V. Физминутка.

1-2 мин.

Дети по лесу гуляли.

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели.

И их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали.

Дружно хлопали, ногами топали!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

Показывают движения.








Цель: здоровьесбережение.


Продолжаем полёт. С какой зоны мы вылетаем? А куда, догадайтесь сами.

Мы сейчас летим от экватора в сторону Южного полюса (сопровождает показом на карте).

Какой пояс мы пролетаем? (Слайд №17)

Ну, а сейчас наш самолёт приземлился…(Слайд №18)

В какой пояс? Как догадались?


Какое название пояса вы сообщите диспетчеру?


- С жаркой.





- Умеренный.



- В холодную зону на крайнем юге, в Антарктиде.

- Холодный – вывешивается табличка.




VI. Выявление названия пояса Удмуртского края. 2 мин.

Я думаю, что вы уже все соскучились по родной земле, предлагаю вернуться домой.

Где наш дом?

В какой пояс мы должны с вами полететь?

Как догадались? Расскажите, какой климат в Удмуртском крае. (Слайд №19)











Итак, давайте посмотрим на карту тепловых поясов, которая получилась у диспетчера. (Слайд № 20)

- Сколько тепловых поясов на Земном шаре?




- В умеренный.

- Сообщение ученика: Происходит смена времён года, зима начинается в ноябре, суровая, выпадает много снега. Лето – жаркое, бывают обильные осадки в виде дождя, весна поздняя, холодная, продолжительная. Осень в крае - лучшее время года. Она солнечная и значительно теплее весны.





Ответы детей. (5)


Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Цель: иметь представление о природе родного края.

VII. Самостоятельная работа. 3 мин.

Ребята, а сейчас вы поработаете парами. Давайте вспомним правила работы в парах. На странице 21(3 задание) необходимо раскрасить и подписать тепловые пояса.

Определяю, чья пара работала дружнее всех.

Проверка выполнения работы.

Все молодцы!

- Работаем тихо, дружно, помогаем друг другу.

Работают в рабочих тетрадях.

(3 минуты)

Регулятивные, коммуникативные.

Цель: установить степень усвоения изученного материала.

Форма работы: работа в парах.

VIII. Закрепление пройденного материала.

2-3 мин.

Мы сейчас поиграем в крестики и нолики. Я буду задавать вопрос, вы его внимательно слушать, если ответ да, то ставите крестик, если нет, то ставите нолик.

Лучи солнца обогревают Землю неравномерно, поэтому Землю делят на тепловые пояса.

Пояс, где вечная мерзлота - умеренный.

Удмуртский край находится в умеренном поясе.

А теперь проверьте, правильно ли вы справились с заданием. (Слайд № 21)


hello_html_4abfc1cd.gif





Cтавят крестик.



Ставят нолик.

Cтавят крестик.


Самопроверка.

Личностные, регулятивные.


IX. Рефлексия деятельности.

1-2 мин.


- Что нового вы сегодня узнали на уроке во время путешествия?

Мы с вами увидели, что наша Земля делится на тепловые пояса. И это происходит благодаря солнцу.

Самооценка (на доске заготовка солнца).

- Мы знаем, что без солнца жизнь невозможна. Я хочу, чтобы солнце нам светило повсюду. Если вы работали активно, выберите длинный лучик, а если что-то не получалось, то короткий. (На доске получается – солнышко)

(Слайд № 22)

Домашнее задание: №1-2 стр.20 в тетради.



Ответы детей.





Самооценка. Приклеивают лучики.


Личностные, коммуникативные.

Цель: подвести итоги урока.




Конспект урока окружающего мира во 2-м классе по программе
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока окружающего мира во 2-м классе по программе "Школа-2100" на тему " Тепловые пояса Земли. Тепловой пояс Удмуртского края." 

Тип урока: ОНЗ

Тема: Тепловые пояса Земли. Тепловой пояс Удмуртского края.

Цель: Сформировать представления о делении Земли на тепловые пояса и знакомство с тепловым поясом Удмуртского края.

Задачи:

1.     Формировать способности школьников к изучению особенностей природных условий различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами.

2.     Научить оценивать разнообразие условий на Земле.

3.     Закрепление навыка работы с картой.

4.     Формирование речевых компетенций через расширение и обогащение словаря научными терминами.

5.     Привитие интереса к изучению природы Удмуртского края.

Оборудование:

·        Глобус.

·        Лампа.

·        Карта.

·        Компьютерная презентация.

·        Плакат: «Смена времён года».

·        Рисунок самолёта.

·        Шкатулка с ключом.

·        Ребус «Экскаватор».

·        Заготовка Солнца.

·        А.А. Вахрушев. Окружающий мир «Наша планета Земля» 2 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 1. – М.: Баласс, 2013.

 

 

 

Автор Мерзлякова Ирина Алексеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 827
Номер материала 35609
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓