Конспект
урока обучения грамоте в 1 классе
(
УМК «Школа России», учебник Азбука» авт. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.
Виноградская, М.В. Бойкина)
Выполнила: Зайцева
Светлана Александровна, учитель начальных классов МКОУ «Александровская СОШ»,
1КК.
Тема
урока: Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.
Тип
урока:
урок освоения новых знаний и способов действий
Цель урока: ознакомление с твёрдым согласным звуком [ц], буквами Ц,ц; обучение
чтению слов, предложений и текстов с изученной буквой.
Задачи: 1) познакомить с согласным звуком [ц], буквами Ц, ц;
2) развивать умение давать
характеристику звукам, составлять звуковые схемы слов;
3) совершенствовать навыки
правильного, выразительного, слогового и беглого чтения вслух;
4) развивать речь, память,
логическое мышление;
5) формировать коммуникативные качества личности,
6) формировать бережное отношение к окружающей природе.
Планируемые результаты
Личностные: принятие и освоение
социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в
групповой работе, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций
Метапредметные: овладение
навыками смыслового чтения текстов; овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения; умение договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, осмысливать
собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные: чтение слогов, слов,
предложений и коротких текстов с буквой ц.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале
небольших текстов.
Оборудование для учителя: ноутбук,
проектор, экран, компьютерная презентация, карточки с символическими знаками
выбора вида работы на уроке, «Задания в конверте» Незнайки, «Задания в
конверте» Знайки,
Оборудование для учеников: книга
«Азбука», наборное полотно, карточки для составления звуковых схем слов, карточки
с текстами, цветные маркеры, смайлики – для самооценки.
Этапы
урока
|
Содержание
учебного материала
|
Методы
приёмы работы
|
Формы
организации учебной деятельности)
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
ФормированиеУУД
|
Мотивационный
момент. Психологический настрой.
(2
мин)
|
1-2-3-4-5
Урок
пора нам начинать.
Вы
друг другу улыбнитесь
И
тихонечко садитесь.
-
Ребята я хочу поделиться с вами своими наблюдениями и впечатлениями. Как
удивительно красива наша природа. Зима – волшебница одела деревья и кусты в
белоснежные наряды (показ слайдов о природе зимой). Меня заинтересовали
воробьи, которые лакомились ягодами рябины возле моего дома и я решила их
сфотографировать.
А
каких птиц вы видели?
(называют
птиц нашего края) Слайд 1-4
|
Словесный
метод
|
Фронтальная
работа.
|
Создаёт мотивацию к
учебной деятельности, определяет содержательные рамки урока.
|
Эмоциональный
настрой.
|
Регулятивные
учатся
высказывать свои предположения.
|
Актуализация
знаний
Форму
лирова
ние
темы урока
(3
мин)
|
Вы
назвали много разных птиц.
Посмотрите
на страницу. Что за птицы на странице? Слайд 5
СКВОРЕ_
, СИНИ_А, _АПЛЯ
- Почему
в названиях этих птиц пропущена буква? (буква,
которую не изучали)
-
Как вы думаете, какая буква пропущена? (буква ц)
-
Произнесите слова-названия, какой звук вы слышите на месте пропущенной буквы.
(звук ц)
-
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Слайд 6
(
познакомимся с новым звуком и новой буквой;
научимся
отличать новые звук и букву от других звуков и букв;
будем
учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой)
Тема
нашего урока «Звук [ц], буквы Ц,ц»
-
Как мы будем получать «открывать» для себя новые знания.
(
поработаем с книгой, выполним задания по компьютеру, поработаем в
мини-группах)
/составление
плана работы на уроке с использованием карточек – схем/
|
Проблем
ная
ситуа
ция.
|
|
Побуждает
к высказыванию своего мнения
После
ответа учащихся открывает название темы урока.
Помогает
учащимся поставить задачи урока
|
Дети высказывают свои предположения
Дети
озвучивают тему урока,
Дети высказывают предположения.
Ставят
задачи.
|
Регулятивные
учатся
высказывать своё предположение.
Развитие
логического мышления.
|
Открытие
нового знания
Решение
прблемы
(
10 мин)
|
Незнайка предлагает вам «Задания в конвертах».У Незнайки три
конверта. А нас в классе 13 учеников и всем хочется выполнить задания. Как
поступить? (работать в группах). Организуем 3 группы. (Учитель
назначает ответственных групп)
- С кем из ответственных группы вам хочется работать?
- Как нужно работать в группе, что бы получить хороший
результат?
(Ученики проговаривают правила работы в группе)
(Учитель
выдает «Задания в конвертах»)
Составить
звуковую схему слова и слово из букв
1группа
- цапля,
2
группа - синица,
3группа
– скворец.
(1 ученик составляет слово, 2 ученик – схему, 3- выступает
перед классом, ответственный координирует работу)
Самопроверка (сравнение с образцом на слайде)
Слайды 7,8,9
Покажите
результат своей работы всему классу:
-
Выделите новый звук, где он стоит в слове.
- Произнесите звук (ц)
- Дайте характеристику выделенному звуку.
(Звук [ц] - согласный, твёрдый, глухой)
-
Попробуйте, можно ли этот звук сказать мягко? (нет)
-
А можно ли к глухому звуку [ц] подобрать звонкую пару? (нет)
ВЫВОД
Звук
[ц]
– это всегда твёрдый глухой согласный звука, у которого нет звонкой пары.
Ø Звук [ц] -
может стоять в начале слова, в середине, в конце.
Ø - Какой
буквой вы обозначили звук [ц]? Слайд 10
Ø (буквой
ц) Слайд 11
Ø - Найдите
место буквы Ц в алфавите.
-
Найдите место буквы Ц на ленте букв
-
Читаем слоги с буквой ц. ( обратить внимание, что слоги ЧЕ, ЧИ читаем
твёрдо, так как Ц - всегда обозначает твёрдый звук)
Слайды
12-16
Расти
здоровым и любимым
С
румянцем ярким на лице.
Быть
умным, смелым и красивым
Всегда
поможет буква Ц.
Физминутка
(
про цаплю) (видео)
Ø Назовите
слова, в которых услышали новый звук.
Ø
|
Работа
в мини-группах.
|
Практическая
работа
|
Организует
работу в мини-группах
Создаёт
условия для психоэмоцио
нальной
разгрузки учащихся
|
Отвечают на вопросы
Высказывают свои варианты ответов
Дают
характеристику звуку.
.
|
Предметные
Коммуникативные
формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками в
групповой работе
|
Работа
по закреплению полученных знаний.
Организация
самостоятельной работы
(10
мин)
|
Знайка
приготовил для вас интересные задания.
Прочитайте
рассказ, узнайте об известных вам птицах то, что вы еще не знали, расскажите
ребятам из других групп:
1группа
– о цапле,
2
группа – о синице,
3группа
– о скворце.
Работаем
5 минут и проверяем результат.
(текст
даётся каждому в группе: дети читают, отвечают на вопросы, делая пометки в
тексте цветным маркером).
Представители
групп читают рассказы для всех слушателей.
Слушатели
отвечают на вопросы.
Представители
групп комментируют ответы.
-
Что нового вы узнали о цапле? Слайд 17
(дети
отвечают на вопросы к тексту)
-
Какие интересные сведения вы узнали о синице? Слайд 18
-
Что нового вы узнали о скворце, когда послушали рассказ? Слайд19
|
Проблемные
вопросы
.
|
Работа
в мини группах
|
Организует
и контролирует работу в мини-группах
|
Чтение индивидуальное.
Осмысливание текста.
|
Познавательные:
моделирование
(условные обозначения).
Предметные:
совершенствование навыка чтения,
развитие
речи, расширение кругозора.
|
Рефлексия
(3
мин)
|
Какие
открытия каждый из вас совершил на уроке? Слайд 20
Работа
с книгой «Азбука» (с.54) Слайд 21
Читает
хорошо читающий ученик.
«
Букв немало мы узнали,
Добрались
до буквы «Ц».
Есть
слова, где Ц - в начале,
Есть
слова, где Ц - в конце …» Слайд 22
Вы
все сегодня много и хорошо работали. Благодарю всех ребят, кто помог нам
сделать «открытие новых знаний» на уроке. Молодцы!
Предлагаю
вам оценить каждому свою деятельность.
Жёлтый
смайлик – всё получилось, я узнал много нового.
Зелёный
– не всё удалось, но я постараюсь узнать то, что не понял.
Красный
– было трудно и не понятно на уроке.
|
Самооценка
|
Фрон
тальная
работа.
|
Акцентирует
внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
|
Поводят итог урока
|
Регулятивныеучатся
подводить итог своей деятельности.
|
Итог
урока.
(2
мин)
|
Бывают
птицы разными
Одни
боятся вьюг
И
улетают на зиму
На
тёплый добрый юг.
Другие,
те народ иной
В
мороз над лесом кружат
Для
них разлука с родиной
Страшнее
лютой стужи … Слайды 23 -28
-
Чем мы можем помочь птицам зимой?
Покормите
птиц зимой!
|
Беседа
|
Фронтальная
работа
|
Побуждает
к активному действию
|
Высказывают свои варианты ответов
|
Личностные:
формирование заботливого отношения к окружающей природе.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.