Главная / Начальные классы / Конспект урока обучения грамоте по теме «Звук [ж], буква ж» (УМК «Школа 2100»)

Конспект урока обучения грамоте по теме «Звук [ж], буква ж» (УМК «Школа 2100»)



Щеблыкина Ирина Витальевна

План- конспект урока обучения грамоте по теме «Звук [ж], буква ж» (УМК «Школа 2100»)

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока:     

образовательные:

  • познакомить с буквой Ж   и звуком [ж];

  • учить выполнять звукобуквенный анализ слов;

  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой;

  • учить писать строчную букву ж, слоги, слова, предложения с буквой ж

развивающие:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;

  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению;

  • привитие навыков культурного общения;

  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

Формы обучения:

    • фронтальная работа;

    • парная;

    • индивидуальная

Формирование ключевых компетенций:

    • учебно – познавательной

    • коммуникативной

Единица содержания: характеристика звука [ж], обозначаемого на письме буквой ж

Граница знания – незнания:

  • дети знают и умеют читать слова с новой буквой (дошкольная подготовка детей разного уровня)

  • не знают какие звуки обозначает буква ж

  • не могут писать строчную букву ж





Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, образцы печатных букв «Ж» и «ж».

Учебные пособия: 

  • Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина «Букварь», 1 класс (учебник), Москва, издательство «Баласс», 2012г.

  • Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина «Прописи», 1 класс (учебник), Москва, издательство «Баласс», 2012

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

Ι. Самоопределение учебной деятельности. Организационный

момент

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Встаньте, подравняйтесь.

Проверьте всё ли готово к уроку. Тихо садимся.

Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам. А я дарю вам свою улыбку. Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями.

Но вначале давайте вспомним основные правила работы на уроке:

работать дружно и активно;

уметь слушать друг друга;

уважать друг друга;


Проверка готовности к уроку

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу.


Регулятивные:

волевая саморегуляция.


ΙΙ. Актуализация знаний


1. – Чем мы занимались на прошлом уроке обучения грамоте?

Давайте посмотрим, какие рисунки вы нарисовали.

Что вы знаете о маленьких словах ах, ох, ух?

2. – Откройте учебники на с. 126–127.

Рассмотрите страницу. Определите тему урока. Назовите её.

Давайте составим план урока.

Составление плана урока.

Что нового мы узнаем сегодня?


Выставка рисунков

Чтение наизусть стихотворения в паре

Составляют план урока.


План (примерный)

  1. Знакомство с новыми звуками и буквой.

  2. Звуко - буквенный анализ слов.

  3. Чтение слогов и слов.

  4. Чтение предложений и текстов.

  5. Знакомство с написанием буквы Ж.

  6. Письмо буквы, слогов, слов и предложений.




Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.



ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания


1. Работа в «Букваре» (с. 126).

1) Выделение звука [ж] из слов.

Рассмотрите иллюстрации.

Произнесите названия предметов, которые нарисованы на картинках.

Какой звук слышится в начале слова?

Произнесите его.

Дайте ему характеристику. (Звук [ж] согласный, твёрдый, звонкий)

Слайд 1

Подберите слова, которые начинаются с нового звука.

Что теперь мы должны узнать? (Как звук обозначается на письме.)

2) Знакомство с буквой Ж. Сравнение с буквами Х, С.

Рассмотрите в «Букваре», как выглядит буква Ж.

Слайд 3

На что похожа буква Ж?

Посмотри-ка, буква Ж

На жука похожа,

Потому что у неё

Шесть жучиных ножек.

Слайд 4

Какую схему- «человечка» нарисовал художник рядом с новой буквой?

Почему?


Раскрасьте наших «человечков». Обратите внимание на синий цвет обоих башмачков у схемы Ж.

Что нового мы сейчас узнали?

Чему научились?

2. Работа в тетради для печатания (с. 42).

Печатание букв ж, х.

Какую букву мы с вами печатали?

Как вы думаете, сложно написать прописную букву ж?

Давайте попробуем. Где мы будем учиться писать прописную букву ж?

3. Работа в прописи (с. 18).

1) Знакомство с написанием строчной буквы ж.

Начинаем писать букву с левого полуовала, как и бук­ву х, затем вверх ведём соединительный штрих и сверху вниз пишем наклонную черту, снизу-вверх соединительный штрих и, наконец, правый полуовал, как букву с.

Слайд 5

Какие элементы должны быть написаны с одинаковым наклоном (параллельны)?

Сколько таких элементов?

Напишите букву, сохранив параллельность трёх элементов.

2) Самопроверка. «Конкурс красоты».

Называют первый звук слов-отгадок: [ж].

Дают характеристику звуку


Формулируют тему урока:

Звук [ж], буква Ж.


Формулируют цели:

-познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж.

- учиться читать и писать слоги, слова, тексты с новой буквой.


Подбирают слова с новой буквой




















Звуковой анализ


Завершение схем- «человечков».















Сравнивают печатную и письменную строчную букву ж.

Сравнивают со строчной буквой х.

«Написание» буквы на левой ладони (леворукие дети – на пра­вой).

Обводят буквы ж в рамке по светлым линиям и на 1–2-й строчках.



Сравнивают правильные и ошибочные написания.


Сравнивают написание букв и выбирают лучшую



.



Регулятивные:

целеполагание.


Познавательные:

обще учебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

ΙV. Применение нового знания


1. Работа в «Букваре» (с. 126).

Чтение слогов и слов с буквой ж.

1) Самостоятельное чтение 1-й строчки слогов.

2) – Произнесите слоги, заменив звонкий согласный [ж] на глухой [ш].

3) Чтение по вариантам: 1-й вариант читает слоги с [ж], 2-й вариант читает слоги с [ш].

4) Чтение 1–2-го столбиков слов:

Прочитайте слова, которые начинаются со слогов 1-й строчки.

Прочитайте слово, обозначающее часть тела. (Живот.)

Объясните значение слова жар. (Очень сильно разогретое место. Повышенная температура тела.)

Прочитайте слово, которое называет плод дуба. (Жёлудь.)

Назо­вите звуки в этом слове. металл. (Железо.)

Объясните значение слова журнал. (Периодическое издание в виде книжки. Книга или тетрадь для записей.)

Цирковой артист, а по-другому? (Жонглёр.)

Обозначьте твёрдость звука [ж] синей точкой.

5) Чтение 2-й строчки слогов.

Прочитайте слоги.

Прочитайте слоги, которые являются словом. (Уж, ёж.)

В каких словах мягкость согласного звука обозначена гласными буквами? (Жонглёр, железо, жёлуди.)

6) Чтение 3-го столбика слов.

Прочитайте слово, которое обозначает:

а) Небольшое углубление с дождевой водой или пролитую на стол жидкость. (Лужа.)

б) Неболь­шое животное с иглами на теле. (Ежи, ёжик.)

Подберите ещё 2 слова, которые можно поставить вместо точек.

Подтверждается ли наш вывод, что [ж] – постоянно твёрдый звук?

Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)




2. Физкультминутка




3. Работа в прописи.

1) Написание слогов и слов с письменного образца.

2) – Прочитайте два последних слова.

Слайд 6.

Назовите звуки в этих словах.

Ка­кими буквами они обозначены?

Какой звук не соответствует букве? (Слышим после [ж] звук [ы],

а пишем букву И.)

Слайд 7

Кто из вас слышал про такое правило? (Если дети испытывают затруднение: Сочетание жи надо запомнить. Подчёркивать его в словах будем так: букву безударного гласного звука – одной чертой, а согласного – двумя чертами.)

Напи­шите это буквосочетание. Подчеркните буквы (жи).

3) Написание слов с печатного образца.

Прочитайте слова.

Напишите только те, в которых все согласные звуки твёрдые. Какие это слова? (Все.)





Читают слоги и слова с буквой ж.












Работают над значением слов

































Вывод: звук [ж] постоянно твёрдый. Он имеет парный по глухости согласный звук – [ш].












Сначала дети читают слоги, слова, обозначают соответствующей точкой звуки, про­говаривается способ соединения буквы Ж с другими буквами.

Запись слов и слогов. Подчёркивание слов.


Самостоятельно списывают.



Делают вывод:

«Сочетания жи – ши пишутся с бук­вой И

Обозначают «опасные» места




Самооценка.






Познавательные: логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;


общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

знаково – символические;

- создавать и преобразовывать модели.



Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;



Коммуникативные:

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

































Личностные:

установка на здоровый образ жизни.


V. Итог


Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

Что вам нужно было сделать?

Удалось выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или есть недочёты?

Ты записал всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку? Почему?

Отметь под строчкой справа внизу.

Что нового узнали?

Чем необычна новая буква?

Какие уже известные нам знания повторили?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке

Слайд 8

Формируют алгоритм самооценки



V. Домашнее задание (по желанию)

Выучить стихотворение наизусть.






16



Конспект урока обучения грамоте по теме «Звук [ж], буква ж» (УМК «Школа 2100»)
  • Начальные классы
Описание:

Конспект открытого урока обучения грамоте по теме «Звук [ж], буква ж» (УМК «Школа 2100").

Тип урока: урок открытия новых знаний

 

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, образцы печатных букв «Ж» и «ж».

Учебные пособия: 

·        Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина «Букварь», 1 класс (учебник), Москва, издательство «Баласс», 2012г.

 

·        Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина «Прописи», 1 класс (учебник), Москва, издательство «Баласс», 2012

Автор Щеблыкина Ирина Витальевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1592
Номер материала 23042
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓