1. Работа в «Букваре». 5
Чтение слогов.
– Посмотрите в «Буквари», найдите
слоги с буквой С. Прочитайте их.
– Найдите слоги с мягкими звуками
[н’], [к’], [т’].
– Прочитайте
слоги первого столбика.
– Дополните их,
чтобы получились слова.
2. Работа в прописи.
– Вы хорошо читаете слоги, а сможете вы
их написать? Где будем записывать слоги?
–
Прочитайте их.
–
Какое соединение будем использовать?
Запись слогов с буквой С
(с. 0) до половины строки (со, си, су, сы) ручками двух цветов,
договаривание слогов до слова.
Аналогично
запись слогов ас, ос, ис, ус, ыс до половины строки.
–
Проведём Конкурс красоты. Найдите и подчеркните самые красивые слоги на
строке.
–
Объясните, как вы делали свой выбор. 4
На
последней строке – письмо под диктовку (двумя цветами): он,
ар, ок, но, са, ус, ис.
3. Работа в
«Букваре». 6 3 2
–
Посмотрите, что мы сейчас будем делать в «Букваре»? (Читать слова.)
Чтение
слов.
– Прочитайте про
себя слова первого столбика.
– Прочитайте
вслух самое длинное слово. (Усики.)
– Что это слово
означает? (Маленький предмет, маленькие усы.)
– А теперь прочитайте короткое слово,
обозначающее большой предмет. (Ус.)
–
Что заметили? (– Вы обратили внимание, что у этих слов есть одинаковая
часть?)
– (Пропедевтика.) Это корень
слова. Общая часть слов-родственников называется корнем. Мы постепенно
запомним это название. А слова с одинаковым корнем будем называть
однокоренными.
Учитель может ввести это понятие
и раньше, и позже, когда сочтёт нужным обобщить наблюдения детей.
Выделение корня (показ учителя).
– Прочитайте второй столбик слов про
себя.
– Прочитайте короткое слово,
обозначающее большой предмет, и длинное слово, обозначающее маленький
предмет. (Сын, сыр – сынок, сырок.)
– Прочитайте
третий столбик слов про себя.
– Прочитайте
слово, обозначающее слив воды. (Сток.)
– Прочитайте
слова четвёртого столбика про себя.
– Прочитайте
слова, значение которых вам не совсем понятно.
(Трос – стальной канат.)
–
Кто может объяснить значение этих слов?
Объясняют
дети или учитель – или обращаемся к толковому словарю. Но темп
урока стараемся не сбавлять.
– Прочитайте слова из всех четырёх
столбиков, в которых есть мягкий звук [с’]. (Усик, усики.)
Чтение слов ниже.
– Прочитайте
слова, у которых одинаковый корень. (Рост, росток, ростки, куст, кустик,
кусток.)
В
порядке пропедевтики обращаем внимание на то, что укус и укусы
– формы одного и того же слова.
– Когда говорят кустик,
кусток? (Кустик – уменьшительно-ласкательное значение от слова куст,
а слово кусток больше употребляется в сказках, потешках.)
– Прочитайте
слова, в которых есть сразу две буквы С. (Уксус, сосна.)
– Прочитайте
слова, состоящие из трёх слогов. (Укусы, осина.)
– Сделаем
звуко-буквенный анализ слова осина. 4
– В этом слове три слога, так как три
гласных звука, ударный второй слог.
1.
Звук [а] – гласный безударный. Ставим точку красным
цветом, на письме обозначается буквой О.
2.
Звук [с’] – согласный глухой, мягкий. Ставим точку
зелёным цветом, на письме обозначается буквой С.
3.
Звук [и] – гласный ударный, ставим точку красным
цветом, на письме обозначается буквой И.
4.
Звук [н] – согласный звонкий, твёрдый, ставим точку
синим цветом, на письме обозначается буквой Н.
5.
Звук [а] – гласный безударный. Ставим точку красным
цветом, на письме обозначается буквой А. В этом слове пять букв, пять
звуков.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования
алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно
было сделать?
– Удалось тебе
провести звуко-буквенный анализ?
– Ты сделал всё
правильно или были недочёты?
– Ты составил всё
сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика)
учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас
делали все вместе?
– Для чего нужно
уметь делать звуко-буквенный анализ? 4 4 2
4. Работа в прописи. 1
2
– Посмотрите, что вы видите в прописи на с. 1? (Таблицу.)
– Кто догадался,
что нужно сделать в таблице?
– Давайте
отгадаем, какие слова спрятались? И напечатаем эти слова.
сок
сон
сор
сыр
сто
стон
сток
стоп
– Найдите слово,
которое обозначает напиток. Напишите его прописными буквами.
Запись
слова по алгоритму.
– Найдите слово,
которое обозначает число. Напишем его и т.д.
– Прочитайте
слова, которые написаны печатными буквами, что заметили? Отметьте гласные в
словах.
– Посмотрите на следующую
строчку, какое слово лишнее? Почему? Как можно назвать слова куст и
кустик? (Однокоренные.)
– Запишите эти два слова.
– Мы выполнили с вами очень сложную работу. Кому из вас было
нелегко? В чём? А что у вас хорошо получилось?
– Нарисуйте в конце страницы кружок и
раскрасьте его тем цветом (символом), который скажет, как вы оценили свою
работу в прописи.
– Давайте заглянем в «Букварь»,
может, там вы увидите изображение этих слов?
Кубик внизу.
5. Работа в
«Букваре».
Чтение текста
«У сопки».
5
1. Работа с текстом до чтения. 7 3 1
– Прочитайте
название, рассмотрите иллюстрацию. Выскажите предположение, о чём будем
читать. (На картинке изображён пейзаж. Наверное, будем читать о природе.
Текст называется «У сопки». Значит, будем читать про сопку.)
– Что
такое сопка? (Небольшая гора.)
– Давайте
прочитаем текст и узнаем, о чём он.
2. Чтение про себя. После чтения.
– Прочитайте,
что растёт у сопки.
– Прочитайте,
что растёт у куста. (У куста ростки.)
– Как
это понять? (Это значит, что у куста появились новые побеги.)
– Правильно
ли мы сделали предположение, о чём текст? (Да. Но мы не знали, что у сопки
растут кусты, у кустов – ростки и что возле
сопки – сыро. Это мы узнали после того, как прочитали текст.)
3. Повторное чтение вслух. Вопрос после
чтения.
– Давайте
вернёмся ещё раз к иллюстрации. Совпадает ли взгляд художника и автора на
содержание текста? (Да, совпадает. Художник изобразил вечер, закат солнца.
Возле сопки – тропинка, растут деревья и кустарники. Раз это вечер, то,
наверное, прохладно. Автор написал: тут сыро.)
– Что мы сейчас делали?
– Кому было легко?
– Кто мог бы с
таким заданием справиться самостоятельно?
– Кому понять текст
помогали мои вопросы?
– Молодцы!
6. Работа в тетради для печатания по
плану учителя.
7. Работа в «Букваре».
Чтение
рассказа Г. Скребицкого «Сорока». 5
1) Работа с текстом до чтения. 1 1 3 1 3
– Посмотрите
на с. 60. Найдите сороку на картинке.
– На
картинке сорока? А кто?
– Что
подписано под картинкой?
– А
что подписано под правой картинкой?
– Что это значит? (Трещат как сороки – значит, очень быстро, неразборчиво
разговаривают.) А есть ли у нас в классе сороки (особенно на перемене)?
2) Посмотрите на с. 61.
– Что вы видите на странице?
– С чего начнём
работать? (Автор, название, иллюстрация.)
– Как
называется рассказ?
– А
что мог написать Георгий Скребицкий про сороку?
– Про
какую птицу мы уже читали в «Букваре»? (А на том дубку сидит / Ворон в
красных сапогах, / Во зелёненьких серьгах.)
– А
теперь посмотрите на иллюстрацию. Почему птица повернула голову?
– А
что она держит в лапках?
– Посмотрите,
не просто держит, а прячет под крылышком. Почему?
– Прочитаем,
проверим наши предположения.
– Разрешите,
я начну, а вы продолжите.
3) Работа с текстом во время чтения. 3
а) Чтение учителем первого и второго
абзацев.
– А
что может стащить сорока?
– Проверим
себя по тексту.
б) Чтение
следующих абзацев про себя.
в) Проверка
первичного восприятия.
– Понравился
вам рассказ?
– А
что понравилось?
– Догадались
ли мы, что может стащить сорока?
– Оказалось,
что она может стащить?
– А
может, мы ещё что-то не заметили в тексте?
– Давайте
прочитаем и прокомментируем.
г) Повторное
чтение.
– Прозвище, то есть так её
прозвали…
– Интересно, за что?
2-е предложение:
– Посмотрите на рисунок. Не совсем
похожа на рисунке.
– А что не похоже?
4-е предложение:
– Интересно,
а почему хвост красив? (Яркий, переливается.)
5-е
предложение:
– Представили?
Длинный с зеленоватым отливом, оттенком.
– Красиво,
правда?
6-е
предложение (слово суетится):
– А
как это? Покажите, сидя на месте.
8-е
предложение (слово плутоватая):
– Вспомните, как лиса, та тоже плутовка,
значит, какая? (Плутоватый – это тот, кто всё приглядывает, нельзя ли
чем-нибудь поживиться... Дети могут добавить: «стащить что-нибудь».)
9-е предложение (тут как тут):
– Значит... оказывается всегда рядом.
10-е предложение (заприметила):
– Заметила.
11-е предложение:
– Живо – это как? Ну
действительно, воровка, вредительница какая!
12-е предложение.
4) Работа с текстом после чтения.
– С каким чувством автор описывает
сороку?
– А она ему
нравится или он её ругает? Вернёмся к тексту, какими словами он её описывает?
(Нарядная, подвижная, красив хвост.)
– А по-моему,
Скребицкий сказал, что сорока не только нарядная, плутоватая, но ещё и
наблюдательная, внимательная птица.
– Найдите в
третьем абзаце, какое слово об этом говорит? (Учитель читает третий абзац и
выделяет слово заприметила.)
– Прочитайте
ещё раз четвёртый абзац.
– Как
вам показалось, часто ли ей удаётся птенца утащить?
– А
какое слово подсказывает? (Полакомиться.)
– Какая
же получилась сорока у Скребицкого?
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.