Главная / Начальные классы / Конспект урока обучения грамоте на тему:Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С.

Конспект урока обучения грамоте на тему:Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С.

Урок 32.

Тема: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С.

Цели:

формируем умение выделять звук в слове;

формируем умение находить слова с заданным звуком;

формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

формируем умение писать предложения;

формируем умение анализировать текст.

Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке.

Символы

hello_html_5f717a3.pnghello_html_m1c2cf0d3.pnghello_html_2291702e.pnghello_html_15b40834.png

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний


hello_html_5f717a3.pngВыделение звука [с]. 3

Послушайте стихотворение.

Целый день он спать не прочь,

Но едва наступит ночь,

Запоёт его смычок.

Музыканта звать... (сверчок).

То погаснет, то зажжётся

Ночью в роще огонёк.

Угадай, как он зовётся?

Золотистый... (светлячок).

Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами,

Как гора, огромный он.

Ты узнал, кто это?.. (Слон.)

Что общего в словах сверчок, светлячок, слон? (Это живые суще­ства. Слова начинаются на звук [с] – согласный глухой, твёрдый.)

Подберите слова со звуком [с’]. (Сено [с’], силач [с’], сирота [с’] и др.)

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

Составьте план работы на уроке.

План (примерный) 3 2

  1. Выделение в слове звуков [с] и [с’].

  2. Знакомство с новой буквой.

  3. Письмо букв, слогов и слов.

  4. Чтение слогов и слов.

  5. Составление схем слов.

  6. Работа с предложением.

7. Работа с текстом.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Кто знает букву, которая обозначает звуки [с] и [с’]?

Где она находится на ленте букв?

hello_html_2291702e.png1. Работа в «Букваре». 1

Откройте с. 61, давайте дорисуем схему-«человечка», который будет показывать новые звуки. Как мы его «оденем»? (Звуки [с] и [с’] – глухие, рисуем на голове чёрную шляпу, звук [с] – твёрдый, закрашиваем один башмак синим цветом, звук [с’] – мягкий, закрашиваем другой башмак зелёным цветом.)

Подберите слова, которые будут начинаться с новых звуков. Назовите только первый звук.

Что нового мы сейчас узнали? 4 4

2. Работа в прописи (с. 0). 4

Что вам напоминает буква С?

Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом.

(В. Степанов)

hello_html_m1c2cf0d3.pngОткройте на с. 0 прописи № 3. Сравните письменную и печатную буквы С.

Посмотрите на рисунки вверху, найдите на рисунках букву С, обведите её по серым линиям.

Показ учителем буквы С на доске (сказать, что это часть овала, поэтому должна быть округлой.)

Обведение буквы С на табло.

hello_html_15b40834.pngНайдите букву С на первой строчке, обведите первую букву красным цветом, вторую букву – зелёным, третью – синим, четвёртую – красным.

Каким цветом обведём следующую букву? Найдите закономерность, обведите буквы до конца строчки.

Запись второй строчки буквы, буквы С с наклонной прямой.


Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.


ΙΙΙ. Применение нового знания

1. Работа в «Букваре». 5

hello_html_m1c2cf0d3.pngЧтение слогов.

Посмотрите в «Буквари», найдите слоги с буквой С. Прочитайте их.

Найдите слоги с мягкими звуками [н’], [к’], [т’].

Прочитайте слоги первого столбика.

Дополните их, чтобы получились слова.

hello_html_15b40834.pnghello_html_2291702e.png2. Работа в прописи.

Вы хорошо читаете слоги, а сможете вы их написать? Где будем записывать слоги?

Прочитайте их.

Какое соединение будем использовать?

Запись слогов с буквой С (с. 0) до половины строки (со, си, су, сы) ручками двух цветов, договаривание слогов до слова.

Аналогично запись слогов ас, ос, ис, ус, ыс до половины строки.

Проведём Конкурс красоты. Найдите и подчеркните самые красивые слоги на строке.

Объясните, как вы делали свой выбор. 4

На последней строке письмо под диктовку (двумя цветами): он, ар, ок, но, са, ус, ис.

hello_html_m1c2cf0d3.png3. Работа в «Букваре». 6 3 2

Посмотрите, что мы сейчас будем делать в «Букваре»? (Читать слова.)

Чтение слов.

Прочитайте про себя слова первого столбика.

Прочитайте вслух самое длинное слово. (Усики.)

Что это слово означает? (Маленький предмет, маленькие усы.)

А теперь прочитайте короткое слово, обозначающее большой предмет. (Ус.)

Что заметили? (– Вы обратили внимание, что у этих слов есть одинаковая часть?)

(Пропедевтика.) Это корень слова. Общая часть слов-родственников называется корнем. Мы постепенно запомним это название. А слова с одинако­вым корнем будем называть однокоренными.

Учитель может ввести это понятие и раньше, и позже, когда сочтёт нужным обобщить на­блюдения детей.

Выделение корня (показ учителя).

Прочитайте второй столбик слов про себя.

Прочитайте короткое слово, обозначающее большой предмет, и длинное слово, обозначающее маленький предмет. (Сын, сыр – сынок, сырок.)

Прочитайте третий столбик слов про себя.

Прочитайте слово, обозначающее слив воды. (Сток.)

Прочитайте слова четвёртого столбика про себя.

Прочитайте слова, значение которых вам не совсем понятно.

(Трос – стальной канат.)

Кто может объяснить значение этих слов?

Объясняют дети или учитель или обращаемся к толковому словарю. Но темп урока стараемся не сбавлять.

Прочитайте слова из всех четырёх столбиков, в которых есть мяг­кий звук [с’]. (Усик, усики.)

Чтение слов ниже.

Прочитайте слова, у которых одинаковый корень. (Рост, росток, ростки, куст, кустик, кусток.)

В порядке пропедевтики обращаем внимание на то, что укус и укусы – формы одного и того же слова.

Когда говорят кустик, кусток? (Кустикуменьшительно-лас­кательное значение от слова куст, а слово кусток больше употребля­ется в сказках, потешках.)

Прочитайте слова, в которых есть сразу две буквы С. (Уксус, сосна.)

Прочитайте слова, состоящие из трёх слогов. (Укусы, осина.)

hello_html_5f717a3.pngСделаем звуко-буквенный анализ слова осина. 4

В этом слове три слога, так как три гласных звука, ударный второй слог.

  1. Звук [а] – гласный безударный. Ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой О.

  2. Звук [с’] – согласный глухой, мягкий. Ставим точку зелёным цветом, на письме обозначается буквой С.

  3. Звук [и] – гласный ударный, ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой И.

  4. Звук [н] – согласный звонкий, твёрдый, ставим точку синим цветом, на письме обозначается буквой Н.

  5. Звук [а] – гласный безударный. Ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой А. В этом слове пять букв, пять звуков.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Что мы сейчас делали все вместе?

Для чего нужно уметь делать звуко-буквенный анализ? 4 4 2

hello_html_15b40834.png4. Работа в прописи. 1 2

Посмотрите, что вы видите в прописи на с. 1? (Таблицу.)

Кто догадался, что нужно сделать в таблице?

Давайте отгадаем, какие слова спрятались? И напечатаем эти слова.

сок

сон

сор

сыр

сто

стон

сток

стоп

Найдите слово, которое обозначает напиток. Напишите его прописными буквами.

Запись слова по алгоритму.

Найдите слово, которое обозначает число. Напишем его и т.д.

Прочитайте слова, которые написаны печатными буквами, что заметили? Отметьте гласные в словах.

Посмотрите на следующую строчку, какое слово лишнее? Почему? Как можно назвать слова куст и кустик? (Однокоренные.)

Запишите эти два слова.

Мы выполнили с вами очень сложную работу. Кому из вас было нелегко? В чём? А что у вас хорошо получилось?

Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в прописи.

Давайте заглянем в «Букварь», может, там вы увидите изображение этих слов?

Кубик внизу.

hello_html_m1c2cf0d3.png 5. Работа в «Букваре».

Чтение текста «У сопки». 5

1. Работа с текстом до чтения. 7 3 1

Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию. Выскажите предположение, о чём будем читать. (На картинке изображён пей­заж. Наверное, будем читать о природе. Текст называется «У соп­ки». Значит, будем читать про сопку.)

Что такое сопка? (Небольшая гора.)

Давайте прочитаем текст и узнаем, о чём он.

2. Чтение про себя. После чтения.

Прочитайте, что растёт у сопки.

Прочитайте, что растёт у куста. (У куста ростки.)

Как это понять? (Это значит, что у куста появились новые по­беги.)

Правильно ли мы сделали предположение, о чём текст? (Да. Но мы не знали, что у сопки растут кусты, у кустов ростки и что воз­ле сопки – сыро. Это мы узнали после того, как прочитали текст.)

3. Повторное чтение вслух. Вопрос после чтения.

Давайте вернёмся ещё раз к иллюстрации. Совпадает ли взгляд художника и автора на содержание текста? (Да, совпадает. Худож­ник изобразил вечер, закат солнца. Возле сопки – тропинка, растут деревья и кустарники. Раз это вечер, то, наверное, прохладно. Автор написал: тут сыро.)

Что мы сейчас делали?

Кому было легко?

Кто мог бы с таким заданием справиться самостоятельно?

Кому понять текст помогали мои вопросы?

Молодцы!

6. Работа в тетради для печатания по плану учителя.

hello_html_m1c2cf0d3.png7. Работа в «Букваре».

Чтение рассказа Г. Скребицкого «Сорока». 5

1) Работа с текстом до чтения. 1 1 3 1 3

Посмотрите на с. 60. Найдите сороку на картинке.

На картинке сорока? А кто?

Что подписано под картинкой?

А что подписано под правой картинкой?

Что это значит? (Трещат как сороки – значит, очень быстро, неразборчиво раз­говаривают.) А есть ли у нас в классе сороки (особенно на перемене)?

2) Посмотрите на с. 61.

Что вы видите на странице?

С чего начнём работать? (Автор, название, иллюстрация.)

Как называется рассказ?

А что мог написать Георгий Скребицкий про сороку?

Про какую птицу мы уже читали в «Букваре»? (А на том дубку си­дит / Ворон в красных сапогах, / Во зелёненьких серьгах.)

А теперь посмотрите на иллюстрацию. Почему птица повернула голову?

А что она держит в лапках?

Посмотрите, не просто держит, а прячет под крылышком. Почему?

Прочитаем, проверим наши предположения.

Разрешите, я начну, а вы продолжите.

3) Работа с текстом во время чтения. 3

а) Чтение учителем первого и второго абзацев.

А что может стащить сорока?

Проверим себя по тексту.

б) Чтение следующих абзацев про себя.

в) Проверка первичного восприятия.

Понравился вам рассказ?

А что понравилось?

Догадались ли мы, что может стащить сорока?

Оказалось, что она может стащить?

А может, мы ещё что-то не заметили в тексте?

Давайте прочитаем и прокомментируем.

г) Повторное чтение.

Прозвище, то есть так её прозвали

Интересно, за что?

2-е предложение:

Посмотрите на рисунок. Не совсем похожа на рисунке.

А что не похоже?

4-е предложение:

Интересно, а почему хвост красив? (Яркий, переливается.)

5-е предложение:

Представили? Длинный с зеленоватым отливом, оттенком.

Красиво, правда?

6-е предложение (слово суетится):

А как это? Покажите, сидя на месте.

8-е предложение (слово плутоватая):

Вспомните, как лиса, та тоже плутовка, значит, какая? (Плуто­ватый – это тот, кто всё приглядывает, нельзя ли чем-нибудь пожи­виться... Дети могут добавить: «стащить что-нибудь».)

9-е предложение (тут как тут):

Значит... оказывается всегда рядом.

10-е предложение (заприметила):

Заметила.

11-е предложение:

Живо – это как? Ну действительно, воровка, вредительница какая!

12-е предложение.

4) Работа с текстом после чтения.

С каким чувством автор описывает сороку?

А она ему нравится или он её ругает? Вернёмся к тексту, какими словами он её описывает? (Нарядная, подвижная, красив хвост.)

А по-моему, Скребицкий сказал, что сорока не только наряд­ная, плутоватая, но ещё и наблюдательная, внимательная птица.

Найдите в третьем абзаце, какое слово об этом говорит? (Учитель чи­тает третий абзац и выделяет слово заприметила.)

Прочитайте ещё раз четвёртый абзац.

Как вам показалось, часто ли ей удаётся птенца утащить?

А какое слово подсказывает? (Полакомиться.)

Какая же получилась сорока у Скребицкого?


Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.







Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.









ТООУ





























ТООУ




























ТООУ






ΙV. Итог

Какую работу мы сейчас выполняли? 4 4

Все ли пункты плана выполнили?

Кому сегодня было легко?

Кому ПОКА было трудновато?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?– Отметьте своё настроение в дневнике.

ТООУ



Конспект урока обучения грамоте на тему:Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С.
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по обучению грамоте разработан для учащихся 1 класса по программе 2100.

Тема: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С.

Цели:

– формируем умение выделять звук в слове;

– формируем умение находить слова с заданным звуком;

– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формируем умение писать предложения;

– формируем умение анализировать текст.

Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке.

Автор Кобычева Татьяна Семёновна
Дата добавления 21.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 917
Номер материала 54595
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓