Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
Ясногорская
средняя общеобразовательная школа
Урок
обучения грамоте
в
1-б классе
Тема:
Буква е. Звуки буквы е.
Подготовила:
учитель
начальных классов
высшей
категории
Бурая
А.С.
Ясногорск,2014
г.
Класс
1б ОС «Школа 2100»
Тема
урока: Буква е.
Звуки буквы е.
Цель
урока:
создать условия для осознания учащимися того, что буква е может обозначает два
звука, один звук ,служить для обозначения мягкости предшествующих согласных
звуков.
Задачи:
Обучающая:
-ознакомление
с новой буквой русского алфавита и звуками, которые она обозначает.
Развивающая:
-развитие
фонематического слуха, культуры звукопроизношения,сознательного чтения слогов,слов,предложений.
Воспитательная:
-воспитание
уважения к чужому мнению, умение работать в группе (паре), проводить рефлексию
своей деятельности
Формируемые
УУД:
Личностные:
-умение
осознавать и определять свои эмоции, осознавать необходимость сотрудничества с
учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию
Познавательные:
-извлекать
информацию ,представленную в виде текста, схемы.
-осуществлять
анализ, строить рассуждение
Регулятивные:
-формулировать
тему и цель урока;
-работать
по плану.
Коммуникативные:
-оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
-высказывать
и обосновывать свою точку зрения;
-слушать
и слышать других;
-договариваться,
приходить к общему решению, задавать вопросы
Тип
урока: урок
открытия новых знаний.
Место
урока в системе уроков: урок № 58.По
разделу «Учим буквы-учимся читать»
Технологии:
деятельностного метода, ТРКМ, здоровьесберегающая
Методы:
-упражнение;
-учебная
дискуссия;
-видеометод;
-работа
с учебной книгой
Формы
работы:
фронтальная, групповая (в паре),индивидуальная
Приемы:
-Кластер-графический
прием систематизации материала;
-Прием
тонких и толстых вопросов:
-Принятия
и сохранения цели;
-Планирование
своей деятельности.
-Прием
верных и неверных утверждений.
Средства:
-речевые, компьютер, проектор, программа
формирования УУД, схемы,модели,презентация, учебник «Букварь» Р.Н.Бунеев
Ход
урока
I.Организационно-мотивационный
этап
Цель: мотивация ученика к активной учебной
деятельности.
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
А теперь все повернулись и друг другу
улыбнулись.
Улыбнулись мне ,гостям и садитесь по
местам.
Будем отвечать активно, хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти!
-Давайте скажем гостям спокойно, ласково
«Доброе утро!»
II.Операционно-
деятельностный этап. Стадия вызова.
Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся
знания ученика.
1.Ребята! На столе у каждого 3 квадрата
разных цветов. Вам понадобится синий и красный. Я буду произносить
высказывание, если мое высказывание верное - покажите синий квадрат,
неверное-красный.
К работе у доски приглашаем….. Ваша
задача: составить кластер «Что мы знаем о звуках?» Закончив задание,
садитесь на место, присоединяйтесь к нам.
Итак, за работу!
Высказывания:
1.Все звуки мы произносим и слышим. (синий)
2.Согласные звуки при произношении не
встречают во рту преграду .(красный)
3.Гласный звук и обозначает мягкость
предшествующего согласного звука.(синий)
4.В слове может быть только один ударный
слог.(синий)
5.В слове оса 1 слог. ( красный)
Микроитог: для чего выполняли данное
задание? (Проверить свои знания)
-Молодцы! Хорошо ориентируетесь.
-Обратимся к кластеру. Ребята ,озвучьте в
громкой, четкой речи.(Подрисовать дополнительную стрелочку)
-Оцените работу товарищей: все
понятно, дали полный ответ-синий, не все понятно- красный.
-За работу - картинки!
Стадия осмысления.
Цель: активное получение новой информации.
1.Сегодня
нам предстоит много говорить, читать. Давайте подготовимся.
Слайд
№1,№2
Артикуляционная разминка.
-Какова цель данной разминки? (Подготовить
речевой аппарат для произношения звуков.)
-Слоник пьет. Вытянуть губы
трубочкой, набираем водичку, слегка причмокиваем.
-Маляр. Губы в улыбке.
Кончиком языка покрасить небо.
-Чашечка .Завернули язычок.
-Вкусное варенье.
Улыбнуться. Широким языком облизнуть верхнюю и нижнюю губу.
-Часики. Кончик языка
переводим от одного уголка рта в другой.
2.Предлагаю вам отгадать загадку
-В лесу мороз крепчает, в полях метет
метель,
На праздник приглашает сверкающая …ЕЛЬ
Слайд
№3
-А когда много, как сказать! ЕЛИ
-Произнесите
слово.
-Сколько гласных звуков слышите в слове?
(2-Э и И)
-Сколько слогов в слове? Почему? (Сколько
гласных, столько и слогов)
-Назови ударный слог. (Е)
-Обратимся к слайду: какую схему №1 или №2
соотнесете с рисунком?
-Обоснуйте:№1- в слове ели слышу 3 звука,
№2 в слове ели слышу 4 звука.
-Почему задание выполняли одно ,а мнения
разные?
-Мы не знакомы с новой буквой и не знаем
какие звуки она обозначает.
3.Определение темы и задач урока.
-Сформулируйте тему урока.( Буква е и ее
звуки.)
-Учитывая тему, определим задачи:
- познакомиться с новой (Я добавляю
особой, хитрой, загадочной буквой) и ее звуками;
-учиться читать слова, слоги, предложения;
-отличать новые звуки и букву;
-узнаем ,какие 3 работы может выполнять
новая буква. (На доске 3 знака вопроса)
4.Открытие нового знания.
-Произнесите
слово ели. Выделите первый слог. Тяните его. Сколько звуков слышим?(2)
-Какие это звуки? [Й ]и [Э]. Охарактеризуйте
их?
-[Й]-согласный,звонкий,мягкий.
-[Э]-гласный,ударный.
-Какая схема подойдет,если в первом слоге
произносится 2 звука? (2)
-Обозначим в первом слоге 2 звука в схеме
буквой. Сможем? Нет ,не знакомы с новой буквой, не знаем как печатать.
-Откройте буква на с.100,найдите эту
букву. Два звука обозначим одной буквой е. Произнесите. Это 6 буква алфавита,
относится к гласным.
-Игра «Моя Вообразилия». На что
похожа буква?(Ответы детей)
-Обведите пальчиком в букваре, напишите на
ладошке соседа, правой ножкой на полу. Получилось?
Физкультминутка двигательная «Если
нравится тебе…»
4.Работа в букваре.
-Прочитайте слоги первой строчки в букваре
вслух, что объединяет эти слоги? (Начинаются с буквы е, состоят из одного слога
.Какие звуки обозначает буква е? ([Й] и [Э])
-Во
второй строке прочитайте слова ,начинающиеся с буквы е. Какое знакомое слово
встретили? ЕЛИ
-Что оно означает? Название дерева. А еще
это ребята действие во время приема пищи. Слово произносим одинаково, а
лексическое значение разное. Это СЛОВА-ОМОНИМЫ.
-Поработаем еще раз (у доски.)
- В слове ели 2 слога ,первый слог е,ли. Ударение
падает на первый слог на букву гласного звука е.
-Сколько звуков в 1 слоге?(2)Какой первый
звук [Й], после него [Э]. Во втором ? (2).Сколько всего звуков ?(4) А букв? (3)
-Интересно! Понаблюдайте над словами.
Когда буква е обозначает 2 звука?
Микроитог. Первая
работа буквы е- обозначать 2 звука в начале слова. Такие буквы называют
йотированными.
-Оденем звуковичка. Ваши предложения? (Учитель
на доске, дети –в букваре)
-Как быть, если буква е может обозначать
сразу 2 звука?(Предложения детей)
- Один башмачок разделим на 2 половинки - зеленый
и красный.
-Прочитайте во второй строке слова, которые
не начинаются с буквы е. МЕШОК,СЕВ(от глагола сеять, посев зерновых культур)
-Поработаем со словом сев.(Слоги,
ударение).
-Сколько гласных звуков в слове?(1-[Э]).Всего
звуков?(3).Сколько букв? (3)
-Почему звука 3? (Буква е стоит не в
начале слова, а после согласного звука.)
-Как разукрасим второй башмачок? (в
красный цвет)
-Будем надевать головной убор .(Нет ,буква
е является буквой гласного звука.)
Микроитог:
Это и есть вторая работа буквы е, обозначать один звук [Э] после согласного.
-Прочитайте в паре 3-4 строчки. Что хотите
сказать?
-Согласные звуки произносятся мягко,
потому что е и и –показатели мягкости предшествующих согласных звуков.
Микроитог:
Это и есть 3 работа буквы е- служить для обозначения мягкости предшествующих согласных
звуков.
Итог этапа: Что
можете рассказать о букве е? Как бы вы назвали букву е по ее работе?
-Труженица. (Труженица-тот кто трудится,
отличается трудолюбием.)
-Вы себя такими считаете?
5.Включение нового знания в систему знаний
и повторения.
Прием смыслового чтения.
Работа в букваре
-Прочитайте вполголоса «Жужжащее
чтение» слова 1,2,3 столбиков.
-Что объединяет эти слова?(Во всех
встречается буква е, стоит в середине и обозначает звук Э)
Физкультминутка для глаз «Маленькой
елочке»
-Прочитайте слова 4,5 столбиков глазами.
-Назовите слова, которые вы бы отнесли к
теме «Новый год».(дети, герои, песни, ветви)
-Поработаем с этими словами. Разделим на
слоги, обозначим ударение.
-Составим предложения с этими словами.(Дети
пришли на утренник. У них костюмы разных героев. Они смотрят на ветки ели и
поют песни.)
-Прочитайте в паре вполголоса слова 6
столбика. Подчеркните слово из 1 слога, из 3-х слогов.
-Самостоятельно поработайте со словом
шествие : разделите на слоги, обозначьте точками звуки.
-Какие звуки обозначает буква е? (звук [э ]и
звуки [й],[ э])
-Вернемся к таблице: «Три работы буквы
е».Когда она обозначает 2 звука?(В начале слова).А в этом слове она стоит после
буквы и.
Микроитог: Буква
е может обозначать 2 звука,когда стоит после гласного.Открытие!
-В непрочитанных столбиках(7,8) найдите
однокоренные слова, где встречается буква е? Почему их назвали однокоренные?
Парная работа. Игра «Узнай звук»
-На столах листочки. Прочитайте слова, с
товарищем найдите слова, в которых буква е обозначает 2 звука.
-Индивидуальная работа у доски - человека.
ЕНОТ, ЕГОР,ЕДА. Составить схемы слов, посчитать буквы и звуки. Почему так
получилось?
-Ребята, проверьте, эти ли слова вы
почеркнули?
-Для чего выполняли это
задание?(Закрепляли знания ,полученные на уроке)
III.Рефлексивно-оценочный
этап.(Размышления)
-Почему
на этапе постановки задач я назвала эту букву особой, хитрой, загадочной?(Может
обозначать 1,2 звука).
-Посмотрите на кластер. Я отвела еще одну
веточку. Что можно добавить.(Среди гласных букв встречаются такие ,которые
обозначают 2 звука) .Мы еще не все узнали о букве е, продолжим познавать на
следующих уроках.
-Решили ли поставленные задачи?
-Что нового узнали для себя?
-Оцените себя ,определите на какой
ступеньке знаний находитесь.
-Урок окончен. Спасибо.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.