Главная / Начальные классы / Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква е.Звуки буквы е" (1 класс)

Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква е.Звуки буквы е" (1 класс)

hello_html_m2a7690f7.gifМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ясногорская средняя общеобразовательная школа












Урок обучения грамоте

в 1-б классе


Тема: Буква е. Звуки буквы е.

















Подготовила:

учитель начальных классов

высшей категории

Бурая А.С.







Ясногорск,2014 г.

Класс 1б ОС «Школа 2100»

Тема урока: Буква е. Звуки буквы е.

Цель урока: создать условия для осознания учащимися того, что буква е может обозначает два звука, один звук ,служить для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков.

Задачи:

Обучающая:

-ознакомление с новой буквой русского алфавита и звуками, которые она обозначает.

Развивающая:

-развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения,сознательного чтения слогов,слов,предложений.

Воспитательная:

-воспитание уважения к чужому мнению, умение работать в группе (паре), проводить рефлексию своей деятельности

Формируемые УУД:

Личностные:

-умение осознавать и определять свои эмоции, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию

Познавательные:

-извлекать информацию ,представленную в виде текста, схемы.

-осуществлять анализ, строить рассуждение

Регулятивные:

-формулировать тему и цель урока;

-работать по плану.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других;

-договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Место урока в системе уроков: урок № 58.По разделу «Учим буквы-учимся читать»

Технологии: деятельностного метода, ТРКМ, здоровьесберегающая

Методы:

-упражнение;

-учебная дискуссия;

-видеометод;

-работа с учебной книгой

Формы работы: фронтальная, групповая (в паре),индивидуальная

Приемы:

-Кластер-графический прием систематизации материала;

-Прием тонких и толстых вопросов:

-Принятия и сохранения цели;

-Планирование своей деятельности.

-Прием верных и неверных утверждений.

Средства:

-речевые, компьютер, проектор, программа формирования УУД, схемы,модели,презентация, учебник «Букварь» Р.Н.Бунеев

Ход урока

I.Организационно-мотивационный этап

Цель: мотивация ученика к активной учебной деятельности.

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

А теперь все повернулись и друг другу улыбнулись.

Улыбнулись мне ,гостям и садитесь по местам.

Будем отвечать активно, хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти!

-Давайте скажем гостям спокойно, ласково «Доброе утро!»

II.Операционно- деятельностный этап. Стадия вызова.

Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся знания ученика.

1.Ребята! На столе у каждого 3 квадрата разных цветов. Вам понадобится синий и красный. Я буду произносить высказывание, если мое высказывание верное - покажите синий квадрат, неверное-красный.

К работе у доски приглашаем….. Ваша задача: составить кластер «Что мы знаем о звуках?» Закончив задание, садитесь на место, присоединяйтесь к нам.

Итак, за работу!

Высказывания:

1.Все звуки мы произносим и слышим. (синий)

2.Согласные звуки при произношении не встречают во рту преграду .(красный)

3.Гласный звук и обозначает мягкость предшествующего согласного звука.(синий)

4.В слове может быть только один ударный слог.(синий)

5.В слове оса 1 слог. ( красный)

Микроитог: для чего выполняли данное задание? (Проверить свои знания)

-Молодцы! Хорошо ориентируетесь.

-Обратимся к кластеру. Ребята ,озвучьте в громкой, четкой речи.(Подрисовать дополнительную стрелочку)

-Оцените работу товарищей: все понятно, дали полный ответ-синий, не все понятно- красный.

-За работу - картинки!

Стадия осмысления.

Цель: активное получение новой информации.

1.Сегодня нам предстоит много говорить, читать. Давайте подготовимся.

Слайд №1,№2

Артикуляционная разминка.

-Какова цель данной разминки? (Подготовить речевой аппарат для произношения звуков.)

-Слоник пьет. Вытянуть губы трубочкой, набираем водичку, слегка причмокиваем.

-Маляр. Губы в улыбке. Кончиком языка покрасить небо.

-Чашечка .Завернули язычок.

-Вкусное варенье. Улыбнуться. Широким языком облизнуть верхнюю и нижнюю губу.

-Часики. Кончик языка переводим от одного уголка рта в другой.

2.Предлагаю вам отгадать загадку

-В лесу мороз крепчает, в полях метет метель,

На праздник приглашает сверкающая …ЕЛЬ

Слайд №3

-А когда много, как сказать! ЕЛИ

-Произнесите слово.

-Сколько гласных звуков слышите в слове? (2-Э и И)

-Сколько слогов в слове? Почему? (Сколько гласных, столько и слогов)

-Назови ударный слог. (Е)

-Обратимся к слайду: какую схему №1 или №2 соотнесете с рисунком?

-Обоснуйте:№1- в слове ели слышу 3 звука, №2 в слове ели слышу 4 звука.

-Почему задание выполняли одно ,а мнения разные?

-Мы не знакомы с новой буквой и не знаем какие звуки она обозначает.

3.Определение темы и задач урока.

-Сформулируйте тему урока.( Буква е и ее звуки.)

-Учитывая тему, определим задачи:

- познакомиться с новой (Я добавляю особой, хитрой, загадочной буквой) и ее звуками;

-учиться читать слова, слоги, предложения;

-отличать новые звуки и букву;

-узнаем ,какие 3 работы может выполнять новая буква. (На доске 3 знака вопроса)

4.Открытие нового знания.

-Произнесите слово ели. Выделите первый слог. Тяните его. Сколько звуков слышим?(2)

-Какие это звуки? [Й ]и [Э]. Охарактеризуйте их?

-[Й]-согласный,звонкий,мягкий.

-[Э]-гласный,ударный.

-Какая схема подойдет,если в первом слоге произносится 2 звука? (2)

-Обозначим в первом слоге 2 звука в схеме буквой. Сможем? Нет ,не знакомы с новой буквой, не знаем как печатать.

-Откройте буква на с.100,найдите эту букву. Два звука обозначим одной буквой е. Произнесите. Это 6 буква алфавита, относится к гласным.

-Игра «Моя Вообразилия». На что похожа буква?(Ответы детей)

-Обведите пальчиком в букваре, напишите на ладошке соседа, правой ножкой на полу. Получилось?

Физкультминутка двигательная «Если нравится тебе…»

4.Работа в букваре.

-Прочитайте слоги первой строчки в букваре вслух, что объединяет эти слоги? (Начинаются с буквы е, состоят из одного слога .Какие звуки обозначает буква е? ([Й] и [Э])

-Во второй строке прочитайте слова ,начинающиеся с буквы е. Какое знакомое слово встретили? ЕЛИ

-Что оно означает? Название дерева. А еще это ребята действие во время приема пищи. Слово произносим одинаково, а лексическое значение разное. Это СЛОВА-ОМОНИМЫ.

-Поработаем еще раз (у доски.)

- В слове ели 2 слога ,первый слог е,ли. Ударение падает на первый слог на букву гласного звука е.

-Сколько звуков в 1 слоге?(2)Какой первый звук [Й], после него [Э]. Во втором ? (2).Сколько всего звуков ?(4) А букв? (3)

-Интересно! Понаблюдайте над словами. Когда буква е обозначает 2 звука?

Микроитог. Первая работа буквы е- обозначать 2 звука в начале слова. Такие буквы называют йотированными.

-Оденем звуковичка. Ваши предложения? (Учитель на доске, дети –в букваре)

-Как быть, если буква е может обозначать сразу 2 звука?(Предложения детей)

- Один башмачок разделим на 2 половинки - зеленый и красный.

-Прочитайте во второй строке слова, которые не начинаются с буквы е. МЕШОК,СЕВ(от глагола сеять, посев зерновых культур)

-Поработаем со словом сев.(Слоги, ударение).

-Сколько гласных звуков в слове?(1-[Э]).Всего звуков?(3).Сколько букв? (3)

-Почему звука 3? (Буква е стоит не в начале слова, а после согласного звука.)

-Как разукрасим второй башмачок? (в красный цвет)

-Будем надевать головной убор .(Нет ,буква е является буквой гласного звука.)

Микроитог: Это и есть вторая работа буквы е, обозначать один звук [Э] после согласного.

-Прочитайте в паре 3-4 строчки. Что хотите сказать?

-Согласные звуки произносятся мягко, потому что е и и –показатели мягкости предшествующих согласных звуков.

Микроитог: Это и есть 3 работа буквы е- служить для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков.

Итог этапа: Что можете рассказать о букве е? Как бы вы назвали букву е по ее работе?

-Труженица. (Труженица-тот кто трудится, отличается трудолюбием.)

-Вы себя такими считаете?

5.Включение нового знания в систему знаний и повторения.

Прием смыслового чтения.

Работа в букваре

-Прочитайте вполголоса «Жужжащее чтение» слова 1,2,3 столбиков.

-Что объединяет эти слова?(Во всех встречается буква е, стоит в середине и обозначает звук Э)

Физкультминутка для глаз «Маленькой елочке»

-Прочитайте слова 4,5 столбиков глазами.

-Назовите слова, которые вы бы отнесли к теме «Новый год».(дети, герои, песни, ветви)

-Поработаем с этими словами. Разделим на слоги, обозначим ударение.

-Составим предложения с этими словами.(Дети пришли на утренник. У них костюмы разных героев. Они смотрят на ветки ели и поют песни.)

-Прочитайте в паре вполголоса слова 6 столбика. Подчеркните слово из 1 слога, из 3-х слогов.

-Самостоятельно поработайте со словом шествие : разделите на слоги, обозначьте точками звуки.

-Какие звуки обозначает буква е? (звук [э ]и звуки [й],[ э])

-Вернемся к таблице: «Три работы буквы е».Когда она обозначает 2 звука?(В начале слова).А в этом слове она стоит после буквы и.

Микроитог: Буква е может обозначать 2 звука,когда стоит после гласного.Открытие!

-В непрочитанных столбиках(7,8) найдите однокоренные слова, где встречается буква е? Почему их назвали однокоренные?

Парная работа. Игра «Узнай звук»

-На столах листочки. Прочитайте слова, с товарищем найдите слова, в которых буква е обозначает 2 звука.

-Индивидуальная работа у доски - человека. ЕНОТ, ЕГОР,ЕДА. Составить схемы слов, посчитать буквы и звуки. Почему так получилось?

-Ребята, проверьте, эти ли слова вы почеркнули?

-Для чего выполняли это задание?(Закрепляли знания ,полученные на уроке)

III.Рефлексивно-оценочный этап.(Размышления)

-Почему на этапе постановки задач я назвала эту букву особой, хитрой, загадочной?(Может обозначать 1,2 звука).

-Посмотрите на кластер. Я отвела еще одну веточку. Что можно добавить.(Среди гласных букв встречаются такие ,которые обозначают 2 звука) .Мы еще не все узнали о букве е, продолжим познавать на следующих уроках.

-Решили ли поставленные задачи?

-Что нового узнали для себя?

-Оцените себя ,определите на какой ступеньке знаний находитесь.

-Урок окончен. Спасибо.






Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква е.Звуки буквы е" (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цель урока: создать условия для осознания учащимися того, что буква е  может обозначает два звука, один звук ,служить для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков.

Задачи:

Обучающая:

-ознакомление с новой буквой русского алфавита и звуками, которые она обозначает.

Развивающая:

-развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения,сознательного чтения слогов,слов,предложений.

 Воспитательная:

-воспитание уважения к чужому мнению, умение работать в группе (паре), проводить рефлексию своей деятельности

Формируемые УУД:

Личностные:

-умение осознавать и определять свои эмоции, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию

Познавательные:

-извлекать информацию  ,представленную в виде текста, схемы.

-осуществлять анализ, строить рассуждение

Регулятивные:

-формулировать тему и цель урока;

-работать по плану.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других;

 

-договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы

Автор Бурая Алла Сергеевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3669
Номер материала 38179
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓