Главная / Начальные классы / Конспект урока обучения грамоте (литературного чтения) по теме "Буквы В и Ф. Флора и фауна" (1 класс). Программа "Школа России"

Конспект урока обучения грамоте (литературного чтения) по теме "Буквы В и Ф. Флора и фауна" (1 класс). Программа "Школа России"

МОУ СШ №9

город Красноуфимск

Свердловской области








Урок обучения грамоте

по теме:

« Буквы В и Ф. Флора и фауна»








Составитель:

учитель начальных классов

Пролубщикова Наталья Владимировна








2014 г.

Тип урока:  Комбинированный с использованием ИКТ

Программа: «Школа России»

Тема: «Буквы В и Ф (закрепление). Флора и фауна»

Цель. Внедрение продуктивных технологий организации учебного процесса для решения следующих задач:

  1. Закрепить знания о буквах в и ф и соответствующих звуках, совершенствовать навык чтения слов и предложений с изученными буквами.

  2. Создать условия для развития коммуникативных способностей, расширять словарный запас и кругозор учащихся.

  3. Формировать умение самостоятельно мыслить, доказывать



Оборудование:

компьютер, проектор, экран, презентация в Power Point, буквы В и Ф для гимнастики для глаз, буквы В, Ф, О, А, У, И, Ы для игры «Образуй слог», картинки с изображением Флоры и Фауны и соответствующие слова, звуковые схемы этих слов, карточки со словами: фиалка, флоксы, шалфей, кувшинка, физалис, василёк; фламинго, дельфин, жираф, фазан, дрофа, удав, бельевые прищепки для пальчиковой гимнастики, карточки для работы с текстом, буква Ф и цветные карандаши для рефлексии.







Этапы урока

Формируемые УУД

Актуализация знаний об изученных буквах

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;


Чтение слогов с изученными буквами

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные: смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Чтение слов с изученными буквами

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

знаково-символические действия: соотнесение звуковых моделей с соответствующими словами.

Личностные: смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.


Сообщения детей о растениях и животных, в названиях которых есть изученные буквы

Познавательные: определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста научного стиля;

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Чтение слов с пропущенными буквами

Игра «Найди букве место»

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;


Чтение деформированного текста со знакомыми словами. Групповая работа

Познавательные:

Постановка и решение проблемы

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Рефлексия

Регулятивные:оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;














1hello_html_m2a7690f7.gif. Вступление. Мы гостей сегодня ждали Слайд 1

И с волнением встречали.

Мы должны им показать,

Как умеем мы читать,

Думать, мыслить, отвечать.

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.


2. Артикуляционная разминка.

а) «Весёлый язычок»


Слайд 2. Зарядка для язычка.

Жил-был язычок в своём домике. Проснулся он утром, выглянул в окно.

( показываем язык )


Слайд 3. Пошёл он чистить зубки.

Чистит зубки щёткой язычок наш ловкий (водим языком по верхним и нижним зубкам).


Слайд 4. Возьму в руки гребешок, причешу свой язычок.

(верхними зубками скребём по язычку от корня к кончику и обратно).


Слайд 5. Оделся язычок и пошёл гулять на улицу, стал качаться на качелях.

На качелях я качаюсь и всё выше поднимаюсь (язык вправо-влево).


Слайд 6. Много у него друзей,

С ними будет веселей.


Слайд 7. Подражаем мы змее,

Мы с ней будем наравне ( выставляем и убираем язык ).


Слайд 8. Подражаю я слону, губы хоботом тяну ( губы в трубочку ).


Слайд 9. Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам (губы в улыбке ).


Слайд 10. А вот бегемотики широко открыли ротики.


Слайд 11. Язычок уже устал и в свой домик побежал.

В домике своём сидит и в окошечко глядит.


б) Работа со скороговоркой.

- С какой скороговоркой мы познакомились на прошлых уроках?

- Какой звук повторяется в ней чаще?

У филина Фили

Два филинёнка –

Филька и Филимонка.

- чтение скороговорки с интонацией сообщения;

- с интонацией вопроса;

- с интонацией удивления;


3. Актуализация знаний об изученных буквах

- С какими буквами мы познакомились на предыдущих уроках? ( В и Ф )

- Сегодня на уроке мы будем учиться читать слоги, слова и предложения с этими буквами.

- Что интересного об этих буквах вы знаете? (на что похожи, история букв идр.)

Буква Ф – иноземка, раньше этой буквы не было в русском алфавите, почти все слова с этой буквой пришли к нам из других языков.

-Какие звуки обозначают эти буквы?


Гимнастика для глаз.

- Ребята, где-то в классе спрятались буквы В и Ф.

Давайте их найдём и покажем ( буквы развешаны по классу).


4. Чтение слогов

Игра «Образуй слог». ( дети с буквами в руках )

Жили-были буквы В и Ф.

Прибежала буква А, получились ВА и ФА.

Прикатилась буква О, получились ВО и ФО.

Встала рядом буква У, получились ВУ и ФУ.

Подскочила буква Ы, получились ВЫ и ФЫ.

Подошла тут буква И, получились ВИ и ФИ.


Чтение слогов с доски ( буквы в и ф на указках )

- нечитающими детьми

- хором вразброс


С буквой В и Ф поднимаемся в горку и спускаемся

Учителем сегодня будет ……………….. ( ребёнок следит с указкой в руке, с одной стороны на указке буква В, с другой - Ф


Физминутка.

Филин спал в дупле глухом.
Вдруг услышал где-то звон.
Вылез он и посмотрел,
Всю округу оглядел.
Повернулся, посидел,
Вдруг вспорхнул и улетел.
В каждый глянул уголок,
Прилетел, и спать залёг.



5. Чтение слов с изученными буквами

Учитель.

В древние времена люди верили в существование богов и поклонялись им.

Художники изображали их на своих картинах.

Среди них были две прекрасные богини.

Одна - богиня распускающихся весенних цветов и садов Слайд 12

- Прочитайте, как её звали. ( Флора – карточка на доске)

Так изобразил богиню Флору художник Рембрандт.

А это – богиня Флора на картине художника Боттичелли «Весна» Слайд 13

Обращаю внимание на то, как изобразил художник образ богини.

Другая богиня – богиня лесов и полей, защитница всех животных Слайд 14

- Прочитайте её имя. ( Фауна – карточка на доске )

Так Фауну изобразил неизвестный художник.

Фауна изображена в виде молодой девушки в красивом платье. Эта богиня окружена бабочками.


- А я изобразила Флору и Фауну так.( на доске самодельные картинки с изображением Флоры и Фауны )

- Догадайтесь, кто из них Флора, а кто – Фауна, вам помогут схемы. ( схемы слов )

hello_html_334027f8.gif

- Выберете для их имён соответствующие карточки (Флора, Фауна)

- Объясните свой выбор. ( в слове Флора 2 слога , а в слове Фауна – 3 слога )


Дифференцированное задание

1) Чтение слов на карточках - у каждого( читающие дети читают слова, а нечитающие подчёркивают знакомые буквы и пытаются прочитать слова )


2) - Чтение слов на карточках.

- Прочитайте слова на доске (каждое слово ученик читает 3 раза ):

- чтение по единицам чтения

- по слогам

- бегло

Коллективное чтение слов.

( слова разделены на единицы чтения, стоит ударение )

флора фауна ( эти слова появляются позже )

фиалка фламинго

флоксы дельфин

шалфей жираф

кувшинка фазан

физалис дрофа

василёк удав


- Что объединяет слова 1-го столбика? (это растения )

- Все растения можно назвать одним словом «флора» ( карточка)

Это слово произошло от имени богини цветов Флоры.

- Как можно назвать одним словом слова 2-го столбика? (животные)

- Всех животных называют одним словом « фауна» (карточка)

Это слово произошло от имени богини Фауны.

( Карточки со словами помещаются над столбиками).


- Ребята, послушайте, я произнесу 2 слова, а вы скажите, что вы заметили.

Кувшинка, удав

- В этих словах пишется буква В, а на её месте слышится звук [ ф ]

- Как доказать, что в слове «удав» надо писать букву В?

( подобрать проверочное слово, изменив данное - удавы )

А написание слова «кувшинка» надо запомнить.


6. Сообщения детей.

- Названия каких животных или растений вы не слышали или слышали, но ничего о них не знаете? А хотите узнать, что это за растения и животные?

-Сейчас послушаем сообщения о них.

( физалис, шалфей, флоксы, фламинго, фазан, дрофа ). Картинки на слайдах.


Слайд 15

Физалис – это травянистое растение. Интересно тем, что его плоды-ягоды похожи на китайские бумажные фонарики. В народе это растение называют изумрудной ягодой.


Слайд 16

Флоксы – это цветущее растение. В переводе с греческого языка означает «пламя». Его цветы имеют разнообразную окраску и приятный аромат, чем привлекают пчёл и бабочек.


Работа над обогащением словаря.

- Добавьте слово: флоксы (какие?) - ……, ……, ……. .

- Составьте предложение с этим словом в соответствии со схемой:

hello_html_m7eaa7d36.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2823cef2.gifhello_html_m2823cef2.gifhello_html_1cbd7991.gif

hello_html_1cbd7991.gif.

Слайд 17 ( рассказ учителя )

Шалфей – известен с древности, как лекарственное растение. Его называли «священной травой». Из его листьев делают чай, полоскания, помогающие при простуде. А корни используют как приправу к различным блюдам.


Слайд 18

Фазан – крупная красивая птица с небольшой головой и длинным хвостом. Фазан живёт в густых зарослях камыша. Когда фазану угрожает опасность, он спасается бегством, летает редко. Питается молодыми веточками, ягодами и насекомыми.

Работа над обогащением словаря.

- Добавьте слово: фазан (какой?) - ….., ……, ……. .



Слайд 19

Дрофа – степная птица, которая похожа на небольшого страуса. У неё длинные, очень мощные ноги, длинная шея, голова с коротким клювом. Хорошо бегает и летает. Питается зёрнышками и семенами растений. Эта птица занесена в Красную книгу России.


Слайд 20 ( рассказ учителя )

Фламинго – птица с тонкими длинными ногами, гибкой шеей и выгнутым вниз клювом. Окраска перьев может быть белой, розовой и даже красной. Питается фламинго рачками. ( Учитель: В клюве этой птицы есть приспособление, похожее на ситечко. Фламинго пьёт воду вместе с пищей, вода проходит сквозь сито, а пища заглатывается.)


7. Физминутка «Дельфины в море»

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным по волнам

Плывут дельфины тут и там.


8. Гимнастика для пальчиков ( с помощью бельевой прищепки )


Кусается сильно котенок-глупыш,
     5      4       3        2         1
Он думает, это не палец, а мышь (смена рук).
     1      2       3        4         5
Но я же играю с тобою, малыш.
     5      4       3        2         1
А будешь кусаться — скажу тебе: «Кышь!»



9. Игра «Найди букве место» (на карточках ), 1 чел на наборном полотне

hello_html_2a8cbae0.gifhello_html_2a8cbae0.gifhello_html_2a8cbae0.gifhello_html_2a8cbae0.gif

Дель … ин, локсы, орона, асилёк.


Проверка и чтение слов: прочитайте названия животных, названия растений.


- Какое новое слово появилось? ( ворона )

- В какую группу слов мы его отнесём? ( 2-ой столбик – фауна )

10. Гимнастика для глаз «Дельфины»


11. Чтение текста со знакомыми словами. Работа в группах по 4 чел.


( Текст разделён на предложения, причём, каждое предложение напечатано на отдельной карточке. Каждому ребёнку в группе достаётся одно предложение в соответствии с его возможностями. Дети пытаются их прочитать или подчёркивают знакомые буквы )

Затем коллективно составляют из этих предложений рассказ.

-Расположите предложения так, чтобы у вас получился рассказ и прочитайте его сначала в группе, а потом для всех.

Командир в группе читает готовый рассказ.

Дети сравнивают получившиеся рассказы.

Учитель: «А у меня получился такой рассказ» ( на доске ) 1 чел читает.


Вопросы по содержанию.

- Где обитает фазан?

- А кто живёт в степи?

- Задайте такие же вопросы сами.

Вывод. От того, что предложения в тексте переставлены смысл рассказа не изменился.

- Как можно назвать получившийся рассказ? ( Кто где живёт.- на доске)


12. Вывод по уроку.


- Кому сегодня на уроке было интересно?

- У кого возникали трудности? А что было трудно? Но вы старались.

- А кому было легко?

- А что вам особенно понравилось или запомнилось на уроке?

Рефлексия.

Урок окончен. Слайд 21.



















Конспект урока обучения грамоте (литературного чтения) по теме "Буквы В и Ф. Флора и фауна" (1 класс). Программа "Школа России"
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока подготовлен с учётом новых ФГОС. Данный урок был проведён в 1 классе в рамках семинара "Преемственность между дошкольным образованием и школой.На уроке использовались современные технологии образовательного процесса, в основе которых лежит системно-деятельностный подход. Все этапы урока взаимосвязаны и объединены одной темой "Флора и фауна". В урок включены разнообразные виды работы, позволяющие сделать урок насыщенным и интересным. На каждом этапе урока создаются условия для формирования определённых универсальных учебных действий, которые прописаны в плане урока.

Автор Пролубщикова Наталья Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 701
Номер материала 50355
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓