Главная / Начальные классы / конспект урока Обучение грамоте на тему: «Практическое пользование при чтении изученными буквами»

конспект урока Обучение грамоте на тему: «Практическое пользование при чтении изученными буквами»


ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

1 класс


Урок разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом планируемых результатов, с опорой на дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Урок ориентирован на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся. В данном сотрудничестве происходит первичное постижение родного языка, осуществляется анализ различных его сторон.


Тема: «Практическое пользование при чтении изученными буквами»


Цели урока:

  • формировать навыки правильного чтения и правильного письма;

  • формировать умения составлять и читать схемы слов и предложений;

  • развивать речь устную и письменную, фонематический слух.


Оборудование:

- Нечаева Н.В. Азбука: Учебник. 1 класс.

- комплект для обучения грамоте;

- наглядные пособия;

- интерактивная доска;

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- нетбуки для учащихся.


Планируемые результаты

Виды деятельности учащихся

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Обучающийся учится

Различение предложения и слова по внешним признакам. На практическом уровне определение существенных признаков предложения: законченность мысли и особенности интонации конца.

Наблюдение зависимости цели произношения предложения, его интонации и знака в конце.

Классификация и группировка слов по определенному признаку, нахождение «лишнего» слова.

Анализ звукового состава слова.

Классификация и группировка слогов по определенному признаку.

Составление слов из слогов.


Дифференциация букв и звуков.



Слушание ответа одноклассников,

высказывание своей точки зрения.

Комментирование ситуации, выражение согласия или несогласия с мнением одноклассника.

Развитие речи. Различать устную (слушание, говорение) и письменную (чтение, письмо) речь.

Участвовать в инсценировании предлагаемых речевых ситуаций.

Фонетика, орфоэпия, графика.

Различать звуки речи. Отличать понятия «звук» и «буква».

Дифференцировать звуки языка: гласные, согласные.

Уметь давать характеристику звуков в простых по слоговому составу словах.

Выполнять звукобуквенный разбор слова.

Синтаксис. Различать предложения и слова.


Определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонации конца.

Орфография и пунктуация. Применять правила правописания:

- прописная буква в начале предложения;

- раздельное написание слов;

- знаки препинания в конце предложения.


Личностные:

Проявлять интерес к учебному материалу,

положительно относиться к учебной деятельности.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу урока;

понимать выделенные учителем ориентиры действия;

проговаривать вслух последовательность производимых действий.

Познавательные:

Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

понимать знаки, схемы, приведенные в учебнике и


учебных пособиях;

проводить сравнение, сериацию и классификацию;

обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Коммуникативные:

Принимать участие в работе класса;

допускать существование различных точек зрения;

использовать в общении правила вежливости.


Обучающийся получит возможность научиться:


Понимать роль в речи предложения и слова.

Соотносить знак в конце предложения с интонацией его произношения.

Применять орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Регулятивные :

Адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, при необходимости вносить коррективы в действия;

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные:

Анализировать изучаемые факты языка, выделять их отличительные признаки.

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятное для партнера высказывание;

задавать вопросы.

Чтение предложения с интонацией и паузами.




Ход урока:

1.Организационный момент.


Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в удивительный мир звуков, букв, слов и предложений. На уроке вы обязательно узнаете что-то новое и поделитесь друг с другом уже полученными знаниями.


2.Актуализация знаний.


Учитель: Скажите, пожалуйста, чем должен владеть человек, чтобы его могли понять другие?

Дети: Человек должен владеть речью.


На информационной доске появляется карточка:

hello_html_239b402a.gif

РЕЧЬ


Учитель: А что такое речь?

Дети: Речь – это способность говорить, выражать свои мысли.

Учитель: Какие виды речи вы знаете?

Дети:

- «Устная» речь – это когда мы говорим и слышим.

- «Письменная» речь – это когда мы пишем и видим.

Учитель: Из чего состоит наша речь?

Дети: Наша речь состоит из предложений.

hello_html_m561cecc5.gif

На информационной доске: РЕЧЬ

hello_html_m506dd765.gif

ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите там предложение?

Обоснуйте свой ответ.


На доске: Маша читает книгу


Карандаш ручка пенал


Дети:

Карандаш, ручка, пенал – это слова, которые называют школьные принадлежности, и это не предложение.

- Маша читает книгу тоже нельзя назвать предложением, так как в конце нет знака.

Учитель: А какой знак можно поставить в конце предложения?

Дети: В конце предложения можно поставить точку, вопросительный или восклицательный знак.

Учитель : Давайте попробуем поставить в конце предложения различные знаки препинания и посмотрим, как же зазвучит наше предложение.


Уhello_html_m6554decd.gifhello_html_m6554decd.gifhello_html_m6554decd.gifчитель поочередно в конце предложения ставит знаки . ! ? ,

дети, соблюдая интонацию, читают предложения.


Учитель: Назовите, пожалуйста, отличительные признаки предложения.

Дети:

-Предложение содержит законченную мысль.

- Первое слово в предложении пишем с заглавной буквы.

- В конце предложения ставим точку, вопросительный или восклицательный знак.

Учитель: Скажите, пожалуйста, из чего состоит предложение?

Дети: Предложение состоит из слов.

hello_html_m561cecc5.gif

На информационной доске: РЕЧЬ

hello_html_fd57f9.gif

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

hello_html_m656e9a6.gif

СЛОВО


Учитель: Ребята, я вчера для вас приготовила слова, но сегодня утром обнаружила, что из слов пропали буквы! Кто-то ночью здесь побывал. Вы знаете, кто бы это мог быть?

Дети: Это Буквоешка. Он очень любит есть буквы.

Уhello_html_64e01b68.jpgчитель: Я тоже так думаю. Давайте попробуем восстановить слова и посмотрим, какие же буквы съел Буквоешка.

hello_html_m2c043c1d.gif

Нhello_html_m2c043c1d.gifа доске: Б _ РАН

hello_html_m2c043c1d.gif Б _ ТОН

hello_html_m2c043c1d.gif Б _ ЛКА

Б _ ЧОК



Дети предлагают варианты пропавших букв, в результате получается ряд слов: БАРАН, БУРАН, БАТОН, БУТОН, БЕЛКА, БУЛКА, БАЛКА, БОЧОК, БЫЧОК.


Учитель: Молодцы, ребята! Много вариантов слов подобрали. А теперь давайте проверим, какие же слова я изначально приготовила для вас.


Учитель переворачивает карточки со словами, в которых были пропущены буквы.

Появляются слова: БАРАН, БАТОН, БЕЛКА, БЫЧОК.


Учитель: Прочитайте внимательно слова и скажите, что общего между ними.

Дети: - Все слова начинаются на букву Б.

- Все обозначают предметы.

- Это имена существительные, так как отвечают на вопросы КТО? ЧТО?

- В каждом слове два слога.

- Все слова стоят в единственном числе.

Учитель: Среди данных слов найдите «лишнее» слово и обоснуйте свой ответ.

Дети: «Лишнее» слово батон, потому что называет неодушевленный предмет и отвечает на вопрос ЧТО?

Учитель: Какие задания можно выполнить с данными словами?

Дети: Можно разделить слова на слоги и поставить ударение.


Учащиеся выполняют задание, комментируют вслух:

- В слове БАРАН два слога: первый слог БА-, второй – РАН. Ударение падает на второй слог на гласную А, безударная гласная в первом слоге А…


Дети: Можно выполнить звукобуквенный анализ «лишнего» слова.


Один учащийся работает у доски:


БАТОН

hello_html_2c1c01c9.gifhello_html_m1119fee8.gifhello_html_2c1c01c9.gifhello_html_m1119fee8.gifhello_html_2c1c01c9.gif


- Буква Бэ, звук [ б ] – согласный, твердый – обозначаем синим цветом;

- Буква А, звук [ а ] – гласный, безударный – обозначаем красным цветом; и т.д.


Учитель: Молодцы, ребята, хорошо потрудились! А теперь давайте отдохнем.


3. Физкультминутка.


Дети вместе с учителем поют песню и выполняют соответствующие движения.


Жила-была бабка

Возле самой речки.

Захотелось бабке

Искупаться в речке.

Взяла бабка мыло,

Взяла мочало…

Ох, и песня хороша!

Начинай сначала!


4. Основной этап / продолжение /


Учитель: Отдохнули? Продолжаем работу.

Вы сказали, что наша речь состоит из предложений, предложение состоит из слов, а из чего состоят слова?


Дети: Слова состоят из слогов.


hello_html_m4ff13b33.gif

На информационной доске: РЕЧЬ

hello_html_385ef512.gif

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

hello_html_m656e9a6.gif

СЛОВО

hello_html_m656e9a6.gif

СЛОГ


Учитель: Ребята, а сейчас разрешите мне предложить вам задание. Работать будем с нетбуками.


Учитель использует задание из УМК «Кирилл и Мефодий»

Содержание задания диктует мышонок Стёпка: из предложенных слогов надо собрать слова.


hello_html_54120761.png


Учитель: Молодцы, ребята, верно составили слова. А вы обратили внимание, с какими слогами вы работали?

Дети: Все слоги были открытыми, кроме одного – БЕЛ. Это закрытый слог.

Учитель: Из чего состоят слоги?

Дети: Слоги состоят из букв.


Нhello_html_m656e9a6.gifа информационной доске: РЕЧЬ

hello_html_385ef512.gif

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

hello_html_m656e9a6.gif

СЛОВО

hello_html_m656e9a6.gif

СЛОГ

hello_html_m656e9a6.gif

БУКВА


Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на стенд. Что вы видите?

hello_html_20f1b992.gifhello_html_20f1b992.gifhello_html_20f1b992.gifhello_html_20f1b992.gifhello_html_20f1b992.gifhello_html_20f1b992.gifhello_html_20f1b992.gifhello_html_20f1b992.gifhello_html_20f1b992.gifhello_html_45e12262.gifhello_html_45e12262.gif

На стенде : А о ы Л [ в ] к О [ в’] С и т



Дети: Это буквы и звуки.

Учитель: Чем отличается буква от звука?

Дети: БУКВЫ мы видим и пишем, а ЗВУКИ мы произносим и слышим.

Учитель: Дайте, пожалуйста, характеристику звукам.


Дети: [ в ] - согласный, твёрдый.

- [ в’ ] - согласный, мягкий.

Учитель: Что вы можете сказать о буквах?

Дети: Они обозначают гласные и согласные звуки.

- Их можно разделить на группы: заглавные и строчные, печатные и письменные, гласные и согласные.


5. Подведение итогов. Рефлексия.


Учитель: Ребята, я предлагаю вам выполнить последнее задание и подвести итог занятию.

У каждого из вас на столе лежит карточка с буквами. Красным карандашом обведите только заглавные буквы и прочитайте получившееся слово.


hello_html_m4cd26d6c.gif

М а у О к Л ы О н Д с Е р Ц


По знаку учителя дети хором читают: МОЛОДЕЦ


Учитель: Вы, действительно, молодцы! Хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы старались отвечать грамотно, размышляли и анализировали, внимательно выслушивали ответы друг друга, высказывали свое мнение. Спасибо за урок!






конспект урока Обучение грамоте на тему: «Практическое пользование при чтении изученными буквами»
  • Начальные классы
Описание:

 

Урок разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом планируемых результатов, с опорой на дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Урок ориентирован на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся. В данном сотрудничестве происходит первичное постижение родного языка, осуществляется анализ различных его сторон.

 

Тема: «Практическое пользование при чтении изученными буквами»

 

Цели урока:

  • формировать навыки правильного чтения и правильного письма;
  • формировать умения составлять и читать схемы слов и предложений;
  • развивать речь устную и письменную, фонематический слух.

 

 

Автор Гучинова Светлана Сергеевна
Дата добавления 05.04.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 733
Номер материала 59266
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓