Главная / Начальные классы / Конспект урока обучение грамоте-письмо на тему

Конспект урока обучение грамоте-письмо на тему

Предмет: Обучение грамоте - письмо.

Класс: 1 класс

Тип урока: ОНЗ (технология проблемно-диалогического обучения)

Тема

Согласный звук [ж], буква «ж». Строчная буква «ж».

Цели

Образовательные: познакомить с новой буквой «ж», звуком [ж]; уточнить представления учащихся о звуках [ж], [ш] как твёрдых, закрепить умение выполнять звукобуквенный анализ слова; отработка каллиграфического навыка.

Способствовать развитию фонематического слуха, техники чтения при работе со словами с буквой «ж».

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

- называть звуки, из которых состоит слово (гласный – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

- определять количество букв и звуков в слове;

- уметь составлять схему слова.

Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД).

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД)

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Основные понятия

Звук, буква, слог, слово, предложение.

Межпредметные связи

Обучение грамоте - письмо.

Ресурсы:

- основные


- дополнительные


- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, Пронина О.В Букварь. Учебник для 1 класса. Стр.126. Пропись №5, стр.18

- еженедельник (для самооценки)

- презентация «Согласный звук [ж], буква «ж»

- пропись

- электронные физкультминутки

- электронное приложение написания буквы «ж»

- предметные картинки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент.










  1. Постановка темы и целей урока.








































  1. Составление плана решения учебной проблемы.










  1. Выдвижение версий.


  1. Актуализация имеющихся знаний.







VI. Открытие нового знания – поиск решения проблемы.




















































  1. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
































































  1. Работа по учебнику с текстом «Домик-пенёк, с. 126
































  1. Подведение итога урока. Рефлексия. Самооценка.

Слайд 2 В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки, с согласного – мальчики.

- Умницы!

- Молодцы!


  1. Побуждающий диалог - постановка проблемы.

На доске неоформленная схема Звуковичка. Слайд 4

hello_html_m5235a6d8.gif

!hello_html_64051ea3.gifhello_html_m50b86eb9.gif

hello_html_m796c4831.gifhello_html_m54d5540e.gif

hello_html_m71990ab8.gifhello_html_16160cb4.gif





- Посмотрите, ребята, на нашего Звуковичка. Как вы думаете, какой сегодня у нас урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний?

- Что же мы будем сегодня «открывать»?

- Что необычного заметили у нашего Звуковичка?

- Ребята, этим знаком Звуковичок хочет вас предупредить, что он особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Какой у вас возникает вопрос?

- Вот это нам предстоит сегодня открыть.

  1. Проведение звуковой разминки.

- Как жужжит шмель? Слайд 5

- Послушайте четверостишие. Какой звук издаёт жук?

Жук жужжит в железной банке,

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука!

В. Лунин.

Игра «Доскажи словечко» Слайд 6

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын … (жираф).

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе … (живот).

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по … (животикам).

- Какой звук вы произносили в начале слов?

- А теперь давайте пожужжим все вместе: ж-ж-ж

  1. Подведение к формулированию темы и целей урока.

- Проживает ли такой звук в нашем «Городе букв»?

(На доске висит проект «Город букв») Слайд 7

а

о

у

ы


н

м

л

р


б

в

г

д


з







ё


и

е






п


к

т

ш

с

х






- Сформулируйте тему нашего урока.

- Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться на этом уроке? Слайд 8

(По ходу формулирования целей, на доске прикрепляются кружки красного, жёлтого и зелёного цвета).




- В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?



- Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?


4. Побуждающий диалог.

- Если этот звук согласный, что ещё мы можем узнать про него?


- Как мы можем узнать, звонкий он или глухой?



- Какой он звонкий или глухой?

Надеваем чёрную шляпу на Звуковичка.Слайд 9

- Как узнать, бывает ли он твёрдый или мягкий?

- Предлагаю выбрать картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [ж] в начале слова, середине, конце. Слайд 10

hello_html_143480d4.jpghello_html_367efba1.jpghello_html_m16759718.jpg


5. Руководство работой групп.

- Составьте звуковые схемы слов.





- Дайте характеристику нового звука.

- Какого цвета будут башмачки у Звуковичка? Слайд 11

6. Побуждающий диалог.

- Может быть, в других словах этот звук произносится мягко? Послушайте рассказ, запомните слова со звуком [ж].

У девочки по имени Женя есть собачка по кличке … (Жучка). Однажды они пошли в лес. Пока Женя собирала под дубом … (жёлуди), Жучка гонялась за летающим маленьким … (жуком). Вдруг Женя услышала лай. Она побежала к Жучке и увидела большого колючего … (ежа) с маленькими … (ежатами). Женя отозвала Жучку, а ёж и ежата убежали под ёлку.

- Назовите слова со звуком [ж]. Какой он?


7. Подведение к формулированию вывода.

- Сделайте вывод: почему наш Звуковичок особенный, необычный? Чем он отличается от других звуков нашего «города»? Слайд 12

8. Знакомство с буквой

- Ребята, кто знает, какой буквой обозначается на письме звук [ж], кто может показать её?

Стала снежинка

Буквою Ж,

Солнце её

Не растопит уже!

(Е. Тарлапан)

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у неё

Шесть жучиных ножек.

(В. Кожевников)

- На что похожа эта буква?

(На доске снежинки, на которых написаны буквы: «х», «с», «з», «ж», «ш»).Слайд 13

- На какой улице мы поселим нашего нового жителя в «городе букв»? Слайд 14

- Как вы считаете, решили мы с вами первую задачу?

Убираем красный кружочек.




9. Анализ и написание строчной буквы ж.

- Откройте Букварь на странице 126. Почему в левом уголке написано две буквы ж?

- Какую же ещё мы ставили с вами задачу?


- Откройте пропись на стр. 18. Рассмотрите букву на экране. Из каких элементов состоит буква ж? Слайд 15 (гиперссылка)


(Электронное приложение написания буквы ж).


- Обведите букву ж на 1 строчке по тонким линиям.

- Обведите букву ж и три короткие наклонные линии.

10. Упражнение для самоконтроля.

Снежинки с неба опустились

И быстро в буквы превратились.

Найдите их скорее след,

В тех буквах, что красивей нет.

- Лучшие буквы «ж» соедините со Звуковичком.

11. Самооценка

- Вы научились писать новую букву? Вы справились с этой задачей без ошибок и затруднений?

- Вам нужна была помощь?

- Каким знаком вы себя наградите? Нарисуйте этот знак.

Убираем жёлтый кружочек. Вторая задача решена.


12. Физкультминутка «Снеговичок» Слайд 16



13. Организация работы по чтению и анализу слогов и слов. Слайд 17

- Посмотрите: наши старые знакомые, Ах и Ох! (Сценка)

Ах. Ах! Какая красивая буква!

Ох. Ох, бедный жучок!

Ах. Ах, какой ужас – он не может вылезти!

Ох. Ох, как это неприятно!

Ах. Ах, как это печально!

Ох. Ох, как грустно!

Ах. Ах, ах, ах!

Ох. Ох, ох, ох!


- Кто эти Ах и Ох? Что вы о них знаете?

- Ах и Ох уселись в креслах и приготовились слушать чтение слогов и слов с буквой «ж». Ваша задача – научиться читать слоги с новой буквой. Подготовьтесь прочитать слоги, используя синий цвет.

Слайд 18

- Прочитайте слоги, которые начинаются с гласного звука.

- Прочитайте слоги, которые начинаются с согласного твёрдого звука.

- Прочитайте слоги хором с вопросительной интонацией.

- Дополните слог до слова: жа-, жу-, жи-же-. Слайд 19

- Очень много слов на букву «ж» в вашем любимом Букваре. Определите слово по его значению:

а) часть тела;

б) плод дуба;

в) металл;

г) цирковой артист;

д) печатное издание.

- Прочитайте остальные слова и объясните их значение.

Ч т е н и е с л о в с «жи», «ши»

- Назовите сочетания букв в рамках. Что слышите?

- Сочетания «жи» и «ши» - это орфограмма, опасное место.

- Прочитайте слова в учебнике с этими сочетаниями.

- Подчеркните опасные места в словах.

- Давайте выучим правило:

«Жи» и «ши», «жи» и «ши» -

С буквой «и» всегда пиши:

Мыши, ежи, моржи,

Лыжи, лужи, камыши.

-Рассмотрите рисунок на кубике. Что вы видите? На что похоже? О чём мы будем сейчас читать?

Ч т е н и е т е к с т а вслух по предложению.

- Кто гулял по лесу?

- Куда он набрёл?

- Что произошло с рассказчиком? Куда он присел? Что находилось рядом?

- Объясните, что значит «замшелый пень».

- Какими словами описывает пень рассказчик?

- Кого разглядел автор среди мха?

- Что делали насекомые?

- Кто были эти насекомые и что они делали? Как вы думаете, для чего?

- Какие ещё насекомые копошились среди мха?

- Как вы думаете, какие могут быть дела у жуков?

- Что означает выражение «ежиха с ежатами важно прошествовала»?

- Как глядела мышка из-под пня? Что она там делала?

- Что зашуршало в траве? Предположите.

- Как вы думаете, рассказчик испугался? Почему?

- Для чего уж выполз?

- Что значит «жужжит монотонно»?

- Кого ещё увидел рассказчик над пнём?

- Что стоит в конце этого предложения? Почему?


- Как назвал автор свой домик-пенёк? Почему?



- Какая главная мысль этого произведения?



- Какая последняя задача стояла перед нами на уроке?


- Вы справились с этой задачей?

Убираем зелёный кружочек.

Слайд 20

Сегодня на уроке я узнал, что ….

Сегодня на уроке мне было интересно потому, что ….

- Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке. Нарисуйте эту оценку в своих еженедельниках.


Приветствие учителя, самоорганизация.







Садятся девочки.

Садятся мальчики.


1. Диалог с учителем.










- Урок «открытия» новых знаний, так как Звуковичок наш не одет, на нём нет буквы.

- Новый звук и новую букву.

- Восклицательный знак.

- Чем новый звук отличается от других звуков? Почему он особенный?


2. Проговаривание звуков.

- Ж-ж-ж…















- Ж-ж-ж…

3.Формулирование темы и целей.

- Нет.





- Звук [ж], буква ж.

-hello_html_m79c9a2fc.gif Узнать всё про новый звук, новую букву.

-hello_html_20db9aa8.gif Научиться писать строчную букву ж.

-hello_html_m728c1891.gif Научиться читать слоги и слова с буквой ж.


- В районе согласных, потому что, когда мы его произносим, воздух во рту встречает препятствие.


Выдвигают версии.



  1. Диалог с учителем.

- Мягкий он или твёрдый, звонкий или глухой?

- Закрыть ладошками уши или поставить пальчик к горлышку и послушать.

- Он звонкий, потому что в ушах звенит. Пальчик дрожит.

- Послушать, как он звучит в словах.

5. Определение места звука в словах, работа в группах.

1 группа – звук [ж] стоит в начале слова;

2 группа - звук [ж] стоит в середине слова;

3 группа - звук [ж] стоит в конце слова.

  1. Работа в группах, индивидуальная работа.

Составляют звуковые схемы выбранных слов. Один учение у доски составляет схему слова «лыжи».

- Звук [ж] – согласный, звонкий, твёрдый.

- Синего, так как звук твёрдый.





- Женя, Жучка, жёлуди, жук, побежала, ёж, ежата, убежали.









- Этот звук всегда твёрдый.



- Это буква ж.











Предположения учащихся.



- В районе согласных, на улице звонких.

- Да, мы узнали, что звук [ж] – согласный, звонкий, так как образован шумом и голосом, всегда твёрдый.



- Одна – печатная, другая – письменная.

- Научиться писать строчную букву ж.

- Буква ж состоит из двух полуовалов, короткой наклонной и двух штрихов.

Дети следят за ручкой и в воздухе пишут букву ж.

Дети пишут в прописи.






Дети проводят линии от 3-х лучших букв к Звуковичку.

hello_html_238cf603.gif

- написали без ошибок.

hello_html_2960e2e5.gif

- нужна была помощь.




Дети водят глазами за движущимися предметами.


Чтение и анализ слогов и слов.


Два ученика разыгрывают сценку.










- Ах и Ох – это два брата. Ах всегда был весел и всем восторгался. Ох наоборот, постоянно ныл, скулил и всем был недоволен.



  1. Чтение слогов про себя, выделение согласного звука.

  2. Чтение слогов вслух.

  3. Чтение слогов хором.

  4. Игра «Доскажи словечко.



Живот

Жёлудь

Железо

Жонглёр

Журнал

Дети читают слова и объясняют их значение.

- Слышим после [ж] звук [ы], но так как звук [ж] всегда твёрдый, пишется буква «и».









Предположения учащихся.





- Покрытый мхом.






- Рыжие жуки.










- Многоточие, так как рассказчик задумался.

- Домик-теремок. Наверное потому, что похож сюжет на сказку «Теремок».

- Разные животные смогли устроиться на одном пеньке. В мире природы царит согласие.

- Научиться читать слоги и слова с буквой «ж».

- Да, справились.


Дети делятся своими впечатлениями от урока.

Дают эмоциональную оценку своей работе

hello_html_m4893c764.gifhello_html_e407f7b.gifhello_html_m1fcfc6f9.gif



Конспект урока обучение грамоте-письмо на тему
  • Начальные классы
Описание:

Класс: 1 «А»

Предмет:обучение грамоте

Тема: Согласный звук [ж], буква «ж».Строчная буква «ж».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Преподавание ведется по учебнику «Букварь», авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

Цели:

Образовательные:познакомить с новой буквой «ж», звуком [ж]; уточнить представления учащихся о звуках [ж], [ш] как твёрдых, закрепить умение выполнять звукобуквенный анализ слова; отработка каллиграфического навыка.

Способствовать развитию фонематического слуха, техники чтения при работе со словами с буквой «ж».

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.

Автор Коваленко Жанна Федоровна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 571
Номер материала 13412
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓