Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока обществознания в 11 классе по теме

Конспект урока обществознания в 11 классе по теме

Скачать материал

Урок обществознания в 11-м классе по теме "Свобода в деятельности человека"

Учитель Колованова Т.Н.

 

Цели и задачи:

  • Обучающие: ознакомить обучающихся с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, умение систематизировать социальную информацию по теме, умение сравнивать, анализировать делать выводы.
  • Воспитательные: способствовать выработке гражданской позиции обучающихся.

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок-проблема с использованием мультимедийной презентации.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран,
презентация урока в POWER POINT задания для групп ,тесты

Учебник:

  • Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение» - 2010.
  • Е. Н. Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию 10 класс (профильный уровень). М., «ВАКО» - 2010.

Ход урока

1. Организационный момент

(Учитель говорит строгим и громким голосом).

- Сели ровно, ноги поставили прямо, спину выпрямили, учебники положили на правую сторону, ручку – на левую, дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны неотрывно смотреть только на меня и т. п.

- Как вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я сейчас своими действиями нарушила?

Издавна человек пытался приобрести свободу (?)

- Докажите или опровергните фактами из истории.

Свобода во все времена воспринималась как святыня.

Свободен ли человек? Что такое «свобода»? Об этом и пойдет речь сегодня.

Тема урока: (слайд 2) «Свобода в деятельности человека». Работа с эпиграфом (слайд 2). Мы рассмотрим следующие вопросы: (слайд 3).

1.     Почему невозможна абсолютная свобода?

2.     Свобода как познанная необходимость.

3.     Свобода и ответственность.

4.     «Свобода от» или «свобода для».

5.     Свободное общество.

2. Новый материал.

- Свобода – сложный феномен. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки. Игра «Ассоциации». Каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове «свобода» (слайд 4).

Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Проблемные задания для групп (работа с учебником, параграф 12) (слайд 5).

(15 минут на подготовку заданий).

По ходу выступления групп может быть составлен опорный конспект (см. приложение 1).

Почему невозможна абсолютная свобода? (1 группа)

(Слайд 6, при составлении данного слайда использовала материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок»)

1.     Был ли человек когда- либо абсолютно свободен?

2.     Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?

3.     Определите причины невозможности существования абсолютной свободы. (слайд 7).

4.     Как вы поняли притчу о Буридановом осле.

5.     Сформулируйте принцип ограничения свободы человека: «Моя свобода заканчивается там, …» (слайд 8)

6.     Согласны ли вы с данным принципом?

Свобода как познанная необходимость (2 группа).

1.     Как трактовали категорию свободы мыслители. (слайд 9)

2.     Как вы понимаете смысл их высказываний?

3.     Что в них больше, свободы или необходимости?

4.     Природа необходимости:
а) сторонники абсолютного предопределения
б) религиозные деятели другого направления
в) философы, отрицающие фатализм.

Свобода и ответственность (3 группа).

1.     Как соотносятся между собой 2 таких понятия как «свобода» и «ответственность»?

2.     Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие?

3.     Какие факторы могут склонить человека сделать выбор в понятиях: «Я могу…», «Я должен…». Приведите примеры.

4.     Что такое «ответственность»?

«Ответственность – мера принуждения внешнего воздействия» или «Ответственность – сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали» (слайд 10).
Свободное общество (4 группа).

1.     Попробуйте продолжить фразу: «Я свободен, так как …»

2.     Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы?

3.     Почему они говорят, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть формула «Свобода для»?

4.     Роль государства в поддержании прав и свобод личности. (слайд 11)

5.     А как граждане могут гарантировать свободу друг другу?

Первичное закрепление знаний: фронтальный опрос класса по заданиям к документу на с. 147. (слайд 12)

Обобщение и систематизация знаний может проводиться в форме тестирования (слайд 13):

 

Тест «Свобода в деятельности человека».

1. Важнейшая ценность современной цивилизации

1.     недвижимость

2.     природные ресурсы

3.     свобода личности

2. Стремление к свободе проявлялось в

1.     Древнем мире

2.     В средние века

3.     во все периоды развития человечества

3. Возможна ли абсолютная свобода

1.     нет

2.     да

3.     при определенных условиях

4. Права и свободы личности закреплены в

1.     Всеобщей декларации прав человека

2.     Конвенции ООН

3.     Конституции РФ

5. Выражение «буриданов осел» означает

1.     право выбора

2.     трудное положение при принятии решения

3.     выход из сложного положения

6. Автор высказывания «Свобода есть осознанная необходимость»

1.     Буридан

2.     Гегель

3.     Энгельс

7. Фатализм – это позиция, в соответствии с которой

1.     Свобода есть осознанная необходимость

2.     Каждый человеческий поступок представляет собой неотвратимую реализацию изначального предопределения

3.     Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими людьми

8. Свобода

1.     Невмешательство государства в жизнь граждан

2.     Состояние человека, когда он волен делать все, что ему хочется

3.     Состояние человека, способного действовать на основе выбора

9. Сопоставить мнение и их авторов

1.     Абсолютное предопределение                                                       а) Мартин Лютер

2.     Свобода заключается в познании законов природы …               б) Тит Флавий

3.     Главное не во внешних обстоятельствах, а в том, как                 в) Энгельс

      они преломляются в сознании

 

 

 

Самопроверка (слайд 14). Оценка работы обучающихся.

3. Итог урока.

- К чему может привести неограниченная свобода выбора?

- Какова связь понятий «свобода» и «ответственность»?

- Роль государства в поддержании прав и свобод личности?

- А как граждане могут гарантировать свободу друг другу?

Домашнее задание (слайд 15):

§ 12, задания после §, эссе по заданию 2.


 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока обществознания в 11 классе по теме"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист архива

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок обществознания в 11-м классе по теме "Свобода в деятельности человека"

Учитель Колованова Т.Н.

 

Цели и задачи:

  • Обучающие: ознакомить обучающихся с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, умение систематизировать социальную информацию по теме, умение сравнивать, анализировать делать выводы.
  • Воспитательные: способствовать выработке гражданской позиции обучающихся.

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок-проблема с использованием мультимедийной презентации.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран,
презентация урока в POWER POINT задания для групп ,тесты

Учебник:

 

  • Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение» - 2010.
  • Е. Н. Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию 11 класс (профильный уровень). М., «ВАКО» - 2010.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 512 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рейтинг: 1 из 5
  • 04.10.2020
  • 4718
  • 477
«Экология (базовый уровень)», Чернова Н.М, Галушин В.М., Константинов В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 420
    • DOCX 20.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Колованова Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Колованова Татьяна Николаевна
    Колованова Татьяна Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 57210
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 430 человек

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Мини-курс

Психология и профессиональное развитие

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов

Мини-курс

Фокусировка и лидерство: достижение успеха в условиях стресса и перемен

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов

Мини-курс

Стратегии бизнес-развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе