Главная / Обществознание / Конспект урока обществознания "Социальная структура общества" ( 10 класс)

Конспект урока обществознания "Социальная структура общества" ( 10 класс)

Урок обществознания в 10 классе.

Тема: «Социальная структура общества».

Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование)

План:

1. Многообразие социальных групп.

2. Социальное неравенство.

3. Социальная стратификация.

4. Социальная мобильность.

5. Социальные интересы

Цели уроков:

Создать условия для формирования представлений о социальной структуре общества; о социальных проблемах развития общества; определить их сущность и возможные пути решения

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа, работа в парах.

Методы обучения: проблемного изучения в обучении.

Основные понятия: Социальная мобильность, социальное неравенство.

Планируемые образовательные результаты

Научатся: определять, что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения; что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей; разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; анализировать социальный образ, имидж личности; объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; анализировать положение человека в обществе.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог.

  1. Мотивация к учебной деятельности. Подготовка учащихся к уроку. Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока.

  2. Актуализация знаний.

Беседа по теме «Социальная структура общества».

Вопросы: – Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы?

От чего зависит положение человека в обществе?

  1. Изучение нового материала.

1.Выполнение заданий с использованием дополнительных источников информации (см. Приложение 1.)

1-я группа – используя имеющиеся знания, составляет кластер «Открытое общество»;

2-я группа – используя имеющиеся знания, составляет кластер «Закрытое общество»:

3-я группа – используя текст «Кастовый строй в Индии», составляет схему;

4-я группа – используя текст «Классы и сословия Британии», составляет схему.

2. Работа с текстом учебника, с. 151–159. Составляют опорный конспект.


3. Работа с документом, с. 160. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы.


4. Работа с дополнительным материалом (см. Приложение 2) Анализ новой информации и обсуждение дискуссионных вопросов:

Как отличается по своей структуре средний класс в разных странах?

Какие категории граждан относят к среднему классу?

Какие категории граждан вы бы отнесли к среднему классу?

Согласны ли вы с трактовками авторов?



  1. Первичное осмысление и закрепление изученного.


Выполнение заданий, с. 161. Аргументированно отвечают на вопросы выражают собственное мнение.


  1. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Вопросы:

Чем вызвано существование социальных групп в обществе?

Какие социальные группы существуют в современном российском обществе?

Что означает понятие «социальная мобильность»?


  1. Домашнее задание.

§ 14, задания 1–4, с. 161



Приложение 1

Типы обществ, структура

Открытое общество.

Открытое общество – демократический тип общества, использующийся для обозначения ряда современных обществ и некоторых обществ античности. Обычно противопоставляется закрытому обществу (традиционное общество и различные тоталитарные режимы) [1].

Концепция открытого общества была изначально создана философом Анри Бергсоном. Затем она была подробно разработана Карлом Поппером, который в своем труде «Открытое общество и его враги» объединил философию открытого общества со своей философией критического рационализма.

Открытое общество в понимании Поппера полностью демократично. Его члены критически настроены по отношению к табу, принимают решения, опираясь на собственный интеллект и критическое мышление, а также исходя из договоренностей, достигнутых в процессе обсуждения. Такое общество не является неограниченным капитализмом, но и не основано на марксизме или анархии: это самостоятельный вариант демократии.

С развитием торговли и мореплавания различные племена с различными системами табу стали вступать в контакт и стало понятно, что общественные законы не абсолютны. Развилось понимание существенной разницы между законами природы (например, закона, по которому Солнце восходит каждый день) и законами общественными. Люди научились понимать, что табу можно нарушать без особых последствий, главное, не быть пойманным соплеменниками.

Этот переворот в сознании людей привел к революции, которая длится до сих пор, – революции перехода к «открытому» обществу. Обществу, в котором индивид опирается на свое понимание правильности поступков в обществе, в котором допустима социальная конкуренция.

Согласно Попперу, идеи Платона о государственном устройстве возникли как реакция на опасность непредсказуемости пути, по которому пошло греческое общество с развитием торговли, мореплавания, дефицита земли и возникновением новых колоний. Платон видел человеческое счастье и справедливость в выстраивании «закрытого» общества и, в связи с этим, жестко критиковался Поппером. Поппер, в частности, доказывал, что идеи Платона, по сути, неотличимы от тоталитаризма, несмотря на его стремление к высшему общественному благу. Поппер вообще пришел к выводу, что любые идеи, имеющие в основе приведение общества к некоему всеобщему общественному благу, так или иначе ведут к насилию.

Поппер указывал, что «открытое» общество может со временем эволюционировать в «абстрактное». Цитата: «Свойства “абстрактного общества” можно объяснить при помощи одной гиперболы. Мы можем вообразить общество, в котором люди практически никогда не встречаются лицом к лицу. В таком обществе все дела совершаются индивидуумами в полной изоляции, и эти индивидуумы связываются друг с другом при помощи писем или телеграмм и разъезжают в закрытых автомобилях. (Искусственное осеменение позволило бы даже размножаться без личных контактов.) Такое выдуманное общество можно назвать “полностью абстрактным или безличным обществом”».

Закрытое общество.

Согласно Попперу, существуют «закрытые общества» и «открытые общества».

Закрытое общество – общество, характерное для племенного строя, отношения внутри которого регулируются системой табу. Система табу описывается как набор законов, имеющих сходство с законами природы, – их абсолютная применимость и невозможность их нарушить. В таком обществе индивид всегда знает, что правильно, а что неправильно, и у него нет трудностей с выбором правильного поведения. Закрытые общества характеризуются жестким разделением на классы и касты. Это разделение обосновывается членами закрытого общества его «естественностью».



Индийские касты.

В пределах расселения каждой народности касты образуют иерархическую структуру. Верхний слой кастовой иерархии составляли брахманские, военные и земледельческие касты, из которых формировался класс феодалов. Высокое место занимали городские торгово-ростовщические касты. Ниже стояли касты арендаторов и ремесленников некоторых специальностей (ткачей, ювелиров, горшечников, плотников, кузнецов и др.). низшие ступени сословно-кастовой иерархии занимали касты, члены которых не обладали правами общинного владения и пользования землёй. Большинство их составляло слой полурабов-полукрепостных, контакт с ними считался оскверняющим для лиц более высоких каст, поэтому они получили название «неприкасаемые».

Касты функционируют в определенных территориальных границах (деревни, группы деревень, городского квартала, всего города). Во главе каст стоят советы – панчаяты, которые контролируют экономическую и общественную деятельность членов касты, следят за выполнением кастовых правил, отправляют правосудие.

Касты оказали влияние на формирование классов в индийском обществе. Так, основная часть индийской буржуазии – выходцы из торгово-ростовщических каст, оспаривают часть верхних слоев крестьянства, а также чиновничества и интеллигенции – из военно-земледельческих и брахманских каст. «Неприкасаемые» стали одним из главных источников формирования сельскохозяйственного пролетариата. По индийской конституции (1950) касты равноправны, кастовая дискриминация запрещена законом (1955).

Однако кастовые различия, прежде всего в деревне, всё ещё используются в политической борьбе, поскольку политическая структура современной Индии своеобразно адаптировала касты как наиболее универсальную в стране форму традиционной общественной организации.






Классы и сословия в Британии.

Далеко не все индустриально развитые страны имеют классовую структуру в чистом виде. Если в США, Германии и Италии исчезли пережитки сословного строя, то в Японии и Англии наряду с классовыми отношениями сохранились отдельные элементы феодально-сословной системы. Причины тому разные, но главная состоит в существовании монархии – в Англии главой государства формально является королева, а в Японии – император. Королева и император – высшая форма персонификации приписываемого статуса, а он выступает признаком закрытого общества.

В отличие от других европейских стран, Англия перешла от феодализма к капитализму без социальной революции, которая могла бы разрушить старые институты. Монархия так и не была ликвидирована. В обществе сохранилась запутанная система престижного вознаграждения – графство, рыцарство, сословие пэров. Парламентская система отражает феодальную систему власти и привилегий. В повседневной жизни, чтобы отличить представителей высшего класса, к фамилии добавляют титулы «сэр», «лорд», «леди».

Классовые различия в стиле жизни выражены в Англии ярче, чем в Америке, именно потому, что там сохранились сословные пережитки. Представители низшего класса носят обычные кепки, а высшего класса – котелки. Первые обычно играют в покер, а вторые – в крикет. Они даже говорят на разных языках, учатся в разных школах, Только 5 % английских детей ходит в привилегированные «публичные» школы; 50 % студентов двух престижных университетов – Оксфорда и Кембриджа – выпускники этих школ.

Из самой престижной «публичной» школы – Итона – в 60-е годы в основном набирался кабинет министров. Выпускники Оксфорда и Кембриджа составляют высший класс британского общества, заправляют экономической, политической и религиозной жизнью страны.











Приложение 2

Структура среднего класса

Согласно современному британскому социологу Энтони Гидденсу, внутри среднего класса можно выделить две основные категории – «старый средний класс» и «новый средний класс». «Старый средний класс» составляют мелкие предприниматели, а «новый средний класс» состоит из высокооплачиваемых и среднеоплачиваемых наемных работников, как правило, занятых интеллектуальным трудом. Высший слой «нового среднего» класса включает менеджеров и высококвалифицированных специалистов. К низшему слою относятся учителя, врачи, офисные служащие и т. д. Это очень разнородная социальная группа, по многим параметрам схожая с рабочим классом.

Численность «старого среднего класса» (класса собственников) сокращается, и растет доля «нового среднего класса». Сейчас большинство среднего класса составляют люди, источником дохода которых является их труд и профессиональные навыки, а не владение собственностью.

Россия.

Продолжаются научные и общественные дискуссии о количественных и качественных показателях, позволяющих отнести человека к российскому среднему классу. В России средний класс составлял 10–12 % населения накануне экономического кризиса 2008–2009 годов. По некоторым оценкам, в 2008 году к среднему классу можно было отнести 25 % россиян. Эти данные исходили из среднемесячной зарплаты на человека 500–3000 долларов США, однако по расчётам Всемирного банка среднемесячный доход представителя среднего класса начинается с 3500 долларов.

Белорусский средний класс.

Результаты мониторинга подтверждают и факт, что люди, причисляющие себя к среднему достатку и принадлежащие к среднему классу, – это две разные группы. И если исходить из того, что пропуск в средний класс обеспечивает доход в 1000 долларов на человека, то среднего класса как такового в Беларуси пока нет. Разумеется, в стране есть семьи, ежемесячный доход которых достигает 1000 долларов на человека. Но из-за своей малочисленности они вряд ли образуют класс. Для сравнения, средний класс в западноевропейских странах составляет 55 % от всего населения, потому он и называется классом.

Отсутствие среднего класса в Беларуси очевидно и потому, что средняя зарплата в стране равна, примерно, 350 долларам США. Однако 75,7 % граждан Беларуси оценивают свой достаток как средний.







США.

Согласно недавним экономическим исследованиям, в США существует множество уровней достатка и образования внутри статистического среднего класса (то есть средний класс тоже стратифицирован), то есть тех, кто зарабатывает от 25 до 95 тыс. долларов в год. На низшем уровне среднего класса можно найти людей, закончивших колледж и имеющих уровень дохода 30–40 тыс. долларов. Напротив, в верхних слоях среднего класса можно обнаружить высокообразованных профессионалов: врачей, юристов, архитекторов, инженеров, у которых есть научная степень, звание и профессиональные степени и чьи домохозяйства зарабатывают гораздо больше 100 тыс. долларов в год.

Наиболее общей представляется следующая стратификация среднего класса (необходимо заметить, однако, что не существует четких параметров для выделения подкатегорий среднего класса, так что их границы очень размыты):

Верхний средний класс (профессиональный средний класс) – профессиональные работники («белые воротнички») с дипломом о высшем образовании, научной степенью либо профессиональным званием, занимающие хорошо оплачиваемые должности и нечувствительные к экономическим спадам и другим неблагоприятным экономическим факторам, угрожающим статистическому среднему классу (например, сокращение размера). Последние разработки свидетельствуют о том, что те, кто живут в стиле среднего класса, находятся в относительно привилегированном меньшинстве. Этот подкласс, собственно, и стал тем, что называется «средним классом» в каноническом смысле, и ему присущ уровень безопасности и состоятельности, обычно приписываемый среднему классу в понимании американцев. Однако эта группа иногда разделяется на профессиональный (англ. professional) и управленческий (англ. managerial) подклассы в соответствии с их предпочтениями: первый более либеральный и городской, последний – более консервативный и загородный.

Средний класс составляет статистический средний класс американского общества, но согласно последним исследованиям не может позволить себе жить в стиле среднего класса, в частности, из-за недостатка экономической защищенности. Многие его представители нуждаются в двух источниках дохода, чтобы свести концы с концами, и живут «от платежа к платежу». Несмотря на то, что большинство работников этого класса – «белые воротнички», зачастую имеющие престижные должности, у них гораздо меньше автономности, чем у высшего среднего класса.

Низший средний класс (рабочий класс) – люди с относительно низким образовательным уровнем, например, закончившие только колледж. Обычно такие люди занимают менее престижные позиции и очень чувствительны к экономическим проблемам страны. Например, к этому классу принадлежат рабочие, так называемые «голубые воротнички», сторожа и смотрители, менеджеры продаж начального уровня, а также менее успешные владельцы собственного (в основной массе – малого) бизнеса.






Конспект урока обществознания "Социальная структура общества" ( 10 класс)
  • Обществознание
Описание:

Урок обществознания в 10 классе.

Тема: «Социальная структура общества».

Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование)

План:

1. Многообразие социальных групп.

2. Социальное неравенство.

3. Социальная стратификация.

4. Социальная мобильность.

5. Социальные интересы

Цели уроков:

Создать условия для формирования представлений о социальной структуре общества; о социальных проблемах развития общества; определить их сущность и возможные пути решения

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа, работа в парах.

Методы обучения: проблемного изучения в обучении.

Основные понятия: Социальная мобильность, социальное неравенство.

Планируемые образовательные результаты

Научатся: определять, что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения; что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей; разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; анализировать социальный образ, имидж личности; объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; анализировать положение человека в обществе.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог.

  1. Мотивация к учебной деятельности. Подготовка учащихся к уроку. Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока.

  2. Актуализация знаний.

Беседа по теме «Социальная структура общества».

Вопросы: – Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы?

От чего зависит положение человека в обществе?

  1. Изучение нового материала.

1.Выполнение заданий с использованием дополнительных источников информации (см. Приложение 1.)

1-я группа – используя имеющиеся знания, составляет кластер «Открытое общество»;

2-я группа – используя имеющиеся знания, составляет кластер «Закрытое общество»:

3-я группа – используя текст «Кастовый строй в Индии», составляет схему;

4-я группа – используя текст «Классы и сословия Британии», составляет схему.

2. Работа с текстом учебника, с. 151–159. Составляют опорный конспект.

 

3. Работа с документом, с. 160. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы.

 

4. Работа с дополнительным материалом (см. Приложение 2) Анализ новой информации и обсуждение дискуссионных вопросов:

Как отличается по своей структуре средний класс в разных странах?

Какие категории граждан относят к среднему классу?

Какие категории граждан вы бы отнесли к среднему классу?

Согласны ли вы с трактовками авторов?

 

 

  1. Первичное осмысление и закрепление изученного.

 

Выполнение заданий, с. 161. Аргументированно отвечают на вопросы выражают собственное мнение.

 

  1. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Вопросы:

Чем вызвано существование социальных групп в обществе?

Какие социальные группы существуют в современном российском обществе?

Что означает понятие «социальная мобильность»?

 

  1. Домашнее задание.

§ 14, задания 1–4, с. 161

 

 

Приложение 1

Типы обществ, структура

Открытое общество.

Открытое общество – демократический тип общества, использующийся для обозначения ряда современных обществ и некоторых обществ античности. Обычно противопоставляется закрытому обществу (традиционное общество и различные тоталитарные режимы) [1].

Концепция открытого общества была изначально создана философом Анри Бергсоном. Затем она была подробно разработана Карлом Поппером, который в своем труде «Открытое общество и его враги» объединил философию открытого общества со своей философией критического рационализма.

Открытое общество в понимании Поппера полностью демократично. Его члены критически настроены по отношению к табу, принимают решения, опираясь на собственный интеллект и критическое мышление, а также исходя из договоренностей, достигнутых в процессе обсуждения. Такое общество не является неограниченным капитализмом, но и не основано на марксизме или анархии: это самостоятельный вариант демократии.

С развитием торговли и мореплавания различные племена с различными системами табу стали вступать в контакт и стало понятно, что общественные законы не абсолютны. Развилось понимание существенной разницы между законами природы (например, закона, по которому Солнце восходит каждый день) и законами общественными. Люди научились понимать, что табу можно нарушать без особых последствий, главное, не быть пойманным соплеменниками.

Этот переворот в сознании людей привел к революции, которая длится до сих пор, – революции перехода к «открытому» обществу. Обществу, в котором индивид опирается на свое понимание правильности поступков в обществе, в котором допустима социальная конкуренция.

Согласно Попперу, идеи Платона о государственном устройстве возникли как реакция на опасность непредсказуемости пути, по которому пошло греческое общество с развитием торговли, мореплавания, дефицита земли и возникновением новых колоний. Платон видел человеческое счастье и справедливость в выстраивании «закрытого» общества и, в связи с этим, жестко критиковался Поппером. Поппер, в частности, доказывал, что идеи Платона, по сути, неотличимы от тоталитаризма, несмотря на его стремление к высшему общественному благу. Поппер вообще пришел к выводу, что любые идеи, имеющие в основе приведение общества к некоему всеобщему общественному благу, так или иначе ведут к насилию.

Поппер указывал, что «открытое» общество может со временем эволюционировать в «абстрактное». Цитата: «Свойства “абстрактного общества” можно объяснить при помощи одной гиперболы. Мы можем вообразить общество, в котором люди практически никогда не встречаются лицом к лицу. В таком обществе все дела совершаются индивидуумами в полной изоляции, и эти индивидуумы связываются друг с другом при помощи писем или телеграмм и разъезжают в закрытых автомобилях. (Искусственное осеменение позволило бы даже размножаться без личных контактов.) Такое выдуманное общество можно назвать “полностью абстрактным или безличным обществом”».

Закрытое общество.

Согласно Попперу, существуют «закрытые общества» и «открытые общества».

Закрытое общество – общество, характерное для племенного строя, отношения внутри которого регулируются системой табу. Система табу описывается как набор законов, имеющих сходство с законами природы, – их абсолютная применимость и невозможность их нарушить. В таком обществе индивид всегда знает, что правильно, а что неправильно, и у него нет трудностей с выбором правильного поведения. Закрытые общества характеризуются жестким разделением на классы и касты. Это разделение обосновывается членами закрытого общества его «естественностью».

 

 

Индийские касты.

В пределах расселения каждой народности касты образуют иерархическую структуру. Верхний слой кастовой иерархии составляли брахманские, военные и земледельческие касты, из которых формировался класс феодалов. Высокое место занимали городские торгово-ростовщические касты. Ниже стояли касты арендаторов и ремесленников некоторых специальностей (ткачей, ювелиров, горшечников, плотников, кузнецов и др.). низшие ступени сословно-кастовой иерархии занимали касты, члены которых не обладали правами общинного владения и пользования землёй. Большинство их составляло слой полурабов-полукрепостных, контакт с ними считался оскверняющим для лиц более высоких каст, поэтому они получили название «неприкасаемые».

Касты функционируют в определенных территориальных границах (деревни, группы деревень, городского квартала, всего города). Во главе каст стоят советы – панчаяты, которые контролируют экономическую и общественную деятельность членов касты, следят за выполнением кастовых правил, отправляют правосудие.

Касты оказали влияние на формирование классов в индийском обществе. Так, основная часть индийской буржуазии – выходцы из торгово-ростовщических каст, оспаривают часть верхних слоев крестьянства, а также чиновничества и интеллигенции – из военно-земледельческих и брахманских каст. «Неприкасаемые» стали одним из главных источников формирования сельскохозяйственного пролетариата. По индийской конституции (1950) касты равноправны, кастовая дискриминация запрещена законом (1955).

Однако кастовые различия, прежде всего в деревне, всё ещё используются в политической борьбе, поскольку политическая структура современной Индии своеобразно адаптировала касты как наиболее универсальную в стране форму традиционной общественной организации.

 

 

 

 

 

Классы и сословия в Британии.

Далеко не все индустриально развитые страны имеют классовую структуру в чистом виде. Если в США, Германии и Италии исчезли пережитки сословного строя, то в Японии и Англии наряду с классовыми отношениями сохранились отдельные элементы феодально-сословной системы. Причины тому разные, но главная состоит в существовании монархии – в Англии главой государства формально является королева, а в Японии – император. Королева и император – высшая форма персонификации приписываемого статуса, а он выступает признаком закрытого общества.

В отличие от других европейских стран, Англия перешла от феодализма к капитализму без социальной революции, которая могла бы разрушить старые институты. Монархия так и не была ликвидирована. В обществе сохранилась запутанная система престижного вознаграждения – графство, рыцарство, сословие пэров. Парламентская система отражает феодальную систему власти и привилегий. В повседневной жизни, чтобы отличить представителей высшего класса, к фамилии добавляют титулы «сэр», «лорд», «леди».

Классовые различия в стиле жизни выражены в Англии ярче, чем в Америке, именно потому, что там сохранились сословные пережитки. Представители низшего класса носят обычные кепки, а высшего класса – котелки. Первые обычно играют в покер, а вторые – в крикет. Они даже говорят на разных языках, учатся в разных школах, Только 5 % английских детей ходит в привилегированные «публичные» школы; 50 % студентов двух престижных университетов – Оксфорда и Кембриджа – выпускники этих школ.

Из самой престижной «публичной» школы – Итона – в 60-е годы в основном набирался кабинет министров. Выпускники Оксфорда и Кембриджа составляют высший класс британского общества, заправляют экономической, политической и религиозной жизнью страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Структура среднего класса

Согласно современному британскому социологу Энтони Гидденсу, внутри среднего класса можно выделить две основные категории – «старый средний класс» и «новый средний класс». «Старый средний класс» составляют мелкие предприниматели, а «новый средний класс» состоит из высокооплачиваемых и среднеоплачиваемых наемных работников, как правило, занятых интеллектуальным трудом. Высший слой «нового среднего» класса включает менеджеров и высококвалифицированных специалистов. К низшему слою относятся учителя, врачи, офисные служащие и т. д. Это очень разнородная социальная группа, по многим параметрам схожая с рабочим классом.

Численность «старого среднего класса» (класса собственников) сокращается, и растет доля «нового среднего класса». Сейчас большинство среднего класса составляют люди, источником дохода которых является их труд и профессиональные навыки, а не владение собственностью.

Россия.

Продолжаются научные и общественные дискуссии о количественных и качественных показателях, позволяющих отнести человека к российскому среднему классу. В России средний класс составлял 10–12 % населения накануне экономического кризиса 2008–2009 годов. По некоторым оценкам, в 2008 году к среднему классу можно было отнести 25 % россиян. Эти данные исходили из среднемесячной зарплаты на человека 500–3000 долларов США, однако по расчётам Всемирного банка среднемесячный доход представителя среднего класса начинается с 3500 долларов.

Белорусский средний класс.

Результаты мониторинга подтверждают и факт, что люди, причисляющие себя к среднему достатку и принадлежащие к среднему классу, – это две разные группы. И если исходить из того, что пропуск в средний класс обеспечивает доход в 1000 долларов на человека, то среднего класса как такового в Беларуси пока нет. Разумеется, в стране есть семьи, ежемесячный доход которых достигает 1000 долларов на человека. Но из-за своей малочисленности они вряд ли образуют класс. Для сравнения, средний класс в западноевропейских странах составляет 55 % от всего населения, потому он и называется классом.

Отсутствие среднего класса в Беларуси очевидно и потому, что средняя зарплата в стране равна, примерно, 350 долларам США. Однако 75,7 % граждан Беларуси оценивают свой достаток как средний.

 

 

 

 

 

 

США.

Согласно недавним экономическим исследованиям, в США существует множество уровней достатка и образования внутри статистического среднего класса (то есть средний класс тоже стратифицирован), то есть тех, кто зарабатывает от 25 до 95 тыс. долларов в год. На низшем уровне среднего класса можно найти людей, закончивших колледж и имеющих уровень дохода 30–40 тыс. долларов. Напротив, в верхних слоях среднего класса можно обнаружить высокообразованных профессионалов: врачей, юристов, архитекторов, инженеров, у которых есть научная степень, звание и профессиональные степени и чьи домохозяйства зарабатывают гораздо больше 100 тыс. долларов в год.

Наиболее общей представляется следующая стратификация среднего класса (необходимо заметить, однако, что не существует четких параметров для выделения подкатегорий среднего класса, так что их границы очень размыты):

Верхний средний класс (профессиональный средний класс) – профессиональные работники («белые воротнички») с дипломом о высшем образовании, научной степенью либо профессиональным званием, занимающие хорошо оплачиваемые должности и нечувствительные к экономическим спадам и другим неблагоприятным экономическим факторам, угрожающим статистическому среднему классу (например, сокращение размера). Последние разработки свидетельствуют о том, что те, кто живут в стиле среднего класса, находятся в относительно привилегированном меньшинстве. Этот подкласс, собственно, и стал тем, что называется «средним классом» в каноническом смысле, и ему присущ уровень безопасности и состоятельности, обычно приписываемый среднему классу в понимании американцев. Однако эта группа иногда разделяется на профессиональный (англ. professional) и управленческий (англ. managerial) подклассы в соответствии с их предпочтениями: первый более либеральный и городской, последний – более консервативный и загородный.

Средний класс составляет статистический средний класс американского общества, но согласно последним исследованиям не может позволить себе жить в стиле среднего класса, в частности, из-за недостатка экономической защищенности. Многие его представители нуждаются в двух источниках дохода, чтобы свести концы с концами, и живут «от платежа к платежу». Несмотря на то, что большинство работников этого класса – «белые воротнички», зачастую имеющие престижные должности, у них гораздо меньше автономности, чем у высшего среднего класса.

Низший средний класс (рабочий класс) – люди с относительно низким образовательным уровнем, например, закончившие только колледж. Обычно такие люди занимают менее престижные позиции и очень чувствительны к экономическим проблемам страны. Например, к этому классу принадлежат рабочие, так называемые «голубые воротнички», сторожа и смотрители, менеджеры продаж начального уровня, а также менее успешные владельцы собственного (в основной массе – малого) бизнеса.

 

 

 

 

 

 

Автор Cтатьева Марианна Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 2563
Номер материала 31629
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓