ГБОУ СОШ №3 «ОЦ» с. Кинель- Черкассы
Лозовский филиал
Конспект открытого урока
обществознания
«Государственная
символика России»
Учитель:
Кравцева Светлана Николаевна
2011 -2012 учебный год
Урок в 5-м классе
Тема урока
«Государственная
символика России»
Цели урока:
1.
Познакомить
учащихся с понятиями «герб», «гимн», «государственный флаг».
2. Развивать умение размышлять
3. Развивать творческие
способности ребят, умение анализировать, синтезировать, сравнивать.
Ход
урока
Ожидаемые результаты: После этого занятия учащиеся смогут:
Знания
- дать определение понятиям: символика, флаг, герб, гимн, геральдика
- рассказать об истории государственной символики России
- сформировать представления учащихся о многообразии гербов, гимнов и
флагов России
Умения и навыки
- работать в группе
- соотносить и
сравнивать полученные знания, использовать их при ответе на поставленные
вопросы
- уметь отстаивать свою точку зрения и делать выводы
- расширить собственные представления по данной
теме.
Отношения, ценности, внутренние установки
- понять роль государственной символики в жизни страны, ее значимость
для граждан государства и каждого отдельного человека
- высказывать свое отношение к государственной символики
- иметь представления о символах других стран, сравнивать символы
России с государственными символами других стран,
Ресурсы
- плакат «Символика
России»,
- «раскладушки»:
гербы России, флаги России, символика России и Астрахани,
- газета «Символика
России»,
- тексты законов о
государственной символике РФ
- учебник по
граждановедению 5 класс, автор Соколов.
Ход урока
I Мотивация
(урок начинается под звуки гимна России)
1 куплет Припев
Россия - священная
наша держава, Славься, Отечество наше свободное,
Россия – любимая наша
страна Братских народов союз вековой,
Могучая воля, великая
слава – Предками данная мудрость народная!
Твое достояние на все
времена! Славься страна! Мы гордимся тобой!
Вопрос:
1. Что это за композиция?
2. Почему, когда звучит эта песня - мы встаем?
3. Какие чувства испытывали вы сегодня когда слышали эту музыку.
4. Что кроме этой мелодии может вызвать у человека похожие чувства.
II. Объявление темы,
Итак, как вы уже поняли, темой нашего занятия сегодня будут «Государственные
символы России», чтобы нам было интересней работать, я разделила вас на три
команды. По ходу урока вы будите выполнять различные задания. За каждый конкурс
вы будете получать карточки-баллы, за шум и выкрики, баллы будут сниматься. В
конце урока мы выявим наиболее подготовленную команду-победителя, набравшую
больше всех баллов, которая получить высокие оценки.
III. Новый материал..
Каждое государство имеет свои постоянные
отличительные знаки. Официальной эмблемой, символом государства являются герб,
гимн и государственный флаг. Свои государственные гербы, гимны и флаги имеют
все страны. Ему, как святыне, отдаются высшие государственные почести.
записываем в тетради: Официальной эмблемой, символом
государства являются герб, гимн и государственный флаг. Наша страна называется Россия, ее гербом
является золотой двуглавый орел на красном поле, флагом – бело-сине-красное
полотнище, гимном – торжественное музыкальное произведение, написанное на стихи
Михалкова..
История этих символов
самым тесным образом связана с историей нашего народа, нашей страны, каждого из
нас. Все эти символы отражают определенные духовно-ценностные и геополитические
традиции нации и государства, давая представление об историческом пути страны,
ее предназначении в мире и национальных ценностях. В большинстве стран
государственные символы (герб, флаг, гимн) понимаются как общенациональные и
объединяющие. Герб, флаг и гимн – это неотъемлемая часть государственного
суверенитета государства, его полной независимости во внутренних делах и проведении
внешней политики. Верность своим символам и способность пронести их сквозь века
составляют особую гордость и служат залогом преемственности исторической жизни
народов.
Сегодня мы
с вами познакомимся с историей наших символов, как и когда они появились, с их
символическим содержанием (толкование, объяснение,) как современных
Государственного герба и Государственного флага России, так и предшествующих.
1. Начнем
знакомство с символами с герба России, один из учащихся сегодня получил
опережающее задание и подготовил доклад о том , «история герба России»,
слушается доклад ученика, дополнения учителя, демонстрируются гербы России, на
столах учащихся лежит текст закона о «О Государственном гербе Российской
Федерации», (приложение 1.1).
2. флаг
России один из учащихся сегодня получил опережающее задание и подготовил доклад
о том , «что такое флаг России», слушается доклад ученика, дополнения учителя,
демонстрация флагов России, на столах учащихся лежит текст закона о «О
Государственном флаге Российской Федерации», (приложение 1.2)..
3. гимн
России один из учащихся сегодня получил опережающее задание и подготовил доклад
о том , «что такое гимн России», слушается доклад ученика, дополнения учителя,
на столах учащихся лежат тексты гимнов России (приложение 2), текст закона о «О
Государственном гимне Российской Федерации», (приложение 1.3).
IV.Интерактивная часть занятия
Итак, вы сейчас узнали много нового и
интересного о истории государственной символики России ну а теперь вы
поработаете командами, закрепим, новый материал, выполняя ряд заданий,
показывая ваши познания в этой теме.
1 задание , конкурс «Филлворд»
учитель:( каждая команда получает «волшебный» квадрат, вам нужно в предложенном
волшебном квадрате за определенное время найти и прочитать слова, которые имеют
отношение к нашему государству и его символике, побеждает команда нашедшая
больше слов).
О
|
Н
|
С
|
Т
|
И
|
Т
|
Я
|
К
|
С
|
Ф
|
Л
|
А
|
У
|
Ц
|
Г
|
Е
|
Р
|
Б
|
Г
|
Я
|
И
|
Р
|
П
|
Г
|
С
|
Е
|
Л
|
С
|
Е
|
Р
|
И
|
О
|
Р
|
И
|
Т
|
З
|
О
|
М
|
Н
|
А
|
Ц
|
О
|
И
|
Д
|
Е
|
Н
|
Т
|
И
|
Л
|
Ответы (флаг, герб, гимн, президент, конституция,
орел, столица)
2 задание «Собери герб России»
учитель:( каждая команда получает листочки с строками гимна России, но листочки
перепутаны, нужно правильно разместить строки гимна, задание на правильность и
быстроту»(команды получают по 1 куплету с припевом)
Твое достояние
на все времена
|
|
Могучая воля,
великая слава
|
Россия -
священная наша держава
|
Россия – любимая
наша страна
|
Братских народов союз вековой
|
Предками данная мудрость
народная
|
Славься, Отечество наше свободное
|
Славься страна! Мы гордимся тобой
|
Раскинулись наши
леса и поля
|
Хранимая богом
родная земля
|
От южных морей
до полярного края
|
Одна ты на
свете! Одна ты такая
|
Нам силу даёт наша верность Отчизне
|
Так было, так есть и так будет всегда
|
Широкий простор для мечты и для жизни
|
Грядущие нам открывают года
|
3 задание «где и
как могут быть использованы государственные символы России?»
учитель: ( каждая команда получает чистые листочки, и один из трех
государственных символов, вам нужно подумать и написать максимальное количество
вариантов, где и как, в каких ситуациях используется, встречаются ваш символ.
Задание на время)
4. кроссворд (резервное)
учитель:( каждая команда получает кроссворд, который нужно выполнить на
скорость)
2
1
|
г
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е
|
|
|
5
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
а
|
|
|
|
|
|
5
|
п
|
р
|
о
|
к
|
у
|
р
|
о
|
р
|
|
|
|
л
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ь
|
|
|
6
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
д
|
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 12
|
р
|
е
|
ф
|
е
|
р
|
е
|
н
|
д
|
у
|
м
|
|
|
13
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м
|
и
|
н
|
и
|
с
|
т
|
е
|
р
|
с
|
т
|
в
|
о
|
|
|
По горизонтали: 1. Особая форма организации
общества. 4.
Возможность влиять на деятельность людей. 5. Должностное лицо государства, осуществляющее
надзор за исполнением законов. 8. Устройство государства, объединение нескольких территорий,
обладающих определенной самостоятельностью. 11. Полотнище с эмблемой государства. 12. Всенародное
голосование. 13. Торжественная песня, символ государства.
14. Центральный орган государственного управления.
По вертикали: 1. Историческая дисциплина, изучающая гербы. 2. Общепризнанное
влияние лица, основанное на знаниях, достоинствах, опыте. 3. Крайне агрессивная форма
нетерпимого отношения
к другим нациям. 6. Стремление к отделению, обособлению. 7. Глава Русской
православной церкви. 9. Отличительный знак государства, изображаемый на
флагах, монетах, печатях.
10. Орган государства, рассматривающий гражданские и уголовные дела.
V.
Подведение итогов.
1. Что такое герб?
(Символ государства.)
2. Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный.)
3. Что такое флаг? (Символ государства.)
4. Кто изображен на Российском гербе? (Двуглавый орел.)
5. Сколько длится гимн России?
6. Кто автор и
композитор современного гимна России ?
7. Имеют ли другие
страны такие же символы?
8. Флаги каких стран
цветами похожи с Российским флагом?
9. Как ты относишься
к символам своей страны ?
Выводы по занятию.
Мы познакомились сегодня с главными символами нашего государства,
узнали, что к ним относиться, историю их появления и становления, где и как они
применяются, в чем их ценность для гражданина страны и каждого из нас.
Флаг, герб и гимн – главные символы любого государства, уважение и
защита чести которых главная задача любого гражданина страны.
В заключение хочу прочитать
вам стихотворение С.Синицына
Берегите Россию –
нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!»
VI. Домашнее задание
Нарисовать герб, флаг
вашей семьи, придумать гимн вашей семьи
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.