Главная / ИЗО, МХК / Конспект урока «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Скопинская керамика». 5 класс.

Конспект урока «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Скопинская керамика». 5 класс.

Тема урока: «Народные промыслы. Их истоки

и современное развитие. Скопинская керамика». 5 класс.


Цель и задачи урока урока:


  • познакомить учащихся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства;

  • беседа о красоте скопинской керамики;

  • дать учащимся сведения об истории возникновения и развития традиционного промысла;

  • рассказать о современном состоянии промысла, его лучших мастерах, демонтрация их работ;

  • дальнейшее формирование навыков, умений и знаний рисования по памяти, по представлению;

  • дальнейшее развитие у учащихся изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного.


Оборудование:

  1. Изделия скопинской керамики.

  2. Фотографии керамических сосудов, кувшинов.

  3. Репродукции скопинской керамики из книги «Областной Рязанский музей».

  4. Фотографии из музея скопинской художественной керамики (г.Скопин).

  5. Методическая таблица «Географическое расположение г.Скопина».

  6. Методическая таблица «Тематическое разнообразие скопинской керамики».

  7. Методическая таблица «Поэтапное построение кувшина».


План урока:


  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы урока, цели урока.

  3. Беседа о произведениях народного прикладного искусства.

Выступление учащихся — поисковой группы.

4. Объяснение учителя — постановка учебной задачи, работа с

методическими таблицами.

5. Самостоятельная работа учащихся над выполнением наброска

декоративного кувшина или квасника по мотивам скопинской

керамики.

6. Итоги урока. Анализ работы учащихся. Домашнее задание.

Для учителя:

1. Географическая карта (месторасположение г.Скопина).

2. Методическая таблица «Скопинская керамика» .

3. Иллюстрации изделий скопинской керамики.

4. Методическая таблица «Поэтапное построение кувшина».

Литература к уроку:

  1. Богуславская И.Я. «Русская глиняная игрушка».

  2. Неменский Б.М. «Мудрость красоты», Москва «Просвещение». 1987.

  3. Салтыков А.Б. «Русская народная керамика».

  4. Е.Ю.Ежова «Декоративно-прикладное искусство Рязанского края»,

Рязань. Издательство РГПУ. 1997.

Ход урока.

Учитель: Прежде чем объявить тему урока, я хочу задать вам загадку.

Был я копан,

Был я топан,

Был я на кружале,

Был я на базаре.

Семью кормил,

Стар я стал,

Выбросили в поле,

Птицы не клюют,

Звери не едят.

Что это? (кувшин)

В волшебных сказках, действие которых происходит в тридесятом царстве, в тридесятом государстве, герои не только наделены сверхъестественной силой, но и владеют чудесными предметами: шапкой-невидимкой, ковром-самолетом и т.д.

Силой народной фантазии обычные предметы превращаются в необычные.

Такое же волшебное превращение обычных предметов в необычные мы встречаем и в творчестве народных мастеров — создателей фигурных сосудов.

Чудо-сосуды народных мастеров гончарного искусства продолжают жить и сегодня в г.Скопине на нашей Рязанской земле.

Выставка изделий скопинских мастеров

Ученик 1.

Скопин — город, районный центр. Живописно расположенный на левом берегу реки Верды. От Рязани до Скопина автобусом — 135 км.

Учитель: Исследователи утверждают, что гончары в окрестностях

Скопина жили еще в XII веке.

Ученик 2.

Скопин известен с XII века, хотя несомненно существовал значительно раньше. Он именовался как Остожёк, т.е. не большое укрепление, крепость. Во второй половине XVIIв. - Скопинская слободка, ас 1663 года — Скопин. В основе названия города — прозвище Скопа, принадлежавшее первопоселенцу или одному из владельцев селения. Скопой также называется один из видов хищных птиц. Прозвище Скопа носил князь Шуйский в XVI веке, от которого пошла княжеская ветвь Скопиных-Шуйских.

Ученик 3.

А еще есть версия, то Скопин назван от слова «скоплять», так как он является центром скученных крупнейших селений.

Учитель: В XIX веке гончарное производство сосредоточилось уже водном месте, на краю Скопина, в слободе Подзаводы. Делали мастера только «синюшки» — самую простую глиняную посуду без поливы, секрета которой не знали. Да еще лепили в виде зверюшек, птиц и всадников, за что прозывались в народе «свистушники».

Стояла эта продукция копейки, и жили мастера худо.

А липецкие, украинские мастера выставляли свою поливную жарко сияющую, разноцветную посуду на ярмарке в Рязани в Петров или Иванов день, или в Москве на вербной недели. Покупатель к ним валом валил, а на «синюшки» — никакого внимания.

С липецкой поливы, говорят, все и началось. Старик Иван Оводов надумал вдруг послать в Липецк своего сына Федора. Это было в 50-х годах XIX века. Старик знал кого послать, знал, что Федор ночей спать не будет, а до последней тонкости все про цветные глазури разведает.

...не успел Федор Оводов вернуться, после долгого отсутствия, как на их воротах появился никогда в Скопине не виданный, словно стеклом облитый, ярко-желтый лев.

Одну ногу лев на шар положил, в разинутой пасти клычищи горят, а глаза выпученные, на гриве чуть не каждый волосок различим (показ рисунка и фотографии). А Федор удумал: он сырую глину через редкий холст пропустил, вроде теперешней вермишели из нее сделал, да и налепил эту «вермишель» на льва, да глазурью покрыл.

В русском народном искусстве начало фантастической фигурной керамике положили именно Оводовы.

Обычный скопинский горшок или крынка стоили на базаре от 3до 5 копеек, это уже поливные. А фигурки — шли по1,5 или по 2, а то и по 3 рубля за штуку. Деньги по тем временам большие, и интересно,что назначили эти цены сами покупатели, а в первую очередь богатые московские господа.

Случалось,что коллекционеры целыми возами их покупали.

И как ни старались Оводовы утаить рецепт приготовления цветной глазури, а вскоре и в других домах появились глазированные кувшины, сосуды, фигурки.

Строгали свинцовые чушки - готовили гнёт. Потом свинцовые стружки толкли в порошок, единожды обожженную посуду мазали дёгтем, обсыпали эти порошком и снова обжигали — она покрывалась бесцветной стекловидной коркой. Чтобы получить коричневую глазурь в порошок добавляли окись марганца, зеленую — окись меди, желтую — окись железа. От пропорции этих соединений зависела яркость цвета, а оттого как смолот свинец — плотность глазури.

Так как трудились скопинские мастера в избах, то горны были прямо за избой, чтобы зимой не выходить на мороз. И не было никаких вытяжек, что скоро обернулось для скопинцев тяжелыми отравлениями и болезнями глаз и дыхательных путей. Но что было делать, от нужды и не на такое решишься.

Земли вокруг Скопина голые, развалистые. Слегка холмистые, без лесов. А говорят, что когда-то были в дремучих лесах. И речки Веда, Проня, Галина, протекающие поблизости, были вроде не такие узкие и мелкие и птица скопа селилась — огромный речной охотник. Белогрудый, с темными рябыми крыльями. Желтыми глазами. Питалась только крупной рыбой.


Ученик 4.

Птица Скопа — внесена в Красную книгу. Она имеет широкое распространение. Встречается вблизи водоемов. Скопа- элегантная, крылья острые и длинные — общая длина 55 — 60см. Масса птицы 1,3 — 1,9кг.Нижняясторонажелтовато-белая, с бурой полоской через зоб, по бокам белой головы черные полоски, на затылке небольшой хохолок. Спина бурая. Глаза желтые. На многих языках мира Скопа зовется «рыболовкой», поскольку ест только рыбу. Она — хищник, когти длинные, острые, круто изогнутые. (Показ рисунка).

Учитель: Получается, что и название город получил от этой птицы. Скопа стала для здешнего народа символом этих зеленых богатств, вошла в герб города (показ фото), а с начала этого века заняла первое место в скопинской керамике. Ее стали лепить и отдельно, и в виде кувшинов. (Показ фото).

Скопинскую керамику изучали по немногу. В 1948 году в Скопин приехали работники научно-исследовательского института художественной промышленности. Из бывших гончаров только двое решили попробовать: пенсионер Михаил Иванович Тащеев да недавний фронтовик Михаил Михайлович Пеленкин.

Большие залежи высоко качественной светло-жгучейся глины послужили базой для создания в Скопине гончарного производства. В 1934 году в Скопине была артель «Керамика», объединившая мелкие разрозненные мастерские, выпускавшая гончарную посуду. Несколько позже был построен новый керамический цех. Появились механические гончарные круги.

После войны в 1954 году при фабрике художественных изделий организовали керамический цех. И дело пошло. Взяли учениц. Всего двадцать человек (шлифовальщицы, глазировщицы, кочегары). Тематика изделий была разнообразная — птица, лев, медведь и мн. др. В сентябре 1971 года, в связи с укрупнение предприятий, цех художественной керамики вошел в ведение Скопинского кирпичного завода. К 1976 году выпуск керамических изделий на предприятии возрос в 9 раз.

В настоящее время традиции гончарства Скопина продолжают художники Скопинского завода художественной керамики, где мне довелось побывать. Предлагаю вам посмотреть фотографии, сделанные в цехе художественной скопинской керамики и музее при фабрике. (Показ фотографий).

Думаю, что наше знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства Скопина оставит и в вашей душе добрый след.


Предлагаю вам, ребята, сделать эскиз фигурного сосуда, кувшина, квасника по мотивам скопинской керамики. (Работа учителя с методической таблицей).

При выполнении работы вы должны соблюдать следующие правила:

1. Определить форму фигурного сосуда (кувшин,кружка, солонка и т.д.),

в которой должны сочетаться скульптурное начало и функциональность

вещи);

  1. Определить композиционное положение листа.

  2. Наметить короткими штрихами крайние точки объектов по высоте и ширине на плоскости листа бумаги.

4. Нанести осевую линию и общее очертание объекта.

  1. Прорисовать и уточнить отдельные пропорции изображаемого

предмета.

  1. Цветовое решение работы (передача акварелью, гуашью материальности предмета).

Если урок рассчитан на один учебный час, то 6-е задание можно задать на дом.

Учитель: Основа скопинских сосудов в форме упрощенной фляги «вытачивалась» на гончарном круге, а лепные детали выполнялись вручную и затем приделывались к сосуду. Об этих лепных деталях следует сказать особо. Гончары были духовно богатыми людьми, способными чувствовать красоту родной природы. Они сумели увидеть и красоту играющей на солнце в речной заводи рыбки, и грациозность извивающейся змеи, и трепет крыльев птицы, и шелковистость гривы льва. Их фантазии не было предела: придумали сказочное существо Полкана, птицу Скопу с огромным размахом крыльев, Кентавра, заморских птиц и зверюшек. (Показ фотографий). Мне тоже хочется, чтобы вы, ребята, проявили свою фантазию свое творчество, работая над эскизом.


Обход класса. Фронтально-индивидуальная работа с учащимися. Показ интересных работ.


Итоги урока.

Итоговое слово учителя: Вот и подошел к концу наш урок. Думаю, что рассказ о городе Скопине — о городе рожденья народных талантов, сказок гончарных рассвет, как сказал о родном городе поэт Николай Клюев, и его знаменитых жителях-гончарах вам запомниться надолго.


Для 2-го урока:на следующем уроке мы с вами поговорим о современных мастерах, которые успешно развивают традиции и приемы старых гончаров и о цветовом решении ваших эскизов.






Конспект урока «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Скопинская керамика». 5 класс.
  • ИЗО, МХК
Описание:

Конспект урока изобразительного искусства на тему «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Скопинская керамика». 5 класс. 

 

Цель и задачи урока урока:

 

  • познакомить учащихся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства;

  • беседа о красоте скопинской керамики;

  • дать учащимся сведения об истории возникновения и развития традиционного промысла;

  • рассказать о современном состоянии промысла, его лучших мастерах, демонтрация их работ;

  • дальнейшее формирование навыков, умений и знаний рисования по памяти, по представлению;

  • дальнейшее развитие у учащихся изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного.

 

 

 

Автор Вьюгина Наталья Юрьевна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1701
Номер материала 7699
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓