Главная / Русский язык и литература / Конспект урока на тему "Соловей и Роза"

Конспект урока на тему "Соловей и Роза"

Урок литературы в 6 классе учителя русского языка и литературы



Тема: Оскар Уайльд. Философское значение сказки «Соловей и Роза».



Ход урока


Цели:


1)Познакомиться с личностью английского писателя — символиста О. Уайльда;

2)Проанализировать философское значение символической сказки «Соловей и Роза»;

3)Раскрыть смысл символических образов сказки;

4) Развивать умения выделять основные средства создания художественного образа;

5)Воспитать правильное отношение к чувству любви.


Теория литературы: сказка, символ, сравнение.

Оборудование и наглядность:

Портрет О.Уайльда

поэт

романист

драматург

публицист


Ход урока.

1.Сообщение учащегося о жизни О.Уайльда.

О.Уайльд был не только писателем, но и поэтом, романистом, драматургом, публицистом.

О.Уайльд - это человек с очень нелегкой судьбой, но сумевший сохранить в своем сердце, душе прекрасные, высокие, чистые чувства и подарить их своим читателям.

Сегодня мы обратимся к одной из самых прекрасных его сказок «Соловей и Роза»

2.Беседа.- Что называется сказкой?

В чем заключается фантастичность этого произведения? (Говорящие звери, птицы, насекомые, цветы)

-Все персонажи сказки символичны.

-Что называется символом? (Символ-это такой троп, который не называет предмет или явление, а лишь указывает на него, допуская многозначность его восприятия)

-Назовите символические персонажи этой сказки?

Итак, обратимся к тексту сказки.


-Охарактеризуйте Студента в начале сказки? (Он влюблен, страдает, переживает, что нет Красной розы, которая сделала бы его счастливым)

-Почему Соловей решил, что это «настоящий влюбленный»? ( описание внешности)

Какая высокая цена любви! Дороже изумруда, жемчуга, опала. Воистину — это чудо: она вызывает и радость и страдания.

-Почему Соловей так обрадован, что встретил влюбленного человека? (Не каждому дано испытать это чувство, поэтому это так дорого).

-Почему из всех птиц, насекомых только Соловей откликнулся на страдания Студента и понял их? (Так как сам поет о любви в прекрасную весеннюю пору, пору любви, хорошо знал цену любви).

Учитель:Таинственное чувство любви нашло отклик в чуткой душе маленькой птички.

-Как проявилась чуткость души Соловья? (полетел искать Красную розу к Розовому кусту)

-Читать разговор Розового куста и Соловья по ролям.

Учитель: Мы говорили о высокой цене любви, сравнивали ее с драгоценными камнями. Но какая цена любви в решении Соловья? (дороже жизни)

И эта маленькая птичка согласилась отдать свою жизнь ради того, чтобы расцвела красная роза.

-Как называется это чувство?

Самопожертвование — готовность пожертвовать собой, ради других.

Хотя Соловей — осторожная, пугливая птица.

Красная Роза могла появляться только благодаря чуткому, любящему сердцу Соловья.

-О чем просит Соловей Студента перед тем, как расцветет Роза?

(«...будь верен своей любви...»)

- Как понимаете эти слова?

(Сохранить красоту и возвышенность своего чувства, т. к. нет ничего выше любви и испытать ее может не каждый)

-Каков цвет любви?(Пламени).

- Почему?

-Какие глубокие философские мысли принадлежат небольшой птичке с непримечательной внешностью?

- Какими качествами наделена эта птичка?

(Отзывчивое сердце, способность к самопожертвованию — все эти качества принадлежат небольшой птичке с непримечательной внешностью.

Но писатель утверждает, что внутренняя и внешняя красота неразделимы, даже если они противоречат друг другу. Если душа красива — красива и внешность). Удивительны и песни Соловья. Послушаем запись пения соловья)


-Какой изобразительный прием использовал писатель, изображая песню Соловья? (Сравнение)

Послушаем небольшой отрывок из цикла «Времена года» А.Вивальди «Май».

-Понятна ли Студенту завораживающая музыка Соловья? Кого он видит в Соловье? ( мастера формы и сомневается в искренности его чувств)

-Чем душа Студента не похожа на душу Соловья? (Она нечуткая, черствая,а сердце эгоистичное. Нет чувства красоты, возвышенности чувств.)

-Какую сцену, эпизод можно считать кульминационным? (Эпизод пения в лунную ночь).

Выразительное чтение отрывка «Когда засияла…»

-О какой любви пел Соловей? (О той, что выше смерти, которая побеждает саму смерть)

-В каком символе воплотилось это великое чувство? (в алой розе) «И сказала...»

-Найдите оттенки красного цвета( Алый, ярко — красный)

-С чем связан такой цвет красной розы?

(С обагриванием ее кровью Соловья)

Учитель: Символ — это путь в бесконечность....

Напишите свои ассоциации с этим словом:

роза -

Соловей -

-Какие качества Соловья сотворили чудо: спасли любовь? (Отзывчивость, искренняя вера в любовь, чуткость сердца)

Учитель: таким образом, таинственное чувство любви нашло отклик не в душе человека, а в душе птички Соловья, который искренне верил, что чуткое сердце и искренняя вера в любовь способны открыть удивительный мир счастья. Но любовь хрупка, как прекрасная роза, поэтому надо стараться сохранить красоту и возвышенность своего чувства.

Домашнее задание: объясните, что понимает под любовью О.Уальд.


Конспект урока на тему "Соловей и Роза"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели:

 

1)Познакомиться с личностью английского писателя — символиста О. Уайльда;

2)Проанализировать философское значение символической сказки «Соловей и Роза»;

3)Раскрыть смысл символических образов сказки;

4) Развивать умения выделять основные средства создания художественного образа;

5)Воспитать правильное отношение к чувству любви.

 

Теория литературы: сказка, символ, сравнение.

Оборудование и наглядность:

Портрет О.Уайльда

поэт

романист

драматург

 

публицист

Автор Вейисова Елнара Гумбатовна
Дата добавления 30.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 899
Номер материала 55303
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓